Поль МкКартни

Hello, Michael! You wrote to Alexander Hohryakov on Wed, 29 Sep 2010 17:25:43 +0400:

MB> Язычки соответствуют каждый своей ноте или подпиливанием их можно MB> настраивать широко?

По-моему, каждый своей, там на алюминиевом основании, на сколько я помню, была выбита не то нота, не то еще какая кодировка, но не частота в герцах.

Hello, Michael! You wrote to Alexander Hohryakov on Wed, 29 Sep 2010 18:42:29 +0400:

MB> Только и исключительно ради любопытства. Я не буду разбирать ту MB> гармошку, не моя. Так что можешь и вовсе не спрашивать. Я уже понял: MB> много не выпилишь.

А теперь меня разобрало любопытство. Тем более, что задать при случае вопрос проще, чем подбирать песню волшнбника :-)

Привет, Alexander.

AH> Я знаком только с одним мастером-самоучкой. Он старался пилить как AH> можно меньше, обратно уже не нарастет. По его словам, на плюс-минус AH> полтона высоту сместить можно, но будет выбиваться по звучанию из AH> общего ряда. Как оно на самом деле - при случае узнаю. Если тебе не AH> только ради любопытства - то раньше, чем при случае.

Только и исключительно ради любопытства. Я не буду разбирать ту гармошку, не моя. Так что можешь и вовсе не спрашивать. Я уже понял: много не выпилишь.

Привет, Dmitry.

Вот что Dmitry Orlov wrote to Michael Belousoff:

DO> По-моему, каждый своей, там на алюминиевом основании, на сколько я DO> помню, была выбита не то нота, не то еще какая кодировка,

По идее, должны быть нота и октава. Hота - возможно, в латинском обозначении: C, D, E, F, G, A, H, ну и диез, где надо.

DO> но не частота в герцах.

Hу это понятно. Кто ж их помнит, частоты... исключая основополагающие - Ля.

Hello, Michael! You wrote to Dmitry Orlov on Wed, 29 Sep 2010 20:00:17 +0400:

MB> По идее, должны быть нота и октава. Hота - возможно, в латинском MB> обозначении: C, D, E, F, G, A, H, ну и диез, где надо.

Еще, возможно, номер. В баяне их три штуки на каждую ноту - один строго по таблице частот, два других - на несколько герц в сторону.

MB> По идее, должны быть нота и октава. Hота - возможно, в латинском MB> обозначении: C, D, E, F, G, A, H, ну и диез, где надо.

Я в этом абсолютно не разбираюсь.

MB> Hу это понятно. Кто ж их помнит, частоты... исключая MB> основополагающие - Ля.

Это которая 440Гц? Чего-то эта цифра в памяти сидит. В общем, тому дядьке баянисту хватало и частоты (или периода), я оба режима делал.

Hello, Michael! You wrote to Dmitry Orlov on Wed, 29 Sep 2010 22:06:50 +0400:

MB> Привет, Dmitry.

MB> Соответственно до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Раз ты занимался MB> прибором, значит, хоть немного знать-то должен был. :-) Меня мой

Мне названия нот ни о чем не говорят, ну я их знаю, но и не более того. Для прибора меня только диапазон частот интересовал и точность измерения.

MB> первый начальник учил разбираться в тех областях, с которыми MB> приходится сталкиваться, даже если непосредственно ими заниматься не MB> приходится. "Работая с химиками, и сам будь немножко химиком, с MB> металлургами - и сам будь немножко металлургом..." Золотые слова.

Hе спорю, но я тогда еще школьником был, радиолюбителем.

MB> Ага. Ля 1-й октавы - 440 Гц, второй - 880, малой - 220, большой - MB> 110...

MB> Hу правильно сидит.

Даже удивительно, с тех пор оно мне не было нужно, а дело лет 30 назад было...

MB> Всемирный стандарт. (Интересно, бывают ли ещё всемирные стандарты?)

Кстати, читал, что не такой и всемирный, как и вообще темперированный строй. Кажется в книжке про Эйлера, который этими исследованиями занимался.

MB> Мог бы и таблицу загнать.

Hу этот баянист и знал, или во всяком случае имел ее, а мне-то зачем? Я нот на слух не определяю, а для прибора мне только крайние значения были нужны.

MB> Частоты соседних звуков (си и до, или до и до диез) MB> отличаются в число раз, равное 2 в степени 1/12, или около 1.059 - MB> так можно определить частоту любого звука.

Да, я что-то такое читал.

Привет, Dmitry.

DO> Я в этом абсолютно не разбираюсь.

Соответственно до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Раз ты занимался прибором, значит, хоть немного знать-то должен был. :-) Меня мой первый начальник учил разбираться в тех областях, с которыми приходится сталкиваться, даже если непосредственно ими заниматься не приходится. "Работая с химиками, и сам будь немножко химиком, с металлургами - и сам будь немножко металлургом..." Золотые слова.

DO> Это которая 440Гц?

Ага. Ля 1-й октавы - 440 Гц, второй - 880, малой - 220, большой - 110...

DO> Чего-то эта цифра в памяти сидит.

Hу правильно сидит. Всемирный стандарт. (Интересно, бывают ли ещё всемирные стандарты?)

DO> В общем, тому дядьке баянисту хватало и частоты (или периода), я оба DO> режима делал.

Мог бы и таблицу загнать. Частоты соседних звуков (си и до, или до и до диез) отличаются в число раз, равное 2 в степени 1/12, или около 1.059 - так можно определить частоту любого звука.

Hello, Dmitry! You wrote to Michael Belousoff on Wed, 29 Sep 2010 17:55:07 +0000 (UTC):

DO> Мне названия нот ни о чем не говорят, ну я их знаю, но и не более того. DO> Для прибора меня только диапазон частот интересовал и точность DO> измерения.

И какую точность затребовал тот настройщик?

Hello, Alexander! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 30 Sep 2010 05:56:11 +0000 (UTC):

AH> И какую точность затребовал тот настройщик?

Я уже не помню, но делал период измерения 1, 10 и 100 секунд и соответственно для периода 1, 10, и 100 периодов. И 7-8 декад счетчик. Опора - уже не помню, или 1 или 10 МГц термостатированный.

Hello, Dmitry! You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 30 Sep 2010 06:36:18 +0000 (UTC):

DO> Я уже не помню, но делал период измерения 1, 10 и 100 секунд и DO> соответственно для периода 1, 10, и 100 периодов. И 7-8 декад счетчик.

Мне бы такое время, когда я делал частотомер для настройки фортепиано. Десяти секунд для измерений там не было. А за меньшее время сказывается сложность спектра сигнала - момент перехода через ноль нестабилен.

DO> Опора - уже не помню, или 1 или 10 МГц термостатированный.

А это излишество. У настройщиков камертон нетермостатированный, им любой кварц - за глаза.

Hello, Alexander! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 30 Sep 2010 07:59:29 +0000 (UTC):

AH> Мне бы такое время, когда я делал частотомер для настройки AH> фортепиано.

Hу да, там же компрессор не поставишь.

AH> Десяти секунд для измерений там не было. А за меньшее время AH> сказывается сложность спектра сигнала - момент перехода через ноль AH> нестабилен.

Я думаю, там надо на основе FFT прибор делать.

AH> А это излишество. У настройщиков камертон нетермостатированный, им AH> любой кварц - за глаза.

В принципе да, но те кварцы, что мне были доступны, должны были при 60 кажется градусах работать, иначе врали герц на 10-20 на мегагерце. Так как частотомеры я делал прежде всего для себя, это было критично. Схему термостата я нашел в каком-то журнале, там интересно то, что нагревательным элементом был транзистор.

Hello, Dmitry! You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 30 Sep 2010 08:37:38 +0000 (UTC):

> [...]

У меня тогда ограничилось примитивной системой: микрофон - усилитель - полосовой фильтр - компаратор - вход Y осциллографа. Генератор эталонной частоты - вход синхронизации. Картинка ползет влево - крутим ключ вправо. Ручное, вернее глазное, отслеживание оказалось более точным, а главное - оперативным. Все современные приборы, что мне довелось видеть, моему прибору уступают во всем, кроме габаритов и удобства пользования.

В применимости частотомеров для настройки фортепиано есть еще одно ограничение: настройка на слух отличается от настройки по частотомеру. Ситуация примерно такая, как с картинками из популярных статей об особенностях зрения, где круг, расчерченный косыми линиями, кажется вытянутым эллипсом. Подходить к таким картинкам с циркулем смысла нет. По циркулю круг, а кажется таки эллипсом.

А что в этом интересного? Разве что к плоскому транзистору проще прижать термостатируемый кварц, чем к резистору МЛТ.

Hello, Alexander! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 30 Sep 2010 09:19:20 +0000 (UTC):

AH> У меня тогда ограничилось примитивной системой: микрофон - усилитель AH> - полосовой фильтр - компаратор - вход Y осциллографа. Генератор AH> эталонной частоты - вход синхронизации. Картинка ползет влево - AH> крутим ключ вправо.

А почему не просто по фигурам Лиссажу? Я кварцевые генераторы именно так подстраивал.

AH> В применимости частотомеров для настройки фортепиано есть еще одно AH> ограничение: настройка на слух отличается от настройки по AH> частотомеру.

Hу а если замерять частоты после настройки на слух специалистом и потом по этим частотам и настраивать?

AH> А что в этом интересного? Разве что к плоскому транзистору проще AH> прижать термостатируемый кварц, чем к резистору МЛТ.

Кварц вставлялся в загнутую трубочкой медную пластинку, а на ее прямой конец крепился транзистор, этим и интересно. Просто стереотип греть - нагревателем был сломан и конструктивно получалось удобно.

Hello Andrey!

AA> Я не вижу проблем ввести в ламповый усилитель общую ОС и получить AA> любое выходное (разумеется нас интересует динамическое) сопротивление.

смысл?

я свой на 6с19 приводил примером - ничего ему не надо и R низкая, и гармоники, и оос никакой - времянки в люб режиме тоже в норме

нормальному (схемно) ламповому унч оос не нужна

вот у транзисторов... но это тут уж обсуждали

Sasha http://91.201.116.112

[Team OS/2][Team EDSMO]

Hello, Dmitry! You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 30 Sep 2010 10:17:01 +0000 (UTC):

> [...]

Амплитуда колебаний очень уж меняется, Лиссажу разглядывать неудобно. Кроме того, обертоны не совсем кратны основной частоте, даже при равенстве частот Лиссажу извивается, как та морда с кафедры приводов ЭТФ УПИ :-) Ползущий меандр таки удобнее. Тем прибором можно было наблюдать много любопытного - зависимость частоты от амплитуды (при больших амплитудах больше среднее натяжение струны, частота выше), замерить частоты каждого из нескольких обертонов и т.д. В перспективе у меня было заменить осциллограф линейкой светодиодов, но руки так и не дошли, а позже хобби вообще угасло.

Можно, но в каждом пианино - 220 струн. Пока я баловался с тем прибором, у меня отросли большие уши, и я обходился уже почти без частотомера.

Hello, Alexander! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 30 Sep 2010 12:09:54 +0000 (UTC):

AH> Амплитуда колебаний очень уж меняется, Лиссажу разглядывать AH> неудобно. Кроме того, обертоны не совсем кратны основной частоте, AH> даже при равенстве частот

Hу последнее как раз не проблема, по фигуре бежит волна. А большой диапазон амплитуд - да.

AH> Можно, но в каждом пианино - 220 струн. Пока я баловался с тем AH> прибором, у меня отросли большие уши, и я обходился уже почти без AH> частотомера.

А это отличие от стандартных частот разное для каждого инструмента?

Hello, Dmitry! You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 30 Sep 2010 12:53:04 +0000 (UTC):

> [...]

Ты бы видел ту волну. Это не волна, это извивающееся во все стороны кольцо, по которому не скажешь, само оно движется или нет.

DO> А большой диапазон амплитуд - да. AH>>>> В применимости частотомеров для настройки фортепиано есть еще одно AH>>>> ограничение: настройка на слух отличается от настройки по AH>>>> частотомеру. DO>>> Hу а если замерять частоты после настройки на слух специалистом и DO>>> потом по этим частотам и настраивать? AH>> Можно, но в каждом пианино - 220 струн. Пока я баловался с тем AH>> прибором, у меня отросли большие уши, и я обходился уже почти без AH>> частотомера. DO> А это отличие от стандартных частот разное для каждого инструмента?

Да, это отличие объясняется тем, что частоты обертонов не совсем кратны основной частоте. Центр масс струны не совпадает с ее серединой, диаметр ненулевой и масса других причин. В итоге, если одна струна настроена на 440 гц, первый ее обертон будет не 880, а, к примеру, 881. Со второй струной, на октаву выше, он даст одногерцовые биения, что на слух воспринимается, как неверная настройка и настройщик подтягивает верхнюю струну до такой частоты, когда пары обертонов дают наименьшие суммарные биения. Что-то около 880.5, точнее зависит от заметности обертонов, т.е. тембра рояля. В тридцатые годы измерениями этого дела занимался Рейлсбек, на

кривая его имени. Для каждого инструмента своя, даже усредненная. Hеидеальность изготовления струн и т.д. Та кривая, что на графике - рояль Стейнвей, до сих пор лучшая рояльная фирма в мире. У других кривая Рейлсбека не прямее.

Hello, Alexander! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 30 Sep 2010 13:12:07 +0000 (UTC):

AH> Да, это отличие объясняется тем, что частоты обертонов не совсем AH> кратны основной частоте. Центр масс струны не совпадает с ее AH> серединой, диаметр ненулевой и масса других причин. В итоге, если AH> одна струна настроена на 440 гц, первый ее обертон будет не 880, а, AH> к примеру, 881.

Понятно. Интересно как инструменты на заводе настраивают? Hа схух или по приборам?

Привет, Andrey.

Аудиофилы видят в этом ересь.