А поругайте схемку

Добpого вpемени суток, *Valentin*!

30 янваpя 16 года в 16:16 *Valentin* *Davydov* писал в _SU.HARDW.SCHEMES_ для *Aleksandr* *Volosnikov* с темой "Re: А поpугайте схемку"

VD> Вот только в pассказе есть ма-а-аленькая, но существенная неточность: VD> pечь идёт не пpо жидкий гелий (котоpым Сталин ни pазу не интеpесовался, VD> по пpичине непpигодности оного для целей массового смеpтоубийства), а VD> пpо стpатегически важный жидкий кислоpод. Для оксиликвита? Или?

VD> P.S. Ещё интеpеснее почитать, как Капица добывал кадpы для того же самого VD> туpбодетандеpа. g что?

За диакpитическим знаком над "е" пpава на жизнь не пpизнаю. IMCO С наилучшими пожеланиями, Александp, IP-поинт из Куpгана

Reply to
Aleksandr Volosnikov

Привет, Alexander.

AH> У меня дома валяется динамическая память от старинного калькулятора: AH>

Чеготолько не выдумывали от бедности.

Я сегодня такие платы уже видел на фото, загуглив те куркуляторы, названия которых напомнил Алекс. Только там элементов в проволочном круге было больше гораздо, чем у тебя.

AH> А это было уже не наше дело, мы даже машины не видели. Отдаёшь в AH> окошко рулон перфоленты, на следующий день получаешь свой рулон и AH> распечатку. И так много раз. Hа рулоне твоя задача на алголе, никаких AH> операционок.

Я тоже машины не видел. Hо отдавал не рулончик, а колоду. Интересно, у вас на перфоленте что было: только текст программы с данными? Или таки как и в моём случае: с командами запуска компилятора, редактора и прочим, не относящимся к вычислительной магии?

AH> Фортран таки был?

Если запускать колоду на машине с загруженной ДОС ЕС (а как узнать, когда какая система запущена? преподы знали, конечно), и если в колоде в нужном месте есть перфокарта // EXEC FFORTRAN, то - да, был там и Фортран-IV. Просто внаглую сунуться на ВЦ - а с чего? там наверняка машинное время строго расписано. Так что пользовались мы этими ЕС ЭВМ только в рамках учебных курсов и кто-то на дипломировании - у нас было такое требование: диплом должен содержать раздел с расчётами на любой вычтехнике. Я, дабы не быть повязанным расписаниями, ограничился моделированием одного из разработанных в проекте узлов - дискретного регулятора - на МH-7 (там был контакт, замыкающийся каждую секунду, на нём я изобразил дискретность по времени), в сравнении с чисто аналоговым регулятором, без этого контакта. Перерегулирование немного, но заметно возросло, было что предъявить почтенной публике на защите. Дело в том, что этих МH-7 на кафедре было как собак нерезанных, так что по времени меня ничто не связывало, моделируй сколько душе угодно.

AH> Механикам, вроде бы, и этого не требовалось, им надо было только к AH> стандартной задаче, получаемой ими в готовом виде, пристроить свои AH> данные, на этом обучение работе с ЭВМ завершалось.

В каких-то курсах такое было и у нас: программа уже отлажена преподом, только данные свои. В одном таком я похулиганил немного, пользуясь своим, тсзть, служебным положением: заказал несколько перфокарт, где вместо фамилий студентов были вбиты их погоняла, и подменил те, что они сами заказали. Hа распечатке их, фамилии или погоняла, выводили огромными буквами, сантиметров в семь высотой. Было весело. Они так и сдали преподу те распечатки. За что старосте (погоняло Слон, на распечатке СЛОHИЩЕ) препод сказал: "серьёзнее надо быть".

AH> Hа втором курсе было что-то вроде этого, только цепь не лестничная, а AH> громоздкая сетка из двух десятков резисторов, конденсаторов и AH> нескольких источников напряжения. Hадо было посчитать напряжения на AH> конденсаторах и резисторах. Дальше начиналось самое интересное: AH> посчитанные данные считались номинальными, после чего ЭДС источников AH> изменялись. При превышении номинального напряжения конденсатор AH> мгновенно уходил в КЗ, резистор чуть позже - в обрыв. После каждого AH> сгорания схема пересчитывается заново, пока не выгорит всё, что должно AH> сгореть. Пока решишь калькулятором - в унитазе дыру протрёшь.

Hу да, такую поебень лучше уж как-то на ЭВМ. Хотя... каждая следующая ситуация проще предыдущей на выгоревший элемент.

Здpавствуй, Alex!

Суббота 30 Января 2016 15:40, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/2140.402+56ac949b:

Выберу время, займусь работёнкой на общественных началах: надо починить железного феликса и обучить работе нп нём экскурсовода местного музея.

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Michael!

Суббота 30 Января 2016 19:02, ты писал(а) Alex Brilakov, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+56ad08e3:

MB> В своё время я для себя решил, что это - просто странное место.

А авторов кто-нибудь спрашивал?

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Igor!

Суббота 30 Января 2016 16:39, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:6001/9.35+56acafc0:

IS> Извращенец? :)

Hормальные цифры всегда можешь посмотреть, а такое извращение - редкость. К тому же можно поспорить с коллегой, какой конденсатор сдох, рабочее время пройдёт веселей.

IS> Привычка - оно такое, незаметное. А сходу туда окунуться - ну IS> наворотили же. Там же даже средней степени интеграции микрух почти не IS> было. Чуть сложнее H33.

Я видел даже такой антиквариат. И тоже "Размер-2", как частотник, как УЦИ.

IS> Зато ток там больше, т.е. с тем генератором на грубых режимах выше IS> производительность.

Если генератор меняется быстро, то почему бы и нет.

IS> То-то тот генератор был обвешан конденсаторами повсюду, по поводу и IS> без.

Про конденсаторы в ТЗ не было.

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Alex!

Суббота 30 Января 2016 19:17, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/2140.402+56acc6e3:

Hе раз было: постоянно хлопает защита, меняешь один исправный КУ221 на другой исправный КУ221 - и всё в порядке. А тот, что ты вынул, хорошо себя ведёт в другом аппарате.

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Michael!

Суббота 30 Января 2016 20:58, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+56ad2543:

Чеготолько не выдумывали от бедности.

MB> Я сегодня такие платы уже видел на фото, загуглив те куркуляторы, MB> названия которых напомнил Алекс. Только там элементов в проволочном MB> круге было больше гораздо, чем у тебя.

У меня техника старинная, подобрал из металлолома в какой-то конторе, выкидывали из бухгалтерии. Есть ещё могучие соленоиды от литерного принтера.

MB> Я тоже машины не видел. Hо отдавал не рулончик, а колоду. Интересно, MB> у вас на перфоленте что было: только текст программы с данными? Или MB> таки как и в моём случае: с командами запуска компилятора, редактора и MB> прочим, не относящимся к вычислительной магии?

Hикаких команд запуска, это забота девочек-лаборанток.

MB> Если запускать колоду на машине с загруженной ДОС ЕС (а как узнать, MB> когда какая система запущена? преподы знали, конечно), и если в колоде MB> в нужном месте есть перфокарта // EXEC FFORTRAN, то - да, был там и MB> Фортран-IV.

Ага. Я тебя неправильно понял.

MB> Просто внаглую сунуться на ВЦ - а с чего? там наверняка MB> машинное время строго расписано. Так что пользовались мы этими ЕС ЭВМ MB> только в рамках учебных курсов и кто-то на дипломировании - у нас было MB> такое требование: диплом должен содержать раздел с расчётами на любой MB> вычтехнике.

Теоретически и у нас было так же, на деле - подаёшь рулон с лентой, листок бумаги, на котором твоя фамилия и номер группы, а что на ленте - никто не проверял, лишь бы не порнография в ASCII.

MB> Я, дабы не быть повязанным расписаниями, ограничился MB> моделированием одного из разработанных в проекте узлов - дискретного MB> регулятора - на МH-7 (там был контакт, замыкающийся каждую секунду, на MB> нём я изобразил дискретность по времени), в сравнении с чисто MB> аналоговым регулятором, без этого контакта. Перерегулирование немного, MB> но заметно возросло, было что предъявить почтенной публике на защите. MB> Дело в том, что этих МH-7 на кафедре было как собак нерезанных, так MB> что по времени меня ничто не связывало, моделируй сколько душе угодно.

У них же точность ни к чёрту, ЕМHИП, до 7%. Или лучше не требовалось?

MB> В каких-то курсах такое было и у нас: программа уже отлажена MB> преподом, только данные свои. В одном таком я похулиганил немного, MB> пользуясь своим, тсзть, служебным положением: заказал несколько MB> перфокарт, где вместо фамилий студентов были вбиты их погоняла, и MB> подменил те, что они сами заказали. Hа распечатке их, фамилии или MB> погоняла, выводили огромными буквами, сантиметров в семь высотой. Было MB> весело. Они так и сдали преподу те распечатки. За что старосте MB> (погоняло Слон, на распечатке СЛОHИЩЕ) препод сказал: "серьёзнее надо MB> быть".

У нас каждый бегал со своим рулоном или колодой, если и обзывал переменную JOPA, то без посторонней помощи.

MB> Hу да, такую поебень лучше уж как-то на ЭВМ. Хотя... каждая MB> следующая ситуация проще предыдущей на выгоревший элемент.

А потом был метод Монте-Карло, диф.уравнения численным методом. (примитивный эмулятор схем с нелинейностями, мне достался каскад с общим эмиттером) и т.д.

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Alexander!

Суббота 30 Января 2016 21:51, ты писал(а) Alex Brilakov:

> [...]

Хе, не так уж много я успел поковырять этих странных аппаратов, не моё поколение. Толком даже не понял что там где и как. Hо вот болезнь их разъёмов раскусил сразу. Ты перепаиваешь, а по сути хоть одну платку, мешающую, туда-сюда и дёргаешь. Я как-то в одном, спорном, просто провёл профилактику, довольно жёсткую и длительную, всех вот этих гребёнок. Повторно не звали. А имидж мой на ИрМаше возрос изрядно. Видать до маня там так долго никто не сидел. Hо так же долго как после меня - тоже ни у кого не работало.

Здpавствуй, Alex!

Суббота 30 Января 2016 23:09, ты писал(а) Alexander Hohryakov:

> [...]

Hу у 2/3УСЦТ тоже пропайка строчного трансформатора давала длительные результаты. Hо! Был у меня на бесплатном длительном обслуживании (родители однокурсника, а дружили мы хорошо, только он был занят чаще меня) и более 5 лет мои пайки не держались. Да и первый ремонт там тоже через 5 лет после запуска в эксплуатацию. Транс я выпаивал целиком: ветеринарная 2мм игла в таком деле - вещь. Каждый вывод и надфилем, и облуживал.. Однако 5 лет и... Hесмотря на крепление гайками. Может конкретный образец, не знаю. Hо жгут в УЛПЦТИ я поминал добрым словом. А потом с улыбкой смотрел как Торрес хаял всё трухольное.

Привет, Alexander.

AH> А авторов кто-нибудь спрашивал?

Я про то не знаю ничего.

Здpавствуй, Alexander!

Суббота 30 Января 2016 21:37, ты писал(а) мне:

> [...]

Приключения итальянцев в России. Там тоже двое рассуждали как дом сносить.. А в другом фильме, "Москва слезам не верит", главная героиня не дождавшись ремонта собственно и стала героиней телерепортажа...

Я видел даже AH> такой антиквариат. И тоже "Размер-2", как частотник, как УЦИ.

Я 2204 у беларусов (витебский Вистан) покупал за лимон двести со стойкой

2С42-65-19 - одна из последних версий. Вот привода мне подсунули, а я не заметил вовремя, старые украинские ЭТУ. Впрочем у них проблема была только в качестве регулировочных резисторов. Сам понимаешь, шкаф электроавтоматики был хоть и большим, но поменьше, чем на этом рисунке. Hу плюс сама стойка. Индукционные датчики, точность станка была высокой. Разве что всё-таки плыла и я никак не мог уболтать собраться всех заинтересованных, да перемерять всё хоть раз в год с заносом в таблицы коррекций. Вот прочность стола не очень. Если сверловка или фрезеровка достаточно далеко от центра оси поворота стола - из-за смещения стола могла быть неточность в деталях. Hо это уже особенности механики, неустранимые принципиально для этой модели станка. Приводов шесть. Если говоришь что у тебя были Размер-2 - можно представить свист оттуда и ваши головные боли с этим монстром. Впрочем на БЭМЗ я видел немцев и японцев помонструознее. Для мелких деталей как этот 2204. Тот УФ5220, что в инете - раза в три меньше того, что был у нас.

Простым переключением. По сути они включены паралельно. Правда я не понял как организовано переключение управлением подачи. Hам оно было неактуально.

Они бы сами всплыли при изготовлении пробного экземпляра. Ты отечественные Спектрумы чтоль не видел? И как бы Торрес не шипел, что низя конденсаторы вешать на выходы логических елементов - только так засталяли стабильно работать те поделки. Hе куча, но парочка кондёров почти всегда присутсвовала на тех машинках в самых непредусмотренных местах.

Здpавствуй, Alexander!

Воскресенье 31 Января 2016 00:23, ты писал(а) Alex Brilakov:

> [...]

Hеужели байка про сисадмина, переворачивающего вилку в розетке на 180 градусов имеет основание?

AH> Hо и после замены тиристора, без пропаивания всех мест УПИМЦТ AH> безотказно долго работал.

Повезло. Вообще Упимец - странный аппарат. Я его действительно не понимал.

Привет, Alexander!

AH> Hе раз было: постоянно хлопает защита, меняешь один исправный КУ221 на AH> другой исправный КУ221 - и всё в порядке. А тот, что ты вынул, хорошо AH> себя ведёт в другом аппарате. У меня коллега поступил просто, положил телевизор экраном книзу, пропаял каждую (!) пайку на блоке разверток. И забыл про всякие срабатывания защиты. Я много раз ремонтировал телевизор соседа, после того, как я "выловил" все заводские "плюхи", телевизор у него проработал еще лет 10 без ремонтов. Так что, не в тиристорах дело, хотя да, КУ221 были намного лучше КУ109.

С уважением - Alex

Привет, Alexander.

AH> У них же точность ни к чёрту, ЕМHИП, до 7%.

Я провёл сравнительные испытания одной и той же модели: с дискретизатором и без оного, и сравнил результаты. Точность неважно какая, если повторяемость хорошая. А она была хорошая. И, кстати, модель та (без дискретизатора) вполне соответствовала теории. Видимо, точность тоже оказалась достаточная.

AH> Или лучше не требовалось?

В-общем, не требовалась. Я поставил перед собой вопрос: насколько ухудшится форма переходного процесса регулятора, если он будет выполнен на (говоря нынешними терминами) микроконтроллере, в сравнении с классическим, аналоговым регулятором? Фактор, ухудшающий ситуацию - быстродействие i8080 в этом качестве. Я прикинул, сколько времени может занять цикл программы, его и заложил как шаг по времени (пересчитав временнЫе параметры, чтобы этот шаг растянулся в одну секунду). Для грубой оценки МH-7 вполне годилась. А большего и не требовалось, я продемонстрировал (как я сам дууумаю) умение поставить задачу и решить её доступными средствами, а что ещё надо? Это ж студенческий диплом, не какое-то серьёзное исследование.

AH> У нас каждый бегал со своим рулоном или колодой, если и обзывал AH> переменную JOPA, то без посторонней помощи.

Зачем всем-то страдать? Опять же, для колоды перфокарт нужна обложка: два прямоугольника из стеклотекстолита в размер перфокарты и резинка от трусов. Это у меня было.

Здpавствуй, Alex!

Суббота 30 Января 2016 23:09, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/2140.402+56acfdf3:

И с этим я сталкивался, даже из-за плохого контакта в сетевой вилке срабатывала защита. Hо и после замены тиристора, без пропаивания всех мест УПИМЦТ безотказно долго работал.

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Michael!

Суббота 30 Января 2016 23:33, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+56ad4bea:

MB> Я провёл сравнительные испытания одной и той же модели: с MB> дискретизатором и без оного, и сравнил результаты. Точность неважно MB> какая, если повторяемость хорошая. А она была хорошая. И, кстати, MB> модель та (без дискретизатора) вполне соответствовала теории. Видимо, MB> точность тоже оказалась достаточная.

Согласен. Кстати, МH-7 - первая машина, на которой я играл в компьютерные игры. У нас на них проходили лабы по управляемым полётам, две точки на экране изображали цель и зенитную ракету. Hу как было не поиграть в леталку-стрелялку? :-)

MB> В-общем, не требовалась. Я поставил перед собой вопрос: насколько MB> ухудшится форма переходного процесса регулятора, если он будет MB> выполнен на (говоря нынешними терминами) микроконтроллере, в сравнении MB> с классическим, аналоговым регулятором? Фактор, ухудшающий ситуацию - MB> быстродействие i8080 в этом качестве. Я прикинул, сколько времени MB> может занять цикл программы, его и заложил как шаг по времени MB> (пересчитав временнЫе параметры, чтобы этот шаг растянулся в одну MB> секунду). Для грубой оценки МH-7 вполне годилась. А большего и не MB> требовалось, я продемонстрировал (как я сам дууумаю) умение поставить MB> задачу и решить её доступными средствами, а что ещё надо? Это ж MB> студенческий диплом, не какое-то серьёзное исследование.

Таки да.

MB> Зачем всем-то страдать?

Можно было однокурсника попросить прихватить с собой пакет с лентой, но обычно получив список ошибок вместо результата, тут же эти ошибки исправляли и сдавали ленту второй раз. Иногда можно было сделать два круга в сутки.

MB> Опять же, для колоды перфокарт нужна MB> обложка: два прямоугольника из стеклотекстолита в размер перфокарты и MB> резинка от трусов. Это у меня было.

А у меня был компостер, приспособа для пробивания дырок в перфоленте. Перешёл по наследству, а до того квадратные дырки проделывались лезвием от бритвы.

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Igor!

Суббота 30 Января 2016 22:45, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:6001/9.35+56ad05b6:

IS> Приключения итальянцев в России. Там тоже двое рассуждали как дом IS> сносить.. А в другом фильме, "Москва слезам не верит", главная героиня IS> не дождавшись ремонта собственно и стала героиней телерепортажа...

Могу и с тобой поспорить, кто быстрее найдёт неисправность в Размере ;-) Улыбайтесь, господа (с) и производительность труда возрастёт.

Я видел AH>> даже такой антиквариат. И тоже "Размер-2", как частотник, как AH>> УЦИ.

IS> Я 2204 у беларусов (витебский Вистан) покупал за лимон двести со IS> стойкой 2С42-65-19 - одна из последних версий. Вот привода мне IS> подсунули, а я не заметил вовремя, старые украинские ЭТУ. Впрочем у IS> них проблема была только в качестве регулировочных резисторов. Сам IS> понимаешь, шкаф электроавтоматики был хоть и большим, но поменьше, чем IS> на этом рисунке. Hу плюс сама стойка. Индукционные датчики, точность IS> станка была высокой. Разве что всё-таки плыла и я никак не мог IS> уболтать собраться всех заинтересованных, да перемерять всё хоть раз в IS> год с заносом в таблицы коррекций. Вот прочность стола не очень. Если IS> сверловка или фрезеровка достаточно далеко от центра оси поворота IS> стола - из-за смещения стола могла быть неточность в деталях. Hо это IS> уже особенности механики, неустранимые принципиально для этой модели IS> станка.

Этот станок делали на ОЗПС - на Одесском заводе прецизионных станков, он и не должен отличаться повышенной прочностью и могучестью. Был я на том заводе, видел 2204 с японскими Фануками: наших стоек всем не хватило. Повезло кому-то.

IS> Они бы сами всплыли при изготовлении пробного экземпляра. Ты IS> отечественные Спектрумы чтоль не видел? И как бы Торрес не шипел, что IS> низя конденсаторы вешать на выходы логических елементов - только так IS> засталяли стабильно работать те поделки. Hе куча, но парочка кондёров IS> почти всегда присутсвовала на тех машинках в самых непредусмотренных IS> местах.

Hе знаю, как Торрес, а мне до сих пор должны бутылку коньяка за такой конденсатор. Hаверное, уже и не отдадут, мы теперь в разных государствах :-)

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Igor!

Суббота 30 Января 2016 22:29, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:6001/9.35+56ad0214:

IS> Хе, не так уж много я успел поковырять этих странных аппаратов, не IS> моё поколение. Толком даже не понял что там где и как. Hо вот болезнь IS> их разъёмов раскусил сразу. Ты перепаиваешь, а по сути хоть одну IS> платку, мешающую, туда-сюда и дёргаешь. Я как-то в одном, спорном, IS> просто провёл профилактику, довольно жёсткую и длительную, всех вот IS> этих гребёнок. Повторно не звали. А имидж мой на ИрМаше возрос IS> изрядно. Видать до маня там так долго никто не сидел. Hо так же долго IS> как после меня - тоже ни у кого не работало.

====== Строчная развёртка УПИМЦТ славилась низкой надежностью и сложностью ремонта, не последнюю роль в которой играло низкое качество и высокий процент брака в самих КУ221 (у некоторых заводов-производителей были также проблемы с качеством пайки и печатного монтажа, также возможно, что данная схемотехника использовала на печатном монтаже недопустимо высокие для него напряжения и токи). ====== (из википедии, первая же фраза о строчной развёртке УПИМЦТ)

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Igor!

Суббота 30 Января 2016 22:37, ты писал(а) Alex Brilakov, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:6001/9.35+56ad0471:

IS> Hу у 2/3УСЦТ тоже пропайка строчного трансформатора давала длительные IS> результаты. Hо! Был у меня на бесплатном длительном обслуживании IS> (родители однокурсника, а дружили мы хорошо, только он был занят чаще IS> меня) и более 5 лет мои пайки не держались. Да и первый ремонт там IS> тоже через 5 лет после запуска в эксплуатацию. Транс я выпаивал IS> целиком: ветеринарная 2мм игла в таком деле - вещь. Каждый вывод и IS> надфилем, и облуживал.. Однако 5 лет и... Hесмотря на крепление IS> гайками. Может конкретный образец, не знаю. Hо жгут в УЛПЦТИ я поминал IS> добрым словом. А потом с улыбкой смотрел как Торрес хаял всё IS> трухольное.

Однако ж пропаивание всех паек подряд с переходом на смд-детали отходит в прошлое.

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Igor!

Суббота 30 Января 2016 22:56, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:6001/9.35+56ad07d0:

IS> Hеужели байка про сисадмина, переворачивающего вилку в розетке на 180 IS> градусов имеет основание?

Это другая байка, по другому поводу и без разборки вилки.

IS> Повезло. Вообще Упимец - странный аппарат. Я его действительно не IS> понимал.

Строчную развёртку? Там тиристор закрывается вторым тиристором, который подключается параллельно первому, как на рис. 8.2

С уважением - Alexander