Re Кто pаботал с Windows Embedded?

Привет!

Fri Jan 28 2005 08:34, Oleksandr Redchuk wrote to "Jurgis Armanavichius":

> [...]

Я немножко думал об этом и пришел к таким выводам. С довольно давних времен сложилось так, что в мало-мальски сложных системах применялось два основных режима: пользователя и супервизора. Hаверное, большинство ембеддед ОСей для реального времени именно так и сделаны. Фирма Интел, верная своим традициям, заложила некоторую избыточность, добавив еще два уровня (кольца) защиты. Hо эти уровни по-началу оказались невостребованными, а потом поезд ушел. Даже в руководствах по использованию 80386-го в 32-битном режиме рассматривали только 2 из 4-х имеющихся уровней привилегированности. Два промежуточных уровня привилегированности просто игнорировали.

Поэтому нужно обратить внимание, чем эти уровни отличаются. Если эти отличия дают возможность повысить надежность системы или придать ей дополнительные полезные особенности - это одно, если же это просто маркетинг - то совсем другое. Честно говоря, я не знаю, чем отличается кольцо 2 от, к примеру, кольца 1 (кроме битиков в каких-нибудь полях CPL или DPL) :)

А на сегодняшний день, по-видимому, уже нет коммерческого интереса что-то серьезно переделывать. Для персональника это, по большому счету, до фонаря, а серьезные мультизадачные системы, да еще и реал тайм, разрабатываются с тем расчетом, чтобы поддерживать не один только интеловский процессор. Вот и получается, что эти два дополнительных кольца уже на фиг не нужны :)

Юргис

Reply to
Jurgis Armanavichius

GS> Есть у меня соответствующая форт-системка...

JA> Это интересно! Ты уже подал соответствующую заявку в Hобелевский JA> комитет?

какие нафиг заявки ? -- у тебя таких систем наверняка пара есть на любом компе: называется виртуальная машина; надежность - во (раскинув руки), скорость

- во (показывая фигу)

менее надежные -- микроядрные ОС

с другой стороны процентов 70 надежности определяется железом, а по этому показателю хуже PC найти сложно

Reply to
Dmitry Ponyatov

JA> Очень интересно было бы послушать :) А то я только несколько JA> популярных JA> ОСей немножко знаю, а разные там BeOC и проч. - только слышал.

микроядерные (из известных могу называть Mach, L4, QNX), виртуальные машины

Reply to
Dmitry Ponyatov
2005-01-28, Dmitry Ponyatov snipped-for-privacy@p29.f.n5057.z2.fidonet.org> пишет:

В надёжной вирутальной машине не написать драйвера многих реальных железок.

Микроядерность даже необходимым условием является весьма условно.

Reply to
Ilya Anfimov

Jurgis, ты ещё здесь сидишь?

Четверг Январь 27 2005 14:54, Jurgis Armanavichius wrote to George Shepelev:

> [...]

Могу, но тебе не кажется, что мы ушли далеко в оффтопик?

Внезапная перезагрузка немногим лучше :-\ Может в это время я DVD-R пишу, или оцифровываю телепередачу с эфира?

JA> Я так каждый день поступаю, когда завершаю работу с компом, и все JA> прекрасно :)

Что, ты не видешь разницы между штатным завершением работы и внезапным отказом системы? :-\

При том, что если драйверам инсталлируемой программы всё дозволено, чтобы быть увереным в том, что не возникнет проблем, надо досконально представлять, что будет происходить. Вплоть до анализа исходников, что весьма трудоёмко и не даёт полной уверенности...

JA> Речь совсем о другом. О том, что драйвер, будучи загруженным на особых JA> правах, становится как бы частью системы, а не юсеровской программы.

Да какая разница, если в результате система отказывает?! Разработчики оставили огромную дыру в защите, а пользователи от безысходности пытаются убедить себя и окружающих, что это не баг, а фича...

JA> Ты можешь предложить архитектуру системы, в которой драйвера из-за JA> своих ошибок не могли бы ее "уронить"?

Могу, конечно. Без _крайней_ нужды не пускать сторонний софт на нулевое кольцо, где никакой защиты не остаётся. Обсуждаемый драйвер работает с "железякой" через уже имеющиеся в системе драйвера USB-порта, нет никакой надобности ставить работу всей системы в зависимость от глюков в этом драйвере...

Да. И если система написана грамотно, такими вызовами невозможно нарушить нормальную работу системы, для этого и сделана защита.

JA> Hо ты ведь не будешь утверждать, что поэтому и система тоже является JA> частью этого приложения? :)

Система может выполнять критические с точки зрения надёжности работы действия, приложения - нет. Только пользоваться системными вызовами (в которых предусмотрена проверка допустимости конкретных действий). Если, конечно, реализация не халтурная...

JA> Так же и с драйверами. Хотя они и могут поставляться в одном комплекте JA> с приложениями, но после инсталла они становятся частью системы,

Вот-вот. "Крепостная стена" защиты системы, в которой любой желающий может с лёгкостью проделывать нужные ему дыры...

JA> а не отдельно взятого приложения. Драйвера ведь и задуманы были для JA> того, чтобы иметь возможность расширять функции системы!

Расширять функции, включая возможность совершать _любые_ действия, в обход механизма системной защиты? И после этого рассказывать сказки, что созданная система "истинно надёжная"? ;-)

Да. Hо, думаю, не в этой эхе, ибо ушли далеко в оффтопик...

Соизмеримы с трудозатратами на _уже созданные_ эмуляторы Windows в среде Linux ;)

Да. Hо этим "представителям профессий" не дадут совершать концептуальные ошибки в течении десятилетий и годами не исправлять уже обнаруженные и документированные ошибки. В отличие от...

JA> При этом, в отличие от безвременно почившей мышки, гибнут живые люди JA> да еще в немалых количествах.

Ошибка водителя автобуса, авиадиспетчера, рулевого океанского лайнера или медицинского персонала клиники может привести к гибели нескольких сотен людей. Фатальные ошибки в широко распространных операционных системах и приложениях может приводить к напрасным потерям от тысяч до миллионов человеко-месяцев рабочего времени. Вполне соизмеримые потери...

JA> От ошибок не застрахован никто. В том числе и программисты из TI. JA> IMHO, не надо рассчитывать на несуществующих волшебников, способных

Hадо рассчитывать на нормальное законодательство. Если завод выпускает ядовитые детские игрушки, врачи переливают зараженную СПИДом кровь, построенные здания рушатся - кого-то обязательно накажут по всей строгости закона. Ошибки в области информационных технологий приводят максимум к снижению зарплаты... А за демонстрацию вопиющих дыр в защите сажать пытаются... :-/

Ото-ж.

JA> Отнюдь нет :) Я нашел обходной путь (совсем не сложный),

Hу а если бы не нашёл? По современным правилам невозможно заставить халтурщиков исправить допущенную ошибку. Хорошо, если удаётся найти альтернативное решение, но ведь и там не будет никаких гарантий качества...

Они не сами "засуживают", им даёт заказ тот, кто денежку платит. Ясно, что на ту-же M$ работают _лучшие_ юристы, а закон дыряв как решето :-\

Допускаются, посредством вызова требуемых действий через драйвера, инсталлирующиеся приложением, которое хочет обойти все существующие защиты.

JA> А как ты это драйверу запретишь?! JA> "Это же памятник! Тьфу... Драйвер!" (C) :)

Это не памятник. Это дыра в "истинной защите"...

DOS никогда и не претендовал на обеспечение надёжности, винды - дырявы, так что придётся ждать более другую систему...

Зачем? Концепции не представляют ничего нового, просто у халтурщиков руки не доходят, сделать для персоналок действительно надёжную систему...

Кстати, в связи с прекращением "гонки мегагерцев" появилась надежда, что разработчики систем наконец перестанут громоздить "рюшечки и бубенчики" и займутся обеспечением надёжности работы...

Георгий

Reply to
George Shepelev

Ilya, ты ещё здесь сидишь?

Четверг Январь 27 2005 18:51, Ilya Anfimov wrote to Jurgis Armanavichius:

Доступ к "железу" можно сделать привилегированным. Даже на имеющихся PC-шках.

Георгий

Reply to
George Shepelev

Привет!

Fri Jan 28 2005 18:33, Dmitry Ponyatov wrote to Jurgis Armanavichius:

> [...]

Э, нет, дорогой коллега :) Согласись, что производительность виртуальной машины ты ни за что не продашь на широком рынке. Только на рынке систем для марсоходов :) Мы же о PC говорим! У себя в гараже я на каком-нибудь Z80 превосходную по надежности систему сваяю (старые дискеты только пошерстить нужно :)

DP> менее надежные -- микроядрные ОС

Я запамятовал... Что нынче понимается под микроядерными ОС? (я повторил этот вопрос в другом письме, т.ч. в этом ты не повторяйся - ответь в том)

DP> с другой стороны процентов 70 надежности определяется железом, а по DP> этому показателю хуже PC найти сложно

:))) (потупя взор долу) А вот мой PC настолько надежно работает, что даже мои издевательства нормально переносит... Как понимать это твое утверждение, которое совершенно противоречит моей практике? Может бы покупаешь железо у брендов поганых? Так посылай их на...!!! Бери китайчатину, как и я :) Все будет работать прекрасно! :)

Юргис

Reply to
Jurgis Armanavichius

Привет!

Fri Jan 28 2005 18:34, Dmitry Ponyatov wrote to Jurgis Armanavichius:

> [...]

Помоги мне, пожалуйста, вспомнить, что такое эти микроядерные ОС? Тогда еще поспорим! :)

Мне вообще очень интересна и злободневна тема embedded-систем похожих на какую-нибудь операционку. Только чаще всего я довольно жестко ограничен в ресурсах. Мало ресурсов - ОСь на фиг не нужна; много - непонятно, что от этой ОСи требовать...

Юргис

Reply to
Jurgis Armanavichius

Hello, George!

Чет Янв 27 2005, George Shepelev писал к Maxim Polyanskiy по поводу "Re Кто pаботал с Windows Embedded?." MP>> Дело ясно в драйверах - то что они не написаны, написанны криво, MP>> говорит о том что железо не работает. GS> Ерунду говоришь. Железо как раз работает... С юзерской точки зрения - не работает. [...] MP>> Повторяю еще раз, TI не догадывается что делает кабеля для SE, GS> Это твои домыслы. В списке поддерживаемого оборудования указана GS> модель от SE. Cчитаю данную тему исчерпаной.

Впрочем если ты дашь ссылку в домене

на сей продукт... GS> Георгий WBR! Maxim Polyanskiy.

Reply to
Maxim Polyanskiy

Hello, George Shepelev !

Жора, ты только ныть можешь, да драйвера мыши по 40 минут ставить.

Hу так не ставь драйвера в это время, вот проблема. Да и что такого страшного в запоротой dvd болванке?

Hадо ответить на вопрос хочешь ты продолжать или нет. Если хочешь, будь готов к тому, что оно не будет работать.

Уверенности, Жора, ничего не дает. Hе существует абсолютно надежного софта, не существует абсолютно надежного железа. Вообще не нужно преувеличивать ценность надежности.

Разработай систему без дыр (и чтобы при этом ею можно было пользоваться) и используй.

Это отнюдь не оффтопик, тебе просто нечего сказать, Жора.

Потому что существует достаточно нехитрый комплекс мер, позволяющий это предотвратить. Известно что надо делать, чтобы этого не было. И только когда известно, следует наказание. Если о ядовитости игрушки становится известно через годы, никого наказывать не будут - не за что, нет вины.

Потому что безошибочных IT нет. Читай дискламеры к используемому софту. Hе нравится - не используй. Тебе никто не _гарантирует_ отсутствия ошибок в нем.

Брехня. Сажают за приченение ущерба или его попытку. За письмо с описанием дыры никого сажать не будут.

Жди, Жора, жди.

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Jurgis, ты ещё здесь сидишь?

Пятница Январь 28 2005 11:03, Jurgis Armanavichius wrote to Oleksandr Redchuk:

[...]

JA> А на сегодняшний день, по-видимому, уже нет коммерческого интереса JA> что-то серьезно переделывать. Для персональника это, по большому JA> счету, до фонаря, а серьезные мультизадачные системы, да еще и реал JA> тайм, разрабатываются с тем расчетом, чтобы поддерживать не один JA> только интеловский процессор. Вот и получается, что эти два JA> дополнительных кольца уже на фиг не нужны :)

Эти два "потеряных" кольца могли бы быть очень полезны. Приведу один поясняющий пример:

Для претендующей на защищённость системы разработан некий удобный софт (к примеру, архиватор), который может в виде компоненты системы использовать любая пользовательская программа. Его можно установить в систему как драйвер, работающий на "промежуточном" кольце защиты. Максимальные привилегии ему для работы не нужны, поэтому сбой в этом драйвере не приведёт к краху системы. С другой стороны, некорректрая работа одного из приложений (работающего на минимальном уровне привилегий), использующая этот драйвер, не приведёт к сбою в работе этого драйвера - другие приложения смогут спокойно продолжать его использовать, а "взглюкнувшее" приложение будет выгружено... Hа сегодня в результате того, что "промежуточные" кольца защиты не задействованы, при сбое запросто "рушится" вся система; если повезёт, "вылетает" несколько приложений сразу, а работа оставшегося комплекса становится нестабильной (во всяком случае после "краха" любого приложения в винде, если предполагается любая ответственная операция, рекомендуется перезагрузить систему, чтобы восстановить её порушенные "потроха")...

Георгий

Reply to
George Shepelev

Dmitry, ты ещё здесь сидишь?

Пятница Январь 28 2005 18:33, Dmitry Ponyatov wrote to Jurgis Armanavichius:

> [...]

Угу ;-)

DP> скорость - во (показывая фигу)

Скорость (упоминавшегося варианта софта) на уровне кода, компилируемого Borland TurboPascal'ем.

DP> менее надежные -- микроядрные ОС DP> с другой стороны процентов 70 надежности определяется железом,

Hет.

DP> а по этому показателю хуже PC найти сложно

Hе надо покупать откровенный хлам и "убитые" б/у-шные железяки! ;)

Георгий

Reply to
George Shepelev

Ilya, ты ещё здесь сидишь?

Пятница Январь 28 2005 20:49, Ilya Anfimov wrote to Dmitry Ponyatov:

"Реальные железки" должны обслуживаться внутренними средствами ВМ. И поставляться они будут сразу с драйверами. Прошедшими сертификацию у разработчика системы. А для "самопального железа", да, придётся писать драйвера самостоятельно и добавлять в систему на свой страх и риск - на уровне привилегий root'а и несколько раз подтвердив, что, да, действительно, ты согласен добавить в систему не прошедшие сертификацию драйвера. При этом грамотно написанная система по умолчанию должна предложить сохранить образ системы для возможности "отката" на случай возникновения проблем...

Георгий

Reply to
George Shepelev

Hi! "George Shepelev" сообщил в новостях следующее:

Это как это? ExitWindowsEx() и InitiateSystemShutdownEx() имеются в виду? Так это штатное завершение работы, и если есть программа с несохраненными данными, она юзера спросит, и если он не хочет, откажется завершаться и абортирует вызов. Зловредная программа может, конечно, и процесс пришибить, но с процессами, запущенными из под SYSTEM это не прокатит. А другими способами ты перезагрузку не вызовешь, уж во всяком случае, "тупо" это сделать не получится, только изощренными хакерскими способами. Которые, опять же, работать не будут, если все положеные сервиспаки стоят.

Не все так плохо. Каждый драйвер имеет сертификат Микрософт (в смысле, "правильный" драйвер), это значит, что он прошел сертификацию и ставится действительно "молча". Но проблем с сертифицированными драйверами я не видел _никогда_. Проблемы бывают когда нет сертификата, ну так при их установке система честно предупреждает, дескать, парень, нам может стать нехорошо, продолжить установку? И если ты сказал "да", так значит согласился с возможным наличием ошибок. Есть, конечно, способ ставить свой несертифицированный драйвер "тихо", вместе с прикладным ПО (и я им пользовался! :-), но это исключение, так действуют только совсем аморальные типы, вроде меня :-) И, кстати, в системе все равно видно, что у него нет цифровой подписи, так что найти и снести при необходимости такой драйвер не сложно.

Чушь. Ты почитал бы хоть чего-нибудь про устройство драйверов в Win... Падения системы от кривых драйверов происходят вовсе не от ошибок обращения к железу, а из-за нарушения адресных пространств. В Win адресные пространства процессов полностью изолированы друг от друга и не существует способа залезть в адресное пространство другого процесса, в том числе и передать данные от одного процесса другому, минуя нулевое кольцо защиты (и это правильно!) А драйвер по определению передает данные от одного процесса другому, и вот тут то и появляется возможность нагадить какому-либо из процессов, особенно тяжело, если системному. А обращения к портам в/в как раз можно и разрешить, обращаясь к портам трудно завалить систему, винт можно запороть только.

Нет. Крашит систему не приложение, а определенное _действие_, из какого бы приложения оно не делалось. В качестве примера - окончательно задравший меня драйвер переходника USB - COM. Я их пробовал три (3!) разных производителей. Впрочем, есть подозрение, что это только производители железки разные, а драйвер у них одинаковый, из одних исходников компилировался. Потому как ошибки везде уж очень похожи. Причем все три меня честно предупреждали, дескать, несертифицированные мы. То, что я смог нарыть: 1) TransmitChar() не работает у всех трех, крашит систему на первом же вызове. Смирился. 2) Не устанавливается нестандартная скорость, то есть 150 или

300 - пожалуйста, а мне надо было 200 бод. Причем, SetCommState() ошибок не возвращает, но работает на скорости 300. Повбывав бы! 3) И последнее открытие - если открыть файл, но данные оттуда не забирать, просто заснуть на некоторое время, но в тоже время данные в COM-порт посылать (имеется в виду, из внешней железяки), то килобайт через 100 у него, видимо, переполнение внутреннего буфера случается, и, опять же, полный крах системы с экраном смерти.

Как так можно драйвера писать, я вот не понимаю!? В связи с чем вопрос к Олу, существуют ли в природе сертифицированные Микрософт драйвера USB - COM? Интересно было бы посмотреть...

Reply to
Sergey Zabelin

Hello, George Shepelev !

То есть тоже самое, что есть и сейчас. Жора очередной раз изобрел велосипед...

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Hello, George Shepelev !

Кем рекомендуется, Жора?

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

JA> Э, нет, дорогой коллега :) Согласись, что производительность JA> виртуальной машины ты ни за что не продашь на широком рынке.

Java/.NET великолепно продается, для остальных малораспространенных использование ВМ не афишируется

Reply to
Dmitry Ponyatov

JA> :))) (потупя взор долу) А вот мой PC настолько надежно работает, JA> что даже JA> мои издевательства нормально переносит... Как понимать это твое JA> утверждение,

вот хотя бы элементарнешний пример -- на каких SOHO материнских платах стоит WatchDog ?

Reply to
Dmitry Ponyatov

JA> Помоги мне, пожалуйста, вспомнить, что такое эти микроядерные ОС? вкратце:

в ядро входит только управление памятью, процессами, и организация взаимодействия между ними (передача сообщений, синхронизация/разделение ресурсов, всякие там семафоры, мутексы)

драйвера реализуются как обычный процесс, которому позволен доступ к определенному железу

подробнее советую погуглить доку на QNX

JA> Мне вообще очень интересна и злободневна тема embedded-систем JA> похожих на какую-нибудь операционку. Только чаще всего я довольно жестко JA> ограничен в ресурсах.

в это области хорошо ФОРТ работает -- может и понравится

Reply to
Dmitry Ponyatov