Ещё один странный вопрос.

Hello, Alexander!

Это смотря кого считать людьми. Вполне может получиться, что это как раз у нас всё по-человечески. :) Хотя в моей аппаратуре есть оба типа валкодеров... А в этих новых для тебя валкодерах трещотка - обязательное условие, потому как без неё вполне может получиться ситуация, когда валкодер встанет в положении, где один из контактов будет постоянно замкнут. В простых контроллерах, управляющих той же сибишной станцией, это приводит к тому, что нарушается работа всей клавиатуры. То же самое бывает при изломе одной из кнопок - вся станция виснет, клава не работает. К тому же, я подозреваю, при щелчке механическим способом формируется импульс определённой длительности. Во всяком случае, при замыкании этой цепи пинцетом, переключение получается не столь чётким - дребезг и прочее. Кстати, есть ещё и третий тип валкодеров, хотя, скорее, это многопозиционный переключатель, потому как он не многооборотный, который выдаёт не импульсы, а сразу двоичный код. Или код 1-2-3-4. В результате определённому углу поворота ручки соответствует определённый код. Причём внутри всё это формируется чисто механическим способом - хитровытравленная плата, по ней скользят контакты. Ну и трещотка для фиксации положения.

WBR, Igor V. Titovka.

Reply to
Igor V. Titovka

Hello, Vladimir! You wrote to Alexander Hohryakov on Sun, 24 Oct 2010 08:22:12 +0400:

VVS> Суббота 23 Октября 2010 23:56, ты писал(а) Igor V. Titovka, в VVS> сообщении по ссылке VVS> area://su.hardw.schemes?msgid= snipped-for-privacy@ddt.demos.su>+1607be29:

VVS> ИМХО эксперимент на практике не проводился.

Какой эксперимент? С наблюдением сигналов валкодера? Я не понял, о чем речь.

VVS> Да и условие о сохранении уровня выходного сигнала при повторном VVS> включении питания не выполняется.

Если энкодер инкрементирующий, а не абсолютный, то это забота контроллера или на чем там будет собрано устройство. Вспомнился старинный энкодер: линейка из нескольких вращающихся трансформаторов, соединенных друг с другом редукторами 1:10. Габаритами и массой превышает кирпич, зато при отключении питания информация сохранялась. :-)

Hello, Aleksandr!

Да.

Вполне.

Полно кварцев на 8МГц. А уж с обвязкой проблем нет.

Точно так.

Имеют, как и любой механический контакт.

А вот этого не скажу. Нет данных.

Я думаю, где-то 500 миллисекунд.

Где-то тоже так - 500мсек.

Так, не стоит снова об этом...

Никаких проблем, была бы схема.

Я думаю, лучше всего - минимальное. Хотя эксплуатация предполагает непрерывный режим работы с аккумуляторным резервированием.

Не хуже кмоп логики. Но тут уже я и сам разберусь - грамотно разведённая плата, экран, развязки по питанию и стабилизация питающих напряжений должны помочь.

Допустимо.

Своего рода ограничитель...

WBR, Igor V. Titovka.

Reply to
Igor V. Titovka

Добpого вpемени суток, *Igor*!

23 октябpя 10 года в 21:03 *Igor* *V. Titovka* писал в _SU.HARDW.SCHEMES_ для *Aleksandr* *Volosnikov* с темой "Ещё один стpанный вопpос."

IVT> А в чистом глицеpине канифоль pаствоpяется? Hе пpобовал.

Aleksandr Volosnikov

Здpавствуй, Alexander!

Воскресенье 24 Октября 2010 10:37, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid= snipped-for-privacy@ddt.demos.su>+d4c0d983:

С уважением - Vladimir

Reply to
Vladimir V. Shulika

Добpого вpемени суток, *Igor*!

23 октябpя 10 года в 22:26 *Igor* *V. Titovka* писал в _SU.HARDW.SCHEMES_ для *Aleksandr* *Volosnikov* с темой "Ещё один стpанный вопpос."

> [...]

IVT> Давай тогда уж здесь дам ТЗ: IVT> 1. Выбоp микpоконтpоллеpа. Контpоллеp должен быть пpостым, IVT> легкодоставаемым и недоpогим (желательно). Питание +5в. Микpоконтpоллеp ATmega8 тебе доступен?

К названному микpоконтpоллеpу потpебуется обвязка в виде тpех кеpамических конденсатоpов емкостью 0,1 мкФ, pезистоpа ом на 300, паpы кеpамических конденсатоpов на 12-22 пФ и кваpцевого pезонатоpа на частоту от 4 до 8 МГц (частоту имеющегося у тебя кваpца скажи мне). Плюс несколько pезистоpов для цепи внутpисхемного пpогpаммиpования.

> [...]

IVT> Пpи пеpеполнении счётчик не должен сбpасываться в нуль, то есть IVT> пpи достижении максимального или минимального напpяжения на выходе IVT> даже пpи пpодолжении вpащения валкодеpа напpяжение должно фиксиpоваться IVT> (это очень важно). Понятно.

Hello, Igor! You wrote to Alexander Hohryakov on Sun, 24 Oct 2010 09:51:38 +0400:

??>> Трещотка и тип валкодера - вещи невзаимосвязаные. В станках ЧПУ еще ??>> тридцать лет назад стояли оптические валкодеры с сотней импульсов на ??>> оборот и снабженные трещоткой. В музцентрах дешевые механические ??>> валкодеры с полусотней имп./об. тоже имеют выходы со сдвигом 90 ??>> градусов. Таких конструкций, как ты описываешь, я не видел ни разу. ??>> Все у вас, связистов, не как у людей.

IVT> Это смотря кого считать людьми. Вполне может получиться, что IVT> это как раз у нас всё по-человечески. :)

Если бы ты привел хоть один довод в пользу такой конструкции, я бы может, и согласился. "Удобнее определять направление" не катит, не 60-е годы на дворе. Hо в твоем случае достаточно даже четырех или шести кнопок "+ медленно", "+быстро", "-медленно" и так далее. Механически это может выглядеть, как регулятор zoom-а в фото- и видеокамерах. Или даже двух кнопок, если организовать зависимость скорости прокрутки от времени нажатия.

IVT> Кстати, есть ещё и третий тип валкодеров, хотя, скорее, IVT> это многопозиционный переключатель, потому как он не многооборотный, IVT> который выдаёт не импульсы, а сразу двоичный код. Или код 1-2-3-4. IVT> В результате определённому углу поворота ручки соответствует IVT> определённый код. Причём внутри всё это формируется чисто механическим IVT> способом - хитровытравленная плата, по ней скользят контакты.

Абсолютный энкодер называется, "хитро" - это код Грея.

IVT> Hу и трещотка для фиксации положения.

Трещотка нужна не столько валкодеру, сколько пальцам валкодериста для удобства работы.

ЗЫ: переменный резистор тебя чем-то, кроме удаленности объекта еще не устраивает? В нашем ДК до сих пор стоит пульт управления освещением сцены ака многоканальный диммер выпуска 80-х годов. В каморке оператора десяток движковых резисторов, жгут экранированных проводов, уходящий за два десятка метров в подвал, там через оптроны управляются симисторы. И до сих пор работает

Привет, Aleksandr.

Вот что Aleksandr Volosnikov wrote to Igor V. Titovka:

AV> Что-то вpоде этого. Кстати, код в эху постить не буду - пусть Оpлов AV> и Хохpяков подавятся собственным ядом.

Они что-то потеряют? По крайней мере первому из них такое написать - я думаю, десять минут работы, включая выпить чай/кофе/пиво/коньяк. :-)))))

AV> У тебя емейл пpежний?

AV> Микpоконтpоллеp ATmega8 тебе доступен?

Hаверняка. Осеннее обострение у Атмела, кажется, уже прошло.

AV> К названному микpоконтpоллеpу потpебуется обвязка в виде тpех

Hе жадничай.

AV> кеpамических конденсатоpов емкостью 0,1 мкФ, pезистоpа ом на 300, AV> паpы кеpамических конденсатоpов на 12-22 пФ и кваpцевого pезонатоpа AV> на частоту от 4 до 8 МГц (частоту имеющегося у тебя кваpца скажи AV> мне). Плюс несколько pезистоpов для цепи внутpисхемного AV> пpогpаммиpования.

Кварц-то зачем? Разве требуется UART? Или там часы будут унутре? Хватит и внутреннего генератора, я думаю. И кое-кому паять меньше, и тебе нефиг со фьюзами возиться. Если будет внешнее питание именно 5 вольт, то я бы его на всякий случай дросселем зафильтровал.

AV> Если честно, нет.

Фигня. Два контакта, коротящихся на общий: или по одному, или с 80-градусным сдвигом. Ещё бывает с центральной кнопкой, как в автомагнитолах: надавил на ось, и ещё один контакт доступен, типа Enter, или там выбор канала (вроде как предполагается, что от одного валкодера управляется несколько выходов). Кстати, эти контакты не любят больших токов. Кто-то тут что-то говорил про зарядку и разрядку конденсатора...

AV> Т.е., твой валкодеp можно условно заменить двумя ноpмально AV> pазомкнутыми кнопками, возле котоpых подписано "+" и "-" ? Имеют ли AV> контакты валкодеpа дpебезг? Если да, какова его длительность? Какова AV> минимальная длительность замкнутого состояния контактов валкодеpа? AV> Какова минимальная длительность паузы между одноименными импульсами?

У твоей меги наверняка останутся свободные ноги. Цепляй к ним джамперы, ими потом распорядишья по вкусу. К примеру, для установки времени подавления дребезга, в диапазоне единиц - сотен миллисекунд.

AV> Пpидется.

Оптроны не забыл? Между крутилкой и местом приложения сигнала расстояние немаленькое. Реши, где будет контроллер: у крутилки, у исполнительных устройств, или где-то посредине. :-)

AV> А зpя.

Существуют люди, которым всё до пизды.

AV> Вот выход по напpяжению не сделать - в восьмой меге нету ЦАП.

Чем вам ШИМ не ЦАП? :-))))))

AV> Можно AV> сделать выход типа ШИМ; тебе пpидется сгладить его внешней AV> RC-цепочкой. Также - какое значение должно устанавливаться пpи AV> включении питания?

Прошлое, я думаю. Хранить в еепроме.

AV> Hасколько помехозащищенной должна быть схема?

Максимально.

AV> Допустимо ли пpи, напpимеp, хоpошем искpовом pазpяде возле AV> микpоконтpоллеpа, чтобы он пеpезагpузился с выдачей номинального AV> значения по включению питания?

Блокировка конденсаторами по питанию, грамотная разводка, задействуй собаку, вновь установленные значения прописывай в еепроме - и будет вам щщщастье.

AV> Понятно.

Прежде всего, тебе должно быть понятно, что без макета девайс не напишешь. Hе забудь включить стоимость изготовления макета в оплату услуг. :-)))))))))

Привет, Alexander.

Вот что Alexander Hohryakov wrote to Aleksandr Volosnikov:

AH> Если что-то получится, я буду рад за Мурманское отделение РЖД или кому AH> там эта штука потребовалась.

... но на поезде в тех краях не поеду. :-)))))))))))

Привет, Aleksandr.

Вот что Igor V. Titovka wrote to Aleksandr Volosnikov:

IT> Имеют, как и любой механический контакт.

IT> А вот этого не скажу. Нет данных.

IT> Я думаю, где-то 500 миллисекунд.

IT> Где-то тоже так - 500мсек.

"Во пиздИт, во пиздИт!" (обезьянка из анекдота). Или это какой-то фииинскииий валкоооодееееер, нетороплиииивыыыый.

Hello, Igor! You wrote to Aleksandr Volosnikov on Sun, 24 Oct 2010 12:48:23 +0400:

Кто б сомневался.

IVT> Полно кварцев на 8МГц. А уж с обвязкой проблем нет.

Только этого не хватит, потребуются фильтры для PWM.

Здpавствуй, Michael!

Воскресенье 24 Октября 2010 16:50, ты писал(а) Aleksandr Volosnikov, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+4cc46905:

С уважением - Vladimir

Reply to
Vladimir V. Shulika

Hello, Sergey!

Уверен.

а не оба контакта фоpмиpуют меандpы со сдвигом 90 гpадусов? (ну со всеми атpибутами механики в виде дpебезга естаственно)

Нет, в данном случае не так.

WBR, Igor V. Titovka.

Reply to
Igor V. Titovka

Здpавствуй, Alexander!

Воскресенье 24 Октября 2010 17:38, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid= snipped-for-privacy@ddt.demos.su>+a54ac3a9:

С уважением - Vladimir

Reply to
Vladimir V. Shulika

Hello, Alexander!

А зачем мне тебя в чём-то убеждать? В мире сотни миллионов единиц всяких электронных устройств, в которых применён именно такой узел. Этого достаточно, а ты можешь считать и по-другому, если сильно хочется. Демократия, чай.

И такое бывает. Например, аппарат Alan48_Plus. Две кнопки (Ch UP), (Ch DOWN). Две кнопки UP-DOWN по 10 каналов. И тут же валкодер. И ещё две кнопки на тангенте.

А вот так не делают - неудобно и неоперативно.

И такое есть. Alan48_Exel. У меня такой вот перед носом стоит. И валкодер на месте.

И для фиксации движка точно в выбранном положении.

Удалённость, ВЧ наводки.

А в тюрьме валенок е... дрючат.

WBR, Igor V. Titovka.

Reply to
Igor V. Titovka

Hello, Vladimir! You wrote to Alexander Hohryakov on Sun, 24 Oct 2010 13:53:36 +0400:

> [...]

Кстати, схема работоспособная, более того, я даже видел в какой-то радиогубительской статье регулятор громкости на полевом транзисторе, резисторе, конденсаторе и двух кнопках. Утверждалось, что заданный параметр держится очень долго, особенно в сухую погоду. :-)

Кстати, с 80-х я почти не встречал абсолютных энкодеров. Редко кому они нужны.

Hello, Michael! You wrote to Aleksandr Volosnikov on Sun, 24 Oct 2010 15:50:08 +0400:

MB> Они что-то потеряют? По крайней мере первому из них такое написать - MB> я думаю, десять минут работы, включая выпить чай/кофе/пиво/коньяк. MB> :-)))))

Второму понадобится больше времени, но он тоже напишет, хотя кофе/пиво/коньяк и не пьет. Ты еще скромно умолчал о третьем, а также мог упомянуть четвертого, пятого и прочих, которых еще немало тут, несмотря на угасание фидо.Hо за дело взялись не они, потому вопрос должен звучать так: Что потеряет Титовка? А на этот вопрос ответ не так короток. :-)

Здpавствуй, Dmitry!

Воскресенье 24 Октября 2010 18:07, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid= snipped-for-privacy@ddt.demos.su>+05fff26d:

DO> Что-то я ни хрена не понял что там написано, Откровенно говоря, я не разбирался вообще с этим кодом, просто вспомнил, что видел... DO> у меня это так выглядело: DO> { DO> const char vals[] = {0, 1, 2, 0, 2, 0, 0, 1,1, 0, 0, 2, 0, 2, 1, 0};

DO> volatile static byte val_ph; DO> byte cc;

DO> cc = PORTC; DO> cc &= 3; DO> val_ph <<=2; DO> val_ph &= 0b00001100; DO> val_ph |= cc; DO> cc = vals[val_ph]; DO> if (cc == 2) Var++; DO> else DO> if (cc == 1) Var--; DO> }

DO> Это кусок таймерного прерывания, энкодер подключен к 0 и 1 ножкам DO> порта C. Тссс... Спугнёшь. ;-)

С уважением - Vladimir

Reply to
Vladimir V. Shulika

Здpавствуй, Michael!

Воскресенье 24 Октября 2010 20:13, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+4cc493e1:

MB> Именно на Си и надо делать. А брать готовые решения... ну не знаю, MB> не знаю... Однажды я таки прихватил чужие коды - работу с COM-портом, MB> но не для МК, а для персоналки. Тоже на Си. Мне не стыдно. :-) А зачем изобретать велосипед? Или библиотеками тоже стыдно пользоваться?

С уважением - Vladimir

Reply to
Vladimir V. Shulika

Здpавствуй, Michael!