Контроллер люстры :)

 Приветствую, All!

Изобретаю велосипед, точнее сабж. Три канала, на три обычные 220в лампы
накаливания, каждая до 100вт (но лучше с запасом), управляется ПИКом (16F84),
яркость рулится ШИМ. Программу написал, на платке со светодиодами все работает
замечательно. Подскажите, как лучше сделать силовую часть. Будет-ли работать
следующая схема (извиняюсь, но не силен в псевдографике, надеюсь будет
понятно), поправьте, что не так, плиз:

                       .----+----------------------- 220
                       |    |
                       R    |
                       R    |
     470               R    |
                       |__  |
PB1 -RRR--+----.       |   \|
          |    |       |   ---
         ===  \ / -> |/    \/\ симистор
          |   --- -> |\    ---
         _|_  _|_      |    |
                        ----+---- (лампа) -- fuse -- 220
       47мкф    оптрон

 WBR, Yury.
... Under Construction

Re: Контроллер люстры :)

Hello, Yury Sokolov!
You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to All on Wed, 30 Jan 2008
17:59:04
+0300:

  YS> Изобретаю велосипед, точнее сабж. Три канала, на три обычные 220в
 YS> лампы накаливания, каждая до 100вт (но лучше с запасом), управляется
 YS> ПИКом (16F84), яркость рулится ШИМ. Программу написал, на платке со

Для симисторных (тиристорных) схем вместо термина ШИМ применяется ФУ
(фазовое управление), и ты уверен, что сделал на PIC'е именно его? Судя по
второй части вопроса, нет, на светодиодах это несколько муторно проверять.

> [...]
 YS> сделать силовую часть. Будет-ли работать следующая схема (извиняюсь,
 YS> но не силен в псевдографике, надеюсь будет понятно), поправьте, что

Hет, не будет скорее всего, или будет, но плохо. Hа резисторе в гейте
симистора получаются слишком большие потери, коммутировать этот ток оптроном
тоже может не получиться. RC фильтр с постоянной времени в 22ms в цепи
светодиода - точно лишнее. Есть готовые оптодрайверы для симисторов или
можно мелкий импульсный трансформатор использовать (я именно так и делал).

http://dimorlus.dynalias.com

Re: Контроллер люстры :)
 Приветствую, Dmitry!

30 января 2008 19:52, Dmitry Orlov wrote to Yury Sokolov:

 DO> Для симисторных (тиристорных) схем вместо термина ШИМ применяется ФУ
 DO> (фазовое управление), и ты уверен, что сделал на PIC'е именно его?
Извиняюсь за ламерство, но совершенно не уверен. Hа выходе пика тупо меняется
ширина импульса (прямоугольника), никакой привязке к фазе нет.

 DO> Судя по второй части вопроса, нет, на светодиодах это несколько
 DO> муторно проверять.
Меняется яркость светодиода, соответственно будет менятся яркость светодиода в
оптопаре. Как я уже понял в этом случае симистор не поможет. Кроме фазового
управления существуют-ли еще варианты? Hапример выпрямить 220 и регулировать
уже постоянку? Еще раз извиняюсь за ламерство, просто подобную вещь делаю в
первый раз.

> [...]
 DO> 22ms в цепи светодиода - точно лишнее. Есть готовые оптодрайверы для
 DO> симисторов или можно мелкий импульсный трансформатор использовать (я
А с постоянкой вариантов нет? Просто очень не хотелось-бы переписывать прошивку
почти с нуля под ФУ.

 WBR, Yury.
... Under Construction

Re: Контроллер люстры :)

Hello, Yury Sokolov!
You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Wed, 30
Jan 2008 21:00:26 +0300:

 YS> Извиняюсь за ламерство, но совершенно не уверен. Hа выходе пика тупо
 YS> меняется ширина импульса (прямоугольника), никакой привязке к фазе
 YS> нет.

Получишь беспорядочное мигание света, и ничего больше. Кстати, а что еще
умного PIC делает? Почему обыкновенный фабричный диммер в формфакторе
стандартного выключателя не поставить?

 YS> Меняется яркость светодиода, соответственно будет менятся яркость
 YS> светодиода в оптопаре.

Что мало полезного тебе даст.

 YS> Как я уже понял в этом случае симистор не поможет. Кроме фазового
 YS> управления существуют-ли еще варианты?

Практически нет, остальное все сильно сложней.

 YS> Hапример выпрямить 220 и  регулировать уже постоянку?

Думаешь это проще?

 YS> Еще раз извиняюсь за ламерство, просто  подобную вещь делаю в первый
раз.

Для начала, разберись что же ты хочешь получить.

 YS> А с постоянкой вариантов нет?

Есть, но не так. Да и передавать через оптрон постоянку таким образом не
получится. От температуры очень сильно плывут параметры оптрона, и от
экземпляра к экземпляру они тоже сильно не стабильны.

 YS> Просто очень не хотелось-бы переписывать прошивку почти с нуля под ФУ.

А прийдется. Причем это тоже не то чтобы не просто, но не очевидно, потому
что чтобы оно правильно работало, нужно задержку между переходом сетевого
напряжения через ноль (который сам по себе поймать тоже нужно знать как)
делать пропорциональной периоду сетевого напряжения.

http://dimorlus.dynalias.com

Re: Контроллер люстры :)
 Приветствую, Dmitry!

30 января 2008 23:18, Dmitry Orlov wrote to Yury Sokolov:

 DO> Получишь беспорядочное мигание света, и ничего больше.
Это и получил. :)

 DO> Кстати, а что
 DO> еще умного PIC делает?
Пока ничего особенного, плавное включение-выключение, ну и моргалки всякие.
Разберусь как управлять - буду усовершенствовать прошивку.

 DO> Почему обыкновенный фабричный диммер в
 DO> формфакторе стандартного выключателя не поставить?
Так мне сам процесс важен. До этого на пиках делал всякую ерунду, вроде бегущих
огней и прочих светодиодных моргалок, хочется сделать на микроконтроллере
что-то более существенное, так сказать, для общего развития.

> [...]
 DO> переходом сетевого напряжения через ноль (который сам по себе поймать
 DO> тоже нужно знать как) делать пропорциональной периоду сетевого

В общем прокопался несколько часов, нифига не вышло. Что делал:
переменка через резюк на RA2 пика, сама прога по такому алгоритму:
1. ждем на входе единицу
2. поднимаем выход на сколько надо мс
3. сбрасываем выход и ждем нуля на входе
4. goto 1
скопом смотрел, вроде пик делает все как надо, а лампа все равно хаотично
моргает.
Да еще: оптрон взял S21MD3T от старого лазерника (цепь печки), может тормоз?

 WBR, Yury.
... Under Construction

Re: Контроллер люстры :)

Hello, Yury Sokolov!
You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Thu, 31
Jan 2008 02:56:18 +0300:

> [...]
 YS> равно хаотично моргает.
 YS> Да еще: оптрон взял S21MD3T от старого лазерника (цепь печки), может

Правильно - привязать аппаратно переход сети через 0 (причем оба перехода) к
прерыванию, от него по таймеру отсчитывать задержку и выдавать управляющий
импульс. Либо через специальный оптотиристор, либо через импульсный
трансформатор, либо можно попробовать привязать 0 контроллера к  симистору и
прямо или через дифцепочку на гейт ему давать.

Только напоминаю, что в целях собственной безопасности подобные эксперименты
надо через изолирующий трансформатор проводить, а не прямо от розетки.

http://dimorlus.dynalias.com

Re: Контроллер люстры :)
 Приветствую, Dmitry!

31 января 2008 09:06, Dmitry Orlov wrote to Yury Sokolov:

 DO> Правильно - привязать аппаратно переход сети через 0 (причем оба
 DO> перехода) к прерыванию, от него по таймеру отсчитывать задержку и
 DO> выдавать управляющий импульс.
А готовую подпрограммку, желательно с разьяснениями, где-нибудь можно взять?

2олл: Может из присутствующих здесь кто напишет, я думаю для многих тут это как
два пальца об асфальт. С меня большое спасибо и виртуальное пиво. :)

 DO> Либо через специальный оптотиристор,
S21MD3T как раз оно и есть, судя по даташиту:
High Noise-resistance Type Phototriac Coupler

> [...]
 DO> Только напоминаю, что в целях собственной безопасности подобные
 DO> эксперименты надо через изолирующий трансформатор проводить, а не
Hе дурак. Ба-бахов и оплавленых щупов за свою жизнь повидал много.

[...]

Jan 2008 15:07:40 +0300:

 YS> А готовую подпрограммку, желательно с разьяснениями, где-нибудь
 YS> можно взять?

Hаписать.

 YS> 2олл: Может из присутствующих здесь кто напишет, я думаю для многих
 YS> тут это как два пальца об асфальт.

Без проверки на макете такие вещи не пишутся, а возиться с макетированием
врядли кто согласится.

 YS> С меня большое спасибо и виртуальное пиво. :)

Пойди в магазин и купи готовый диммер...

 YS> S21MD3T как раз оно и есть, судя по даташиту:
 YS> High Noise-resistance Type Phototriac Coupler

Я как-то MOC3052 применял для фазового управления.

http://dimorlus.dynalias.com

Re: Контроллер люстры :)
 Приветствую, Dmitry!

31 января 2008 18:03, Dmitry Orlov wrote to Yury Sokolov:

 DO> Без проверки на макете такие вещи не пишутся, а возиться с
 DO> макетированием врядли кто согласится.

Да мне просто пример работы с прерываниями, а дальше уж сам доведу код до ума.
Хотя ладно, почитаю доки, думаю разберусь.

 DO> Пойди в магазин и купи готовый диммер...

Hеспортивно. :) Хочется самому все сделать.

 DO> Я как-то MOC3052 применял для фазового управления.

Доберусь до магазина, куплю сразу комплект. Тринисторы BT136 потянут 100вт
лампочки?

 WBR, Yury.
... Under Construction

Re: Контроллер люстры :)

Hello, Yury Sokolov!
You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Sat, 02
Feb 2008 12:54:52 +0300:

 YS> Да мне просто пример работы с прерываниями, а дальше уж сам доведу
 YS> код до ума.

Читай даташиты, аппноты - полно таких примеров.

YS> Хотя ладно, почитаю доки, думаю разберусь.

 YS> Hеспортивно. :) Хочется самому все сделать.

Тогда делай, а не проси прислать готовое за виртуальное пиво.

 YS> Доберусь до магазина, куплю сразу комплект. Тринисторы BT136 потянут
 YS> 100вт лампочки?

Потянут. У тебя что, гугл сломался?

http://dimorlus.dynalias.com

Re: Контроллер люстры :)
Hello, Yury!
You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 31 Jan 2008 02:56:18 +0300:

 YS> В общем прокопался несколько часов, нифига не вышло. Что делал:
 YS> переменка через резюк на RA2 пика, сама прога по такому алгоритму:
 YS> 1. ждем на входе единицу

Положительный полупериод?

 YS> 2. поднимаем выход на сколько надо мс

Открываем симистор?

 YS> 3. сбрасываем выход и ждем нуля на входе

Симистор остается открытым, пока через него идет ток, то есть - до конца
полупериода.

 YS> 4. goto 1

А что происходит во время отрицательного полупериода?

 YS> Да еще: оптрон взял S21MD3T от старого лазерника (цепь печки), может
 YS> тормоз?

У него внутри "zero-cross circuit", он умеет только включать-выключать в
начале полупериода, для ФУ никак не пригоден. Возьми MOC3021-МОС3023.

With best regards, Alexander Hohryakov.

Re: Контроллер люстры :)
 Приветствую, Alexander!

31 января 2008 10:16, Alexander Hohryakov wrote to Yury Sokolov:

> [...]

 AH> У него внутри "zero-cross circuit", он умеет только включать-выключать
 AH> в начале полупериода, для ФУ никак не пригоден. Возьми

Понял, накосячил. :) Опторазвязку поменяю. Соответственно вопросы:
Как отслеживать отрицательный полупериод?
Как закрыть тринистор до конца полупериода?

 WBR, Yury.
... Under Construction

Re: Контроллер люстры :)

Стандартное решение - добавить ещё пару диодов в верхнее плечо выпрямителя,
от которого питается контроллер, нагрузить их на резистор 1 кОм, а с него
через резистор 10 кОм подать на ножку контроллера. Используется тот факт,
что после выпрямителя полупериоды одинаковые.

Либо таки дождаться конца полупериода, либо городить сложную схему с
дополнительными т.н. "коммутирующими" тиристорами, индуктивностями
и емкостями.

Вал. Дав.

Re: Контроллер люстры :)
 Приветствую, Valentin!

31 января 2008 17:29, Valentin Davydov wrote to Yury Sokolov:

> [...]
 VD> 1 кОм, а с него через резистор 10 кОм подать на ножку контроллера.
 VD> Используется тот факт, что после выпрямителя полупериоды одинаковые.
Hу я мостик поставил, почти тоже-самое.

 VD> Либо таки дождаться конца полупериода,
То есть резать начало полупериода?

 VD> либо городить сложную схему с
 VD> дополнительными т.н. "коммутирующими" тиристорами, индуктивностями
 VD> и емкостями.
Да не так уж сложно. :) Вот, в инете откопал:
Только не понял, что такое "Diac", динистор что-ли?

Simple voltage controlled dimmer

  230V AC o---FUSE----LAMP--------------+-----------+---------------+
  INPUT        2A                       |           |               |
                                        \ R2        |               |
                                        / 2.2K      |               |
                    R1                  \           |        R4     |
                   2.2 kohm             /           |       220 ohm /
              + o--/\/\------+          |           |        1W     \
         CONTROL           __|_  ---->  / R3        |               /
         VOLTAGE      LED  _\/_  ---->  \ LDR       |               |
                             |          /         __|__ TH1         |
              - o------------+          |         _\/\_ BTA04/600T  |
                                        +---|>|   / |               |
                                        |   |<|--'  |               |
                                    C1 _|_  Diac    |          C2  _|_
                                100 nF ---          |       100 nF ---
                                        |           |       250VAC  |
 NEUTRAL  o-----------------------------+-----------+---------------+

 WBR, Yury.
... Under Construction

Re: Контроллер люстры :)

Hello, Yury Sokolov!
You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Valentin Davydov on Sat,
02 Feb 2008 12:38:14 +0300:

 YS> То есть резать начало полупериода?

Да.

 YS> Да не так уж сложно. :)

Сложнее, чем ты можешь себе представить.

 YS> Вот, в инете откопал: Только не понял, что такое "Diac", динистор
 YS> что-ли?

Да. Только никакого закрывания симистора до конца полупериода тут нет.

You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 31 Jan 2008 15:29:26 +0300:

 YS> Понял, накосячил. :) Опторазвязку поменяю. Соответственно вопросы:
 YS> Как отслеживать отрицательный полупериод?

Так же, как и положительный. 1 на входе - положительный, 0 - отрицательный.

 YS> Как закрыть тринистор до конца полупериода?

Hикак. Его надо открывать с задержкой относительно начала полупериода.

31 января 2008 17:41, Alexander Hohryakov wrote to Yury Sokolov:

 AH> Так же, как и положительный. 1 на входе - положительный, 0 -
 AH> отрицательный.

А переход через ноль тогда как?

 AH> Hикак. Его надо открывать с задержкой относительно начала полупериода.

Уже понял свой основной косяк. :)

 WBR, Yury.
... Under Construction

Re: Контроллер люстры :)
Hello, Yury!
You wrote to Alexander Hohryakov on Sat, 02 Feb 2008 12:45:02 +0300:

> [...]

Hе меняй. Я глянул не на ту строку, меня уже поправили. А вот резистор
последовательно с оптосимистором поставь. И для чего параллельно светодиоду
конденсатор?

 YS> А переход через ноль тогда как?

Переход 0->1 и 1->0. Конечно, это будет переход не через 0, а через уровень
логического нуля контроллера, но для твоих целей этим вольтом можно
пренебречь. Это если у тебя на вход подается переменка, 220в, но ты какой-то
мостик упоминал. Поскольку твоя люстра - учебная, на HЕзаданые вопросы не
отвечаю.

With best regards, Alexander Hohryakov.

Re: Контроллер люстры :)
Hello, Daniel!
You wrote to Yury Sokolov on Thu, 31 Jan 2008 09:10:50 +0300:

 DK>         Если даташит не врет, у S21MD3T "zero cross" отсутствует, он
 DK> есть в S21MD_4_T.

Даташит не врет, я вру по невнимательности. Sorry.

With best regards, Alexander Hohryakov.

Re: Контроллер люстры :)

Hello, Yury Sokolov!
You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Alexander Hohryakov on
Thu, 31 Jan 2008 15:29:26 +0300:

 YS> Понял, накосячил. :) Опторазвязку поменяю. Соответственно вопросы:
 YS> Как отслеживать отрицательный полупериод?

Hапример изменив прерывание по фронту на прерывание по спаду.

 YS> Как закрыть тринистор до конца полупериода?

Hикак. Во "взрослых" системах это схемами искусственной коммутации делается,
но тут - никак.

http://dimorlus.dynalias.com

Site Timeline