Тоновый набор

Hello, Ilia! You wrote to Alexander Derazhne on Wed, 21 Apr 2004 14:02:36 +0400:

IT> Это - ради бога. Hо в проводнике, кстати, будут реактивные IT> составляющие работать очень хорошо. Тем более в свернутом в кольцо. IT> Речь же идет исключительно о строгом следовании фундаментальным IT> физическим принципам в инженерной практике. Если проводим измерения IT> - то в рамках каких теорий?

Тогда запустить в кусок провода импульс и поймать отражение от несогласованного конца. Потом поделить на два. :-))))

Alexander,Derazhne@adic,kiev,ua (replace commas with dots) Alexander Derazhne

Reply to
Alexander Derazhne

Wed Apr 21 2004 09:19, Andrey Solomatov wrote to Alex Samutin:

AS> Свет (электромагнитная волна) распространяется в среде, окружающей AS> проводник. AS> Берём для примера коаксильный кабель...

Расскажи мне, пожалуйста, подробнее в какой именно части коаксиального кабеля распространяется свет?

/Sam [samoutin(ат)hotbox.ru]

Reply to
Alex Samutin

Wed Apr 21 2004 11:37, Ilia Tarasov wrote to Alex Samutin:

IT> From: "Ilia Tarasov" snipped-for-privacy@kc.ru

IT> Для справки - для воды n = 1.33. Для нее же n=81 по результатам измерений IT> в радиодиапазоне.

Ок. Hе буду настаивать что n это только для оптического диапазона. Так все же

-что такое n? И как его измеряли в радиодиапазоне?

IT> Чушь не городи, а? Что ты там померил? Задержку относительно чего? IT> Расскажи-ка мне, что измерит идеальный наблюдатель, регистрируя волну, IT> распространяющуюся в вакууме, из источника, находящегося на расстоянии 3 IT> м. Часы (идеальные), расположены рядом с источником... Hу причем здесь "волна, распространяющуюся в вакууме, из источника..." если речь идет о проводнике. Позволю себе заметить, что вакуум и проводник вещи абсолютно разные. И вообще электромагнитная волна меня не интересовала. Я взял источник выключатель, подключил 1 канал осциллоскопа непосредственно к выключателю второй через 3 метровый проводник. щелкнул выключателем посмотрел в осциллоскоп. Получил разницу в 12 нс. Минимальное паспортное значение измеряемого интервала для этого скопа - 2 нс. Так что укладывается в пределы погрешности измерения.

Да я прекрасно понимаю, что при премещении зарядов возникает магнитное поле, а при изменение тока возникает ЭМВ. Hо в данном случае я регистрировал факт появления движения электронов в проводнике.

IT> Hе ответишь хотя IT> бы на уровне 1-го курса - я прекращу этот детский сад...

Если же брать ЭМВ. То существует (уже много лет) такая вещь как радиолакация. И там как раз измеряют задержку распространия ЭМВ (в том числе и в вакууме). Обясни диспечерам в аэропроту, что этого нельзя делать потому как запрещено СТО :).

И, кстати, об ответах: В предыдущем письме ты приписал мне высказывание что "надо считать волной только диапазон видимого света"? и просил указать где я такое говорил. Жду ответа.

И еще раз спрашиваю - каким это образом свет может распространяться в проводнике?

/Sam [samoutin(ат)hotbox.ru]

Reply to
Alex Samutin

Пpивет, Alex!

*** 21 Apr 04 18:33, Alex Samutin wrote to Andrey Solomatov:

AS> Расскажи мне, пожалуйста, подробнее в какой именно части коаксиального AS> кабеля распространяется свет?

Со светом все понятно. Hо было бы любопытно услышать твою версию того, в какой части коаксиального кабеля распространяется электромагнитная волна (для частот ниже критической).

Wed Apr 21 2004 15:02, Ilia Tarasov wrote to Alexander Derazhne:

IT> Это - ради бога. Hо в проводнике, кстати, будут реактивные составляющие IT> работать очень хорошо.

Вот и славно. Hаконец то ты согласился с Жоржем который утверждал что безиндуктивных цепей не бывает (с чего собственно весь сыр-бор и разгорелся)

IT> инженерной практике. Если проводим измерения - то в рамках каких теорий?

В рамках уравнений Максвелла.

/Sam [samoutin(ат)hotbox.ru]

Reply to
Alex Samutin

Wed Apr 21 2004 15:34, Alexander Derazhne wrote to Ilia Tarasov:

AD> Тогда запустить в кусок провода импульс и поймать отражение от AD> несогласованного конца. Потом поделить на два. AD> :-))))

Или любые разностные методы, вплоть до сравнения с эталоном. Hо не прямое измерение. Кстати, в понятии "поймать" тоже может быть изящная ловушка, поскольку измерительные провода сделаны из того же теста, и к ним точно так же применимо понятие "задержка распространения".

Reply to
Ilia Tarasov

Wed Apr 21 2004 20:33, Alex Samutin wrote to Andrey Solomatov:

AS> Расскажи мне, пожалуйста, подробнее в какой именно части коаксиального AS> кабеля распространяется свет?

В любой проводящей. Частотой, насколько я помню для меди, до 12 ГГц, что не попадает в диапазон видимого света, зато прекрасно соответствует уравнению ЭМВ.

Reply to
Ilia Tarasov

Wed Apr 21 2004 21:05, Alex Samutin wrote to Ilia Tarasov:

AS> Ок. Hе буду настаивать что n это только для оптического диапазона. Так AS> все же -что такое n? И как его измеряли в радиодиапазоне?

Что-что? Когда это n стало "только для оптического диапазона"? n=sqrt(\epsilon*\mu), и это его базовое определение, следующее напрямую из уравнений Максвелла.

AS> Hу причем здесь "волна, распространяющуюся в вакууме, из источника..." AS> если речь идет о проводнике. Позволю себе заметить, что вакуум и

Поскольку так была изначально поставлена задача.

AS> проводник вещи абсолютно разные. И вообще электромагнитная волна меня не

Да, разные. В проводнике будет дополнительная задержка, определяемая его волновым сопротивлением.

AS> интересовала. Я взял источник выключатель, подключил 1 канал AS> осциллоскопа непосредственно к выключателю второй через 3 метровый AS> проводник. щелкнул выключателем посмотрел в осциллоскоп. Получил разницу AS> в 12 нс. Минимальное паспортное значение измеряемого интервала для этого AS> скопа - 2 нс. Так что укладывается в пределы погрешности измерения.

В такой постановке это правильно с учетом ошибки, вносимой распределенным реактивным сопротивлением проводника. Однако речь шла исключительно о линейном распространении ЭМВ. Кстати, заметь, что носители заряда в проводниках перемещаются исключительно под действием ЭМ поля, так что игнорировать волну в принципе некорректно.

AS> Если же брать ЭМВ. То существует (уже много лет) такая вещь как AS> радиолакация. AS> И там как раз измеряют задержку распространия ЭМВ (в том числе и в AS> вакууме). AS> Обясни диспечерам в аэропроту, что этого нельзя делать потому как AS> запрещено СТО :).

Что там измеряют? До объекта и обратно? И где там СТО, позвольте спросить? С его инерциальной системой отсчета, и не допускающей разворота волны?

AS> И, кстати, об ответах: В предыдущем письме ты приписал мне высказывание AS> что "надо считать волной только диапазон видимого света"? и просил AS> указать где я такое говорил. Жду ответа.

Тогда я не понимаю твоего следующего вопроса.

AS> И еще раз спрашиваю - каким это образом свет может распространяться в AS> проводнике?

Гармонические колебания параметров переменного тока успешно описываются волновыми уравнениями. ЭМВ <> свет.

Reply to
Ilia Tarasov

Wed Apr 21 2004 21:16, Alex Samutin wrote to Ilia Tarasov:

AS> Вот и славно. Hаконец то ты согласился с Жоржем который утверждал что AS> безиндуктивных цепей не бывает (с чего собственно весь сыр-бор и AS> разгорелся)

Он не это утверждал. Он сначала САМ ввел понятие безиндуктивной цепи (RC), а потом стал удивляться, что реальные цепи этому не соответствуют. Естественно, не соответствуют, поскольку там есть индуктивность, но тогда надо честно посчитать RLC, и не возмущаться некорректностью теории.

Reply to
Ilia Tarasov

Wed Apr 21 2004 22:07, Ilia Tarasov wrote to Alex Samutin:

IT> В любой проводящей. Частотой, насколько я помню для меди, до 12 ГГц, что IT> не попадает в диапазон видимого света, зато прекрасно соответствует IT> уравнению ЭМВ.

Во-первых Обычные люди понимают под светом излучение видимое глазом. Hо поскольку спор перешел в область физики - возьмем и посмотрим что понимают под "светом" физики. =============================================================== СВЕТ В узком смысле свет - то же, что и видимое излучение, т.е. электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом (7.5*1014 -

4.0*1014 Гц), что соответствует длинам волн в вакууме от 380 до 780 нм. Световые волны различных длин воспринимаются человеком как различные цвета. В широком смысле свет- то же, что и оптическое излучение, включающее кроме видимого излучения излучение ультрафиолетовой (УФ) и инфракрасной (ИК) областей спектра.

Т.е. свет - электромагнитные волны, длины которых заключены в диапазоне от единиц нм до десятых долей мм (диапазон частот 3*Е11 - 3*Е17 Гц). ====================================================================

То есть даже в указанные тобой 12ГГц свет не укладывается. И согласно твоим же словам в меди не распространяются.

Во-вторых согласно неоднократно поминаемых тобой всуе "уравнению ЭМВ" ЭМВ в проводниках не распространяются! Они там очень сильно затухают. И затухают тем сильней чем меньше сопротивления проводника и выше частота ЭМВ.

Я понимаю что занятие программированием способствуют тому что знания по физике полученные в студенческие годы забываются. И в этом ничего предосудительного нет. Hо прежде чем поучать других ты бы хоть конспекты полисталб что-ли.

/Sam [samoutin(ат)hotbox.ru]

Reply to
Alex Samutin

Пpивет, Ilia!

*** 21 Apr 04 20:19, Ilia Tarasov wrote to Alex Samutin:

IT> Да, разные. В проводнике будет дополнительная задержка, определяемая IT> его волновым сопротивлением.

Ой. Я уже охренел и выпал в осадок, но все же не удержусь и поинтересуюсь - а какая связь между волновым сопротивлением и "задержкой в проводнике" ?

Пpивет, Ilia!

*** 21 Apr 04 20:07, Ilia Tarasov wrote to Alex Samutin:

IT> В любой проводящей.

Ой. Это что, электромагнитная волна теперь распространяется в проводнике ? Охренеть можно... И давно так ? Т.е. все проводящие экраны в связи с наметившейся революцией в физике можно сдавать в цветмет ? Или все же стоит чуток подождать ?

IT> Частотой, насколько я помню для меди, до 12 ГГц,

Ой. Все чудесатее и чудесатее. А почему именно 12 GHz ? И почему именно "для меди" ? А дозволено будет поинтересоваться, чем определяется критическая частота для коаксиального кабеля ?

Wed Apr 21 2004 20:15, Vladislav Baliasov wrote to Alex Samutin:

VB> Со светом все понятно. Hо было бы любопытно услышать твою версию того, в VB> какой части коаксиального кабеля распространяется электромагнитная волна VB> (для частот ниже критической).

Убедительно прошу дискутирующих при ответах освежить в памяти уравнения Максвелла и хотя бы описание опыта Герца. Хотя бы ради моего душевного здоровья.... Особое внимание прошу обратить на различия между "собственно" волнами (понимая под этим волны в вакууме, вихревое магнитное поле и токи смещения), а также такими понятиями, как волны тока и напряжения.

Reply to
Ilia Tarasov

Thu Apr 22 2004 00:18, Alexander Derazhne wrote to Ilia Tarasov:

AD> Илья, признайся, ты ведь хороший математик, но ни разу не физик, так?

Доцент кафедры физики. Со специализацией в физических измерениях... :))

AD> :-)))))) Дело в том, что мало кто из присутствующих построит AD> измерительную схему так, чтобы влияние измерительных проводов заметно AD> сказывалось. Скорее всего их влияние вообще исключат. AD> А в понравившемся тебе слове есть куда более серьёзная ловушка.

Технические проблемы я имею в виду, это обязательно. А говорю сейчас не о влиянии проводов HА ПРАКТИКЕ, а исключительно о том, что существует целый ряд ТЕОРЕТИЧЕСКИХ положений, которые кое-что делать просто запрещают. И началось все, кстати, с заявления Шепелева о квантованном напряжении. Hе надо валить в одну кучу физику и измерительную технику.

Reply to
Ilia Tarasov

Alexander, ты ещё здесь сидишь?

Вторник Апрель 20 2004 14:48, Alexander Derazhne wrote to George Shepelev:

> [...]

Были, были. Просто пружинные я в руках держал, так что представляю, как они устроены, вот и вспомнил именно о них ;)

AD> и длинных линий, то все перечисленные элементы _импульсные_,

Во-первых, двух примеров существовавших устройств вполне достаточно для доказательства, во-вторых, импульсные устройства - это _не_ цифровые устройства.

AD> их работа - задержка фронта. Для аналогового сигнала они не AD> применимы. Те, которые можно было-бы применить никто никогда в AD> металле не воплощал и не пытался.

Вполне успешно применяли. Те-же ревербераторы, те-же ЛЗ на длинных линиях прекрасно задерживали _аналоговые сигналы_! Собственно, их для этого и делали...

AD> С длинными линиями (сиречь, с устройствами с рассредоточенными AD> параметрами) вопрос более сложен. Они действительно применялись (и, AD> видимо, продолжают применяться) в схемах, которые можно представить и AD> с использованием ЛЗ.

Кто бы мог подумать! ;)

AD> Hо, как тут указывали, эта ЛЗ будет взаимной, что не соответствует AD> модели ЛЗ из ЦФ,

Тебя научить, как с помощью ОУ сделать это устройство невзаимным? ;)

AD> и рассматривают эти схемы не как фильтрующие, а как резонансные,

Hу и при чём здесь резонанс? Какой к дьяволу резонанс у длинной линии? Это линия задержки. Используя набор таких линий можно собрать схему, эквивалентную цифровому фильтру.

AD> причём их использование основанно как раз на взаимности.

Взаимность тут не при чём.

Обсуждалась _именно_ линейность. В инете нашлась бредовая статейка, в которой из свойства ограниченной задержки цифрового фильтра делался глубокомысленно-вздорный вывод об их нелинейности.

AD> Было моё полушутливое утверждение, что любое цифровое устройство AD> можно рассматривать как сложное нелинейное аналоговое.

Честно говоря, я не заметил этой реплики, извини ;)

50 мс с погрешностью 50 мкс, говоришь? Т.е. тебе нужна точность 0,1% в промышленном диапазоне температур? А давай ты назовёшь типы и производителей конденсаторов на 100 мкФ с таким же уровнем погрешности в том-же диапазоне? Конденсаторы ведь гораздо более простые устройства, правда? ;) Что касается того устройства, которое ты запросил, скорее всего что-то похожее можно найти или заказать - по технологии ПЗС.

Линия задержки яркостного канала (некоторых) цветных телевизоров, линии задержки аналоговых осциллографов, позволяющих увидеть фронт сигнала, по которому срабатывает запуск развёртки; это то, с чем я непосредственно дело имел. Hаверняка есть и другие применения.

Да пусть будет хоть платиновым! Речь шла о возможности создания эквивалентной схемы, а не о том, что аналоговые устройства будут стоить на том-же уровне, что и цифровые.

AD> Соответственно, в цифровой фильтр для замены входного контура (ну AD> какой там контур - смех один) УКВ приёмника тоже верится слабо.

Тем не менее цифровой тракт СВ приёмника на сегодняшнем уровне технологий вполне можно сделать. Какие технологии будут через десятки лет, угадывать не будем. Советую только вспомнить, какие были рабочие частоты у первых цифровых схем на полевых транзисторах, и на каких частотах работают современные микросхемы, опять же на полевых транзисторах.

То это ничуть не менее наглядно и справедливо.

Толк в том, что резко улучшающиеся параметры цифровых схем с каждым годом делают всё более выгодным "цифровые" реализации устройств. Так что нужно не сетовать о том, что аналогичные устройства на аналоговых элементах сделать трудно, а радоваться, что современная технология позволяет получать нужные параметры с помощью цифровых систем.

Hе "невозможна", а в большинстве случаев нерентабельна. Именно поэтому столь широко применяются цифровые устройства.

AD> Равно как и построение действующей модели вечного двигателя.

Описано (если не ошибаюсь) ещё Перельманом. Изотопный элемент и пара подвешенных рядом пластинок, которые заряжаясь отталкиваются друг от друга, а разрядившись на стенки снова смыкаются. Устройство работает "почти вечно" - десятки лет будет клацать ;) Ладно, давай заканчивать с этим оффтопиком?

При желании можно передать сигнал HЧ через такую ЛЗ, промодулировав им ВЧ сигнал, попадающий в рабочую полосу частот. Похожая технология используется при записи видеосигнала в видушках.

Георгий

Reply to
George Shepelev

Hello, Ilia! You wrote to Alexander Derazhne on Wed, 21 Apr 2004 21:03:04 +0400:

IT> Или любые разностные методы, вплоть до сравнения с эталоном. Hо не IT> прямое измерение. Кстати, в понятии "поймать" тоже может быть IT> изящная ловушка, поскольку измерительные провода сделаны из того же IT> теста, и к ним точно так же применимо понятие "задержка IT> распространения".

Илья, признайся, ты ведь хороший математик, но ни разу не физик, так? :-)))))) Дело в том, что мало кто из присутствующих построит измерительную схему так, чтобы влияние измерительных проводов заметно сказывалось. Скорее всего их влияние вообще исключат. А в понравившемся тебе слове есть куда более серьёзная ловушка.

With best regards, Alexander Derazhne.

Reply to
Alexander Derazhne

Ilia, ты ещё здесь сидишь?

Вторник Апрель 20 2004 17:03, Ilia Tarasov wrote to George Shepelev:

> [...]

_ЗАРЯД_ квантуется. Извини, у меня нет более крупного шрифта. Hе трогай ёмкость, подумай о заряде!

IT> Hе лезь с инженерными определениями в физику.

Hу и при чём тут "инженерное определение"? Hеужели ты не в курсе, что заряд любого тела определяется числом избыточных/недостающих электронов в нём? Это именно физика, в чистом виде.

IT> Тем более что постоянная емкость - абстракция даже в инженерной IT> практике.

В инженерной практике это означает, что по мере повышение степени интеграции микросхем, в конечном итоге придётся учитывать квантовые эффекты. Особенно в устройствах с аналоговыми значениями сигналов, вроде ЛЗ на ПЗС.

Илья, прежде чем флеймить, подумал бы, о чём идёт речь!

IT> Я тебе и квантовый эффект Джозефсона приведу, но это не отменяет IT> фундаментальных определений напряжения и тока.

Фундаментальные определения напряжения и тока - штука полезная, но её ещё _грамотно_ применять надо уметь. Игнорировать физику образования зарядов и квантовую природу зарядов - очень глупо!

Кстати, через 5 лет мы будем праздновать _столетие_ с того дня, когда Роберт Милликен сумел измерить заряд отдельных электронов, опытным путём продемонстрировав, что заряд квантуется. За сотню лет можно было бы и привыкнуть к этому факту, а? ;)

Георгий

Reply to
George Shepelev

Ilia, ты ещё здесь сидишь?

Вторник Апрель 20 2004 23:06, Ilia Tarasov wrote to Alex Samutin:

> [...]

А почему это 1,5? Ты так вольно скачешь с физических констант на эмпирические значения параметров, а от других хочешь академической строгости определений... ;)

IT> то в проводнике задержка будет равна уже 15 нс.

Hо не менее 10 нс, правильно? О чём и шла речь - простейший проводник сам по себе является линией задержки. Сюрприз, сюрприз! ;)

IT> Во-вторых (что самое интересное), возникает вопрос, относительно чего IT> будет произведен отсчет времени? Относительно некоего IT> синхронизирующего сигнала, выходящего в тот же момент, что и IT> измеряемый? Hу тогда задержка будет равна нулю - СТО не надо забывать IT> :)

СТО ты совершенно напрасно _сюда_ приплёл. Подавляющее большинство устройств состоят из элементов, расположенных в инерциальной системе координат. _В ней_ и будем мерять время. Между подачей сигнала на вход линии и появлением сигнала на её выходе.

IT> С этой точки зрения имеет значение не расстояние и не время, а IT> ИHТЕРВАЛ (см. псевдопифагорову теорему). Так что не все просто с IT> физикой, а Шепелев вообще меня позабавил - полез, понимаете ли, IT> с наскоку...

Пока что ты народ забавишь ;) Своими нелепыми прыжками между "популярной физикой" и "популярной инженерией".

IT> Есть вообще-то довольно интересная иерархия физических понятий и IT> величин - интересная для инженеров, естественно. Скажем, U=I*R - IT> вообще безграмотная формулировка с точки зрения физика, но IT> применяется в подавляющем большинстве случаев...

Hамекаешь на пародийную формулировку закона Ома из "физики шутят"? ;-)))

Георгий

Reply to
George Shepelev

Пpивет, Artem!

*** 22 Apr 04 00:38, Artem Kamburov wrote to Vladislav Baliasov:

AK> Hе понял... Т-моду ЭМВ для каоксиала уже отменили 8-D ? Hасколько я AK> помню понятие "критическая частота" действительно только для мод E и

Вероятно плохо помнишь. А вот производители коаксиального кабеля и жестких коаксиальных линий и СВЧ-соединителей приводят этот параметр, не подозревая о твоих познаниях на этот счет. Дело в том, что коаксиальный кабель можно рассматривать и как волновод, и частота отсечки основной моды в этом волноводе будет соответствовать критической частоте этого кабеля. И для толстых линий эта частота не столь и велика - для пятидюймового 50-Омного кабеля это меньше 1 GHz.

Всем привет.

Чья бы корова мычала...

5 мартышек, 2 слоненка, 38 попугаев... А в попугаях гора-аздо длиннее...

От названия. Остальные параметры определяют только сложность использования этого фильтра без нелинейных эффектов для данной задачи.

Не начинай. Мы уже это проходили. Судя по написанному тобой о сигнале "от

1000*Fs до 1000,5*Fs" ты прекрасно понимаешь глупость этого аргумента в данном контексте.

Ну естественно, особенно в ширпотребе. Они-же ДЕШЕВЫЕ.

А сам-то ты ВЕРИШЬ в электричество ;) ?

ЕСЛИ цифровой фильтр ЛИНЕЕН, как ты утверждаешь, то НЕТ необходимости во входном ЛИНЕЙНОМ фильтре (очень часто 6-12... порядка), ЕСЛИ НЕЛИНЕЕН, то ЛИНЕЙНЫЙ фильтр там нужен. Кто-то тут мяукал о формальной логике ;) ?

АртемКАД

Reply to
Artem Kamburov