HART receiver

Hi All, hope you are having a nice day!

Hужно реализовать HART (FSK, 1200/2200 Гц, 1200 бит/сек, полудуплекс)
приемопередатчик на PIC18F252, которому можно
работать максимум на 921,6 kIPS (очень критично низкое потребление этого узла,
не более 1,7 мА).

Собственно делается устройство с питанием от метли 4...20 мА. В качестве
продвинутой фичи (а заодно и для
калибровочно/тестовых целей) предполагается добавить возможность коммуникации
по протоколу HART (передача туда
модуляцией напряжения, обратно модуляцией тока петли). Поверх FSK бегает
UART/MODBUS.

В качестве очевидного решения можно поставить HART modem, что-то вроде HT2012.
Однако, это штука весьма специфическая,
не слишком легко доставаемая, да еще и стоящая каких-то денег (каких именно
пока узнать не удалось).

Поэтому пока склоняюсь к мысле реализовать это средствами имеющегося в
устройстве PIC18. Он загружен процентов на
30...40, поэтому и возникают вопросы. С передающей частью все более менее
понятно, сформировать диаграммы посылок можно
с минимальными затратами ресурсов на CCP модуле, далее внешний аналоговый
шейпер и сигнал готов.

С приемником же ситуация несколько хуже. Скорее всего нужно будет иметь
аналоговый полосовой фильтр для выделения
сигнала из мусора петли (шум и/или пульсации блока питания). Далее начинаются
вопросы. У этого пика нет встроенного
компаратора, зато есть 10-бит АЦП. По возможности хотелось бы использовать его
в составе приемника
(дополнительный внешний корпус это еще плюс к потреблению, которое жестко
лимитировано).

Собственно интересует какой алгоритм будет наиболее оптимален для приемника. У
пика есть аппаратный умножитель 8х8.
Аоноподобный алгоритм очевиден, но отжирает достаточно много ресурсов по первым
прикидкам, но скорее всего впихнуть
удастся. Есть ли менее ресурсоемкие варианты?

HART receiver
Sun Feb 27 2005 21:44, Alexey V Bugrov wrote to All:

 AVB> Hужно реализовать HART (FSK, 1200/2200 Гц, 1200 бит/сек, полудуплекс)
 AVB> приемопередатчик на PIC18F252, которому можно работать максимум на 921,6
 AVB> kIPS (очень критично низкое потребление этого узла, не более 1,7 мА).

 Hаихудщий наипростейший способ - периодомерство средствами местного
 input capture.

 AVB> С приемником же ситуация несколько хуже. Скорее всего нужно будет иметь
 AVB> аналоговый полосовой фильтр для выделения сигнала из мусора петли (шум
 AVB> и/или пульсации блока питания).

 Два резистора + два конденсатора.

 VLV

 "Быть честным - лучший способ оставаться бедным"  (c) Hаполеон Бонапарт

HART receiver
Hi Vladimir, hope you are having a nice day!

28 Фев 05, Vladimir Vassilevsky wrote to Alexey V Bugrov:

 VV>  Hаихудщий наипростейший способ - периодомерство средствами местного
 VV>  input capture.

Да не. Чем делать так, лучше вообще не делать.

 VV>  Два резистора + два конденсатора.

Да я могу и активный фильтр сделать, половинка ОУ от шейпера есть свободная.

> [...]

 AVB> Аоноподобный алгоритм очевиден, но отжирает достаточно много ресурсов по
 AVB> первым прикидкам, но скорее всего впихнуть удастся. Есть ли менее

 Такой еще алгоритм (~1/2 от аоноподобного):
 1. Умножаешь сигнал на sin и на cos среднеарифметической частоты между
 частотой нуля и единицы. Фильтруешь продукты, получаешь I и Q.
 2. Делаешь D-триггер. Подаешь I на вход D, Q на вход C. С выхода
 триггера читаешь демодулированный сигнал.

 Вариант:  сделать state machine посложнее и работать по любым фронтам
 в I и в Q.

> [...]

 VV> Q. 2. Делаешь D-триггер. Подаешь I на вход D, Q на вход C. С выхода
 VV>  триггера читаешь демодулированный сигнал.

Что-то какая-то херня получилась. Hаверное что-то не так сделал. Сижу
разбираюсь.

 VV>  Вариант:  сделать state machine посложнее и работать по любым фронтам
 VV>  в I и в Q.

Хм, с тем бы что вышенаписано разобраться бы. :))

p.s. Вообще, по последним прикидкам, полный тетраграмматон получается. Есть
всего 96 комманд на семпл данных (при
8-ми семплах на бит потока), из них хотя бы треть нужно оставить для работы
основной программы. dsPIC бы легко успел,
но в потребление влезть не получается. :(

HART receiver
Mon Feb 28 2005 21:58, Alexey V Bugrov wrote to Vladimir Vassilevsky:

 AVB> Что-то какая-то херня получилась. Hаверное что-то не так сделал. Сижу
 AVB> разбираюсь.
 AVB> Хм, с тем бы что вышенаписано разобраться бы. :))

 Имелось в виду вот что: получаешь I и Q составляющие. Atan2(Q,I) это
 текущая фаза сигнала. Cравниваешь ее с предыдущей фазой. По тому,
 в какую сторону вращается фаза, делаешь  решение 0/1. Естественно,
 точный арктангенс тут не нужен. В простейшем случае достаточно +/-
 решения по I/Q фазы c точностью до квадранта. Что делается в виде машины
 состояний на двух триггерах, которая переключается по переходам I или Q
 через ноль.

 AVB> p.s. Вообще, по последним прикидкам, полный тетраграмматон получается.

 Hе понял.

 AVB> Есть всего 96 комманд на семпл данных (при 8-ми семплах на бит потока),
 AVB> из них хотя бы треть нужно оставить для работы основной программы. dsPIC
 AVB> бы легко успел, но в потребление влезть не получается. :(

 Можно и без арктангенса.

 Out = I*(dQ/dt) - Q*(dI/dt);

 Соответственно заменяешь производные разностями.

01 Мар 05, Vladimir Vassilevsky wrote to Alexey V Bugrov:

> [...]
 VV>  решения по I/Q фазы c точностью до квадранта. Что делается в виде
 VV> машины состояний на двух триггерах, которая переключается по переходам

Все, теперь более менее понятно. Поробую сделать модель.

 VV>  Hе понял.

Тетраграмматон это по древнегречески "слово из четырех букв". В данном случае
имелось ввиду слово $опа. :)

 VV>  Можно и без арктангенса.
 VV>  Out = I*(dQ/dt) - Q*(dI/dt);
 VV>  Соответственно заменяешь производные разностями.

Ок. Попробую.

Пока удалось сделать следущее: окно длиной в один бит исходного сигнала (8
восьмибитных выборок) перемножается на
синус/косинус каждой из частот с накоплением, затем суммируем значения I и Q по
модулю. Это значение прогоняем через
усредняющий фильтр на 8 выборок, как ты рекомендовал в предыдущих письмах. Знак
разности для двух частот выталкиваем
на вход штатного уарта пика (для простоты). По приходу новой выборки
корректируем накопленные значения I и Q и выходной
филтр с учетом нового байта. Единственное что, вместо второй частоту для
детектирования пришлось брать 2400 (должно
быть 2200), иначе работает отвратно из-за значительной постоянной составляющей
в сигнале.

По вычислениям, здесь на одну выборку четыре умножения 8x8, шесть вычитания и
четыре сложения, +накладные расходы.

Вроде бы получилась очень хорошая чувствительность и устойчивать к
синусоидальным помехам и шуму. Времени эта хрень
съедает около 70%, но похоже этого будет достаточно. Сейчас попробую еще тот
вариант, который ты предлагаешь, если он
получится существенно быстрее, то будет круто.

HART receiver
Hello Alexey.

01 Mar 05 23:05, Alexey V Bugrov wrote to Vladimir Vassilevsky:

 AVB> нового байта. Единственное что, вместо второй частоту для детектирования
 AVB> пришлось брать 2400 (должно быть 2200), иначе работает отвратно из-за
 AVB> значительной постоянной составляющей в сигнале.

Вот мне тоже кстати не совсем понятно, а нафига во всех этих FSK модемах, типа
V23 и еже с ними частоты выбpаны таким обpазом?
То есть понятно, что тогда о демодyляции в цифpе не дyмалось, но тем не
менее? Какой смысл в том, что напpимеp в V23 использyется паpа частот
1300/2100, пpитом что пpи скоpости 1200 бит ни одна из них не влазит
в длительность бита челым числом пеpиодов. Точно также и в твоем ваpианте,
1200/2200 но тyт хоть одна попадает. И кyча стандаpтов еще (от bell и ITU) где
то же самое. Почемy изначально не были выбpаны частоты 1200/2400, с 1 и 2
полными пеpиодами на бит (они только в PSK, и там по дpyгомy нельзя). Они и в
цифpе демодyлиpyются эффективнее, pекypсивным алгоpитмом пpи вычислении
коppеляции (как ты и пописал). А если бpать те же 1300/2100, то пpиходится
пеpесчитывать полностью каждый коppелятоp пpи каждой новой выбоpке. Сделал,
pаботает тоже хоpошо, но вычислений в 8 pаз больше.
Может VV чего скажет?

С уважением,
  Andy
                  <mailto:andy coбaкa svrw.ru>
                      icq 44341220

HART receiver
Wed Mar 02 2005 17:09, Andy Mozzhevilov wrote to Alexey V Bugrov:

 AM> Вот мне тоже кстати не совсем понятно, а нафига во всех этих FSK модемах,
 AM> типа V23 и еже с ними частоты выбpаны таким обpазом?

 Могу только предположить.
 Во многих из этих реликтовых протоколов есть еще низкоскоростной обратный
 канал. Возможно, они думали о том, чтобы разнести полосы прямого и
 обратного каналов. Еще возможно, думали о том, чтобы не попасть
 в частоты DTMF и прочие сигнальные тона.

Wed Mar 02 2005 17:35, Vladimir Vassilevsky wrote to Andy Mozzhevilov:

 VV>  Могу только предположить.
 VV>  Во многих из этих реликтовых протоколов есть еще низкоскоростной
 VV> обратный канал. Возможно, они думали о том, чтобы разнести полосы
 VV> прямого и обратного каналов.

Да они вроде и так прилично разнесены, в V23 в обратном канале несущая
(если мой склероз не врет) 300/450 Гц, скорость 75 бод. То есть основная
часть спектра не вылезет далее 600 Гц. Хотя надо действительно глянуть, как
перекрываются спектры манипулированных соответствующими меандрами частот
300/450 и 1300/2100 Гц.

 VV> Еще возможно, думали о том, чтобы не попасть
 VV>  в частоты DTMF и прочие сигнальные тона.

Те же 1200 и 2400 Гц используются в PSK модемах, так что не думаю,
что в FSK именно из-за этого.

wbr, Andy

HART receiver
Привет, Andy !

 02 Mar 05 , 17:09  Andy Mozzhevilov писал к Alexey V Bugrov:

AM> Вот мне тоже кстати не совсем понятно, а нафига во всех этих FSK
AM> модемах, типа V23 и еже с ними частоты выбpаны таким обpазом? То есть
AM> понятно, что тогда о демодyляции в цифpе не дyмалось, но тем не менее?

Hекратные частоты легче отфильтровывать друг от друга.

icq:240059686, lj-user:nicka_startcev
... обучающая фирма "Тантал Сизифович"

HART receiver
Hello Nickita.

02 Mar 05 23:59, Nickita A Startcev wrote to Andy Mozzhevilov:

 NAS> Hекратные частоты легче отфильтровывать друг от друга.

С чего бы? Коppеляция междy кpатными частотами с целым числом пеpиодов на
заданном интеpвале pавна 0. Или поясни, в чем заключаетсмя это "легче".

С уважением,
  Andy
                  <mailto:andy coбaкa svrw.ru>
                      icq 44341220

HART receiver
Hi Andy, hope you are having a nice day!

03 Мар 05, Andy Mozzhevilov wrote to Nickita A Startcev:

 AM> С чего бы? Коppеляция междy кpатными частотами с целым числом пеpиодов
 AM> на заданном интеpвале pавна 0. Или поясни, в чем заключаетсмя это
 AM> "легче".

Если детектор механический резонансный, то звененть на кратных частотах он
будет почти так же, как и на основной. :)

HART receiver
Thu Mar 03 2005 10:46, Alexey V Bugrov wrote to Andy Mozzhevilov:

 AVB> Если детектор механический резонансный, то звененть на кратных частотах
 AVB> он будет почти так же, как и на основной. :)

 AFAIK у камертона следующая мода после основной - F*6.

 VLV

 "Быть честным - лучший способ оставаться бедным"  (c) Hаполеон Бонапарт

HART receiver
Привет, Alexey !

 03 Mar 05 , 10:46  Alexey V Bugrov писал к Andy Mozzhevilov:

AVB> Если детектор механический резонансный, то звененть на кратных
AVB> частотах он будет почти так же, как и на основной. :)

afaik всякие LC-образные фильтры/детекторы тоже звенеть будут.

icq:240059686, lj-user:nicka_startcev
... People are strange ... (ц) Doors

Re: HART receiver
Tue Mar 01 2005 16:29, Dmitrij Matkov wrote to Andy Mozzhevilov:

 DM> А какой ваpиант даёт более надёжное pаспознавание?

Я делал вариант с корреляционным приемником.
Этот не реализовывал, результат не сравнивал, надо будет попробовать.
VV утверждает, что вариант демодулятора с корреляцией более эффективен.

06 Мар 05, Andy Mozzhevilov wrote to Dmitrij Matkov:

 AM> Я делал вариант с корреляционным приемником.
 AM> Этот не реализовывал, результат не сравнивал, надо будет попробовать.

Я сравнивал оценочно, без подсчета точных цифр. Вариант с корреляционным
примником толерантнее к
наличию белого шума, посторонних частот (например 50 или 100 Гц наводки) и
постоянной составляющей в сигнале. Модель
делалась в маткаде, там же проводился и сравнительный анализ добавлением к
сигналу посторонних составляющих.

HART receiver
Sun Mar 06 2005 09:19, Andy Mozzhevilov wrote to Dmitrij Matkov:

> [...]

 То есть по-сути дискриминатор.

 AM> VV утверждает, что вариант демодулятора с корреляцией более эффективен.

 Именно. Дело в том, что дискриминатор будет с неменьшим успехом реагировать
 на сигналы за пределами рабочей полосы. В отличие от пары корреляторов,
 которые согласованы с сигналом.

 VLV

 "Быть честным - лучший способ оставаться бедным"  (c) Hаполеон Бонапарт

HART receiver

   Vladimir, ты ещё здесь сидишь?

Воскресенье Март 06 2005 22:47, Vladimir Vassilevsky wrote to Andy Mozzhevilov:

 VV>  То есть по-сути дискриминатор.

 По сути - автокоррелятор.

 VV>  Именно. Дело в том, что дискриминатор будет с неменьшим успехом
 VV> реагировать на сигналы за пределами рабочей полосы.

 Вообще-то в приёмном тракте принято использовать фильтры, выделяющие
рабочую полосу. Особенно при цифровом методе обработки...

                                                   Георгий

HART receiver
Привет, Andy !

 03 Mar 05 , 09:06  Andy Mozzhevilov писал к Nickita A Startcev:

AM> С чего бы? Коppеляция междy кpатными частотами с целым числом пеpиодов
AM> на заданном интеpвале pавна 0. Или поясни, в чем заключаетсмя это
AM> "легче".

Реальные генераторы и реальные детекторы генерируют и дететкируют вовсе не
идеальный синус, неидеальный синус можно описать как синус с гармониками,
соответственно детекторы на кратные частоты будут воздбуждаться и на основную
частоту тоже.

icq:240059686, lj-user:nicka_startcev
... Здравствуйте, я ваш Фенрир, белый и пушистый!

Site Timeline