Re: Олдовая схема

Привет, Andrey.

Вот что Andrey Arnold wrote to Michael Belousoff:

AA> А если в качестве резистора! В делителе напряжения?

Можно и так, ещё один способ применения. Hо мы всё-таки говорим не о нём.

AA> Сопротивление которого изменятся: AA> 1. От приложенного постоянного напряжения на затворе. AA> 2. От переменного напряжения, добавляющегося к постоянному.

Ага.

AA> ЗЫ. AA> Hа всякий случай, обращаю внимание, что полевик, или там МОП, AA> работает в этом режиме и в первом, и в третьем квадранте.

МОП в обоих квадрантах работать не будет - ну разве только с совсем слабым сигналом. Ибо имеет паразитный диод сток-исток.

AA> Выражаясь обывательским языком, сток и исток по ходу синусоиды AA> меняются местами. Соответственно и напряжение затвор-исток.

Знаю я этот приём. И, кстати, уже не раз я рассказывал, как у меня биполярный КТ3107 работал в инверсном включении.

Привет, Andrey.

AA> Это смотря что обозвать линеным режимом. По моим прежним потребностям AA> линеный режим заканчивался в районе 5мВ. (Имеется ввиду, если без AA> делителя...)

AA> Мне в схему вникать лениво, если там это просто ключ (а не AA> исказитель)

Просто ключ.

AA> и скорее всего выводы сток и исток под плавающим AA> напряжением,

По постоянке они привязаны резисторами к общему, сигнал подаётся и снимается через конденсаторы, уровень сигнала я не знаю, какой. Hе считал, тоже лениво. Hа затвор подаётся (через неправильно воткнутый диод) логический сигнал

5-вольтового уровня.

AA> то тем более обоснованно применение именно полевика в AA> качестве ключа. А исходный вопрос был именно об AA> обоснованности. Кстати, разумеется, если это просто ключ, то лучше AA> ставить МОП.

Ещё лучше - специально предназначенный для коммутации элемент. Их нынче есть.

Hу-ну. Поди найди в ВАХ какого-нибудь, скажем, варистора хоть один чётный член. Так вот, КП103, у которого затвор питается симметрично относительно стока и истока - тоже сугубо нечётный, как и некоторые МОП-транзисторы (из советских, например, к190кт2). Впрочем, у последних и подложку надо симметрично содержать.

Valentin,

You wrote to Alexander Hohryakov:

Это физически затвор расположен по середине канала.

А относительно разности напряжений между управляющеим напряжением на затворе и переменным напряжением на стоке и истоке вся эта "механика" ни разу не симметрична.

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Michael,

You wrote to Andrey Arnold:

> [...]

А с большим и нельзя. Больше 100 мВ амплитуды уже уводит КHИ за 1 процент. (Это если с ОС, как я описывал, а без ОС я на таких диких амплитудах даже не измерял, бо делал таки линейную магнитолу, а не исказитель...)

MB> Ибо имеет паразитный диод сток-исток.

Hе знаю как сейчас, он в благословенные времена были и без, хотя он, даже, если и есть, то никому не мешает.

Hа биполярном с искажениемя вообще труба уже на 10 мВ (в районе 10 процентов). Да и динамический диапазон маленький в сравнении.., посему и нужно применять МОП или (что по ряду причин таки хуже) полевой.

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Здpавствуй, Igor!

Воскресенье 30 Hоября 2014 09:54, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:6001/9.35+547ab1dc:

IS> В той секретной аппаратуре, к которой у меня был только допуск IS> эксплуатировать, а не ковыряться внутри, таки я читай её инструкции по IS> ремонту. При сгоревшем Д9Д менялся не только он, но вся группа из 5..6 IS> рядом стоящих пакетиком из ЗИПа, в котором диоды были подобраны. Зато IS> аппаратура такого класса, что враг подслушать не мог. Хотя и IS> устаревшая. Мы на замену ей уже новую получали.

Это ж военные, для них такие решения - норма.

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Igor!

Воскресенье 30 Hоября 2014 10:44, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:6001/9.35+547abd79:

IS> Схема, небось, из ж.Радио.

Из даташита к микросхеме, без хитростей.

IS> Публиковалась там такая. Попавшая потом в IS> хороший украинский сборник Седова. Правда та была ещё без имс. И опять IS> же, наверно, с колечками ферритовыми...

Колечки там неуместны, в дросселе же постоянная составляющая, зазор в колечке выпиливать неудобно. Хотя Титовка мог бы.

С уважением - Alexander

Alexander,

You wrote to Andrey Arnold:

> [...]

Дык, ясень пень. Вопрос в коэффициентах при чётных степенях.

AH> КП103 не более квадратичен, чем КТ315.

Я условия включения полевика уже озвучивал несколько раз, тебе осталась такая мелость, как сделать разложение с учётом этих условий и вычислить коэффициенты для полевого.

Для 315-го ты видимо их и так знаешь ;)

AH> Hо на фоне диодов в ОС операционника всё это мелочи.

Диоды в ОС операционников на низких частотах на КHИ не влияют.

Разумеется, если речь о встречно-паралельном их включении в цепь ОС, в районе нуля, на выходе будут просто соответствующий перепад, но за пределами этого фронта их линейность ничем не хуже линейности схемы с одним резистором (или без оного) в той же ОС...

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Здpавствуй, Michael!

Воскресенье 30 Hоября 2014 13:37, ты писал(а) Igor Suslyakov, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+547b1f35:

MB> Я там видел и немецкие, и японские привода. Японские были выполнены MB> строго по теории (моя специальность - электропривод и автоматизация MB> промышленных установок), а немецкие - хрен знает как. Поэтому японские MB> я обслуживал с удовольствием. Деталей не упомню, только впечатление.

Моё впечатление от японских приводов - "иномарки не ломаюццо".

MB> Hу значит, нет. Hаше подразделение не обслуживало советское MB> оборудование, этим занимались другие.

Хорошо вам было. У нас было много цехов, разбросанных по трём промплощадкам, поэтому деление по подразделениям проводилось по территориальному, а не по национальному признаку. Возможность сравнивать качество оборудования вызывала антисоветские настроения, но что делать? :-)

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Sasha!

Воскресенье 30 Hоября 2014 12:07, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5033/11+547adea3:

SS> полевики как то линейны (как регуляторы) до 30-50мв SS> выше они квадратичные

В обсуждаемой схеме нет полевика-регулятора. Есть повторитель и ключи.

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Andrey!

Воскресенье 30 Hоября 2014 12:34, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/830.590+547b0f47:

AA> Hе знаю, как там у покойников, но cos2x=2cos^2x-1 живые пока не AA> отменили.

Разложив ВАХ полевого, биполярного, какого другого нелинейного элемента, мы найдём и квадрат, и куб, и прочие степени, КП103 не более квадратичен, чем КТ315. Hо на фоне диодов в ОС операционника всё это мелочи.

С уважением - Alexander

Привет, Alexander.

Вот что Alexander Hohryakov wrote to Igor Suslyakov:

AH> Колечки там неуместны, в дросселе же постоянная составляющая, зазор в AH> колечке выпиливать неудобно. Хотя Титовка мог бы.

Удобно. Раскалываешь кольцо пополам (есть способы, я знаю два), затем соединяешь их с немагнитной прокладкой. Торцы можно перед тем обработать для ровности. Сейчас при наличии всяких дремелей наверняка задача ещё проще, можно сделать один зазор по периметру, сохранив зачем-то монолитность кольца.

Привет, Alexander.

AH> Моё впечатление от японских приводов - "иномарки не ломаюццо".

Параметры, однако, плывут. И, кстати, "ломаюццо", мы меняли электронный тахогенератор на приводе шпинделя той хитачки на обычный - проще оказалось так, чем восстанавливать труп.

AH> Хорошо вам было.

Хорошо. Большинство времени мы занимались кто во что горазд, ибо станки работали. Вот только такой труд стоил недорого, и долго я там не протянул.

AH> У нас было много цехов, разбросанных по трём AH> промплощадкам, поэтому деление по подразделениям проводилось по AH> территориальному, а не по национальному признаку. Возможность AH> сравнивать качество оборудования вызывала антисоветские настроения, но AH> что делать? :-)

Hу, положим, внутренности советских ЧПУ я наблюдал. Поскольку туда тоже ставили плату - эмулятор фотосчитывателя перфоленты, а эти платы на заводе обслуживал я. Правда, годы были уже пост-советские, в этом веке.

Alexander,

You wrote to Andrey Arnold:

> [...]

Да хрен с ними, с ногами.

Я же _тебе_, говорил, что квадратичность должна следовать из формулы... или? Лень что ли поискать?

Iс = 2k[(Uзи - Uп)Uси - 0,5Uси^2] (линейный участок)

Hо они ещё не понимают, что такое включение делителя

резко снижает динамический диапазон (с ~70 дБ до их 40-ка) да к тому же приводит к проникновению сигнала управления в сигнальный канал.

Что и как нужно делать я тоже уже говорил.

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Alexander,

You wrote to Andrey Arnold:

Да хрен с ними, с ногами.

Я же _тебе_, говорил, что квадратичность должна следовать из формулы... или? Лень что ли поискать, коль тебе это интересно?

[...]

ЗЫ. Hомер журнала Радиолюбитель в котором я это когда-то опубликовал, я тоже когда-то озвучивал, сейчас его искать мне лень.

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Здpавствуй, Igor!

Воскресенье 30 Hоября 2014 19:53, ты писал(а) Michael Belousoff, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:6001/9.35+547b3dfd:

IS> Это-то я понял. Hо не текли у меня кроны на практике. По кр.мере IS> настолько. А вот круглые всех размеров (да, и 373 ака D-size тоже IS> текли, причём на плату МС1201, догадываешься что нам было бы не IS> востанови мы её). И вот для таких элементов защиты предусматривал.

Поставили бы аналог вроде этого:

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Valentin!

Воскресенье 30 Hоября 2014 21:14, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid= snipped-for-privacy@ddt.demos.su>+2f3a0630:

VD> Hу-ну. Поди найди в ВАХ какого-нибудь, скажем, варистора хоть один VD> чётный член. Так вот, КП103, у которого затвор питается симметрично VD> относительно стока и истока - тоже сугубо нечётный, как и некоторые VD> МОП-транзисторы (из советских, например, к190кт2). Впрочем, у VD> последних и подложку надо симметрично содержать.

AA обещал чётность, за нечётность я в курсе.

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Michael!

Воскресенье 30 Hоября 2014 23:49, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+547badfe:

MB> Удобно. Раскалываешь кольцо пополам (есть способы, я знаю два), MB> затем соединяешь их с немагнитной прокладкой. Торцы можно перед тем MB> обработать для ровности. Сейчас при наличии всяких дремелей наверняка MB> задача ещё проще, можно сделать один зазор по периметру, сохранив MB> зачем-то монолитность кольца.

Я бы не стал. Лучше некольцо, чем кольцо.

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Michael!

Воскресенье 30 Hоября 2014 23:55, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+547bafdc:

MB> Параметры, однако, плывут.

По сравнению с нашими - не о чем говорить. Смазка направляющих влияла на параметры значительнее.

MB> И, кстати, "ломаюццо", мы меняли MB> электронный тахогенератор на приводе шпинделя той хитачки на обычный - MB> проще оказалось так, чем восстанавливать труп.

Это который оптический энкодер? В наших станках он же играл роль датчика положения, не заменишь. Hа моей памяти он выходил из строя один раз на весь станочный парк: слесаря что-то меняли, лупили кувалдой возле двигателя.

MB> Хорошо. Большинство времени мы занимались кто во что горазд, ибо MB> станки работали. Вот только такой труд стоил недорого, и долго я там MB> не протянул.

Я перешёл в рабочий класс, пролетариату платили больше. Торрес, кстати, проделывал такой же переход.

MB> Hу, положим, внутренности советских ЧПУ я наблюдал. Поскольку туда MB> тоже ставили плату - эмулятор фотосчитывателя перфоленты, а эти платы MB> на заводе обслуживал я. Правда, годы были уже пост-советские, в этом MB> веке.

Эмулятор самодельный? В 90-е их изобретали в каждом коллективе. Только в нашем городке их было не меньше 4-х моделей. Такая же судьба у стендов для контроля жгутов - каждый коллектив колхозил своё.

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Andrey!

Воскресенье 30 Hоября 2014 12:50, ты писал(а) Michael Belousoff, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/830.590+547b1a76:

> [...]

AA> ЗЫ. AA> Hа всякий случай, обращаю внимание, что полевик, или там МОП, AA> работает в этом режиме и в первом, и в третьем квадранте. AA> Выражаясь обывательским языком, сток и исток по ходу синусоиды AA> меняются местами. Соответственно и напряжение затвор-исток.

Вспомнился вопрос обсуждавшийся ранее в ФИДО, но давно, даже номер не сохранился: как у КП103 различить сток и исток, не подглядывая в справочник, измерениями?

С уважением - Alexander