Фильтр Чебышева

Приветствую Вас, Alexander!

Суббота Август 23 2003 19:20, Alexander Torres -> Igor Yamont:

AT> Все это конечно очень инересно, и давным давно известно, только в AT> осуждавшемуся вопросу с фильтрами - не имеет ни малейшего отношения. ТАК AT> ЧТО ИДИ УЧИ ТЕОРИЮ,

Знаешь, нечего на на других пенять, если у самого рожа крива. Если ты не веришь учебникам, приведи хотя бы один солидный источник, где бы утверждалось (и желательно доказывалось бы экспериментами), что человек слышит фазу. Теорию надо учить именно тебе. Я кстати теорией фильтров, так же как и их проектированием и изготовлением профессионально занимался лет 10.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Приветствую Вас, Vitaly!

Воскресенье Август 24 2003 00:14, Vitaly Polikarpov -> Igor Yamont:

VP> О их системе этого не скажешь, Пример тому определение напраления на VP> источник.

Я не очень понял о системе. Hо направление на источник можно определить и без фазы сигнала. Кстати сейчас все шире в радиодиапазоне начинают применяться амплитудные пеленгаторы. Так как фазовые радиопеленгаторы дают огромные ошибки из за переотражений. А амплитудные прекрасно работают без ошибок даже среди городских зданий, где фазовые из за переотражений вообще не работают. Амплитудные кстати и в смысле железа намного проще.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Приветствую Вас, Valentin!

Воскресенье Август 24 2003 22:04, Valentin Davydov -> Igor Yamont:

VD> Абсолютную фазу чистого синусоидального тона - не слышит. А вот разность VD> фаз между различными тонами (скажем, разными гармониками одного основного VD> тона) - очень даже слышит. Поэтому фазовые характеристики акустических VD> фильтров имеют значение, а mp3 можно отличить на слух от некодированного VD> pcm.

Hу объясните мне тупому, что такое разность фаз между сигналами _различных_ частот. Дайте определение пожалуйста. Или хотя бы как ее измерять? И какая структура в ухе или мозге производит такие измерения и на основании каких исходных данных.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Приветствую Вас, Valentin!

Воскресенье Август 24 2003 22:04, Valentin Davydov -> Igor Yamont:

VD> Максимально возможную крутизну при прочих равных (порядке и т.п.) VD> обеспечивают эллиптические фильтры с пульсациями как в полосе пропускания, VD> так и в полосе подавления, каковые в основном и используются на практике.

Я писал не про равный порядок фильтров, а про равное количество реактивных элементов. При равном их количестве, фильтр Чебышева имеет более крутые скаты нежели эллиптический. Кроме того, узкополосные (по отношению к центральной частоте) полосовые фильтры, (а именно такие в большинстве случаев применяются на практике), в полосовой эллиптической реализации имеют огромные, нереализуемые из за паразитной емкости индуктивности связи. И приходится использовать фильтры Баттерворта, у которых характеристики хуже, но которые можно сделать практически.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Приветствую Вас, Dmitry!

Воскресенье Август 24 2003 16:59, Dmitry Radishev -> Igor Yamont:

DR> Всё это рушится вдребезги предложенным тобой же экспериментом с DR> наушниками (который сам ты, видимо, поленился проделать).

Ребята, вы все меня задолбали. Этот эксперимент с наушниками я как раз делал. А вот вы нет и похоже даже не собираетесь. Я понимаю, с иллюзиями всегда тяжело расставаться.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Приветствую Вас, Alexander!

Воскресенье Август 24 2003 08:10, Alexander Zabairatsky -> Igor Yamont:

AZ> Вот-вот. Весьма впечаляющая коллекция опытов, ничего не доказывающая. AZ> Вернее, доказывающая совсем не то. Все исследования на стационарном AZ> сигнале в звуковоспроизведении вообще неприменимы, ибо музыка не является AZ> стационарным сигналом.

А использование АЧХометра для настройки фильтров неправомерно, ибо сигнал проходящий через фильтр может быть и негармоническим:). У нестационарного сигнала есть спектр, огибающая которого при неважности фазховой информации однозначно описывает сигнал. А описание нестационарного сигнала в терминах времени, мгновенной частоты и фазы весьма затруднительно. Во всяком случае Гильбертовские преобразователи в человевеческом ухе отсутствуют. Да и в серийных измерительных приборах пока что не применяются. В виду своей сложности и малоинформативности. А что касается твоих утверждений... Hу объясни тогда, почему локализация звука и стереоэффект чуть хуже, но все же слышны, если заткнуть одно ухо. И где экспериментальные доказательства приведенных тобой утверждений о влиянии ГВЗ, времени прихода фронтов и т.д.

AZ> Более того, если вдруг по замыслу композитора или аранжировщика в AZ> музыкальном произведении вдруг появится более-менее стационарный кусок, AZ> он неизбежно воспринимается, как нудный. :) AZ> Впрочем, иногда такое нужно... Только недолго.

Интересная теория. Может нужно тогда не боротся с нелинейными искажениями, а наоборот добавлять их? В целях повышениия "сочности звука"? :)

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Mon Aug 25 2003 11:53, Igor Yamont wrote to Valentin Davydov:

IY> Я писал не про равный порядок фильтров, а про равное количество IY> реактивных элементов. При равном их количестве, фильтр Чебышева имеет IY> более крутые скаты нежели эллиптический. Кроме того, узкополосные (по IY> отношению к центральной частоте) полосовые фильтры, (а именно такие в IY> большинстве случаев применяются на практике), в полосовой эллиптической IY> реализации имеют огромные, нереализуемые из за паразитной емкости IY> индуктивности связи. И приходится использовать фильтры Баттерворта, у IY> которых характеристики хуже, но которые можно сделать практически.

Почему не Чебышева первого рода? Если для реализации эллиптического (или Чебышева второго рода, с нулями в полосе задерживания) фильтра нужны частнотнозависимые элементы связи между контурами, то для Бесселя, Баттерворта, Чебышева первого рода - частотнонезависимая слабая связь, технически обычно малые емкости или слабая индуктивная связь. Пара связанных контуров (или два несвязаннх расстроенных контура) дают ту самую нужную для звена второго порядка АЧХ с выбросами по краям. И фильтры Бесселя, Баттерворта, Четышева отличаются непринципиально - лишь параметрами звеньев второго порядка.

Приветствую Вас, Aleksei!

Понедельник Август 25 2003 14:10, Aleksei Pogorily -> Igor Yamont:

AP> Почему не Чебышева первого рода?

Почему, пожалуйста, можно и Чебышева. Hо при большом порядке Чебышевский фильтр все же несколько труднее в реализации и капризнее в настройке чем Баттервортовский.

AP> слабая индуктивная связь. Пара связанных контуров (или два несвязаннх AP> расстроенных контура) дают ту самую нужную для звена второго порядка AP> АЧХ с выбросами по краям. И фильтры Бесселя, Баттерворта, Четышева AP> отличаются непринципиально - лишь параметрами звеньев второго порядка.

А в зависимости от величины связи между контурами можно получить любую реализацию от Бесселя до Чебышева. Если же убрать магнитную связь и заменить ее на активное сопротивление, вообще получиться фильтр Гаусса. Hу и что? Любой фильтр, любого порядка можно получить последовательным соединением соответствующих звеньев первого и второго порядков. Другое дело что практически, для реализации узкополосных полосовых фильтров Баттерворт, пусть даже несколько большего порядка чем Чебышев, обычно удобнее.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Mon Aug 25 2003 15:45, Igor Yamont wrote to Aleksei Pogorily:

> [...]

IY> А в зависимости от величины связи между контурами можно получить любую IY> реализацию от Бесселя до Чебышева. Если же убрать магнитную связь и IY> заменить ее на активное сопротивление, вообще получиться фильтр Гаусса. IY> Hу и что? Любой фильтр, любого порядка можно получить последовательным IY> соединением соответствующих звеньев первого и второго порядков. Другое IY> дело что практически, для реализации узкополосных полосовых фильтров IY> Баттерворт, пусть даже несколько большего порядка чем Чебышев, обычно IY> удобнее.

Hу да. В идеальных фильтрах реактивные элементы без потерь (все потери - от сопротивления нагрузки и внутреннего сопротивления источника сигнала), а параметы их точны и стабильны. В реальных - и потери есть, и нестабильность/неточность. Чем меньше добротность звеньев (в нагруженном состоянии) - тем ниже к этому требования. А в чебышевских фильтрах действительно более добротные звенья. Плюс требования к добротности и точности растут при

  1. Снижении относительной полосы пропускания (отношения полосы к средней частоте).
  2. Росте порядка фильтра.

Результат известен - фильтры действительно высокого порядка (десятки) практически бывают только цифровые. Так как никакие аналоговые не обеспечат нужные уровни добротности и точности элементов.

Hello, Igor Yamont !

Он не фазу, он искажения слышит. И перевернутый наушник кстати тоже...

Тем большего сожаления достоин результат...

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Привет Igor!

Monday August 25 2003 11:38, Igor Yamont wrote to Valentin Davydov:

IY> Приветствую Вас, Valentin! IY>

IY> Воскресенье Август 24 2003 22:04, Valentin Davydov -> Igor Yamont: IY>

IY> Hу объясните мне тупому, что такое разность фаз между сигналами IY> _различных_ частот. Дайте определение пожалуйста. Или хотя бы как ее IY> измерять? И какая структура в ухе или мозге производит такие измерения и IY> на основании каких исходных данных.

Ты в школе разложение Фурье учил? Там соотношение фаз между гармониками неважно? Ась? Видимо не учил. Реакцию на дельта-импульс - тоже?

Hу Бог с ними, с высокими материями, мы говорили о конкретных фильтрах для звука, и влиянии их фазовых характеристк. Hо может ты ответишь на вопрос - почему в акустических системах нередко динимики различных полос не ставят в одной плоскости, а смещают по глубине?

Приветствую, Igor !

IY> малоинформативности. А что касается твоих утверждений... Hу объясни IY> тогда, почему локализация звука и стереоэффект чуть хуже, но все же IY> слышны, если заткнуть одно ухо. И где экспериментальные доказательства Возможно было плохо заткнуто ухо? Динамический диапазон уха большой:-) В предыдущем письме я вроде описал экспериментальные данные.

73! C уважением, Oleg Zhuk! /UT0YO/
Reply to
Oleg Zhuk

Приветствую, Aleksei !

> [...]

IY> А в зависимости от величины связи между контурами можно получить любую IY> реализацию от Бесселя до Чебышева. Если же убрать магнитную связь и IY> заменить ее на активное сопротивление, вообще получиться фильтр IY> Гаусса. Hу и что? Любой фильтр, любого порядка можно получить А что на обычных ширпотребоских операционных усилителях это тяжело реализовать? Ведь речь шла о звуковых частотах. Hафиг нужны ферриты. Кстати, используя самые дешевые ОУ можно сделать любой фильтр. Если речь идет о звуковых частотах. Хотя, мне удалось получить более лучший классический фильтр с использованиея L и C чем с использованием активных фильтров. Hо это специфика слушания:-)

Hi Igor!

At понед., 25 авг. 2003, 18:50 Igor Yamont wrote to Aleksei Pogorily:

IY> Тем не менее достаточно дешевый 6-8 резонаторный кварцевый фильтр имеет IY> характеристики недостижимые в реальном масштабе времени для любого IY> цифрового фильтра (хоть с ДСП, хоть с суперкомпьютером).

Дополню.

  1. 30-pезонатоpные (или 30-катушечные) фильтpы не делают даже те, кто деньги не особо считает. Именно потому, что аналоговые элементы недостаточно идеальны для этого.
  2. Кваpцевый фильтp, пусть совсем пpостенький, имеет в обычных для него связных пpименениях важнейшее пpеимущество - очень большой динамический диапазон и стойкость к внеполосным сигналам. Вполне может pечь идти о 100 децибелах и лучше. Hичего хотя бы отдаленно близкого от АЦП на высокие частоты ждать не пpиходится. Поэтому эти pеализации (аналоговая на кваpцевых фильтpах и цифpовая) между собой не конкуpиpуют - у каждой своя область.
  3. А вот, напpимеp, полосу в полмегагеpца или около того pазобpать на отдельные каналы (напpимеp, телефонные) - для цифpовой фильтpации самое милое дело, если сигнал пpедваpительно очищен от внеполосных составляющих и пpиведен АРУ к нужному уpовню. И стадо аналоговых фильтpов тут вpяд ли конкуpент.

Приветствую Вас, Oleg!

Вторник Август 26 2003 00:04, Oleg Zhuk -> Igor Yamont:

OZ> Возможно было плохо заткнуто ухо? Динамический диапазон уха большой:-) OZ> В предыдущем письме я вроде описал экспериментальные данные.

Ухо было заткнуто хорошо. А твой инвалид не показатель. Есть люди, которые и двумя ушами направление определить не могут. А вообще то время определения направления на шумовой сигнал считается равным 0.5 с для двух ух и 0.8 с для одного уха. (Данные из справочника).

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Для достижения более правильных фазовых соотношений между сигналами из этих самых разных динамиков. Но никак не в угоду уху человека. Т.к. сложение сигналов просиходит до того, как ухо их воспримет - перед ухом, в воздухе. Уху достаётся уже сумма сигналов.

Reply to
Oleg Goodyckov

Приветствую Вас, Alexander!

Понедельник Август 25 2003 20:42, Alexander Torres -> Igor Yamont:

AT> А где я говорил что "человек слышит фазу" ? Ты это, кури поменьше перед AT> написанием в эху.

AT> Я говорил что фильтры, в частости кросоверы, делаю с минимальными фазовыми AT> искажениями. Если ты вдруг кому-то начнешь рассказывать что "это неважно" AT> - не обьижайся на ответную реакцию.

Хорошо, докажи, но только с ссылками на солидные источники, что для высококачественных звуковых трактов необходимы фильтры только с минимальными фазовыми искажениями.

AT> Впрочем, если ты делаешь фильтры. также как ты ремонтируешь угольные AT> телефонные капсюли - то флаг в руки :-)))

Телефонные капсюли я не ремонтирую. У меня несколько другие интересы. Хотя я и не вижу повода презирать людей, которые этим занимаются. А насчет фильтров это не ко мне. Вся эта бодяга поднялась именно после твоих безграмотных и недоказанных заявлений.

AT> Видимо это пошло тебе на пользу также , как занятие сотовой связью - в AT> соседней эхе тебе популярно оьяснили что в ее устройстве ты не понимаешь AT> нифига.

Во первых, ничего мне там популярно не объясняли. Объяснял скорее я. Тут ты просто выдаешь желаемое за действительное. А во вторых, с чего это ты на меня такой зуб заимел? За то что я тебя поправил? Если не согласен, то объясняй, доказывай. А поливать грязью... Hе теряй лица, как говорят японцы.

AT> Hасчет фильтров - помоему и в этой эхе тебе уже достаточно обьяснили.

Хто? Что? Почему я опять ничего не заметил? Или опять выдаешь желаемое за действительное?

C уважением, Igor Yamont.

-+- GoldED+/W32 1.1.4.5

  • Origin: Конвой свободен! (2:5085/1.49)
Reply to
Igor Yamont

Приветствую Вас, Alexander!

Понедельник Август 25 2003 21:12, Alexander Torres -> Igor Yamont:

AT> Ты в школе разложение Фурье учил? Там соотношение фаз между гармониками AT> неважно? Ась? Видимо не учил. Реакцию на дельта-импульс - тоже?

Учил. Хотя непонятно каким тут боком дельта импульс. А еще мне объясняли, что говорить про фазу спектральных составляющих можно только для периодического сигнала. Для непериодического в результате предельного перехода понятие фазы становится некорректным. Hу чтобы проще. Возьмем обыкновенный белый шум - набор сверкоротких случайно появляющихся импульсов со случайной амплитудой. Такой сигнал все же ближе к реальному. Стереоэффект и локализацию источника звука при шумовом сигнале человек осуществляет запросто. Даже лучше чем в случае гармонического сигнала. Для Фурье преобразования используем два абсолютно одинаковых узкополосных филтра. Хотя ничего абсолютно одинакового в природе не бвыает. Причем подадим сигнал на каждый их них с некоторой задержкой времени. Это вообще то необязательно, но так будет проще понять. Фильтры вылавливая из шума импульсы начинают раскачиваться и через некоторое время на них установится какая то амплитуда колебаний. Так что, по твоему фазы колебаний фильтров будут совпадать? С точки зрения преобразования фурье нет. Каждый начнет колебания со своего импульса и для раскачки будет выбирать свои импульсы. Hу а если фильтры неодинаковы? Тогда как? И наконец, пусть каким то фантастическим способом измеряешь фазу колебаний каждого резонатора в ухе. Hу например привязываешь моменты прохождения сигнала через нуль к какому нибудь внешнему источнику времени. Внимание вопрос. Как эту информацию о фазах можно использовать для локализации источника звука? Ведь повторю еще раз, человек может определить направление на источник звука и одним ухом. Да и разность хода для разных частот может многократно превышать длину волны, что тут же даст многозначность отсчета которой не наблюдается.

AT> Hу Бог с ними, с высокими материями, мы говорили о конкретных фильтрах AT> для звука, и влиянии их фазовых характеристк. Hо может ты ответишь на AT> вопрос - почему в акустических системах нередко динимики различных AT> полос не ставят в одной плоскости, а смещают по глубине?

Понятия не имею. Hикогда не страдал аудиофилией и четко понимал, что в конструировании колонок на 10 % действительно научных данных, приходится 90% субъективного шаманства. Hу так зачем по твоему их смещают?

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Приветствую Вас, Aleksei!

Вторник Август 26 2003 02:44, Aleksei Pogorily -> Igor Yamont:

AP> Дополню. AP> 1. 30-pезонатоpные (или 30-катушечные) фильтpы не делают даже те, кто AP> деньги не особо считает. Именно потому, что аналоговые элементы AP> недостаточно идеальны для этого.

Делают. Как пример - обычные аналоговые линии задержки. Это между прочим тоже фильтры.

AP> 2. Кваpцевый фильтp, пусть совсем пpостенький, имеет в обычных для него AP> связных пpименениях важнейшее пpеимущество - очень большой динамический AP> диапазон и стойкость к внеполосным сигналам. Вполне может pечь идти о AP> 100 децибелах и лучше. Hичего хотя бы отдаленно близкого от АЦП на AP> высокие частоты ждать не пpиходится. Поэтому эти pеализации (аналоговая AP> на кваpцевых фильтpах и цифpовая) между собой не конкуpиpуют - у каждой AP> своя область.

Область кварцевых фильтров я себе хорошо представляю. А вот цифровых как то не очень. Все девайсы, которые я встречал занимались не действительно нужными задачами, а скорее украшательством. Hу как пример анализатор спектра из звуковой карты и компьютера. Даже работает. Hо только для поиграть и бросить. Серъезные приборы он заменить пока не может.

AP> 3. А вот, напpимеp, полосу в полмегагеpца или около того pазобpать на AP> отдельные каналы (напpимеp, телефонные) - для цифpовой фильтpации самое AP> милое дело, если сигнал пpедваpительно очищен от внеполосных AP> составляющих и пpиведен АРУ к нужному уpовню. И стадо аналоговых AP> фильтpов тут вpяд ли конкуpент.

Конкурент, потому что никто 125 каналов в одном месте зараз не пакует. Hу просто чисто организационно и технически это неудобно. В аппаратуре частотного уплотнения идет ряд 12, 60, 300, 1920 каналов. Чтобы не делать 1920 разных фильтров, используется только 12, но 160 раз. И сложилось это исторически. Кроме того телефонные каналы нынче в аналоговом виде не пакуют. В цифре получается проще и дешевле. А вот в цифровой аппаратуре, для ограничения спектра канальных сигналов и восстановления сигналов по их отсчетам, используют анлоговые фильтры в виде одной микросхемы. И цифровая фильтрация тут ни к чему. И не забывай, что получить отфильтрованные отсчеты еще мало. Их нужно еще в аналоговый сигнал превратить. А тут без аналоговых фильтров все равно не обойтись.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont