Real Time OS

Привет, All.

Чем дальше тем навороченней. И постепенно появляется понимание, что надо бы
присесть на какую нибудь embedded ОС. До сей поры с ОС работать не
доводилось вообще, а потому возникла куча вопросов.
Из известных мне доступных ОС имеются
uC/OS-II (условно бесплатная)
RTEMS OS (бесплатная с открытым кодом)
eCos (бесплатная с открытым кодом)

С первой более менее понятно, вещь известная, многие её пробовали, да вот
беда, она условно бесплатная, хотя все исходные коды открыты и есть
прекрасное описание, но если по честному, надо с владельцем договариваться о
лицензии. Огромным плюсом для выбора uC/OS-II является появление удобных
инструментов для работы uC/OS-II с файлами на различных носителях, и
инструментов для быстрого написания графического интерфейса пользователя
(всё это уже за деньги). Есть средства отладки, которые позволяют работать с
внутренними переменными ОС, и стоят весьма не мало. Конкретно упоминать не
буду, кому это интересно, тот найдёт.

Вторая и третья - не слыхал я как-то, чтобы люди их здесь обсуждали. Вопрос
к людям работавшим с этими ОС, что вы можите сказать о RTEMS OS и eCos?
Какие Ваши впечатления, стоит ли начинать с ними разбираться или лучше
осваивать uC/OS-II ? Как с возможностью работы с графическим интерфейсом в
этих системах и работы с файлами? Пожалуйста, поделитесь своими
впечатлениями.

С уважением,
Андрей Синеок

Re: Real Time OS
Hello Andrey.

05 Nov 03 20:01, you wrote to all:

 AS> eCos (бесплатная с открытым кодом)

Работал с eCos, правда довольно давно. Только положительные впечатления.

 AS> Как с возможностью работы с графическим интерфейсом

С каким именно? Какую то граф. либу к нему вроде прикрутили (точно не скажу, не
знаю).

 AS> в этих системах и работы с файлами?

Тоже что то есть.

Hа момент, когда я с ней работал ни того ни другого не было, но сейчас у них
вышел новый релиз, там уже вроде есть.

Какая платформа тебя интересует?

Roman

Re: Real Time OS

Здравствуй All.

В связи с вашими вопросами уточняю.

Я работаю с МК ATMEL AVR AT90 (8 бит)  и Fujitsu MB90 (16 бит). Конечно
хотелось бы какую-то универсальную ОС, которую можно было бы применять и там
и там. Но сейчас мне нужна ОС которую можно поставить на Fujitsu MB90 -
шестнадцатиразрядные процессоры. На устройстве, если мне прийдётся всё таки
его делать (как бы отбоярится)  будут вращаться такие задачи
-светодиодный дисплей с показаниями измеряемых физических величин
-клавиатура (матрица на 64 кнопоки)
-ЖКИ дисплей символьный (хочется графический)
-автономные часы реального времени
-архив событий на FRAM
-32 канальный АЦП (съём данных с датчиков температур, давлений, датчиков
потока воды в охлаждающей системе, счётчик объёма продукта на выходе)
-однотональный звуковой вывод на зуммер
-CAN сеть на 10 устройств
-Ethernet (может быть попробую на Lantronix)
-UART RS232 для отладки и прошивки (как бы это всё через CAN организовать)
-64 линии дискретных выходов
-64 линии дискретных входов

Конечно не будет так, чтобы это всё висело на одном устройстве, каждое из
десяти будет тянуть какие-то из вышеперечисленных задач, но поскольку моё
время жизни не бесконечно, чтобы сделать каждое индивидуально, на свою
конкретную задачу и нужен быстрый результат, то делать буду что-то
универсальное, чтобы тянуло все эти задачи. А по этой причине однозначно
должна быть ОС, на изделия такого уровня писать собственную ОС не хочется.
Вот uC/OS классная штука, но у неё средства пользовательского интерфейса не
бесплатные, и где их взять? :-)  Поэтому заинтересовала информация о том,
что есть бесплатные embedded ОС, а раз так, можно ли с их помощью быстро и
легко решить интерфейс пользователя и запуск нескольких задач. Вот уже
выясняется, что лучше их на 32-х битные МК ставить. Та же eCos может стать
на Fujitsu? 16 битный МК от 128 до 384Мб памяти программ 2КБ ОЗУ. Порта для
него насколько я монимаю нет, значит прийдётся делать самому. Насколько это
сложно, написать порт? Хотя мне уже uC/OS  нравится, я сейчас с ней
знакомлюсь...

Кстати, народ, какая сейчас ситуация с Fujitsu MB90F598?  Нигде не найти и
так уже полгода, что Fujitsu, выпук прекратила их?

сообщил/сообщила в новостях следующее:

Это радует.
Долго её осваивать?
Есть ли люди которые её используют на пространстве СНГ
Какие средства разработки для неё есть?

скажу, не

А можно узнать? Я хотел бы поставить графический ЖКИ. Интересует быстрое
построение системы меню (если ставить графический индикатор, то хорошо бы с
формами, как у uC/OS)

Есть ли какие-то третьи сайты об этой OS от фанатов?

них

Давно Вы работали с ней?

Fujitsu

С уважением,
Андрей Синеок

Re[2]: Real Time OS
Hello Andrey,

AS> Я работаю с МК ATMEL AVR AT90 (8 бит)  и Fujitsu MB90 (16 бит). Конечно
AS> хотелось бы какую-то универсальную ОС,

С AVR я бы вообще забыл про ОС, разве что кооперативную. Вытесняющая
отожрет много ресурсов. У AVR мало ОЗУ, а контекст большой. Можно
будет запустить только 2-3 задачи, имхо.

AS> на Fujitsu? 16 битный МК от 128 до 384Мб памяти программ 2КБ ОЗУ.

ОЗУ слишком мало для жирных ОС, да и для не жирных тоже не много.

AS> Кстати, народ, какая сейчас ситуация с Fujitsu MB90F598?  Нигде не найти и
AS> так уже полгода, что Fujitsu, выпук прекратила их?

У фуджитсу сейчас большие сроки поставки, в связи с разрушениями на
заводе после урагана. Форс-мажор.
Нужно размещать заказы заранее, 5 месяцев сейчас реальный срок, по
моему.

 Andy

Real Time OS
Привет Roman!

06 Nov 03 00:28, Roman Khvatov писал Andrey Sineok:

 RK> Работал с eCos, правда довольно давно. Только положительные
 RK> впечатления.

    К нему есть нормальная документация? В частности, по портированию?

Алексей М.
... Пирожок сушеный с сушкой.

Real Time OS
Hello Alex.

06 Nov 03 23:20, you wrote to me:

 AM>     К нему есть нормальная документация? В частности, по
 AM> портированию?

Да, лежит на сайте вместе с самим eCos. Так же лежит подробная инструкция по
сборке toolchain (GCC + GDB) и несколько собранных toolchain'ов (под
распространенные платформы)

Roman

Real Time OS
Привет Roman!

08 Nov 03 09:17, Roman Khvatov писал Alex Mogilnikov:

 RK> Да, лежит на сайте вместе с самим eCos. Так же лежит подробная
 RK> инструкция по сборке toolchain (GCC + GDB) и несколько собранных
 RK> toolchain'ов (под распространенные платформы)

    Hу, gcc и gdb собрать проблем никогда не было, весьма качественные
продукты. А вот eCos когда-то пытался собрать строго по документации - не
собралось. Разбираться не стал. Hаверное, стоит еще раз попробовать. Hе
получится как с uClinux, который оказался довольно сырым и недоделанным? :)

Алексей М.
... Слепой Пью, Глухой Ем...

Re: Real Time OS
Hello Andrey,

AS> Вторая и третья - не слыхал я как-то, чтобы люди их здесь обсуждали. Вопрос
AS> к людям работавшим с этими ОС, что вы можите сказать о RTEMS OS и eCos?

Все зависит от целевого процессора.
Эти ОС, насколько я понимаю более подходят для 32 битных машинок, и по
идее в них должно много чего быть, чего нет в uC/OS, TCP/IP стек к
примеру в eCos (если мой склероз мне не изменяет) - есть.

uC/OS же подкупает своей простотой, компактностью, нетребовательностью
к ресурсам (в сравнении). К примеру на MB90F456, с 2К ОЗУ можно запустить
5-6 задач особо не напрягаясь.

 Andy

Re: Real Time OS

Здравствуйте, Энди

Горячо любимый Вами и мною Fujitsu :-)

MB90 - 16 бит :-(
Вытянет? Вот под uC/OS порт есть :-) И известно кем писаный :-) тут всё
просто, бери и работай. А к другим я не нашёл.

-SPI светодиодный дисплей с показаниями измеряемых физических величин
-клавиатура (матрица на 64 кнопоки)
-ЖКИ дисплей символьный (хочется графический)
-SPI автономные часы реального времени
-SPI архив событий на FRAM
-SPI 32 канальный АЦП (съём данных с датчиков температур, давлений, датчиков
потока воды в охлаждающей системе, счётчик объёма продукта на выходе)
-однотональный звуковой вывод на зуммер
-CAN сеть на 10 устройств
-UART Ethernet (может быть попробую на Lantronix)
-UART RS232 для отладки и прошивки (как бы это всё через CAN организовать)
-64 линии дискретных выходов
-64 линии дискретных входов

uC/OS всё это потянет? или точнее говоря MB90 + uC/OS или другая ОС?

С уважением,
Андрей Синеок

Re[2]: Real Time OS
Hello Andrey,

AS> Горячо любимый Вами и мною Fujitsu :-)

:) Да уж мной-то почему? Да, работаею, но мне к примеру M16 некоторыми
фишками больше нравится, и по быстродействию фуджик проигрывает.

AS> MB90 - 16 бит :-(
AS> Вытянет?

Имхо, сложно  и будет зависеть от доступного объема памяти (ОЗУ).
На сайте того же eCos порты только для 32-битных машинок. 16-бит думаю
можно попробовать, но на это нужно время, и как минимум внешнее ОЗУ.
RTEMS не смотрел, но думаю ситуация аналогична.
Кстати, можно попробовать посмотреть на MB91 в плане портации более
жирных ОС.

> [...]

AS> -64 линии дискретных выходов
AS> -64 линии дискретных входов

AS> uC/OS всё это потянет? или точнее говоря MB90 + uC/OS или другая ОС?

Да особых проблем не вижу, если будет достаточный объем ОЗУ.
Правда не совсем понимаю, что есть "UART Ethernet".
Если к примеру ты имеешь ввиду Ethernet 10BaseT, то это понянет за
собой IP стек, особых проблем нет, можно адаптировать один из
свободно-доступных стеков, но память нужна будет внешняя, скорее
всего.

 Andy

Real Time OS
Hi Andrey,

Wed Nov 05 2003 20:01, Andrey Sineok wrote to All:

 AS> Чем дальше тем навороченней. И постепенно появляется понимание, что надо
 AS> бы присесть на какую нибудь embedded ОС.

На какой проц? Ставить ось типа eCos или RTEMS на 8-битник - занятие довольно
безумное. Ставить кооперативную Salvo на 32-битник - тоже :-)

Кстати, как у тебя "с помехой на длинном кабеле", поборол?

Пока,       Алексей

Re: Real Time OS
       Доброго здоровья, Alex!

06 Nov 03 10:36, Alex Kouznetsov написал для Andrey Sineok:

 AK> Hа какой проц? Ставить ось типа eCos или RTEMS на 8-битник - занятие
 AK> довольно
 AK> безумное. Ставить кооперативную Salvo на 32-битник - тоже :-)

  а REALOS от Fujitsu кто-нибудь хоть раз щупал?

    WBR, Сергей.                                     ICQ: 101347299

Re: Real Time OS
       Доброго здоровья, Andy!

06 Nov 03 07:54, Andy Mozzhevilov написал для Andrey Sineok:

> [...]

 AM> uC/OS же подкупает своей простотой, компактностью, нетребовательностью
 AM> к ресурсам (в сравнении). К примеру на MB90F456, с 2К ОЗУ можно запустить

  но при цене $2.500 задумаешься...

    WBR, Сергей.                                     ICQ: 101347299

Re: Real Time OS
Hello Sergei,

> [...]

AM> uC/OS же подкупает своей простотой, компактностью, нетребовательностью
AM> к ресурсам (в сравнении). К примеру на MB90F456, с 2К ОЗУ можно запустить

Насколько я помню, можно приобрести лицензию на использовании в
пределах семейства контроллеров.
Если на _предприятии_ разработки (в большинстве) ведутся на каком-то
одном семействе, то для предприятия покупка лицензии возможно будет не
таким уж и дорогим удовольствием. Нормальный осциллограф стоит примерно
столько же.

 Andy

Re: Real Time OS
Hello Andrey.

06 Nov 03 17:07, you wrote to me:

 AS> Я работаю с МК ATMEL AVR AT90 (8 бит)

Hа этот eCos однозначно не встанет.

 AS>   и Fujitsu MB90 (16 бит).

Hа этот - скорее всего тоже нет, зайди на сайт (www.redhat.com, далее по
ссылкам), посмотри список поддерживаемых процессоров)

 AS> Та же eCos может стать на Fujitsu? 16 битный МК от 128 до 384Мб
 AS> памяти программ

Должно хватить.

 AS> 2КБ ОЗУ.

Однозначно не хватит. Там один TCP/IP стек цельнотянутый с BSD, и жрет памяти
дофига :(

 AS> Порта для него насколько я монимаю нет, значит прийдётся делать
 AS> самому. Hасколько это сложно, написать порт?

Для начала надо найти порт GCC на этот процессор (на других компиляторах она не
собирается).

Roman

Re: Real Time OS
Hello Andrey.

06 Nov 03 17:07, Andrey Sineok wrote to Roman Khvatov:

 AS> Я работаю с МК ATMEL AVR AT90 (8 бит)  и Fujitsu MB90 (16 бит). Конечно
 AS> хотелось бы какую-то универсальную ОС, которую можно было бы применять и
 AS> там и там.

y uC/OS есть поpт для AVR.

 AS> Hо сейчас мне нужна ОС которую можно поставить на Fujitsu MB90
 AS> - шестнадцатиразрядные процессоры. Hа устройстве, если мне прийдётся
 AS> всё
 AS> таки его делать (как бы отбоярится)  будут вращаться такие
 AS> задачи
 AS> -CAN сеть на 10 устройств
 AS> -Ethernet (может быть попробую на Lantronix)

эти два пyнкта - огpаничение _снизy_  на объем тpебyемого ОЗУ для pеализации
пpотоколов. Как я понимаю, там где ethernet, там же и TCP/IP :)
Hа выбоp ОС это должно влиять в том ключе, если ли в ней поддеpжка пpотоколов.

 AS> Та же eCos
 AS> может стать на Fujitsu? 16 битный МК от 128 до 384Мб памяти программ
 AS> 2КБ ОЗУ.

мало ОЗУ.
У нас в системе с похожим набоpом фyнкций пpименяется фyджик + внешнее 256К
ОЗУ. Много ОЗУ yходит на бyфеpы пpиложений (ОС жpет мизеp).

Если вам нyжно сделать быстpо и есть деньги, то я посоветовал бы обpатить
внимание на EUROS, потомy что к ней много дpайвеpов, котоpые вам нyжно иметь
http://www.euros-embedded.com/e /

PS. eCOS попyляpна сpеди тех, кто пишет для ARM-based MCU.

Alexey

Re: Real Time OS

Здравствуйте, Алексей

Конечно
применять и

Да, это я знаю :-)

pеализации

Всё верно. Но Lantronix избавляет разработчика от всего этого.
Посмотрите http://www.lantronix.com/products/eds/xport/index.html
стоит этот красавец в РодникСофт кажется около 70у.е. Интересен тем что
заберёт на себя все проблемы с TCP/TP стеком и содержит не много ни мало
целый WEB сервер. Так что ежели Вам надо, встраивайте его в кастрюлю 8-)
-------------
Новый русский на "Мерседесе"останавливается на светофоре и в него по
классическому уже сценарию везжает "Запорожец". Бортовой компьютер
"Мерседеса" сообщает: "обнаружено неизвестное устройство. Установить?"
-------------
Итак по Lantronix
Кол-во портов 1
Тип порта - RS-232
Скорость (макс.) - 230,4 кбит/с
Тип порта - 10BASE-T & 100BASE-TX Activity, Full/half duplex
Протоколы - ARP, UDP/IP, TCP/IP, Telnet, ICMP, SNMP, DHCP, BOOTP, TFTP, Auto
IP, and HTTP Internal web server,
Управление,  особенности - SNMP (read only) Serial login, Telnet login
Serves web pages and Java applets
Storage capacity: - 384Kbytes
Architecture - CPU:Based on the DSTni-LX enhanced 16-bit, 48MHz, x86
architecture
Memory: - 256Kbytes SRAM and 512Kbytes flash
Firmware: - Upgradeable via TFTP and serially
Input voltage: - 3.3 VDC
Input current: - 210 mA max.

А CAN 2B встроенный и обрабатывает пакеты своими силами. Но я с ним не
работал, что он требует по ресурсам не знаю.

Упсь :-((...

256К

А если выбросить CAN и Ethernet - как я упоминал CAN встроенный, Ethernet
внешний - приблизительно можете попробовать оценить необходимый объём ОЗУ.?

иметь

Нет денег. Поэтому и заинтересовался бесплатными ОС. Знаю, знаю: "Если нет,
зачем берётесь?" А наверное от отсутсвия опыта, который подскажет, что это
делать не надо. Ибо "блажен кто верует"

Всё-таки ARM 32-х битный ...

С уважением,
Андрей Синеок.

Re[2]: Real Time OS
Hello Andrey,

> [...]
AS> заберёт на себя все проблемы с TCP/TP стеком и содержит не много ни мало
AS> целый WEB сервер. Так что ежели Вам надо, встраивайте его в кастрюлю 8-)

Нужен ли web?
В большинсте случаем достаточно уровня TCP, а дальше свой application.
Посмотри на Wiznet, продает ЭФо, цены дешевле.

AS> А CAN 2B встроенный и обрабатывает пакеты своими силами. Но я с ним не
AS> работал, что он требует по ресурсам не знаю.

Смотря что надо и применяешь ли протоколы поверх CAN.
В простейшем случае CAN не требует ОЗУ, пакеты принимаются и
передаются через специальные буферы контроллера CAN, замапленные в ОЗУ.

AS> А если выбросить CAN и Ethernet - как я упоминал CAN встроенный, Ethernet
AS> внешний - приблизительно можете попробовать оценить необходимый объём ОЗУ.?

Для твоей задачи - несколько килобайт, встроенных ресурсов RAM на
пределе. 2К скорее всего точно не хватит. Лучше иметь минимум 6-8К, но
и то нужно более детально смотреть на задачу, требуется ли ОЗУ для
обработки и накопления информации. В конечном итоге внешнюю 64К ОЗУ
поставить не так сложно и дорого - зато почувствовать руки несколько
развязанными.

 Andy

Re: Real Time OS
Hello Andrey.

Вдогонкy пpо euros. Вот хоpошее описание ее возможностей

http://www.euros-embedded.com/e/download/prodcatalog.pdf

Alexey

Real Time OS
       Доброго здоровья, Andy!

08 Nov 03 09:10, Andy Mozzhevilov написал для Sergei Tuchinski:

> [...]
 AM> одном семействе, то для предприятия покупка лицензии возможно будет не
 AM> таким уж и дорогим удовольствием. Hормальный осциллограф стоит примерно

  в общем-то да, с одной стороны, с другой - покупать за такие деньги кота в
мешке, хоть и с рекомендациями..

    WBR, Сергей.                                     ICQ: 101347299

Site Timeline