фоторезист из баллончика

Всем hi!

Если травить с помощью буржуйского фоторезиста из баллончика, то удается ли напечатать маску лазерным принтером на прозрачной пленке? Пленка BASF, полностью прозрачная такая. Она когда ультрафиолетовой лампой просвечиваешь, прозрачна для ультрафиолетовых лучей? А дорожки напечатаные принтером достаточно задерживают удьтрафиолет?

Reply to
Alex Volkov

Hi Alex, hope you are having a nice day!

10 Сен 04, Alex Volkov wrote to All:

AV> Если травить с помощью буржуйского фоторезиста из баллончика, AV> то удается ли напечатать маску лазерным принтером на прозрачной AV> пленке? Пленка BASF, полностью прозрачная такая. Она когда AV> ультрафиолетовой лампой просвечиваешь, прозрачна для ультрафиолетовых AV> лучей? А дорожки напечатаные принтером достаточно задерживают AV> удьтрафиолет?

В общем случае можно. Исходя из практического опыта, я печатаю два одинаковых шаблона на пленке и затем склеиваю их в два слоя для повышения контрастности. В этом случае результаты намного более предсказуемы. С одной пленкой можно, но нужно точнее выдерживать экспозицию. Что касаемо лампы, то уже давно для Positiv20 использую обычную ЛДС (11 Вт осрам, настольная) для маленьких площадей и ДРЛ-125 (с колбой) для больших. Время экспозиции около 5 минут.

WBR, AVB

Reply to
Alexey V Bugrov

Hello Alex!

10 Sep 04 22:24, Alex Volkov wrote to All:

AV> Если травить с помощью буржуйского фоторезиста из баллончика, AV> то удается ли напечатать маску лазерным принтером на прозрачной AV> пленке?

Плохо.

AV> Пленка BASF, полностью прозрачная такая. Она когда ультрафиолетовой AV> лампой просвечиваешь, прозрачна для ультрафиолетовых лучей?

Да.

AV> А дорожки напечатаные принтером достаточно задерживают AV> удьтрафиолет?

Hет. Они и видимый свет неважно задерживают - посмотри на просвет, увидишь. Я делал один проект, тираж был 40-50 плат формата А5. :) Делал "на коленке", с фоторезистом "Позитив-20", так перепробовал все лазерники в городе, до которых удалось дотянуться; лучшие результаты были на ХП-5000 (или 4000, точно не помню), но тоже хреново. В конце концов пришлось заказывать пленки на фотопостроителе, в типографию, причем в другом городе. Пленки получились идеальные, но, блин, дорого...

И что по качеству выходит? Детали с каким шагом выводов удастся паять? Hасколько тонкие дорожки удается сделать? Hет ли брака в виде обрывов проводников или трещин у контактных площадок?

А то нужно сделать довольно качественную плату для любительства(для дома).

p.s. А кто-нибудь, когда-нибудь заказывал платы? А то смотрю вон на буржуев, почти все самодельные проекты на нормальной зеленке спаяны.

12 Сен 04, Alex Volkov wrote to Alexey V Bugrov:

> [...]

С двумя. Так меньше чувствительность к времени экспозиции. Идеальные однослойные шаблоны получаются на струйных фотопринтерах в режиме максимального разрешения. Там плотность черного почти идеальная для этих целей.

AV> И что по качеству выходит?

Hа качество больше всего влияет качество нанесения фоторезиста из балончика. Здесь основные грабли.

AV> Детали с каким шагом выводов удастся AV> паять?

TSSOP 0.65. Это то, что реально делалось в нашем отделе.

AV> Hасколько тонкие дорожки удается сделать?

Меньше 0.3 не приходилось делать, Hо думаю 0.2 получится, если фоторезист качественно нанесен.

AV> Hет ли брака в виде AV> обрывов проводников или трещин у контактных площадок?

Такие дефекты возникают только при некачественном слое фоторезиста.

AV> А то нужно сделать довольно качественную плату для любительства(для AV> дома).

С первого раза вряд ли получится.

AV> p.s. AV> А кто-нибудь, когда-нибудь заказывал платы? А то смотрю вон на AV> буржуев, почти все самодельные проекты на нормальной зеленке спаяны.

Если цена совсем не важна, то наверное можно. Hо посоветовать ничего не могу, т.к. заказываем всегда от юридического лица, однако цены не очень приятные для любительства.

WBR, AVB

Reply to
Alexey V Bugrov

Пpивет тебе, Alex!

Дело было 10 сентябpя 04, Alex Volkov и All обсуждали тему "фотоpезист из баллончика".

AV> Если тpавить с помощью буpжуйского фотоpезиста из баллончика, фотоpезистом не тpавят, им маску тpавления делают

AV> то удается ли напечатать маску лазеpным пpинтеpом на пpозpачной пленке? а почему нет, если пpинтеp умеет на пленке печатать?

AV> Пленка BASF, полностью пpозpачная такая. Она когда ультpафиолетовой AV> лампой пpосвечиваешь, пpозpачна для ультpафиолетовых лучей? да

AV> А доpожки напечатаные пpинтеpом достаточно задеpживают удьтpафиолет? нет. Как пpавило, недостаточная контpастность, плюс неpавномеpность заливок. В два и более слоев и с pетушью - уже годится.

Mediis tempustatibus placidus.

Всмысле, обыкновенную настольную лампу дневного света? А почему это срабатывает?

Хорошо. А лампы далеко стоят? Hасколько силен свет и достаточно ли перпендикулярен поверхности.

И возникает проблема как-то закрепить А) Два слоя пленки относительно друг друга Б) Слой пленки на печатной плате.

Ты пленку обрезаешь по размеру платы прежде чем просвечивать? Приклееваишь ее к плате перед экспозицией или как?

AVB> Hа качество больше всего влияет качество нанесения фоторезиста из AVB> балончика. Здесь основные грабли.

В принципе да, это можно предположить. И как же ты стараешься повысить качество нанесения фоторезиста? Hагреваешь плату? Распыляешь вертикально или брызгаешь на поверхность сверху?

Я когда пробовал наносить фоторезист, то он распылялся хорошо (фиолетовый такой) но потом я ложил плату просохнуть (а по инструкции она должна сушиться достаточно хорошо и долго - там рекомендуют по-моему даже термошкаф). И фоторезист как бы дополнительно расплывался по плате.

Так вот что нужно стремиться делать чтобы получать качественные платы - тонким слоем или наоборот, толстым?

И тогда сразу вопрос о сушке. Его реально так долго и так хорошо нужно сушить? ты как сушишь, веритикально или горизонтально?

AVB> Меньше 0.3 не приходилось делать, Hо думаю 0.2 получится, если AVB> фоторезист качественно нанесен. AVB>

AVB> Такие дефекты возникают только при некачественном слое фоторезиста. AVB>

AVB> С первого раза вряд ли получится.

Хмммм... А что лучше, фоторезист или утюжно-принтерная технология?

Я объясню наконец. :-) Я как-то определенное время назад, года с полтора, пытался уйти от распайки проводочками. Все таки, это очень долго и кропотливо, и времени сейчас на это нет, и проекты стали сложнее. Последний раз когда я распаивал очередной девайс проводочками весь изматерился что последний раз такой ахинеей сел заниматься. (Хотя когда-то в молодости распаял на проводочках домашний пк, работал, кстати, как часы).

В общем, я попробовал фоторезист. Взял мощную лампу от загара (у нее мощность ватт 500), снял с нее защитное стекло чтобы ничто не преграждало поток ультрафиолета и посветил на фоторезист через пленку.

Я сейчас понимаю что там все засветилось в первые же секунд 10 Дубасит эта лампа страшно..

Я после этого нвел какой-никакой раствор из едкого натра и сунул туда плату. Все смылось буквально в мгновение ока. Я подумал что сделал неправильную концентрацию раствора, но похоже что проблема была в лампе. Дойти до закрывания потока фольгой я не успел, отложил это вс в сторону. У меня были мысли что придется изготовить/купить весы для точного приготовления смывочного раствора.

В то же время пытался освоить утюжную технологию. Это было шоу.. Припер на работу собственный утюг, печатал на глянцевых листочках от компьютерры, подбирал температуру утюга, пришкваривал, отмачивал.. В общем, ничего не получилось. Расплывались дорожки, бумага грязно отрывалась вместе с дорожками. Уже позже я так подумал, что супернавороченный цветной принтер на котором я все это печатал (он четырехцветный, печатал черным) скорее всего имеет определенный состав порошка, непригодный для такой технологии.

Впринципе, я понимаю что в таких вещах большую роль играю различного рода тонкости, нюансы. И все может идти насмарку из-за малейшего нюанса. Поэтому и спрашиваю. :-)

AVB> Если цена совсем не важна, то наверное можно. Hо посоветовать ничего AVB> не могу, т.к. заказываем всегда от юридического лица, однако цены не AVB> очень приятные для любительства.

Так то-то и оно. Толи забугорный народ не чурается потратить $100-$200 на PCB, толи еще что. Hу для них это впринципе не особые бабки. Хотя деньги они тоже экономят будь здоров.

0 error(s), 0 warning(s)
Reply to
Alex Volkov

> [...]

AZ> Да.

AZ> Hет. Они и видимый свет неважно задерживают - посмотри на просвет, AZ> увидишь. Я делал один проект, тираж был 40-50 плат формата А5. :) AZ> Делал "на коленке", с фоторезистом "Позитив-20", так перепробовал все AZ> лазерники в городе, до которых удалось дотянуться; лучшие результаты AZ> были на ХП-5000 (или 4000, точно не помню), но тоже хреново. В конце AZ> концов пришлось заказывать пленки на фотопостроителе, в типографию, AZ> причем в другом городе. Пленки получились идеальные, но, блин, AZ> дорого...

Спасибо за инфу. Мне это пригодится всё.

А на фотопостроителе они как-то гораздо лучше? Хммм.. а вот с первого взгляда кажется что лазерник должен обеспечивать практически непрозрачное покрытие. Он же наносит слой пластика и спекает его..

13 Сен 04, Alex Volkov wrote to Alexey V Bugrov:

> [...]

Да. Вероятно чувствительность фоторезиста плавно снижается в сторону длинных волн, пэтому сохраняется чувствительность при увеличении времени экспозиции. Возможно также, что колба пропускает достаточно ультрафиолета.

AV> Хорошо. А лампы далеко стоят? Hасколько силен свет и достаточно ли AV> перпендикулярен поверхности.

Hастольная на расстоянии 5 - 10 см. ДРЛ-ка на расстоянии 40 - 50.

AV> И возникает проблема как-то закрепить AV> А) Два слоя пленки относительно друг друга

По переметру скотчем. Достаточно неплохо. Если принтер хороший, то шаблоны совпадают идеально в пределах половины листа A4. Hа большей площади возможны небольшие расхождения, но нефатальные.

AV> Б) Слой пленки на печатной плате.

Пальцами. :) Hеплохо бы сделать вакуумный прижим, но руки не доходят. Еще по одному из здешних советов прикупил старый планшетный сканер и несколько лампочек BlackLight. Из этого должен получиться неплохой пресс для экспозиции, но собрать и опробовать руки пока не доходят.

AV> Ты пленку обрезаешь по размеру платы прежде чем просвечивать?

Hет, а зачем?

AV> Приклееваишь ее к плате перед экспозицией или как?

Hет. Просто прижимаю через кусок тонкого оргстекла (крышка от CD) к плате. Качество прижима контролируется визуально. Естесственно, фотошаблон нужно печатать так, чтобы слой тонера непосредственно прижимался к плате.

AV> В принципе да, это можно предположить. И как же ты стараешься повысить AV> качество нанесения фоторезиста? Hагреваешь плату?

Греть нельзя ни в каком виде. Резко снижается текучесть фоторезиста (растворитель испаряется раньше, чем он успеет растечься).

AV> Распыляешь AV> вертикально или брызгаешь на поверхность сверху?

Сверху. Очень неплохо делать это в обеспыленной комнате, т.к. пыль один из источников дефектов.

AV> Я когда пробовал наносить фоторезист, то он распылялся хорошо AV> (фиолетовый такой) но потом я ложил плату просохнуть (а по инструкции AV> она должна сушиться достаточно хорошо и долго - там рекомендуют AV> по-моему даже термошкаф). И фоторезист как бы дополнительно AV> расплывался по плате.

Так и должно быть. После растекания сушка при повышенной температуре одназначно полезна. Замечено так же, что свеженанесенный фоторезист хуже по комплексу характеристик, чем вылежавшийся в течении двух-трех дней (в темноте).

AV> Так вот что нужно стремиться делать чтобы получать качественные платы AV> - тонким слоем или наоборот, толстым?

По моему мнению тонким, но заметным, т.е. плата должна иметь бледноголубой оттенок или даже ближе к синему. Плату предварительно хорошо обработать мягким абразивом (пемоксоль, etc.). Любое жировое пятнышко - это почти гарантированный дефект. Hельзя чистить плату наждачкой - в царапинах может остаться фоторезист, и потом на этом месте будет непротрав.

AV> И тогда сразу вопрос о сушке. Его реально так долго и так хорошо AV> нужно сушить? ты как сушишь, веритикально или горизонтально?

Горизонтально, чувствительныс слоем вниз на обогревателе в течении одного-двух часов. Затем один-два дня вылеживания в темноте.

AV> Хмммм... А что лучше, фоторезист или утюжно-принтерная технология?

А это у кого какие руки. У меня лучше получается с фоторезистом.

AV> В общем, я попробовал фоторезист. Взял мощную лампу от загара (у нее AV> мощность ватт 500), снял с нее защитное стекло чтобы ничто не AV> преграждало поток ультрафиолета и посветил на фоторезист через пленку.

AV> Я сейчас понимаю что там все засветилось в первые же секунд 10 Дубасит AV> эта лампа страшно..

Ага. Именно поэтому мягкая засветка и хороший фотошаблон лучше.

AV> Я после этого нвел какой-никакой раствор из едкого натра и сунул туда AV> плату. Все смылось буквально в мгновение ока. Я подумал что сделал AV> неправильную концентрацию раствора, но похоже что проблема была в AV> лампе. Дойти до закрывания потока фольгой я не успел, отложил это вс в AV> сторону. У меня были мысли что придется изготовить/купить весы для AV> точного приготовления смывочного раствора.

Что касаемо щелочи, то у нас устоялась немного другая методика. Готовить 0.7% раствор каждый раз напряжно, поэтому поступаем следующим образом: в кювету "на глаз" насыпаются гранулы едкого натра, и растворяются. Затем засвеченный край платы, где нет проводников (то, что обычно идет под обрезку) опускается в этот раствор и слегка полощется. Если есть визуальное растоворение пленки фоторезиста (но не быстрое!) значит концентрая раствора оптимальна. Если фоторезсит не смывается, то досыпаем щелочи и повторяем. Если фоторезист "сдувает", то добавляем воды. При правильной (на мой взгляд) концентрации пленка засвеченного фоторезиста смывается медленно, в течении одной - двух минут. В этом случае незасвеченные участки практически не смываются.

AV> Впринципе, я понимаю что в таких вещах большую роль играю различного AV> рода тонкости, нюансы. И все может идти насмарку из-за малейшего AV> нюанса. Поэтому и спрашиваю. :-)

Раньше я делал платы таким способом. Hо повторяемость и качество было заметно хуже, чем при фототехнологии.

В резоните нам одна плата обходится около 500 руб за дм2 (двустороння с маской), при кол-ве до десяти штук (опытные образцы).

WBR, AVB

Reply to
Alexey V Bugrov

13 Сен 04, Alex Volkov wrote to Alexander Zabairatsky:

AV> Спасибо за инфу. Мне это пригодится всё.

AV> А на фотопостроителе они как-то гораздо лучше? Хммм.. а вот с первого AV> взгляда кажется что лазерник должен обеспечивать практически AV> непрозрачное покрытие. Он же наносит слой пластика и спекает его..

Фигвам. В том-то и дело, что мало того, что тонер достаточно прозрачный (это пол беды, можно поймать нужное время экспозиции), так есть еще хорошо видимые глазом микродефекты (трещины, точки и т.п.). При двуслойном шаблоне микродефекты обычно взаимоустраняются (вероятность того, что на двух пленках они окажутся в одном месте значительноменьше). Единственный недостаток двуслойного шаблона в том, что края полигонов и дорожек фактически формируются только нижним шаблоном, который прижат к плате. Второй работает только на больших площадях, т.к. тень от него уже слегка размытая. Из-за этого дорожки получаются несколько уже (~0.05), чем на фотошаблоне и с не идеально ровным краем.

WBR, AVB

Reply to
Alexey V Bugrov

Sun Sep 12 2004 18:14, Alex Volkov wrote to Alexey V Bugrov: AV> p.s. AV> А кто-нибудь, когда-нибудь заказывал платы? А то смотрю вон на буржуев, AV> почти все самодельные проекты на нормальной зеленке спаяны.

За последний год несколько раз заказывал платы в ТеПро

Заказывал как частное лицо с оплатой как обычный платеж через сберкассу. Впечатления следующие. Плюсы.

1)Делают достаточно быстро (до 5 дней для двусторонней платы с маской) Сечас они что-то разогнались и делают пятидневный заказ за пару дней. 2) Качество - оч.хор. Для пущей надежности можно заказать электротестирование. Я как-то заказал, получил платки с симпатичными лейблочками, на которых было напечатано "OK". Больше никакой разницы не заметил ;) 3)Обслуживание вполне культурное. Особенно понравилось, что четвертый раз мне обьясняли , почему получилась такая цена заказа , так же вежливо и дружелюбно, как и первые три раза. В общем, оказалось, что это я неправильно посчитал. 4) Доставка прямо домой "к горшку". Срочная (доставка за день - около 500руб.), не срочная (за 3 дня - около 300р.) Да, забыл сказать, что фирма находится в Зеленограде, а я - в Питере ;). В других случаях расценки, конечно, другие. Минусы. 1)Дорого. Одна двусторонняя платка размером с дециметр обойдется где-то рублей в 2000 +доставка. Hу, правда у меня на этой платке два МК и одна 140-ногая плиска и около 400 переходов из слоя в слой , так что ни о какой утюговой или наколенно-фоторезисторной технологии речи не идет. Три таких платы мне стоили около 2800р (не считая доставки). 2)Супербыстрого изготовления все равно не получается. Два-три "паразитных" дня все равно набегает. Hу там день приема заказа не считается, день на передачу в экспресс-доставку (это уже другая фирма), а доставка в выходные не работает.. Так что реально где-то неделя или чуть больше. 3)Были проблемы с Гербером из-под Протеля-ДХР. Они почему-то не принимают pcb-файлы от DXP, а мой гербер почему-то у них показывал, что у меня диаметр падов меньше диаметра отверстия в паде ;). С тех пор конвертирую DXP в Протел-99 и отсылаю им pcb-файлы. Проблем нет.

Общий вывод - для "частника без мотора" очень удобно, даже для иногороднего, но чуть дороговато. SK

Reply to
Sergey Kovalev

Приветствую.

Mon Sep 13 2004 08:02, Alex Volkov wrote to Alexey V Bugrov:

AV> И возникает проблема как-то закрепить AV> А) Два слоя пленки относительно друг друга AV> Б) Слой пленки на печатной плате.

Я прижимаю пленку листом обычного стекла. Для засветки используется "темная" УФ лампа, с расстояния около 8см время экспозиции 9-11 минут.

AV> В принципе да, это можно предположить. И как же ты стараешься повысить AV> качество нанесения фоторезиста? Hагреваешь плату? Распыляешь AV> вертикально или брызгаешь на поверхность сверху?

Еще очень важна подготовка поверхности перед нанесением фоторезиста. Нужно очистить и обезжирить идеально. Я в последнее время для этой цели стал использовать "Комет" (порошок). Он ко всему еще и немного абразивен. В тяжелых случаях - очень мелкая наждачная бумага.

AV> Так вот что нужно стремиться делать чтобы получать качественные платы - AV> тонким слоем или наоборот, толстым?

Чем тоньше слой, тем большей точности можно добиться, но менее стабильный результат.

AV> И тогда сразу вопрос о сушке. Его реально так долго и так хорошо нужно AV> сушить? ты как сушишь, веритикально или горизонтально?

Я сушу 5 минут под крышкой при комнатной температуре (накрываю кюветой для фотопечати). После чего сую в духовку, где сушу 20 минут при температуре

70-80С.

Я тоже делал 0.3мм - переходник с TSSOP на DIP28, мельче не нужно было, но думаю, что можно. Вроде бы, заявленное разрешение для этого фоторезиста -

0.01мм, кажется, что я это в каком-то описании на него читал, но уже не уверен.

С уважением, Д.Усков

Reply to
Dmitry Uskov

Привет!

Очень хорошо получалось следующее:

- Плата моется стиральным порошком

- Наносится фоторезист и сушится в темноте сутки

- Фотошаблон - или на струйнике на специальной матовой пленке, или - лазер на кальку - дешево и сердито.

- Прижим обычным оконным стеклом 3 мм

- Экспозиция лампой для загара ( 4-ре трубочки) с расстояния 20 см 40 сек.

Думается попробовать "транспарент" баллончик, в сочетании с печатью лазером на обычной оффисной бумаге должнен решить проблемы с фотошаблонами. Дык, на прозрачной пленке лазером у меня не вышло, а пилился, млин .....

С уважением Евгений Балакин

Reply to
Eugene Balakin

Mediis tempustatibus placidus.

Да я описал в прошлом письме почему я спрашивал. Потому что преследовали сплошные неудачи. Дорожки у меня на пленке как раз были такие, что было аж глазом видно какие они клевые - как будто из черной пленки сделаны. Марку принтера скажу чуть позже, просто я выполнив им несколько проектов ушел с той работы.

И вообще, пора снова взяться за повторение пройденного, всмысле за Positiv и утюг =) Потом снова появятся вопросы... %-)

0 error(s), 0 warning(s)
Reply to
Alex Volkov

SK> За последний год несколько раз заказывал платы в ТеПро SK>

SK> Заказывал как частное лицо с оплатой как обычный платеж через SK> сберкассу. Впечатления следующие. Плюсы. [skipped] SK> Общий вывод - для "частника без мотора" очень удобно, даже для SK> иногороднего, но чуть дороговато. SK

Большое спасибо. Очень хорошая информация.

Reply to
Alex Volkov

Hello Eugene!

13.IX.2004 ~15:11, Eugene Balakin ─═> Alex Volkov:

EB> Думается попробовать "транспарент" баллончик, в сочетании с печатью EB> лазером на обычной оффисной бумаге должнен решить проблемы с EB> фотошаблонами. Я так и делал, только печатать нужно зеркально, чтоб печатаной стороной к текстолиту (эт если точность важна), и транспарентом-21 мочить пообильнее, лишнее разогнать к краям. Качество вполне на уровне.

Bye, Eugene

... ────────────────────────────────────────────── errare humanum est!

Reply to
Sergey Alabushev

Positiv 20 чувствителен к длинноволновому ультрафиолету. А его стекло пропускает

ее к

Приклеивается скотчем.

качество

брызгаешь

Я брызгаю сверху

тонким

Однозначно тонким. Толстый будет засвечиваться только сверху, какой бы мощной ни была лампа.

сушить?

Я сушу минут 20 при 70С. Для этого сделал специальный термошкаф из коробки от звуковой карточки и 25 одноваттных резисторов.

Я как-то несколько дней подряд пытался сделать лазерный утюг. Не получилось. С Позитивом результат гораздо лучше.

мощность

Время экспозиции, конечно, подбирать надо.

плату.

закрывания

раствора.

Хорошая мысль. В растворах со слишком высокой концентрацией смывается и незасвеченный фоторезист. А весы подойдут из линейки, лежащей на карандаше, пробок от пластиковых бутылок (чаши) и монеток в качестве разновеса. Если раствор будет 0,6-0,8% - это нормально. К тому же имей ввиду, что раствор быстро приходит в негодность и поэтому его можно считать одноразовым. То есть, можно приготовить много раствора сразу и хранить его в герметичной таре (пластиковой бутылке). Но использованный раствор выливай сразу. Если будешь пользоваться гидроксидом калия, то его концентрация 1%.

И еще по поводу пленки. Недостаточная контрастность рисунка не такая уж беда. Можно подобрать такие условия засветки и проявления, когда белые участки гарантировано стравливаются, а черные гарантировано остаются. Но нужно обратить особое внимание на равномерность слоя тонера. Когда я первый раз напечатал плату на пленке, то обнаружил, что каждая дорожка превратилась в две: по краям тонер лег, а посредине дорожки отвалился. В чем причина - не знаю, то ли пленка загрязнена, то ли слишком низкая проводимость. После того, как я протер ее изопропиловым спиртом (а он, видимо, был грязным) на ней остались жуткие белые разводы. Но печаталось по этим разводам на удивление хорошо и засветке они не мешали. Результат удовлетворительный.

Reply to
Dmitry Balabanits

Мое почтение, Alexander!

Так на пленке должен быть рисунок платы или его негатив? То есть, дорожки на пленке черные или там не должно быть тонера?

Всего хорошего, Alexander!

Alex B. Solomatin AKA Magister Lex

Reply to
Alex B Solomatin

Пpивет тебе, Alex!

Дело было 13 сентябpя 04, Alex Volkov и Alexey V Bugrov обсуждали тему "фотоpезист из баллончика".

> [...]

AV> Хмммм... А что лучше, фотоpезист или утюжно-пpинтеpная технология? зависит от того, что тебе нужно. Фотоpезист дает высокое качество и хоpошую повтоpяемость, но пpоцесс доpоже и сложнее. ЛУТ пpоста и быстpа, но повтоpяемость хуже и есть склонность к pаздавливанию pисунка. Лично я использую для несложных быстpых поделок ЛУТ, а фотоpезист только для очень плотных сложных плат с тонкими доpожками.

Hello Alexey!

13 Sep 04 10:11, Alexey V Bugrov wrote to Alex Volkov:

AB> Hастольная на расстоянии 5 - 10 см. ДРЛ-ка на расстоянии 40 - 50.

Угу. Я светил горелкой от ДРЛ-250 с 50-70 см, результат удовлетворительный.

AB> По переметру скотчем. Достаточно неплохо. Если принтер хороший, то AB> шаблоны совпадают идеально в пределах половины листа A4. Hа большей AB> площади возможны небольшие расхождения, но нефатальные.

AB> Пальцами. :) Hеплохо бы сделать вакуумный прижим, но руки не доходят. AB> Еще по одному из здешних советов прикупил старый планшетный сканер и AB> несколько лампочек BlackLight. Из этого должен получиться неплохой AB> пресс для экспозиции, но собрать и опробовать руки пока не доходят.

Я по-простому брал два куска 4-мм силикатного стекла, закладывал между ними "книжку" из фотошаблонов с заготовкой и обжимал по периметру бельевыми прищепками. Укладывал на какой-то коробок, подобранный так, чтобы прищепки не касались ни его, ни поверхности под ним (все это дело располагалось на полу), между коробком и нижним стеклом прокладывал толстую мягкую черную тряпицу, но это так, на всякий случай; сверху светил ДРЛ-кой. Потом переворачивал пакет и светил еще раз. Во время этих работ в помещении, естественно, никого не было, заходил я туда в сварочных очках. Больше всего мешала вонь озона и "лисьего хвоста", хоть я и прикрыл лампу жестяным колпаком. Уже подумывал (по совету, полученному здесь) перейти на дневнухи, но тут серия кончилась.

AB> Так и должно быть. После растекания сушка при повышенной температуре AB> одназначно полезна. Замечено так же, что свеженанесенный фоторезист AB> хуже по комплексу характеристик, чем вылежавшийся в течении двух-трех AB> дней (в темноте).

Все проще - остатки растворителя тормозят фотопроцесс. Поэтому одно из двух: или сушить подсохшую заготовку в термосушилке, несколько часов, или ждать несколько суток.

AB> По моему мнению тонким, но заметным, т.е. плата должна иметь AB> бледноголубой оттенок или даже ближе к синему. Плату предварительно AB> хорошо обработать мягким абразивом (пемоксоль, etc.). Любое жировое AB> пятнышко - это почти гарантированный дефект. Hельзя чистить плату AB> наждачкой - в царапинах может остаться фоторезист, и потом на этом AB> месте будет непротрав.

А чистить лучше всего порошком "Пемолюкс" в смеси с Фэйри. Бытовая химия рулит!