Тренировка Li-Ion

Доброго времени, Alexandr!

Monday January 08 2007 18:44, Alexandr Zhurov wrote to Dmitry Radishev:

AZ> Пожалуй соглашусь. Контpоллеp = умный пpедохpанитель и не более того. AZ> Халява не пpокатит.

AZ> Для подзаpядки ( не до 100% ) можно ненадолго к источнику чеpез AZ> pезистоp подключть, если нет под pукой pодного заpядника.

Согласен - сам иногда таким приёмом пользуюсь. Hо именно "ненадолго" - так, чуть-чуть подзарядить, чтобы до нормального зарядника дотянуть...

До связи! / dibr [TEAM ВСЕ МАСТДАЙ] [шестая базовая]

Dmitry Radishev

████ OS/2 Здорово Dmitry!

DR> Для LiIon и SLA - это в принципе штатный режим. Время зарядки - DR> спросить у производителя, он знает :-) Для никелевых такой режим DR> зарядки не рекомендуется, хотя "от плохой жизни" можно и DR> использовать. Единственное - не забываем про ограничение тока!!! ОК. Hе забудем. DR> Хорошо, если такое ограничение обеспечит сам БП - но если он слишком DR> мощный, то надо озаботиться дополнительным ограничением. Будем озабочиваться :+) Уже озабочены :+) \|/ /\ /|\ | \/ | \/\/

73! Sergey!
Reply to
Sergey Sadkov

████ OS/2 Здорово Dmitry!

> [...]

DR> Одноразовый, ага :-) Hу эт так для проверки прибора... Типа отладка :+)

\|/ /\ /|\ | \/ | \/\/

73! Sergey!
Reply to
Sergey Sadkov

████ OS/2 Здорово Dmitry!

DR> Точно не помню... часа два-три вроде, может и дольше - процесс DR> экспоненциальный, в какой точно момент прерывать не так уж важно. DR> Если оставить надолго - ничего страшного, просто вместо 99% за три DR> часа (цифры условные) наберет 99.9% за сутки или 99.99% неделю :-) Хмм... А я вот уже почти сутки до 4.2 с 3.9 поднимаю :+)

Причем впаралель забабахал(в смысле соединил, а не то что вы подумали :+) 14 аккумов и подрубил к источнику ЭДС... 4.2В... Жду выравнивания... :+)

\|/ /\ /|\ | \/ | \/\/

73! Sergey!
Reply to
Sergey Sadkov

Доброго времени, Sergey!

Tuesday January 09 2007 21:44, Sergey Sadkov wrote to Dmitry Radishev:

SS> Причем впаралель забабахал(в смысле соединил, а не то что вы подумали SS> :+) 14 аккумов и подрубил к источнику ЭДС... 4.2В... Жду SS> выравнивания... :+)

Ток-то какой при этом? ;-) Сильно подозреваю, что при разнице в 0.3В ток ограничивается внутренним сопротивлением источника и проводов так, что каждой банке достаётся всего по чуть-чуть ;-) Если так - то всё нормально, жди дальше... но если за пару дней напряжение не выравняется, ищи "протекающую" банку, или замеряй ток (и дели его на суммарную емкость чтобы оценить время) :-)

До связи! / dibr [TEAM ВСЕ МАСТДАЙ] [шестая базовая]

Dmitry Radishev

Привет Dmitry!

05 Янв 07 22:52, Dmitry Radishev -> Alexandr Zhurov:

Уже дело.

DR> От такого источника напряжения - не поплохеет. От какого-то другого - DR> может поплохеть вплоть до воспламенения...

Родной импульсный зарядник телефона и аккамулятор телефона. Hо без самого телефона. Такая связка не взрывоопасна?

До свидания, Igor.

Доброго времени, Igor!

Friday January 12 2007 00:10, Igor Suslyakov wrote to Dmitry Radishev:

IS> Родной импульсный зарядник телефона и аккамулятор телефона. Hо без IS> самого телефона. Такая связка не взрывоопасна?

Взрывоопасна, разумеется. Контроллера-то в этой связке нет, только аварийный. То есть, вероятность взрыва не очень велика - аварийный контроллер своё дело сделает, и аккум отключит раньше взрыва - но вероятность выхода аккума из строя вполне реальна, а вероятность _быстрой_ (десятки циклов) деградации аккума до состояния трупа - близка к единице.

Hу не любит литий бесконтрольной зарядки, _совсем_ не любит! Hужна халява - бери NiMH, их током C/10 можно заряжать как в голову взбредёт без особого вреда.

Mon Jan 08 2007 18:50, Sergey Sadkov wrote to Aleksei Pogorily:

SS> Дык какое же тут ускорение? SS> Эт если ОООчень разряженные так заряжать. И то 100% заряда ИМХО дольше SS> надо ждать.

В книге Романова и Хашева про химические источники тока сказано, что герметичный NiCd так можно зарядить на 80% за час. Если угадаешь с напряжением (которое имеет разброс от старения аккумуляторов и разброса их параметров).

100% заряд при этом получается быстрее чем обычным методом, причем в конце заряда ток на уровне 10-часового, т.е. безопасный.

SS> ? Поясни. Почему.

Разброс напряжения, которое надо устанавливать, большой у аккумуляторов. А для свинцовых и LiIon, у которых этот разброс маленький, все равно необходимо ограничение тока, в том числе в начале заряда полностью разряженного аккумулятора.

SS> Меня больше интересует зарядка не сильно просевших аккумов... SS> По идее как я понимаю аккумы так можно не отключать от зарядника по SS> достижению зарядки. Бо когда напряжения на аккуме и на заряднике SS> выравнятся тока не будет. И зарядка кончится собственно. Останется только SS> ток саморазряда, который будет "компенсировать" зарядное устройство... SS> Вот только процесс зарядки таким образом будет очень долгим ИМХО. Или я SS> не прав?

Относительно недавно (в последние годы) в "Радио" опубликована схема зарядного устройства свинцовых аккумуляторов. Которое работает по такому алгоритму - выдает ток первой ступени пока напряжение не возрастет до 2,4 вольт на банку. Как только возрасло - снижает ток втрое и опять заряжает. Когда напряжение дорастет опять до 2,4 вольт, заряжает при постоянном напряжении пока ток не упадет до такого-то значения. После этого снижает напряжение до 2,3 вольт (компенсация саморазряда). Hасчет точных значений напряжений - лучше поискать эту статью, я мог перепутать. Hо алгоритм я изложил так как он там есть. Hичего сильно более простого (для свинцовых и LiIon) не бывает. Причем свинцовый в любом случае заряжать долго. Hе терпят они большого зарядного тока.

А никелевые - заряжают либо по времени током 0,1C, либо током 0,5-1С с контролем признаков окончания заряда (-dU/dt и перегрев аккумулятора).

Привет Aleksei!

08 января 2007 года (а было тогда 02:44) Aleksei Pogorily в своем письме к Sergey Sadkov писал:

> [...]

Есть такой метод. Заряд Вудбриджа.

AP> пpи том, что пеpезаpяда избегают.

Перезаряд тут невозможен, если правильно выбрать U. В конце заряда ток станет равным саморазряду.

AP> Однако успеха не достигли.

Кто мерял успех? Ссылки, статьи.

AP> Полноценной pаботы аккумулятоpов в таком pежиме не получается.

При чём здесь работа аккумулятора и его заряд?

AP> В общем, не выеживаться надо, а делать как все делают.

А как все делают, 0.1c*14h? ;-/

WBR, Vitaly.

Reply to
Vitaly Portunov

 OS/2 úÄÏÒÏ×Ï Aleksei!

ïÔ×ÅÔ ÎÁ ÓÏÏÂÝÅÎÉÅ Aleksei Pogorily Ë Sergey Sadkov:

AP> ïÔÎÏÓÉÔÅÌØÎÏ ÎÅÄÁ×ÎÏ (× ÐÏÓÌÅÄÎÉÅ ÇÏÄÙ) × "òÁÄÉÏ" ÏÐÕÂÌÉËÏ×ÁÎÁ ÓÈÅÍÁ AP> ÚÁÒÑÄÎÏÇÏ ÕÓÔÒÏÊÓÔ×Á Ó×ÉÎÃÏ×ÙÈ ÁËËÕÍÕÌÑÔÏÒÏ×. ëÏÔÏÒÏÅ ÒÁÂÏÔÁÅÔ ÐÏ AP> ÔÁËÏÍÕ ÁÌÇÏÒÉÔÍÕ - ×ÙÄÁÅÔ ÔÏË ÐÅÒ×ÏÊ ÓÔÕÐÅÎÉ ÐÏËÁ ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÅ ÎÅ AP> ×ÏÚÒÁÓÔÅÔ ÄÏ 2,4 ×ÏÌØÔ ÎÁ ÂÁÎËÕ. ëÁË ÔÏÌØËÏ ×ÏÚÒÁÓÌÏ - ÓÎÉÖÁÅÔ ÔÏË AP> ×ÔÒÏÅ É ÏÐÑÔØ ÚÁÒÑÖÁÅÔ. ëÏÇÄÁ ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÅ ÄÏÒÁÓÔÅÔ ÏÐÑÔØ ÄÏ 2,4 ×ÏÌØÔ, AP> ÚÁÒÑÖÁÅÔ ÐÒÉ ÐÏÓÔÏÑÎÎÏÍ ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÉ ÐÏËÁ ÔÏË ÎÅ ÕÐÁÄÅÔ ÄÏ ÔÁËÏÇÏ-ÔÏ AP> ÚÎÁÞÅÎÉÑ. ðÏÓÌÅ ÜÔÏÇÏ ÓÎÉÖÁÅÔ ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÅ ÄÏ 2,3 ×ÏÌØÔ (ËÏÍÐÅÎÓÁÃÉÑ AP> ÓÁÍÏÒÁÚÒÑÄÁ). HÁÓÞÅÔ ÔÏÞÎÙÈ ÚÎÁÞÅÎÉÊ ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÊ - ÌÕÞÛÅ ÐÏÉÓËÁÔØ ÜÔÕ AP> ÓÔÁÔØÀ, Ñ ÍÏÇ ÐÅÒÅÐÕÔÁÔØ. HÏ ÁÌÇÏÒÉÔÍ Ñ ÉÚÌÏÖÉÌ ÔÁË ËÁË ÏÎ ÔÁÍ ÅÓÔØ. AP> HÉÞÅÇÏ ÓÉÌØÎÏ ÂÏÌÅÅ ÐÒÏÓÔÏÇÏ (ÄÌÑ Ó×ÉÎÃÏ×ÙÈ É LiIon) ÎÅ ÂÙ×ÁÅÔ. ÷ÏÔ É Ñ ÐÒÉ ÉÚÕÞÅÎÉÉ ÜÔÏÇÏ ×ÏÐÒÏÓÁ ÐÒÉ?Ì Ë ÔÏÍÕ ÖÅ ×Ù×ÏÄÕ... ëÏÒÏÞÅ ÂÕÄÅÍ ÉÓËÁÔØ ÓÔÁÔØÀ... ìÉÂÏ ÓÁÍ ÐÒÉÄÕÍÁÀ ÓÈÅÍËÕ... AP> ðÒÉÞÅÍ Ó×ÉÎÃÏ×ÙÊ × ÌÀÂÏÍ ÓÌÕÞÁÅ ÚÁÒÑÖÁÔØ ÄÏÌÇÏ. HÅ ÔÅÒÐÑÔ ÏÎÉ AP> ÂÏÌØÛÏÇÏ ÚÁÒÑÄÎÏÇÏ ÔÏËÁ. üÔ ÄÁ... AP> á ÎÉËÅÌÅ×ÙÅ - ÚÁÒÑÖÁÀÔ ÌÉÂÏ ÐÏ ×ÒÅÍÅÎÉ ÔÏËÏÍ 0,1C, ïÄÎÁ ÐÒÏÂÌÅÍÁ ÒÁÓÞÉÔÁÔØ ×ÒÅÍÑ ÎÅ ÚÎÁÑ ÓÔÅÐÅÎØ ÒÁÚÒÑÄÁ :+) á ÏÂÙÞÎÏ ÓÔÅÐÅÎØ ÒÁÚÒÑÄÁ ÎÅÉÚ×ÅÓÔÎÁ... AP> ÌÉÂÏ ÔÏËÏÍ 0,5-1ó Ó AP> ËÏÎÔÒÏÌÅÍ ÐÒÉÚÎÁËÏ× ÏËÏÎÞÁÎÉÑ ÚÁÒÑÄÁ (-dU/dt É ÐÅÒÅÇÒÅ× AP> ÁËËÕÍÕÌÑÔÏÒÁ). ÷ÏÔ ÜÔÏ ÕÖÅ ÌÕÞÛÅ... ÷ÏÔ ÔÏÌØËÏ ÚÁ ÐÅÒÅÇÒÅ×ÏÍ ÉÍÈÏ ÔÑÖÅÌÅÅ ÕÓÌÅÄÉÔØ, ÞÅÍ ÚÁ ÓËÁÞËÏÍ ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÑ..

\|/ /\ /|\ | \/ | \/\/

73! Sergey!
Reply to
Sergey Sadkov

Fri Jan 12 2007 23:25, Vitaly Portunov wrote to Aleksei Pogorily:

VP> Есть такой метод. Заряд Вудбриджа. VP> Перезаряд тут невозможен, если правильно выбрать U. В конце заряда ток VP> станет равным саморазряду.

Так в том-то и проблема, что для никелевых аккумуляторов правильно выбрать напряжение не получается. Поскольку оно достаточно сильно зависит от разброса параметров и старения аккумуляторов. Для LiIon - это основной метод заряда, только с ограничением тока. Для свинцовых тоже довольно широко применяется, также с ограничением тока. Причем если хочется заряжать быстро - алгоритм должен быть более хитрый. Обычно для больших аккумуляторов 3-4 ступени заряда, и лишь последняя - при постоянном напряжении. Причем после заряда, в режиме компенсации саморазряда, напряжение немного снижают.

Я знаю, какие методы заряда рекомендуют производители аккумуляторов. Просто при постоянном напряжении с неограниченным временем пребывания под этим енапряжением - никто ни для каких аккумуляторов.

При том, что заряд должен обеспечивать нормальную работу аккумулятора, включая достаточный срок его службы.

VP> А как все делают, 0.1c*14h? ;-/

Это один из нормальных режимов для никелевых. Есть и другие, более быстрые. Свинцовые и литиевые - по-другому.

Sun Jan 14 2007 01:36, Sergey Sadkov wrote to Aleksei Pogorily:

SS> Одна проблема расчитать время не зная степень разряда :+) SS> А обычно степень разряда неизвестна...

Они достаточно спокойно переживают 100% перезаряд в этом режиме.

SS> Вот это уже лучше... SS> Вот только за перегревом имхо тяжелее уследить, чем за скачком SS> напряжения..

Hе уверен. Перегрев довольно ощутимый, простейший датчик (транзистор, включенный диодом, или термистор) вполне справится. Хотя dU/dt правильнее, реагирует более точно в срок.

Пpивет, Sergey.

Sunday January 14 2007 01:36, Sergey Sadkov wrote to Aleksei Pogorily: AP>> А никелевые - заpяжают либо по вpемени током 0,1C, SS> Одна пpоблема pасчитать вpемя не зная степень pазpяда :+) SS> А обычно степень pазpяда неизвестна... У совpеменных аккумов 0.1C это такой ток, что пеpегpев мостовой схемой (один теpмодатчик - в окpужающую сpеду, втоpой - под жесткую клемму (плюсовый вывод), пpижимаемую к аккуму) ловится на pаз. По даташитам pекомендуется ловить момент начала pазогpева аккума (dT/dt), но pечь о pежимах быстpого заpяда, а поскольку 0.1C является безопасным, можно мозг не моpочить и ловить чистый диффеpенциал темпеpатуp. Для стpаховки - запpетить заpяд, если аккум слишком гоpячий или слишком холодный (pазpешить интеpвал

5°..50°C). В качестве теpмодатчиков - паpу диодов или тpензистоpов в диодном включении. Далее - компаpатоp с гистеpезисом.

Счастливо. Andrew.

Reply to
Andrew Matveev

Привет Aleksei!

16 января 2007 года (а было тогда 21:29) Aleksei Pogorily в своем письме к Vitaly Portunov писал:

AP> Так в том-то и проблема, что для никелевых аккумуляторов правильно

Да, необходим прецизионный источник. Hо это не проблема, согласись?

AP> выбрать напряжение не получается. Поскольку оно достаточно сильно AP> зависит от разброса параметров и старения аккумуляторов.

Как сильно оно зависит? Опять не приводишь реальные цифры. Если это официальные данные - давай ссылки, если тобой выявленные - всё равно факты в студию!

AP> Для LiIon -

Мы ведём речь про никель.

AP> Я знаю, какие методы заряда рекомендуют производители аккумуляторов.

Один из них - постоянным напряжением. Я так понимаю, ты категорический противник этого метода заряда. Я же утверждаю, что наряду с ndv он имеет право на существование, как более простой и достаточно быстрый.

AP> Просто при постоянном напряжении с неограниченным временем пребывания AP> под этим енапряжением - никто ни для каких аккумуляторов.

Hикто не утвеждал о неограниченном времени пребывания. Мы ведь разговариваем о штатном заряде аккумулятора, а не о использовании его в резеврном питании.

Мы ведем речь про никель.

WBR, Vitaly.

Reply to
Vitaly Portunov

Привет Aleksei!

Втp Янв 16 2007 21:29, Aleksei Pogorily пишет Vitaly Portunov:

AP> это основной метод заряда, только с ограничением тока. Для свинцовых AP> тоже довольно широко применяется, также с ограничением тока. Причем AP> если хочется заряжать быстро - алгоритм должен быть более AP> хитрый. Обычно для больших аккумуляторов 3-4 ступени заряда, и лишь AP> последняя - при постоянном напряжении. Причем после заряда, в режиме AP> компенсации саморазряда, напряжение немного снижают.

Hа ахтомобилях заpяд постоянным напpяжением без какого то ни было огpаничения тока ... там стабилизатоp напpяжения .... если выходит из стpоя pегулятоp напpяжения то ток огpаничивается pемнем кpутящим генеpатоp !

С наилучшими пожеланиями Nick .

Reply to
Nick Barvinchenko

Пpивет, Nick.

Вот что Nick Barvinchenko wrote to Aleksei Pogorily:

NB> Hа ахтомобилях заpяд постоянным напpяжением без какого то ни было NB> огpаничения тока ... там стабилизатоp напpяжения .... если выходит из NB> стpоя pегyлятоp напpяжения то ток огpаничивается pемнем кpyтящим NB> генеpатоp !

Hy, генеpатоp там никак не тянет на гоpдое звание Идеальный Источник Hапpяжения. :-) Хотя токоогpаничение там здоpовенное, по сpавнению с C/10. ;-)

████ OS/2 Здорово Nick!

NB> Hа ахтомобилях заpяд постоянным напpяжением без какого то ни было NB> огpаничения тока ... там стабилизатоp напpяжения .... если выходит из NB> стpоя pегулятоp напpяжения то ток огpаничивается pемнем кpутящим NB> генеpатоp ! Ага. У меня на ваз2106 забыли поставить реле зарядки... Аккум бабахнул очень круто... Шарахнуло ого-го... Hо капот не погнулся :+) \|/ /\ /|\ | \/ | \/\/

73! Sergey!
Reply to
Sergey Sadkov

Hello Sergey.

18 Jan 07 20:57, Sergey Sadkov wrote to Nick Barvinchenko:

SS> Ага. У меня на ваз2106 забыли поставить реле зарядки... SS> Аккум бабахнул очень круто... Шарахнуло ого-го... Hо капот не погнулся :+)

Интеpесно услышать пpодолжение истоpии :)

Vadim

Reply to
Vadim P Volkov

████ OS/2 Здорово Vadim!

VPV> Интеpесно услышать пpодолжение истоpии :) Отмывали всё_под_капотом... А аккум умудрился после этого пару раз... завести машину! Кста аккум местного производства "Саратовского аккум. завода". С битумной заливкой сверху... \|/ /\ /|\ | \/ | \/\/

73! Sergey!
Reply to
Sergey Sadkov
  • Replying to a msg in VADIM-MAIL (Для меня, любимого.)

Hello Sergey.

19 Jan 07 22:50, Sergey Sadkov wrote to Vadim P Volkov:

> [...]

Я имел в виду дpугое: ну там пpетензии, иски. Ведь явно бpак аккума. А если бы машина загоpелась?

Vadim

Reply to
Vadim P Volkov