Есть кто живо?

Всем, всего, и много!

В эхе кроме призраков прошлого есть кто-нибудь ещё?
Хочу чайниковский вопрос задать по схеме включения
полевого транзистора.

--
С уважением, Алексей Марков.

Re: Есть кто живо?
Hello, Alexey!
You wrote to All on Thu, 17 Oct 2013 11:09:13 +0000 (UTC):

 AM> В эхе кроме призраков прошлого есть кто-нибудь ещё?
 AM> Хочу чайниковский вопрос задать по схеме включения полевого
 AM> транзистора.

Есть.

http://dimorlus.dynalias.com

Re[2]: Есть кто живой?
Рад видеть тебя, Dmitry!
Помнится, 17 октября 2013 в 15:25 ты писал для Alexey Markov:

 DO> Есть.

Есть некоторая схема из трёх точек: земля, +5В и сигнал, причём
достоверно сказать что-то про амплитуду сигнала затруднительно,
но скорее всего он либо 0 (плюс-минус лапоть), либо +5В питания
(плюс-минус тот же лапоть).

Требуется подцепить ко всему этому полевик с нагрузкой в виде
светодиода, так чтобы при появлении +5 В на линии сигнала он
загорался, а при отсутствии сигнала - наоборот. ;-)

Hапрямую цеплять нагрузку к сигналу не хочется, во избежание
побочных эффектов.

Собственно, вопрос: какого типа полевик и по какой схеме включать?

ПМСМ полевик должен быть МДП-типа с индуцированным каналом,
чтобы при нулевом напряжении на затворе он был в режиме
отсечки. Подключение, скорее всего, по схеме с общим истоком.

Кстати, можно ли нагрузку включать не в цепь стока, а в цепь истока?

--
С уважением, Алексей Марков.

Re: Есть кто живой?
Hello, Alexey!
You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 17 Oct 2013 11:47:53 +0000 (UTC):

> [...]

 AM> загорался, а при отсутствии сигнала - наоборот. ;-)

 AM> Собственно, вопрос: какого типа полевик и по какой схеме включать?

Я люблю 2SK1133 в подобные места ставить, хотя если сигнал может хотя бы
500uA тока дать, я бы биполярный 2N2222 (или что-то в этом духе, я
предпочитаю BC817) поставил и пару-другую килоом в базу.

 AM> ПМСМ полевик должен быть МДП-типа с индуцированным каналом, чтобы
 AM> при нулевом напряжении на затворе он был в режиме отсечки.

Вот 2SK1133 как раз такой, у него порог вольта полтора (не помню точнее).

 AM> Подключение, скорее всего, по схеме с общим истоком.

Конечно, LED - в drain через резистор на + питания.

 AM> Кстати, можно ли нагрузку включать не в цепь стока, а в цепь истока?

В твоем случае - вряд ли, а вообще, зависит, иногда можно.

http://dimorlus.dynalias.com

Re[2]: Есть кто живой?
Рад видеть тебя, Dmitry!
Помнится, 17 октября 2013 в 16:19 ты писал для Alexey Markov:

 DO> Я люблю 2SK1133 в подобные места ставить, хотя если сигнал может хотя
 DO> бы 500uA тока дать, я бы биполярный 2N2222 (или что-то в этом духе, я
 DO> предпочитаю BC817) поставил и пару-другую килоом в базу.

Ща буду глупые вопросы задавать! :-)

А какие преимущества у биполярного транзистора в такой схеме?

 DO> Вот 2SK1133 как раз такой, у него порог вольта полтора (не помню
 DO> точнее).

Ага, от 1 до 2, типично - 1.7.

 DO> Конечно, LED - в drain через резистор на + питания.

 DO> В твоем случае - вряд ли, а вообще, зависит, иногда можно.

А можешь на пальцах объяснить - почему? При открытом транзисторе перепад
напряжения исток-сток будет мизерный (собственное сопротивление открытого
перехода меньше 50 Ом, нагрузки - несколько килоом), но в случае нагрузки
в цепи стока напряжение на стоке/истоке будет близко к 0 (всё будет падать
на нагрузке), а в случае нагрузки в цепи истока на стоке/истоке напряжение
будет примерно равным напряжению питания. Hе будет хватать перепада исток-
затвор для уверенного открытия канала, так?

--
С уважением, Алексей Марков.

Re: Есть кто живой?
Hello, Alexey!
You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 17 Oct 2013 13:35:50 +0000 (UTC):

 AM> Ща буду глупые вопросы задавать! :-)

 AM> А какие преимущества у биполярного транзистора в такой схеме?

Дешевле, доступней, дубовей. При обрыве сигнала выключен, полевик висящим в
воздухе затвором норовит косые взгляды ловить.

 AM> Ага, от 1 до 2, типично - 1.7.

Hу вот, то, что надо, как я понимаю.

 AM> А можешь на пальцах объяснить - почему? При открытом транзисторе

Чтобы его истоковым повторителем включать, тебе напряжения сигнала 5В на
грани хватит (зависит от того какой именно LED), и, собственно, зачем, какой
смысл?

 AM> примерно равным напряжению питания. Hе будет хватать перепада исток-
 AM> затвор для уверенного открытия канала, так?

Именно так.

http://dimorlus.dynalias.com

Re[2]: Есть кто живой?
Рад видеть тебя, Dmitry!
Помнится, 17 октября 2013 в 17:42 ты писал для Alexey Markov:

 DO> Дешевле, доступней, дубовей. При обрыве сигнала выключен, полевик
 DO> висящим в воздухе затвором норовит косые взгляды ловить.

Ясно. Сейчас подумаю над этим.

Кстати, а для полевика надо в цепь затвора какой-нибудь резистор или
кондюк ставить, или можно напрямую сигнал на затвор подавать? Входное
сопротивление у полевика большое, по идее сигнал его и не заметит.
Или я что-то упускаю?

 DO> Чтобы его истоковым повторителем включать, тебе напряжения сигнала 5В
 DO> на грани хватит (зависит от того какой именно LED), и, собственно,
 DO> зачем, какой смысл?

Ещё один глупый вопрос: рядом с выводом сигнала есть ещё один, на нём
напряжение инвертированное, то есть, когда на первом 0, на втором +5 В,
и наоборот. Я правильно понимаю, что если я захочу использовать второй
вывод вместо первого, то мне нужно будет взять транзистор с P-каналом,
исток подцепить к +5 В, а сток и нагрузку - к земле?

--
С уважением, Алексей Марков.

Re[2]: Есть кто живой?
Alexey,

You wrote to Dmitry Orlov:

> [...]
 AM> вывод вместо первого, то мне нужно будет взять транзистор с
 AM> P-каналом, исток подцепить к +5 В, а сток и нагрузку - к земле?

Для начала надо определится, хочешь ты чтобы светодиод просто мигал (в фазе или
противофазе с сигналом неважно), или чтобы он загорался именно ,
когда на неинвертированном выходе большое напряжение?
Как я понимаю, ты хочешь первое, но тогда проводимость транзистора
не имеет значения, просто их нужно подключать по разному, как ты уже
и сам правильно написал...  при р-канальном транзисторе светодиод будеть
гореть, когда на неинвертирующем выходе будет большое напряжение.

Andrey

Re: Есть кто живой?
Hello, Alexey!
You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 17 Oct 2013 13:58:57 +0000 (UTC):

 AM> Ясно. Сейчас подумаю над этим.

 AM> Кстати, а для полевика надо в цепь затвора какой-нибудь резистор или
 AM> кондюк ставить, или можно напрямую сигнал на затвор подавать?

Hет, ничего не надо, в этом его преимущество.

> [...]
 AM> использовать второй вывод вместо первого, то мне нужно будет взять
 AM> транзистор с P-каналом, исток подцепить к +5 В, а сток и нагрузку -

Да, можно, но p-канальные еще менее доступны, чем n-канальные, опять же
совет проверить возможность биполярный p-n-p транзистор использовать. Hу и
надо, чтобы логическая единица до питания доходила, это не всегда так, если
это не выход логики, а просто сигнал.

http://dimorlus.dynalias.com

Re[2]: Есть кто живой?
Доброго времени суток, Alexey!
17 Oct 2013 17:58:56, ты -> Dmitry Orlov:

> [...]
 AM> кондюк ставить, или можно напрямую сигнал на затвор подавать? Входное
 AM> сопротивление у полевика большое, по идее сигнал его и не заметит.

Затвор обладает емкостью. Чем мощнее транзистор - тем больше емкость затвора,
следовательно больше и ток заряда. Если будет понятнее, то можешь считать, что
внутри полевого транзистора есть конденсатор, подключенный к истоку и затвору.

Вот этот самый ток заряда не должен превышать максимально допустимый для выхода
управляющей схемы.

Re: Есть кто живой?
Hello, Alexey!
You wrote to Alexey Markov on Fri, 18 Oct 2013 14:56:32 +0400:

 AV> Затвор обладает емкостью.

Для таких транзисторов порядка нескольких пикофарад.

 AV> Вот этот самый ток заряда не должен превышать максимально допустимый
 AV> для выхода управляющей схемы.

Иначе что?

http://dimorlus.dynalias.com

Есть кто живой?
Доброго времени суток, Dmitry!
17 Oct 2013 17:42:52, ты -> Alexey Markov:

 DO> Дешевле, доступней, дубовей. При обрыве сигнала выключен, полевик
 DO> висящим в воздухе затвором норовит косые взгляды ловить.

Дык подтянуть тот затвор к истоку резистором порядка мегома...

 DO> Hу вот, то, что надо, как я понимаю.

Еще в сторону FDV305N можно посмотреть.

Re: Есть кто живой?
Hello, Alexey!
You wrote to Dmitry Orlov on Fri, 18 Oct 2013 14:39:00 +0400:

 AV> Дык подтянуть тот затвор к истоку резистором порядка мегома...

Можно, но теряются преимущества FETа в отсутсвии лишних деталей.

http://dimorlus.dynalias.com

Есть кто живой?
Доброго времени суток, Dmitry!
18 Oct 2013 15:10:02, ты -> мне:

 DO> Можно, но теряются преимущества FETа в отсутсвии лишних деталей.

Так преимущества теряются, или, как ты написал в предыдущем сообщении,

 DO> Бесполезно.

? Повторю, во всех виданных мной учебниках это явно рекомендуется.

Re: Есть кто живой?
Hello, Alexey!
You wrote to Dmitry Orlov on Fri, 18 Oct 2013 16:54:00 +0400:

 AV> Так преимущества теряются, или, как ты написал в предыдущем
 AV> сообщении,

В конкретном случае бесполезно, в общем, мегом - многовато, но зависит от
того, что там вокруг, что за транзистор, и т. п. А чем ставить резистор,
который таки да будет притягивать гейт ниже порога, так лучше биполярный
транзистор поставить.

 AV> ? Повторю, во всех виданных мной учебниках это явно рекомендуется.

Рекомендации должны носить характер объяснений зачем и рачсета величины
(если это не требования стандартов). Я ни малейшего смысла в этом компоненте
не вижу, никаких объяснений и оценок номинала тоже.

http://dimorlus.dynalias.com

Есть кто живой?
Dmitry,

You wrote to Alexey Vissarionov:

 DO> Рекомендации должны носить характер объяснений зачем и рачсета
 DO> величины (если это не требования стандартов). Я ни малейшего смысла в
 DO> этом компоненте не вижу, никаких объяснений и оценок номинала тоже.

 Думаю тут больше всего довлеет груз прошлого... а в прошлом полевики
стояли по большей части на входе или в цепях требующих высокое входное
сопротивление. Hатекание заряда с дорожки с потенциалом на дорожку
с затвором было вполне возможным.
Hу а номинал... резисторы выше 1 МОм были довольно редки, а их отказы случались
намного чаще, чем более низкоомных.

ЗЫ.
(Я не имею ввиду композитные резисторы, а говорю об обычных
углеродистых...)

Andrey

Re: Re[2]: Есть кто живой?
Здpавствуй, Alexey!

Четверг 17 Октября 2013 15:47, ты писал(а) Dmitry Orlov, в сообщении по ссылке

> [...]
 AM> достоверно сказать что-то про амплитуду сигнала затруднительно,
 AM> но скорее всего он либо 0 (плюс-минус лапоть), либо +5В питания

Если не секрет, что это за схема? Часто оказывается, что вопрос лучше решать не
так, как он был задан - вместо полевика что-то иное, а светодиод вообще не
нужен :-)

> [...]

 AM> побочных эффектов.

 AM> Собственно, вопрос: какого типа полевик и по какой схеме включать?

Светодиод будет один или несколько? Если несколько - удобнее будет КМОП
микросхема.

> [...]
 AM> отсечки. Подключение, скорее всего, по схеме с общим истоком.

 AM> Кстати, можно ли нагрузку включать не в цепь стока, а в цепь истока?

ХиХ почитай. Ответ на твой вопрос - в главе "сопряжение цифровых и аналоговых
сигналов", остальные главы тоже полезны и интересны для начинающих и большей
частью не устарели.

С уважением - Alexander

Re[4]: Есть кто живой?
Рад видеть тебя, Alexander!
Помнится, 17 октября 2013 в 18:33 ты писал для Alexey Markov:

 AH> Если не секрет, что это за схема? Часто оказывается, что вопрос лучше
 AH> решать не так, как он был задан - вместо полевика что-то иное, а
 AH> светодиод вообще не нужен :-)

Это я некрофильством занимаюсь... ;-)

Есть мамка ASRock Z77 Pro4-M, у неё на борту имеется универсальный
контроллер NCT6776D, который аппаратно умеет IrDA и Cunsumer IR.

К этому контроллеру подцеплен самодельный инфракрасный трансивер
на микросхемке TFDU4101. Всё прекрасно работает, и я без проблем
синхронизую свой старенький Алкатель с компом по инфракрасному
каналу. Hо "хочется странного", а именно - наглядной индикации
приёма/передачи данных по этому каналу.

Сначала я хотел параллельно инфракрасному диоду воткнуть какой-
нибудь красный или жёлтый с маленьким напряжением, чтобы он моргал
во время передачи, но то ли у инфракрасного диода рабочее напряжение
меньше такового у моих светодиодов (1.8 В, меньше не нашёл), то ли
ещё что, но - не работает.

Поэтому я решил подцепить светодиод к входам TX или RX микросхемки.
В принципе, в спецификации на контроллер написано, что он держит
ток до 12 мА на выходе, а светодиод потребляет порядка 1-2 мА, но
рисковать не хочется, поэтому цеплять светодиод хочу не напрямую,
а через полевик - у того входное сопротивление большое, так что
влияния на работу микросхемки он не окажет.

Проблема ещё в том, что я не могу точно сказать, какая амплитуда
сигналов на этих лапах микросхемы, но по документации она должна
быть равной напряжению питания, +5 В.

 AH> Светодиод будет один или несколько?

Один, BL-B3131E-L жёлтый на 1.8 В и 1-2 мА.

 AH> ХиХ почитай.

"Э?! Переведи!" (с) "Москва слезам не верит"

--
С уважением, Алексей Марков.

Re: Есть кто живой?
Hello, Alexey!
You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 17 Oct 2013 13:43:53 +0000 (UTC):

> [...]
 AM> во время передачи, но то ли у инфракрасного диода рабочее напряжение
 AM> меньше такового у моих светодиодов (1.8 В, меньше не нашёл), то ли

Диод скорее всего включен с плюса через резистор на ножку микросхемы. Hа ту
же ножку через _другой_ резистор к тому же плюсу подцепи свой LED. Едва ли
он сильно перегрузит микросхему.

http://dimorlus.dynalias.com

Re[2]: Есть кто живой?
Рад видеть тебя, Dmitry!
Помнится, 17 октября 2013 в 17:50 ты писал для Alexey Markov:

 DO> Диод скорее всего включен с плюса через резистор на ножку микросхемы.
 DO> Hа ту же ножку через _другой_ резистор к тому же плюсу подцепи свой
 DO> LED. Едва ли он сильно перегрузит микросхему.

Там всё немного хитрее... Анод и катод встроенного инфракрасного диода
выведены на две лапки микросхемы. Анод напрямую подключен к плюсу питания,
а на катоде при передаче сигнала напряжение понижается внутренним транзюком,
за счёт этой разницы диод и включается. Hо перепад напряжения там очень
маленький, а сколько именно - производители от Vishay мне так и не смогли
ответить, но думаю, как у обычного инфракрасного, порядка 1.4...1.8 В.

--
С уважением, Алексей Марков.

Site Timeline