Переменные резисторы heavy-duty

Hello Alles.

Уважаемые товарищи! Жажду совета (подсказки).

Для одной поделки нужен в качестве датчика положения переменный резистор. Вопрос собственно в том, какие резисторы надо выбирать, учитывая, что в этой поделке он будет находиться в постоянном движении, ну типа как в старых джойстиках...

Хочется, чтобы он как можно медленнее изнашивался и менял свои параметры...

В магазин пришел - а они мне коробку с разносортными резюками выкладывают - говорят, выбирайте любой, по 15р/штука... Резюки вполне себе обычные, советские

- но какие мне нужны... Как их по маркировке разобрать? ;-(

Hасчет прочих, немеханических датчиков я уж и сам как-нибудь смекну... Hо резистор был бы предпочтительнее по ряду чисто-технических соображений... ;-)

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

Пpивет, Rodion!

*** 31 Jan 07 07:53, Rodion Gorkovenko wrote to Alles:

RG> Хочется, чтобы он как можно медленнее изнашивался и менял свои RG> параметры...

RG> В магазин пришел - а они мне коробку с разносортными резюками RG> выкладывают - говорят, выбирайте любой, по 15р/штука... Резюки вполне RG> себе обычные, советские - но какие мне нужны... Как их по маркировке RG> разобрать? ;-(

Очень просто. Те, где маркировка советская - не брать. Без вариантов.

RG> Hасчет прочих, немеханических датчиков я уж и сам как-нибудь RG> смекну... RG> Hо резистор был бы предпочтительнее по ряду чисто-технических RG> соображений... ;-)

Hе советую. Хорошие износостойкие резисторы просто так не найдешь. Думай над альтернативными решениями - оптические энкодеры или еще что. Может оказаться даже дешевле.

Hello, Rodion Gorkovenko! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Alles on Wed, 31 Jan 2007 07:53:46

+0300:

RG> Для одной поделки нужен в качестве датчика положения переменный RG> резистор.

RG> В магазин пришел - а они мне коробку с разносортными резюками RG> выкладывают - RG> говорят, выбирайте любой, по 15р/штука... Резюки вполне себе RG> обычные, советские - но какие мне нужны... Как их по маркировке RG> разобрать? ;-(

По маркеровке не скажу, но были проволочные с довольно дубово сделанной механикой. Думаю, у них приличный ресурс будет.

Hello Rodion!

RG> Для одной поделки нужен в качестве датчика положения переменный RG> резистор. Вопрос собственно в том, какие резисторы надо выбирать,

провочный низкоомный (те, толстая проволка) или оптопара с перегородкой (см в инете педали "квакушка" :)

[Team OS/2][Team ЕДСМО]

Доброго времени суток тебе Rodion!

31 Янв 07 07:53, Rodion Gorkovenko -> Alles:

RG> Для одной поделки нужен в качестве датчика положения переменный RG> резистор. Вопрос собственно в том, какие резисторы надо выбирать, RG> учитывая, что в этой поделке он будет находиться в постоянном RG> движении, ну типа как в старых джойстиках...

ПТП !!!

Специальные резисторы для датчиков угла поворота. Бывают - как с линейной зависимостью сопротивления от угла поворота так и SIN, COS, TAN, ATN.... Мошность от 0,25 до 2х ватт. Сопротивление 1,5,10,15,20,30,40 кОм. Воможно каскадирование для создания хоть сдесетеренных резисторов.

Вал вращается в подшипниках качения. Проволочные прецизионные (до 0,05% видел) со встроенной шкалой угла поворота.

Из минусов - цена, как следствие применения сплавов платины в проволоке и золота в движке.

RG> Хочется, чтобы он как можно медленнее изнашивался и менял свои RG> параметры...

Имеено то, что тебе надо.

RG> В магазин пришел - а они мне коробку с разносортными резюками RG> выкладывают - говорят, выбирайте любой, по 15р/штука... Резюки вполне RG> себе обычные, советские - но какие мне нужны... Как их по маркировке RG> разобрать? ;-(

ПТПшка - это такой черный цилиндр из алюминиевого сплава с кольцевой канавкой со стороны вала и окошечком за которым шкала угла поворота на тыльной стороне.

И стоит он далеко не 15 руб.

RG> Hасчет прочих, немеханических датчиков я уж и сам как-нибудь смекну... RG> Hо резистор был бы предпочтительнее по ряду чисто-технических RG> соображений... ;-)

Есть и в серии СП - конструктивно те-же ПТП - но светлые корпуса, нет шкалы и чуть более дешевые материалы.

Будь счастлив(а) Rodion... С уважением Wladimir.

Reply to
Wladimir Tchernov

Вот от джойстика и бери, продаются, например, в микронике. Второй координатой можешь не пользоваться.

Тогда надо что-нибудь не механическое, а бесконтактное: оптическое, электромагнитное и т.д. Например, магниторезистор с постоянным магнитом, если обязательно резистивный выход нужен.

Hello Rodion.

31 Jan 07 07:53, Rodion Gorkovenko wrote to Alles:

RG> Для одной поделки нужен в качестве датчика положения переменный резистор. RG> Вопрос собственно в том, какие резисторы надо выбирать, учитывая, что в RG> этой поделке он будет находиться в постоянном движении, ну типа как в RG> старых джойстиках...

RG> Хочется, чтобы он как можно медленнее изнашивался и менял свои RG> параметры...

У меня от детвоpы остались потpоха гоночного электpо-тpека. Там в качестве pегулятоpа скоpости машинок используется pукоятка в виде обpезанного пистолетика, в котоpой пpоволочный pезистоp, по котоpому скользит контакт. Hадежней не бывает.

Vadim

Reply to
Vadim P Volkov

"Wladimir Tchernov" snipped-for-privacy@p11.f.n5023.z2.fidonet.org>

сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@p11.f.n5023.z2.ftn...

канавкой

стороне.

Самое смешное, что у пенсионеров в развалах барахла на радиорынке можно купить и за 15 руб :)

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

У пенсионеров на развалах деталей, содержащих заметное количество драгметаллов, нету уже лет 15.

"Valentin Davydov" snipped-for-privacy@sqdp.trc-net.co.jp> сообщил/сообщила в новостях следующее: news:epsnnl$1qo9$ snipped-for-privacy@ddt.demos.su...

Вот только на той неделе крутил ПТПшку на митьке - вспоминал молодость :) Даже если просто пройтись, кинув взгляд на россыпи этих помоечных драгоценностей, несколько ПТПшек сразу можно увидеть - дедки их бросают до кучи на прилавок...

Не в ходу они у добытчиков аурениума, не в ходу...

чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Hello Valentin.

01 Feb 07 10:03, you wrote to me:

> [...]

VD> Тогда надо что-нибудь не механическое, а бесконтактное: оптическое, VD> электромагнитное и т.д. Hапример, магниторезистор с постоянным VD> магнитом, если обязательно резистивный выход нужен. Да не... резистивный выход не обязательно, а вот переменный резистор - обязательно... Я просто 9-классника на кружке хочу заставить поделку эту сделать - и здесь важен методический принцип... ;-)

Впрочем, образец-то я, наверное, сделаю, следуя твоей подсказке... ;-)

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

Hello Wladimir.

01 Feb 07 08:40, you wrote to me:

> [...]

Hо насчет цены ты прав... Это не для детской поделки... С другой стороны такая классная точность не нужна... Hо зато буду знать, как называется, спасибо... ;-)

WT> Есть и в серии СП - конструктивно те-же ПТП - но светлые корпуса, нет WT> шкалы и чуть более дешевые материалы. Тоже ценное замечание... Буду изучать техчасть... ;-)

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

Hello Vadim.

01 Feb 07 14:29, you wrote to me:

> [...]

Спасибо за информацию... Hасчет применить - не уверен - но любопытно... ;-)

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

Hello Sasha.

01 Feb 07 01:17, you wrote to me:

SS> или оптопара с перегородкой (см в инете педали "квакушка" :) Это как... Это... Гм... А кстати... Можно же перегородку сделать прозрачной, но разной прозрачности в разных местах - например из фотопленки нарезать... Хе... Это я правильно понял? Это интересно попробовать... И можно вручную сделать...

Спасибо!

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

Salve!

31 Jan 2007, /*_Rodion Gorkovenko_*/ wrote to */Alles/* the following:

RG> Hо резистор был бы предпочтительнее по ряду чисто-технических RG> соображений... ;-)

Вряд ли это бует хорошим решением, лучше посмотри в сторону валкодеров. Или сам сделай, если экземпляр один.

Best Regards, J.V.Gurin, 01 Feb 2007

Reply to
Juriy Gurin

"Rodion Gorkovenko" snipped-for-privacy@p22.f.n5030.z2.fidonet.org>

сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@p22.f.n5030.z2.ftn...

прозрачной, но

Хе...

сделать...

А можно еще проще - профилировать заслонку. Именно так и делают в _большинстве_ случаев, формируя при этом любую кривую регулирования.

Проблема только в невысокой стабильности фоторезисторов - с точностью могут быть проблемы даже с дифференциальной системой.

чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Hello, Rodion!

01 Фев 07 19:55, you wrote to Sasha Shost:

> [...]

Посмотри на реохорды от потенциометров. Марку сейчас сказать не смогу, поскольку доставал на разборке. Там диск из пластика, на котором по образующей натянута проволока высокого сопротивления. Один виток. Токосъемник - кусок бронзовой проволоки диаметром около 2 мм, припаянный к латунной пластинке, подпружиненный пружиной от будильника, или контактной пластине от реле. Можно взять родной токосъемник от потенциометра, только их, скорее вего, давно в драгметаллы сдали.

Реохорд, в отличие от проволочного переменника, дает линейную зависимость, в то время, как резистор с намотанным сопротивлением дает лесенку.

WBR, Yuri

Reply to
Yuri Y. Lesnichenko

Доброго времени суток тебе Rodion!

01 Фев 07 19:50, Rodion Gorkovenko -> Wladimir Tchernov:

Да - причем обод колеса - золото. Из-за этого великое множество ПТП не пережило эры "битв за металл".

Будь счастлив(а) Rodion... С уважением Wladimir.

Reply to
Wladimir Tchernov

Доброго времени суток тебе Vitaly!

31 Янв 07 23:43, Vitaly Polikarpov -> Rodion Gorkovenko:

В теории - легко - на практике - имеем нелинейность фоторезистора, временную его деградацию, температурную зависимость, попадание пыли.... Да и сам оптический клин не так просто сделать.

Hе проблема - у нас лежат - 1 ком износостойкий проволочный СП5-хх какой-то одноборотный. 750 руб штука.

Будь счастлив(а) Vitaly... С уважением Wladimir.

Reply to
Wladimir Tchernov

Доброго времени суток тебе Rodion!

01 Фев 07 19:47, Rodion Gorkovenko -> Valentin Davydov:

В ширпотребных джойстиках стоят обычные резисторы с очень малой надежностью, а в дорогих джойстиках - оптические енкодера - ака мышиные.

У нас на предприятии делают датчики на основе датчиков Холла - но у них выходной сигнал, как синус от угла ориентации магнитного поля.