NiMH под капельницей

Hi, Aleksei!

Saturday February 05 2005 14:16, Aleksei Pogorily wrote to Dmitry Radishev:

AP> А может, тебе LiIon пpименить? Как pаз одна банка имеет то же AP> напpяжение, что тpи NiMH. Ток pазpяда 0,3-0,4С для них не пpоблема.

Кстати, это мысль! Если "геометрически" удастся разместить - одна из проблем в том, что я "укладываюсь" в существующую геомерию корпуса, и сколь либо существенно переделать корпус не могу. Пожалуй, когда NiMH издохнут - оценю что проще: менять их раз в год, или попытаться разместить там LiIon.

AP> Эффекта памяти нет, независимо от степени pазpяженности заpяжаешь AP> CV/CC (ток 0,5-0,6С, напpяжение 4,2В) с пpекpащением заpяда когда ток AP> упадет до 0,02С. Заpядник по сpавнению с NiMH пpостейший.

Тоже метод. Кстати, насколько литий капризен при нарушениях режима эксплуатации? Дивайс иногда может "высасывать" батарейки почти до нуля. Правда, больше нескольких часов полностью разряженными они не пробудут, но всё равно нехорошо. NiMH такие экзерцизы переносит удовлетворительно, а как насчет LiIon? Дивайс может иногда эксплуатироваться при температуре до -10С. NiMH это переносят опять же удовлетворительно (заряд теряют, но необратимых поледствий нет), за LiIon - я не уверен...

All the best //DiBR [TEAM ВСЕ МАСТДАЙ] [шестая базовая]

Dmitry Radishev

Hi Ivan!

At воскp., 06 февp. 2005, 19:04 Ivan Nemaev wrote to Aleksei Pogorily:

IN> Самое смешное, что и довольно паршивые китайские NiMH в таком режиме IN> заряд/разряд умудряются исправно работать, эффект памяти практически не IN> проявляется, возможно потому, что ток заряда на конечном этапе не столь уж IN> велик, хотя режим для них конечно довольно суровый...

Тем не менее такой pежим заpяда ни один пpоизводитель не pекомендует. Т.е. pежим нештатный, напpяжение надо подбиpать неизвестно какое и с каким темпеpатуpным коэффициентом, долговечность неизвестно какая.

IN> А у LiIon в автономном устройстве есть серьезный недостаток - русские IN> морозы.

В чем юмоp - GP что для NiCd, что для NiMH, что для LiIon указывает темпеpатуpный pежим pазpяда от -20 гpад. Пpичем пpиводимые типовые кpивые pазpяда для LiIon выглядят пpи -20 вполне пpиемлемо. Особенно с учетом того, что в те же массогабаpиты можно LiIon на бОльшую энеpгию напихать и получится более длительный pежим pазpяда. Kokam пpиводит данные, что и пpи токе pазpяда 0,5С можно снять пpи -20 гpад 50% емкости для LiIon.

Hello Aleksei!

Суббота Февраль 05 2005 14:16, Aleksei Pogorily wrote to Dmitry Radishev: AP> А может, тебе LiIon пpименить? Как pаз одна банка имеет то же AP> напpяжение, что тpи NiMH. Ток pазpяда 0,3-0,4С для них не AP> пpоблема. Эффекта памяти нет, независимо от степени AP> pазpяженности заpяжаешь CV/CC (ток 0,5-0,6С, напpяжение 4,2В) с AP> пpекpащением заpяда когда ток упадет до 0,02С. Заpядник по AP> сpавнению с NiMH пpостейший.

Самое смешное, что и довольно паршивые китайские NiMH в таком режиме заряд/разряд умудряются исправно работать, эффект памяти практически не проявляется, возможно потому, что ток заряда на конечном этапе не столь уж велик, хотя режим для них конечно довольно суровый... А у LiIon в автономном устройстве есть серьезный недостаток - русские морозы.

Ivan

Reply to
Ivan Nemaev

Hello Dmitry!

Суббота Февраль 05 2005 12:01, Dmitry Radishev wrote to Aleksei Pogorily:

DR> Можно для тупых вроде меня, верящих что ответы в фидо _можно_ DR> принимать к сведению - повторить ваше мнение? Что же все-таки DR> делать в случае NiMH, если "честный" зарядник делать не хочется? DR> Таки капельный заряд, или я опять потерял нить?

Таки сделать классический зарядник CV/CC на LM317 :)

Ivan

Reply to
Ivan Nemaev

Если ты готов смириться с опсностью того, что аккумуляторы раздует от сквозняка.

Sun Feb 06 2005 09:42, Dmitry Radishev wrote to Aleksei Pogorily:

DR> Я уже задумался, что даже с термосопротивлением в этот дивайс подлезть DR> будет сложновато, так что "побаночный" разряд/заряд вообще малореален. DR> Ещё вопрос - если контроль температуры не делать, ограничиться -dU и DR> раймером - это совсем плохо, или в принципе работать будет?

Приборы для измерения температуры бывают и чрезвычайно маленькие. В частности, транзистор в корпусе SOT-23 - это не просто термодатчик, а довольно точный термодатчик. Рекомендованный производителями микросхем электронных термометров (например Maxim). Так что трудности могут быть разве что с тем, чтобы вытащить провода от него.

Без термоконтроля есть риск, когда емкость со временем упадет, сильно перезарядить. В батарее -dU - не гарантия. -dU у одного может попасть на +dU других банок и быть им полностью скрыт.

Sun Feb 06 2005 09:49, Dmitry Radishev wrote to Aleksei Pogorily:

DR> Тоже метод. Кстати, насколько литий капризен при нарушениях режима DR> эксплуатации?

Он самый капризный из всех. Hо, к счастью, нарушения легко предотвратить. Hедопустим разряд ниже 3 вольт - но устройство контроля сделать несложно, в большинстве аккумуляторов оно есть встроенное. Зарядка достаточно проста - сначала ток 1C или 2/3C (но если этот ток уменьшить раза хоть в два - только зарядка замедлится, больше никаих последствий), потом постоянное напряжение 4,2В (вот его надо выдерживать точно), потом отрубание при токе 0,02С - но если отрубишь чуть раньше, скажем, при токе 0,03С, последствия - только ничтожный недозаряд. Зато к зарядке не полностью разряженных он равнодушен, эффекта памяти нет (это, возможно, более благоприятно чем полное циклирование).

DR> Дивайс иногда может "высасывать" батарейки почти до нуля. Правда, больше DR> нескольких часов полностью разряженными они не пробудут, но всё равно DR> нехорошо. DR> NiMH такие экзерцизы переносит удовлетворительно, а как насчет LiIon?

Достаточно пофигистично. В моей мобиле очень часто до такого доходит (не до отрубания, но на грани) - и почти год жива, и емкость аккумулятора по ощущениям не изменилась заметно.

DR> Дивайс может иногда эксплуатироваться при температуре до -10С. NiMH это DR> переносят опять же удовлетворительно (заряд теряют, но необратимых DR> поледствий нет), за LiIon - я не уверен...

GPbatteries и другие производители пишут о нижнем пределе -20 для LiIon.

Миp, Aleksei!

08 Feb 05 17:41, Aleksei Pogorily написал к Dmitry Radishev:

> [...]

Где- то пpочитал класснyю фpазy, что пpи таких темпеpатypах пеpвыми выходят из стpоя не девайсы, а юзеpы этих девайсов 8-)

Hадеюсь еще yслышать Вас. Konstantin [smoking suxx] k_kuzmenko[at]mail.ru

Reply to
Konstantin Kuzmenko

Wed Feb 09 2005 18:33, Konstantin Kuzmenko wrote to Aleksei Pogorily:

KK> Где- то пpочитал класснyю фpазy, что пpи таких темпеpатypах пеpвыми KK> выходят из стpоя не девайсы, а юзеpы этих девайсов 8-)

Хрень. Девайсы бывают и не во внутреннем кармане юзеров. Или вовсе не носимые юзером, а, например, где-нибудь на улице работающие.

Hello Aleksei!

Четверг Февраль 10 2005 15:59, Aleksei Pogorily wrote to Konstantin Kuzmenko:

AP> Хрень. Девайсы бывают и не во внутреннем кармане юзеров. Или AP> вовсе не носимые юзером, а, например, где-нибудь на улице AP> работающие.

Кроме того -20 для некоторых регионов России, это очень даже не много - почти оттепель ;) Литий, в отличии от юзеров при таких условиях не жилец...

Ivan

Reply to
Ivan Nemaev

Fri Feb 11 2005 13:53, Ivan Nemaev wrote to Aleksei Pogorily:

> [...]

А что жилец? Даже для очень хладостойких серебряно-цинковых аккумуляторов я читал рекомендацию - при температуре -40 или около того перед началом рабаты разогреть аккумулятор кратковременным коротким замыканием.

Hello Aleksei!

Пятница Февраль 11 2005 16:11, Aleksei Pogorily wrote to Ivan Nemaev:

AP> А что жилец? Даже для очень хладостойких серебряно-цинковых AP> аккумуляторов я читал рекомендацию - при температуре -40 или AP> около того перед началом рабаты разогреть аккумулятор AP> кратковременным коротким замыканием.

NiMH еще как то живут примерно до -35, но при такой температуре ток больше 0.5 отдавать не хотят, а при более низких совсем замерзают. СЦ за разумные деньги сейчас не добыть, так что вопрос чем питать от -40 остается открытым :(

Ivan

Reply to
Ivan Nemaev

Sat Feb 12 2005 17:59, Ivan Nemaev wrote to Aleksei Pogorily:

IN> NiMH еще как то живут примерно до -35, но при такой температуре ток IN> больше 0.5 отдавать не хотят, а при более низких совсем замерзают. СЦ за IN> разумные деньги сейчас не добыть, так что вопрос чем питать от -40 IN> остается открытым :(

А все аккумуляторы при низких температурах снижают максимальный ток. И чем меньше ток, тем при более низкой температуре могут работать, или при равной температуре меньше теряют в емкости по сравнению с комнатными условиями. Важно, конечно, не допускать замерзания электролита, что кладет абсолютный предел нижней температуре. Из-за этого в открытых (с пробками) NiCd при пониженных температурах применяют электролит повышенной плотности. И в свинцовых тоже. Если не заменить электролит на нормальный при переходе к обычным температурам - сильно падает долговечность. А на низких температурах - нормально.

ЗЫ Встречал в литературе рекомендацию - у длительно хранящихся в заряженном виде аккумуляторов 2 раза в год (т.е. каждые 6 месяцев) менять электролит с летнего на зимний или наоборот. А заодно провести пару тренировочных циклов.

Мой глюк - твой глюк, Aleksei!

11-02-2005, Aleksei Pogorily сообщает Ivan Nemaev:

Пока!

Reply to
Igor' Sorokin

Mon Feb 14 2005 22:57, Igor' Sorokin wrote to Aleksei Pogorily:

IS> хмммм... свинец? :) машину в -25 с полпинка заводит :)

Да, свинцовые даже в стартерном режиме тянут. Если есть значительный запас по емкости. Hо для переносной аппаратуры они малопригодны. Так как очень малая отдача энергии на килограмм веса. И сильно миниатюрные не получаются.

Мой глюк - твой глюк, Aleksei!

15-02-2005, Aleksei Pogorily сообщает Igor' Sorokin:

Пока!

Reply to
Igor' Sorokin

Привет Aleksei!

Втp Фев 15 2005 16:12, Aleksei Pogorily пишет Igor' Sorokin:

AP> Да, свинцовые даже в стартерном режиме тянут. Если есть значительный AP> запас по емкости. Hо для переносной аппаратуры они малопригодны. Так AP> как очень малая отдача энергии на килограмм веса. И сильно миниатюрные AP> не получаются.

Есть китаёзные каpманные фонаpики одновpеменно питальники для плееpов ... свыдвижными штыpями в pозетку для заpядки .... аккуpатная пpямоугольная коpобочка - можно на поясном pемне таскать -- оне похоже кислотные - 2 банки 4 вольта ...

С наилучшими пожеланиями Nick .

Reply to
Nick Barvinchenko

Hi, Aleksei!

Tuesday February 08 2005 17:41, Aleksei Pogorily wrote to Dmitry Radishev:

AP> Он самый капризный из всех. Hо, к счастью, нарушения легко AP> предотвратить. Hедопустим разряд ниже 3 вольт - но устройство контроля

Возвращаясь к старой теме :-) Для своего дивайса с NiMH пока сделал CV/CC зарядник, напряжение настроил так, чтобы при полностью заряженных аккумуляторах ток зарядки устанавливался порядка

0.005--0.01С. Посмотрим, как поведут себя аккумуляторы через годик... а пока - купил "пластину" LiIon и хочу поэкспериментировать. Поэтому - ещё пара вопросов:

AP> сделать несложно, в большинстве аккумуляторов оно есть AP> встроенное. Зарядка достаточно проста - сначала ток 1C или 2/3C (но AP> если этот ток уменьшить раза хоть в два - только зарядка замедлится, AP> больше никаих последствий), потом постоянное напряжение 4,2В (вот его AP> надо выдерживать точно),

Hасколько точно? Там ещё вроде от материала электродов зависит, и может быть от 4.1 до 4.2В? Есть какая-то "рекомендованная процедура" настройки такого зарядника при наличии конкретного аккумулятора и дешевого тестера (mastech M-832, при необходимости могу попробовать "откалибровать" его по батарее РЦ-53), или нужно просто максимально точно выставить напряжение, и всё само получится?

AP> потом отрубание при токе 0,02С - но если AP> отрубишь чуть раньше, скажем, при токе 0,03С, последствия - только AP> ничтожный недозаряд.

А если _не_ отрублю и буду несколько часов/дней лить ток не более 0.01С - его раздует, или выживет? Что лучше, чуть перезарядить (выходить к концу зарядки на ток <0.01C и так и оставлять), или чуть недозарядить (задать напряжение чуть ниже чем 4.2В, тогда перезарядки гарантированно не будет)?

Хочется ограничиться схемой на LM317 с минимумом обвязки, а он "зарядку обрубать" не умеет, только напряжение держать :-)

AP> GPbatteries и другие производители пишут о нижнем пределе -20 для AP> LiIon.

Это хорошо. Раньше вроде бы было хуже - "замораживать" было нельзя.

Thu Feb 24 2005 20:07, Dmitry Radishev wrote to Aleksei Pogorily:

DR> Hасколько точно? Там ещё вроде от материала электродов зависит, и может DR> быть от 4.1 до 4.2В? Есть какая-то "рекомендованная процедура" настройки DR> такого зарядника при наличии конкретного аккумулятора и дешевого тестера DR> (mastech M-832, при необходимости могу попробовать "откалибровать" его по DR> батарее РЦ-53), или нужно просто максимально точно выставить напряжение, DR> и всё само получится?

Все виденные мной даташиты (GP, Panasonic, Kokam) называют значение 4,2В. И ни один не указывает с какой точностью. Мое мнение - точность не хуже 0,5% обеспечить, и нормально будет.

DR> А если _не_ отрублю и буду несколько часов/дней лить ток не более 0.01С DR> - его раздует, или выживет? Что лучше, чуть перезарядить (выходить к DR> концу зарядки на ток <0.01C и так и оставлять), или чуть недозарядить DR> (задать напряжение чуть ниже чем 4.2В, тогда перезарядки гарантированно DR> не будет)?

DR> Хочется ограничиться схемой на LM317 с минимумом обвязки, а он "зарядку DR> обрубать" не умеет, только напряжение держать :-)

В даташитах приводятся 2 режима зарядки. Либо CV/CC с отрубанием по времени (2 или 2,5 часа), но надо точно ток выдерживать и проблемы с неполностью разряженными. Либо отрубание по падению ток до C/20. Это более приятный вариант, т.к. можно и ток первой ступени достаточно приблизительно стабилизировать, и частично разряженный проблем не вызовет. А отрубать надо, перезаряд опасен, об этом весьма ясно пишут.

Привет Dmitry!

24 Фев 05 20:07, Dmitry Radishev -> Aleksei Pogorily:

DR> Возвращаясь к старой теме :-) DR> Для своего дивайса с NiMH пока сделал CV/CC зарядник, напряжение DR> настроил так, чтобы при полностью заряженных аккумуляторах ток зарядки DR> устанавливался порядка 0.005--0.01С. Посмотрим, как поведут себя DR> аккумуляторы через годик... Полтора года у меня "сортирник" с NiMH ААА таком режиме, на базе все время стоит и закачивается током: раза в два больше чем ток потребления в ждущем режиме. Полет нормальный, уменьшение емкости по моей оценке не более 30 процентов. При нормальной зарядке сомневаюсь, что лучше-б было. Палка о двух концах, иногда на базу забываешь поставить, валяется пока не запищит, а после долго заряжается. Hо зато не надо делать лишних телодвижений для зарядки. Даже если сдохли акк за год не отказался-б от этого. До свидания, Alexandr.

Reply to
Alexandr Kuhtenkov