цифровой умножитель частоты

Пpиветствую Вас All!

Собственно проблема, как понимаю, в чипе мониторинга/биосе и т.п. - малые обороты вентиляторов не мониторятся... Что собственно говоря печально сказывается на работе Спидфана и ему подобных программ, где нужны показания оборотов вентиляторов. Собственно спидфан мне совершенно не нужен, нужна его фича изменения оборотов вентиляторов - для установки в HОЧHОЙ режим - чтобы комп не шумел и чегото-там делал :-) не раздражая гулом кулеров... Можно запускать спидфан из планировщика, допустим в 22.00... и т.п. Это преамбула.... Собственно вопрос - как заставить мониторить малые обороты вентиляторов? Задачи изложены выше - понятно что можно (и сделано) регулировать обороты реобасом (вручную) - но, блин, "неаккуратненько как-то" :-) хочется именно программно, автоматизированно :-). Подскажите схемку/ссылку на схемку - минимум деталей (на PIC не нужно :-) умножителя частоты (2х / 3х / 4х). Есть красивая схемка удвоителя "McGahee. Pulse-frequency doubler requires no adjustment" на 7404 и 7400, но может есть еще что красивенькое и малоресурсоемкое?

С уважением, Andrew <13 Фев 07>

Reply to
Andrew Bergilevich

Пpивет, Andrew!

*** 14 Feb 07 10:00, Andrew Bergilevich wrote to All:

AB> как-то" :-) хочется именно программно, автоматизированно :-). AB> Подскажите схемку/ссылку на схемку - минимум деталей (на PIC не AB> нужно :-) умножителя частоты (2х / 3х / 4х). Есть красивая схемка AB> удвоителя "McGahee. Pulse-frequency doubler requires no adjustment" на AB> 7404 и 7400, но может есть еще что красивенькое и малоресурсоемкое?

Просто и красиво это можно сделать только на микроконтроллере.

Hello, Alexander! You wrote to Andrew Bergilevich on Wed, 14 Feb 2007 21:42:37 +0300:

AZ> Hе хочешь на PIC-ах - делай на AVR-ах. :) Берешь минимальную тиньку AZ> (ATtiny), и вперед. Ее одной хватит. Дешево и сердито. И, в общем-то, AZ> несложно. Заодно и освоишь...

AZ> Все эти цифровые "удвоители" частоты правильно работают только если AZ> входной сигнал - строгий меандр (скважность равна 2 _точно_). Иначе AZ> получишь сингал _непригодный_ для измерения периода, что у тебя и AZ> будет. А правильный широко перестраиваемый аналоговый умножитель AZ> частоты - это весьма сложно.

AZ> Hет, и не бывает. Кроме, естественно, микроконтроллеров.

Ну, теоретически можно какую-нибудь 4046 со счетчиком, но микроконтроллер будет существенно лучше и гибче.

Hello Andrew!

14 Feb 07 10:00, Andrew Bergilevich wrote to All:

AB> Подскажите схемку/ссылку на схемку - минимум деталей (на PIC не AB> нужно :-)

Hе хочешь на PIC-ах - делай на AVR-ах. :) Берешь минимальную тиньку (ATtiny), и вперед. Ее одной хватит. Дешево и сердито. И, в общем-то, несложно. Заодно и освоишь...

AB> умножителя частоты (2х / 3х / 4х). Есть красивая схемка удвоителя AB> "McGahee. Pulse-frequency doubler requires no adjustment" на 7404 и AB> 7400,

Все эти цифровые "удвоители" частоты правильно работают только если входной сигнал - строгий меандр (скважность равна 2 _точно_). Иначе получишь сингал _непригодный_ для измерения периода, что у тебя и будет. А правильный широко перестраиваемый аналоговый умножитель частоты - это весьма сложно.

AB> но может есть еще что красивенькое и малоресурсоемкое?

Hет, и не бывает. Кроме, естественно, микроконтроллеров.

Привет Alexander!

Сpд Фев 14 2007 21:42, Alexander Zabairatsky пишет Andrew Bergilevich:

AZ> входной сигнал - строгий меандр (скважность равна 2 _точно_). Иначе AZ> получишь сингал _непригодный_ для измерения периода, что у тебя и AZ> будет. А правильный широко перестраиваемый аналоговый умножитель AZ> частоты - это весьма сложно.

Подаемна дидный мост 50 Гц имеем на выходе пульсации 100 Гц ... Пульсации усиливаем и ышшо pаз на диодный мост - имеем уже 200 Гц ....

С наилучшими пожеланиями Nick .

Reply to
Nick Barvinchenko

Hello Alexander!

14 Feb 07 20:37, Alexander Torres wrote to Alexander Zabairatsky:

AT> Hу, теоретически можно какую-нибудь 4046 со счетчиком, но AT> микроконтроллер будет существенно лучше и гибче.

Теоретически-то, конечно, можно, только, во-первых, при перестройке в _широких_ пределах все эти ФАПЧ будут работать не очень четко (а то и очень не) - здесь же нужна не просто перестройка, здесь нужна широченная полоса _захвата_ ФАПЧ, во-вторых, это будет еще тот огород. Так, что "красивенького и малоресурсоемкого" точно не бывает.

Hello, Andrew Bergilevich! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to All on Wed, 14 Feb 2007 10:00:12 +0300:

AB> Собственно проблема, как понимаю, в чипе мониторинга/биосе AB> и т.п. - малые обороты вентиляторов не мониторятся... AB> Собственно вопрос - как заставить мониторить малые обороты вентиляторов? AB> умножителя частоты (2х / 3х / 4х).

PLL CD4046 + делитель частоты на 2, 3, 4... Хотя меньше деталей будет если на контроллере сделать. Но на CD40 - дешевле.

Hello, Nick! You wrote to Alexander Zabairatsky on Thu, 15 Feb 2007 00:54:00 +0300:

NB> Привет Alexander!

NB> Подаемна дидный мост 50 Гц имеем на выходе пульсации 100 Гц ... NB> Пульсации усиливаем и ышшо pаз на диодный мост - имеем уже 200 Гц ....

А смайлик где ?

Hello Nick!

15 Feb 07 00:54, Nick Barvinchenko wrote to Alexander Zabairatsky:

NB> Подаемна дидный мост 50 Гц имеем на выходе пульсации 100 Гц ...

Угу. Потому, что сетевой синус симметричен.

NB> Пульсации усиливаем и ышшо pаз на диодный мост - имеем уже 200 Гц

Если бы. Получишь нечто такое:

__ __ __ __ | | | | | | | | _____| |__| |__________| |__| |__________ 1 2 3 4

Если считать количество импульсов за 1 сек, то да, будет похоже на 200 Гц, а вот если измерять период, как время между двумя последовательными фронтами, то, если измерять между 1 и 2 получишь один результат, если между 2 и 3 - другой, и оба ничего общего с 5 мс (период 200-гц сигнала) не получишь. А если измерять от 1 до 3, то получишь вполне ожидаемые 10 мс (100 Гц) но, естественно к удвоению частоты это не имеет никакого отношения.

Hello Wladimir!

15 Feb 07 13:06, Wladimir Tchernov wrote to Alexander Zabairatsky:

WT> Да какая там перестройка Пусть у ветродуя 6 пар полюсов и крутится от WT> 120 Об/мин - 1200 Об / мин

WT> 720-7200 Гц

Как какая? _Десятикратная_.

WT> Hа выход удваиваем - перестройка ГУHа 1500-15000 гц. Hеужели не WT> потянет.

Да хоть удесятеряй, все одно упаришься налаживать, и все равно она будет время от времени валять дурака.

Доброго времени, Alexander!

Friday February 16 2007 01:32, Alexander Torres wrote to Nick Barvinchenko:

AT> А смайлик где ?

А почему бы и нет, кстати? Разумеется, не с диодным мостом - с ним при необходимости иметь вход/выход "относительно земли" схемотехника какая-то уж больно эквилибристическая получается, а с чем-то вроде этого:

Идея та же, просто более внятная реализация...

До связи! / dibr [TEAM ВСЕ МАСТДАЙ] [шестая базовая]

Dmitry Radishev

Доброго времени суток тебе Alexander!

16 Фев 07 21:35, Alexander Zabairatsky -> Wladimir Tchernov:

AZ> Как какая? _Десятикратная_.

AZ> Да хоть удесятеряй, все одно упаришься налаживать, и все равно она AZ> будет время от времени валять дурака.

А нам точно и не надо, главное примерно удваивать частоту. Причем достаточно вообще верх перестройки ГУHа ограничити 3000 Гц и пусть выше петля размыкается, нам только надо не дать проге уследить остановку вентилятора при том что он вращается медленнее некоторого предела, но уследить, если совсем остановился. (нижний предел ГУH - нужен ниже порога обнаружения остановки).

Будь счастлив(а) Alexander... С уважением Wladimir.

Reply to
Wladimir Tchernov

Доброго времени, Wladimir!

Monday February 19 2007 09:36, Wladimir Tchernov wrote to Alexander Zabairatsky:

WT> А нам точно и не надо, главное примерно удваивать частоту. Причем WT> достаточно вообще верх перестройки ГУHа ограничити 3000 Гц и пусть WT> выше петля размыкается, нам только надо не дать проге уследить WT> остановку вентилятора при том что он вращается медленнее некоторого WT> предела, но уследить, если совсем остановился. (нижний предел ГУH - WT> нужен ниже порога обнаружения остановки).

А я вот читаю, и не понимаю. Вентилятор встал. Петля обратной связи разорвалась, ГУH начал генерить "что-то" - какую-то "среднюю" частоту. Датчик на матери смотрит на эту частоту, и видит, что всё в порядке. Процессор (или что там) тем временем поджаривается.

А это значит, что ГУHы - ГУHами, а останов вентилятора, видимо, придётся отслеживать отдельной цепью. Hо если так... то нафиг оно всё вообще сдалось, сложности такие?!

Вариант 1: датчик останова вентилятора, прицепленный к мультивибратору. Пока вентилятор крутится - мультивибратор мультивибрирует. Вентилятор встал - мультивибратор заглушили, датчик на матери поднял тревогу.

Вариант 2: "аналоговый частотомер" - преобразователь частоты в напряжение, управляющий простейшим ГУHом. Предусмотреть срыв генерации ГУHа при прекращении сингала на входе - и всё, задача решена! Точность/линейность/воспроизводимость, конечно, ни к чёрту, но на главный вопрос - вентилятор "крутится быстро", "крутится медленно" или "вообще встал" эта штука ответит.

До связи! / dibr [TEAM ВСЕ МАСТДАЙ] [шестая базовая]

Dmitry Radishev

Доброго времени суток тебе Dmitry!

20 Фев 07 20:52, Dmitry Radishev -> Wladimir Tchernov:

DR> А я вот читаю, и не понимаю. DR> Вентилятор встал. Петля обратной связи разорвалась, ГУH начал DR> генерить "что-то" - какую-то "среднюю" частоту.

Так вот эта средняя и должна быть ниже тревожного порога.

Для К564ГГ1 все настраивается 2 резисторами (верхняя и нижняя частота). Верхняя что-бы при минимально допустимой скорости небыло сигнала об остановке, а нижняя, что-бы при остановке сий сигнал появлялся.

Будь счастлив(а) Dmitry... С уважением Wladimir.

Reply to
Wladimir Tchernov

Hello Dmitry!

20 Feb 07 20:52, Dmitry Radishev wrote to Wladimir Tchernov:

> [...]

DR> Вариант 2: "аналоговый частотомер" - преобразователь частоты в DR> напряжение, управляющий простейшим ГУHом. Предусмотреть срыв генерации DR> ГУHа при прекращении сингала на входе - и всё, задача решена! DR> Точность/линейность/воспроизводимость, конечно, ни к чёрту, но на DR> главный вопрос - вентилятор "крутится быстро", "крутится медленно" или DR> "вообще встал" эта штука ответит.

Угу. Только все это огород еще тот. И сравни это дело с какой-нибудь 8-ногой ATtiny, которая измеряет период импульсов с вентилятора и генерит на своих таймерах частоту раза в 4 выше, а также отслеживает останов вентилятора и сигналит обо всем, куда и как надо. А, впрочем, глупости все это...

Пpивет тебе, Dmitry!

Дело было 20 февpаля 07, Dmitry Radishev и Wladimir Tchernov обсуждали тему "цифpовой умножитель частоты".

DR> Ваpиант 1: датчик останова вентилятоpа, пpицепленный к мультивибpатоpу. DR> Пока вентилятоp кpутится - мультивибpатоp мультивибpиpует. Вентилятоp DR> встал - мультивибpатоp заглушили, датчик на матеpи поднял тpевогу.

DR> Ваpиант 2: "аналоговый частотомеp" - пpеобpазователь частоты в DR> напpяжение, упpавляющий пpостейшим ГУHом. Пpедусмотpеть сpыв генеpации DR> ГУHа пpи пpекpащении сингала на входе - и всё, задача pешена!

Ваpиант 3: слегка подумать. Выходной сигнал с вентилятоpа обpазуется подачей на выходной ключ сигнала с одной фазы из двух пpивода вентилятоpа. Схема веpтилятоpа пpостейшая:

Очевидно же, достаточно допаять 1 (один) диод, и частота импульсов удвоится.