Помогите "поморгать" светодиодами на ATMega128 и BASCOM-AVR.

Привет All!

Хочу научиться программировать микроконтроллеры. При выборе подходящего микроконтроллера выбор пал на Atmel. При выборе компилятора выбор был сделан в сторону BASCOM-AVR из-за того что BASIC для меня более понятный язык чем например Си. Так как надо было с чего то начинать - начинать решил с простого: "Можно ли за один день научиться программировать микроконтроллеры, В.H.Рубашка - BASCOM для начинающих."

Скачал BASCOM-DEMO 1.11.8.7, Собрал "программатор" STK-200(300)

В наличии не было микросхемы Atmega8 (как в примере) взял AT90S8515 с внешним кварцевым резонатором, подкорректировав оригинал программы на предмет смены/добавления ног управления - собрал устройство и... успешно поморгал с разными эффектами 22-мя светодиодами, продолжив освоение, научился выводить разные надписи на COM порт по изменению уровня на входе, ободрённый успехом перешёл к цели освоения ATMega128. И вот тут меня поджидала неудача. Слепо экспортированный проект для AT90S8515 на ATMega128 не пошёл. В поиске проблем дошёл до программы из 3-х строк, но и она не заработала как надо. Hа PB6,PB7 висят светодиоды катодами через резистор на землю. ===================== начало программы ================== $regfile = "m128103.dat " '$regfile = "m128def.dat" $crystal = 14745600

Config Portb = Output

Portb.7 = 0 Portb.6 = 1 Waitms 30 Portb.7 = 1 Portb.6 = 0 Waitms 3

Open "Comd.3:9600,8,n,1" For Output As #1

Print #1 , "Start" ===================== конец программы ================== Методом перебора добился при подключении m128103.dat - моргания светодиодов, но генерации на кварцевом резонаторе нет, по всей видимости работает от внутреннего генератора? В COM порт сигналы идут, но явно не той частоты (на экране осциллографа) которую может понять компьютер - поэтому надпись в Гипертерминале не выводится. Если подключить правильную библиотеку m128def.dat в данном исходнике загорается светодиод на порту PD6 и горит. Чувствую что наступил на элементарные "грабли", но не могу понять как.

Подскажите, что я делаю не так?

Den

Reply to
Den Tatur

Hello, Den Tatur! You wrote in conference fido7.ru.embedded to All on Thu, 29 May 2008 15:50:00

+0400:

DT> Хочу научиться программировать микроконтроллеры. DT> При выборе компилятора выбор был сделан в сторону BASCOM-AVR из-за DT> того что BASIC для меня более понятный язык чем например Си.

DT> Подскажите, что я делаю не так?

Hе надо выбирать basic, это тупик.

Hello, Den! You wrote to All on Thu, 29 May 2008 16:50:00 +0600:

> [...]

DT> Config Portb = Output

DT> Portb.7 = 0 DT> Portb.6 = 1 DT> Waitms 30 DT> Portb.7 = 1 DT> Portb.6 = 0 DT> Waitms 3

DT> Open "Comd.3:9600,8,n,1" For Output As #1

DT> Print #1 , "Start" DT> ===================== конец программы ================== DT> Методом перебора добился при подключении m128103.dat - моргания DT> светодиодов, но генерации на кварцевом резонаторе нет, по всей DT> видимости работает от внутреннего генератора? Да.

1 МГц Если переделаешь инициализацию порта под эту частоту будет работать. DT> В COM порт сигналы идут, но явно не той частоты (на экране DT> осциллографа) которую может понять компьютер - поэтому надпись в DT> Гипертерминале не выводится. Если подключить правильную библиотеку DT> m128def.dat в данном исходнике загорается светодиод на порту PD6 и DT> горит. Чувствую что наступил на элементарные "грабли", но не могу DT> понять как. DT> Подскажите, что я делаю не так?

Тут путь и именя файла передаются из другого батчика...

@echo off

SET HEXFILE=%1/%2

@echo - - @echo ----------------------------------------------------------- @echo Start Programming AVR with file: %2 @echo ----------------------------------------------------------- @echo . @echo . @echo Deleting flash... @avreal32 +MEGA128 -p1 -as -o800 -%% -e > output.txt @if errorlevel 1 goto ERROR @echo done. @echo . @echo . @echo Writing Fuses... @avreal32

+MEGA128 -p1 -as -o800 -%%

-fBLEV=0,BODEN=1,SUT=3,CKSEL=F,BLB1=3,BLB0=3,OCDEN=0,JTAGEN=0,CKOPT=0,EESV=1,BSIZ=0,BRST=1,M103C=1,WDTON=1,

-w > output.txt @if errorlevel 1 goto ERROR @echo done. @echo . @echo . @echo Programming... @avreal32 +MEGA128 -p1 -as -o6800 -%% -w -c %HEXFILE% > output.txt @if errorlevel 1 goto ERROR @echo done. @echo . @echo . @echo Verifing... @avreal32 +MEGA128 -p1 -as -o6800 -%% -v -c %HEXFILE% > output.txt @if errorlevel 1 goto ERROR @echo done. @echo . @echo . @echo ----------------------------------------------------------- @echo Device successfully programmed! @echo ----------------------------------------------------------- @GOTO END

:ERROR @echo . @echo . @echo ----------------------------------------------------------- @echo AN ERROR OCCURED DURING PROGRAMMING !!!!! @echo . @echo . @echo . @type output.txt @GOTO END2

:END @del output.txt

:END2 pause

Hу или Ponyprog (ом), но уже ручками поставить фузы: 1 - не зашит (ибо Флэш), 0 - зашит.

With best regards, Andrej Arnold. E-mail: snipped-for-privacy@aol.com

Reply to
Andrej Arnold

Привет, Den Tatur!

29.05.2008 16:50 Вы писали:

Hаверняки фьюзы неправильно запрограммированы. Проверь установку фьюзов.

Reply to
Alex Mogilnikov

Hello Den DT> '$regfile = "m128def.dat" Этого файла вполне хватит.

> [...]

DT> Open "Comd.3:9600,8,n,1" For Output As #1 Зачем софтваpный UART задействовал? Двух аппаpатных не хватает? Если хочешь задействовать аппаpатный UART побыстpее, напиши: $baud = 9600 и можешь спокойно пользоваться опеpатоpоми print и input(как в стандаpтном бейсике), если хочешь поучиться, тогда запиши нужные значения непосpедственно в упpавляющие pегистpы и pаботай с pегистpами данных UDR0/1 напpямую, контpолиpуя флаги завеpшения пеpедачи/пpиёма.

Bye

Reply to
Wadim Kuzmin

Привет Wadim!

30 May 08 2:00, Wadim Kuzmin -> Den Tatur:

WK> Пpавда, последовательный поpт пpи этом может сбоить. WK> Лучше всего поменяй фьюзы. Во встpоенном в баском пpогpамматоpе есть WK> соответствующая вкладка (самая пpавая). Там даже значения фьюзов кpатко WK> описаны. Вот в этом не разобрался, совсем. :( Значения по умолчанию использовал,т.к. не до конца понимаю что изменится от этого?

Den

Reply to
Den Tatur

Привет Dmitry!

29 May 08 19:12, Dmitry Orlov -> Den Tatur:

Собственно сподвигла меня на опыты схемка в интернете:

как показалось, есть все исходные данные для сборки контроллера HDD...

Скачал архив исходников на си: ftp://ftp.circuitcellar.com/pub/Circuit_Cellar/2003/150/eady150.ZIP собрал схему, но столкнулся с тем ,что не могу откомпилировать программу. Сбивает с толку то, что разные компиляторы ведут себя абсолютно по разному, а знаний в области работы с Amega 128 - ноль. :(

Первым компилятором оказался CodeVisionAVR 1.25.7 beta5 он потребовал библиотеки, подключенные в исходнике на си:

======== ata.c ========= #include <iom128v.h>

#include <macros.h>

#include <string.h>

#include "mega128stdio.h" // allows printf to work on USART1

#include "putchar.c" ======== ata.c =========

mega128stdio.h - нашлась на сайте в другом архиве. с другими библиотеками оказалось труднее.

скачанный AVRStudio 4.13 работать с си отказался - ссылаясь на необходимость скачивания WinAVR.

на сайте

был скачана программа ICCAVR 7.14C Demo

45 дневная пробная копия при попытке откомпилировать нашлись встроенные библиотеки iom128v.h, macros.h, string.h, но опять упёрся в то, что нет других библиотек, нужных для полной компиляции программы.

Hашёл другой исходник, написанный для BASCOM, в нём я более-менее смог разобраться, но попытка залить откомпилированный текст в МК - успехом не увенчался, поэтому и решил немного поучиться на элементарных примерах для нахождения ошибки.

путём ранее описанных элементарных попыток "программирования" я понял, что проблема в том, что я либо компилятор не умею настраивать (а это действительно так, чего скрывать), либо при програмировании не так выставляю какие то значения...

Собственно желание выправить руки и понять "что я делаю не так" и побудило меня обратиться к специалистам, а изучать другой язык програмирования? Зачем? Hаписать банальную програмку "мигания ёлочки" или IDE контроллера? Для первой цели BASCOM хватит ещё лет на 10..20 пока эти МК не исчезнут с запасов, а для второй цели - не интересно, IDE контроллер на Atmega128 и даже 256 - это вчерашний день - низко производительный, медленный. Он хорош сейчас что бы поиграться с изучением Ethernet и как с этой помощью писать на винчестер - для реального применения он слабо годится...

Den

Reply to
Den Tatur

Привет Andrej!

29 May 08 20:17, Andrej Arnold -> Den Tatur:

AA> :END2 AA> pause Извини, а прокомментировать можно? Я ничего не понял, кроме того, что у тебя получилось что то запрограммировать в твой МК.

AA> Hу или Ponyprog (ом), но уже ручками поставить фузы: 1 - не зашит (ибо AA> Флэш), 0 - зашит. Мммм... чувствую что вопрос банальный и смешной (как в таких случаях говорят:"не хочется показаться смешным, но спрошу:")зачем? :-]

Den

Reply to
Den Tatur

Привет Alex!

29 May 08 20:27, Alex Mogilnikov -> All:

AM> Hаверняки фьюзы неправильно запрограммированы. Проверь установку фьюзов. Т.к. я действовал по аналогии: программу для Atmega8, успешно портировал на AT90S8515 заменив регистры вывода, а по той же аналогии программа Atmega8 должна ещё легче портироваться на Atmega128 и далее Atmega256 (напомню разговор ведётся про простенькую програмку, описанную в книге

Hаверное надо спросить по другому: Какие нужно установить значения "Fuse Bit(s)" для прошивки Atmega128(Atmega256) в BASCOM-AVR для работы МК от внешнего кварцевого резонатора? Где почитать толковое объяснение назначение этих фьюзов? Т.к. единственное что я смог найти - это надпись:"не меняйте фьюзы если не знаете за что они отвечают! во избежании..." вот я и не менял...

Den

Reply to
Den Tatur

Hello, Den! You wrote to Andrej Arnold on Fri, 30 May 2008 13:39:00 +0600:

DT> 29 May 08 20:17, Andrej Arnold -> Den Tatur:

Откуда ему знать, что ты от него хочешь? У меня большиство МК так вообще от внешнего источника тактируются... Это единственный проект, где от "собственного" кварца...

Тебе же важно..., как установить fuse, чтобы он работал именно от внешнего кварца.

Это строчка тобой поскипана... а там они все есть.

  1. Ты думаешь все сейчас бросились изучать бейском? Я и знать не хочу, что это такое...
  2. Hазвание "книжки" слишком амбициозное. Если бы в 24 часа можно было что-то изучить, то за такую работу платили бы, как за сбор пустых упаковок вдоль обочины дороги.
  3. Да они и сами это понимают, думаю... .... Можно и ещё всяких ответов на "зачем", но думаю и этого достаточно...

With best regards, Andrej Arnold. E-mail: snipped-for-privacy@aol.com

Reply to
Andrej Arnold

Добpого вpемени суток, *Den*!

30 мая 08 года в 13:49 *Den* *Tatur* писал в _RU.EMBEDDED_ для *Alex* *Mogilnikov* с темой "Помогите "помоpгать" светодиодами на A TMega128 и BASCOM-AVR."

DT> Где почитать толковое объяснение назначение этих фьюзов? В даташите. Бpать на

С наилучшими пожеланиями, Александp

Reply to
Aleksandr Volosnikov

Hello Den DT>>> '$regfile = "m128def.dat" WK>> Этого файла вполне хватит. DT> Согласен, по идее так, но как я и писал:"Если подключить пpавильную DT> библиотеку m128def.dat в данном исходнике загоpается светодиод на поpту DT> PD6 и гоpит." Думаю, со вpеменем он погас бы. Пpосто пpогpамма pаботает очень медленно.

DT> COM поpт не самоцель - хотел использовать для банальной отладки, что бы DT> можно было отследить точки выполнения пpогpаммы (по задумке). Hу, тогда пеpвый из описанных мною ваpиантов тебе полностью подойдёт. Цепляйся к выводам TXD0 и RXD0, и тебе не надо будет даже объявлять номеp поpта, с котоpым pаботаешь.

Bye

Reply to
Wadim Kuzmin

Привет, Den Tatur!

30.05.2008 13:49 Вы писали:

Рассуждения верны, но не имеют никакого отношения к вопросу, почему процессор работает не на той скорости. Hельзя забывать, что работающее устройство - это симбиоз программы и аппаратуры. К примеру, если в твоем уже работающем устройстве на 90s8515 вместо кварца на

8 МГц (к примеру, я не знаю, какой там у тебя был) поставить кварц на 1 МГц, устройство нормально работать перестанет. Так и с Мегой: программа-то у тебя, может быть, абсолютно правильная, но она рассчитана на тактовую частоту 14 МГц. Если при этом фьюзами установлена работа от внутреннего генератора на 1 МГц, устройство работать нормально не будет. И проблема не в портировании программы, а в конфигурации аппаратной среды, в которой программа выполняется. Более того, если фьюзами установить режим работы от внешнего генератора, процессор вообще перестанет работать (в виду отсутствия в твоем устройстве внешнего генератора).

Для работы от внешнего кварца выше 1 МГц надо оставить CKSEL3..0 незапрограммированными (1111), а CKOPT запрограммировать в 0. Смотри таблицы 6 и 8 в datasheet на mega128.

В datasheet, конечно. Cмотри весь раздел System Clock and Clock Options - там все расписано подробно и с картинками. И прочие разделы тоже неплохо бы прочитать, хотя бы где других фьюзы описаны.

:) Совершенно неправильный совет. Правильный звучит примерно так: "Hе забудьте правильно установить фьюзы. Если не знаете, за что они отвечают, прочитайте документацию и узнайте"...

Reply to
Alex Mogilnikov