Датчик тока.

Hi All!

Ситуация следующая. Имеется электродвигатель, которым надо управлять. Для этой цели необходимо измерять ток в обмотке (чтобы организовать конур управления током). Обмотка двигателя подключена к мосту на четырех MOSFET'ах. Напряжение, подаваемое на мост, 24 В. Частота ШИМ - порядка 30 кГц.

Вариант с резистором в качестве датчика тока. Последовательно с обмоткой стоит резистор 0.033 Ом. Для измерения падения напряжения на резисторе (датчике тока) использован высоковольтный дифференциальный усилитель AD629. На постоянном токе все работает хорошо - падение вычленяется дифференциальником, далее усиливается и оцифровывается. Беда в том, что когда подается не постоянка, а тот самый ШИМ 30 кГц - а это есть рабочий режим, постоянки там нет, - то с выхода дифференциальника прет паразитный сигнал. Причина этого состоит в том, что при высокой частоте - а фронт переключения плечей моста составляет порядка

400-500 нс, - коэффициент подавления синфазного сигнала у дифференциальника совсем небольшой - порядка 30-40 дБ, в то время как синфазный сигнал здоровенный - все 24 В. Поэтому возникает неприятный переходный процесс (при переключении), который и является причиной паразитного сигнала, портящего всю картину.

Можно, конечно, засинхронизировать оцифровывание с переключением и делать выборку непосредственно перед переключением моста, но это технически не очень просто, неудобно и негибко. А главное, надо, имхо, побороть искусственную проблему в зародыше - естественных и без того хватает. :)

Приходит в голову вариант с использованием датчика тока на эффекте Холла. Посмотрел на LEM, у них более-менее похожи на правду из серии HX10, но вид у них релеобразный - здоровые. К тому же, не понял, как он применяется (может смотрел плохо) и не понял, какое у них разрешение по току. Да и дороговаты - больше $20.

Больше понравился вариант ACS704 от Allegro - корпус SO8, все внутри, цена приемлемая - в пределах 5 баксов. Все, вроде, хорошо. Но присмотревшись внимательнее, обнаружил, что разрешение по току у них весьма убогое. У них на выходе присутствуют приличных размеров шум - порядка десятков мВ при чувствительности 100мВ/А, поэтому разрешение по току получается порядка сотен мА, что есть недостаточно - хоцца иметь хотя бы на порядок лучше. Да и диапазон такой - 15 А, - не нужен, достаточно 5 А.

Посему вопрос. Посоветуйте, плиз, датчик тока со следующими требованиями:

  1. Измеряемый ток - +-5 А.
  2. Полоса частот - 50 кГц.
  3. Разрешение по току - не хуже 30 мА.
  4. Исполнение (желательно) в виде микросхемы.
  5. Цена (желательно) в пределах .
  6. Доставабельность в России.

Спасибо.

Reply to
Harry Zhurov

HZ> а тот самый ШИМ 30 кГц - а это есть рабочий режим, постоянки там нет, - то с HZ> выхода дифференциальника прет паразитный сигнал. Причина этого состоит в том,

Что мешает поставить по входам дифференциальника (я применяю обычно INA126)RC - цепи, вернее Т-мост типа R - RС на "землю" - R, а после мостов скидывать возможные выбросы сдвоенными диодами на питание (BAT54S)? Резиторами ты определишь коэфф. деления по входу, чтобы сесть в диапазон вх. напряжений, а общий коэф. усиления задать нормирующим резюком - для INA126.

Reply to
Rifkat Abdulin

Tue Aug 30 2005 17:44, Harry Zhurov wrote to All:

HZ> Ситуация следующая. Имеется электродвигатель, которым надо управлять. HZ> Для этой цели необходимо измерять ток в обмотке (чтобы организовать конур HZ> управления HZ> током). Обмотка двигателя подключена к мосту на четырех MOSFET'ах. HZ> Hапряжение, подаваемое на мост, 24 В. Частота ШИМ - порядка 30 кГц.

HZ> Вариант с резистором в качестве датчика тока. Последовательно с HZ> обмоткой стоит резистор 0.033 Ом.

1) Поставить резисторы в цепи стока нижних транзисторов и мерить напряжения на них. 2) AD8205, AD8206, AD8210, INA193-197

WBR, Yuriy.

Reply to
Yuriy K

Hello, Harry Zhurov! You wrote in conference fido7.ru.embedded to All on Tue, 30 Aug 2005 13:44:42 +0000 (UTC):

HZ> Ситуация следующая. Имеется электродвигатель, которым надо HZ> управлять. Для этой цели необходимо измерять ток в обмотке HZ> (чтобы организовать конур управления током). Обмотка двигателя HZ> подключена к мосту на четырех MOSFET'ах. Напряжение, HZ> подаваемое на мост, 24 В. Частота ШИМ - порядка 30 кГц.

А на входе моста ток мерять не получится?

[Sorry, skipped]

HZ> Посему вопрос. Посоветуйте, плиз, датчик тока со HZ> следующими требованиями:

Ты собственно все основные способы перебрал - шунт, датчик Холла. Остается еще трансформатор тока, но им или высокочастотную составляющую можно отловить и то не без геморроя, или низкочастотную (громоздко). Так как готовые и универсальные решения тебя не устроили, прийдется делать что-то свое по месту.

Tue Aug 30 2005 17:44, Harry Zhurov wrote to All:

HZ> Ситуация следующая. Имеется электродвигатель, которым надо управлять. HZ> Hа постоянном токе все работает хорошо - падение HZ> вычленяется дифференциальником, далее усиливается и оцифровывается. Беда HZ> в том, что когда подается не постоянка, HZ> а тот самый ШИМ 30 кГц - а это есть рабочий режим, постоянки там нет, - HZ> то с выхода дифференциальника прет паразитный сигнал.

Поставить перед усилителем простейший RC ФHЧ или зарубить АЧХ по граничной частоте ~1kHz любым другим способом.

VLV

"Спешите делать добро, пока его не сделали вам"

Reply to
Vladimir Vassilevsky

Tue, 30 Aug 2005 14:20:17 +0000 (UTC) Rifkat Abdulin wrote to Harry Zhurov:

RA> Что мешает поставить по входам дифференциальника (я применяю обычно RA> INA126)RC - цепи, вернее Т-мост типа R - RС на "землю" - R, а после RA> мостов скидывать возможные выбросы сдвоенными диодами на питание RA> (BAT54S)?

И завалить полосу? Паразитный сигнал находится в той же полосе, что и полезный - переходный процесс длится большую часть периода ШИМ.

RA> Резиторами ты определишь коэфф. деления по входу, чтобы сесть в диапазон RA> вх. напряжений, а общий коэф. усиления задать нормирующим резюком - для RA> INA126.

И еще огрести по полной программе из-за несогласованности плечей?! Я уже применил высоковольтный дифференциальник - т.е. у которого внутри есть эти делители - и делители согласованные, сделать снаружи лучше вряд ли удастся. И даже при этом подавление синфазной не слишком хорошее - сигнал синфазный слишком здоровенный.

Reply to
Harry Zhurov

Tue, 30 Aug 2005 18:51:16 +0000 (UTC) Dmitry Orlov wrote to Harry Zhurov:

DO> А на входе моста ток мерять не получится?

Смотрел. На резюке, который снизу моста по защите (к драйверу идет). Так, во-первых, теряется инфа о постоянной составляющей (а восстанавливать ее - отдельная песня, проще уж выборки синхронизировать). Во-вторых, у драйвера моста "мертвые зоны" в пару микросекунд, они совсем портят картину - на переключениях возникают провалы тока.

DO> [Sorry, skipped]

DO> Ты собственно все основные способы перебрал - шунт, датчик Холла.

Подумал, что может есть и более чувствительные датчики Холла, может посоветуют чего. Хотя, как выяснилось, я несколько отстал от жизни и использовал древний дифференциальник с довольно посредственными характеристиками. А сейчас уже есть специализированные мониторы шунтов, у которых все на порядок и более лучше. Буду пробовать.

Reply to
Harry Zhurov

Tue, 30 Aug 2005 22:30:06 +0400 Yuriy K wrote to Harry Zhurov:

YK> 1) Поставить резисторы в цепи стока нижних транзисторов и мерить напряжения YK> на них.

Не, это не канает, нужна нормальная форма сигнала, а так мне проще будет выборки сихнронизировать.

YK> 2) AD8205, AD8206, AD8210, INA193-197

А вот это, похоже, то, что нужно - отстал я от жизни. :) Особенно два последних. Правда AD8210 пока еще нету, слишком новый он, но вот INA193 уже есть. Хотя она униполярная, т.ч. с ней придется ставить два монитора и объединять на операционнике. Ладно, буду думать, пробовать. Спасибо.

Reply to
Harry Zhurov

Wed, 31 Aug 2005 06:54:41 +0400 Vladimir Vassilevsky wrote to Harry Zhurov:

VV> Поставить перед усилителем простейший RC ФHЧ или зарубить АЧХ по граничной VV> частоте ~1kHz любым другим способом.

Кабы все было так просто, я бы не стал вопросы задавать. Для достижения нужной динамики управления требуется иметь полосу пропускания контура управления 30 кГц (т.е. фактически на каждом периоде ШИМ ослеживать ток и корректировать уставку).

Reply to
Harry Zhurov

HZ> И завалить полосу? Паразитный сигнал находится в той же полосе, что и HZ> полезный - переходный процесс длится большую часть периода ШИМ.

Цитата: Ситуация следующая. Имеется электродвигатель, которым надо управлять. Для этой цели необходимо измерять ток в обмотке (чтобы организовать конур управления током). Обмотка двигателя подключена к мосту на четырех MOSFET'ах. Напряжение, подаваемое на мост, 24 В. Частота ШИМ - порядка 30 кГц.

Ты поясни - какое значение тока в обмотке ты хочешь мерить? У тебя что - интегрирующего звена в цепи управления нет? Как это все работает?

HZ> И еще огрести по полной программе из-за несогласованности плечей?! Я уже

Какие резюки поставишь. Ставь точно подобранные.

HZ> применил высоковольтный дифференциальник - т.е. у которого внутри есть эти HZ> делители - и делители согласованные, сделать снаружи лучше вряд ли удастся. И HZ> даже при этом подавление синфазной не слишком хорошее - сигнал синфазный HZ> слишком здоровенный.

А "землю" нельзя поднять?

Reply to
Rifkat Abdulin

HZ> Кабы все было так просто, я бы не стал вопросы задавать. Для достижения HZ> нужной динамики управления требуется иметь полосу пропускания контура HZ> управления 30 кГц (т.е. фактически на каждом периоде ШИМ ослеживать ток и HZ> корректировать уставку).

Это ты хочешь каждый следующий период ШИМа сразу корректировать? Насколько устойчиво такое управление? Может, вращательный момент движка все равно это интегрирует и нет смысла ловить блох?

Reply to
Rifkat Abdulin

Hello, Harry Zhurov! You wrote in conference fido7.ru.embedded to Yuriy K on Wed, 31 Aug 2005 06:18:41

+0000 (UTC):

HZ> Не, это не канает, нужна нормальная форма сигнала, а так HZ> мне проще будет выборки сихнронизировать.

А какие проблемы с формой при таком включении?

Hello, Harry Zhurov! You wrote in conference fido7.ru.embedded to Dmitry Orlov on Wed, 31 Aug 2005 06:18:41

+0000 (UTC):

HZ> Смотрел. На резюке, который снизу моста по защите (к HZ> драйверу идет). Так, во-первых, теряется инфа о постоянной HZ> составляющей (а восстанавливать ее - HZ> отдельная песня, проще уж выборки синхронизировать). HZ> Во-вторых, у драйвера моста "мертвые зоны" в пару микросекунд, HZ> они совсем портят картину - на переключениях возникают провалы HZ> тока.

Тогда можно мерять по-отдельности в каждом плече и складывать.

HZ> Подумал, что может есть и более чувствительные датчики HZ> Холла, может посоветуют чего. Хотя, как выяснилось, я HZ> несколько отстал от жизни и использовал древний HZ> дифференциальник с довольно посредственными характеристиками. HZ> А сейчас уже есть специализированные мониторы шунтов, у HZ> которых все на порядок и более лучше. Буду пробовать.

Сообщи о результатах.

Wed Aug 31 2005 10:18, Harry Zhurov wrote to Yuriy K:

HZ> Hе, это не канает, нужна нормальная форма сигнала, а так мне проще HZ> будет выборки сихнронизировать.

Э-э-э, а в чем ненормальность формы сигнала? Тот же самый ток течет через те же самые резисторы. Просто нет синфазных помех и хватит обычного усилителя, хотя 4-проводное включение все же рекомендуется.

WBR, Yuriy.

Reply to
Yuriy K

Wed, 31 Aug 2005 10:22:45 +0000 (UTC) Rifkat Abdulin wrote to Harry Zhurov:

[...]

RA> Цитата: RA> Ситуация следующая. Имеется электродвигатель, которым надо управлять. RA> Для RA> этой цели необходимо измерять ток в обмотке (чтобы организовать конур RA> управления RA> током). Обмотка двигателя подключена к мосту на четырех MOSFET'ах. RA> Напряжение, RA> подаваемое на мост, 24 В. Частота ШИМ - порядка 30 кГц.

RA> Ты поясни - какое значение тока в обмотке ты хочешь мерить? У тебя что - RA> интегрирующего звена в цепи управления нет? Как это все работает?

Оно уже будет в цифре внутри проца. И исходных сигнал должен быть как можно более правильным, дабы минимизировать ошибку.

RA> Какие резюки поставишь. Ставь точно подобранные.

Точнее (вернее, согласованнее) тех, которые стоят внутрях интегральных усилителей, не поставишь. На рассыпухе по определению будет хуже.

RA> синфазный HZ>> слишком здоровенный.

RA> А "землю" нельзя поднять?

Куда поднять?

RA> Это ты хочешь каждый следующий период ШИМа сразу корректировать? RA> Насколько устойчиво такое управление? Может, вращательный момент движка RA> все равно это интегрирует и нет смысла ловить блох?

Именно на каждом периоде принимать (корректировать) решение. Чтобы обеспечить полосу пропускания контура управления, чтобы динамика у него была бодрая. Вращательный момент тут не причем, речь идет о контуре управления током. Его задача привести ток в нагрузке к заданной уставке как можно быстрее. А за вращением ротора, его положением и скоростью будут следить контур положения и контур скорости, которые тут отдельная история.

Reply to
Harry Zhurov

Wed, 31 Aug 2005 10:41:33 +0000 (UTC) Dmitry Orlov wrote to Harry Zhurov:

DO> А какие проблемы с формой при таком включении?

Там провалы на сигнале при переключении (вот тут можно посмотреть

Зеленый - ток, синий - управляющий сигнал ШИМ). Как раз на время "мертвой зоны" драйвера. Т.е. все ключи в это время закрыты. По идее, ток должен утекать через диоды, но этого, видимо не происходит - там еще демпфирующая цепочка параллельно нагрузке - похоже, туда он и утекает. Хотя специально не исследовал, этот вариант не интересен - проще, как уже сказал, выборки синхронизировать... Хотя, что-то мне кажется, их по любому придется синхронизировать, иначе фигня получится... :(

Reply to
Harry Zhurov

Wed Aug 31 2005 10:28, Harry Zhurov wrote to Vladimir Vassilevsky:

HZ> Кабы все было так просто, я бы не стал вопросы задавать. Для HZ> достижения нужной динамики управления требуется иметь полосу пропускания HZ> контура управления 30 кГц (т.е. фактически на каждом периоде ШИМ HZ> ослеживать ток и корректировать уставку).

Тут что-то не так. Если в петле есть ФHЧ, то полоса петли ~ 1/4 полосы ФHЧ. Что это за двигатель такой, с динамикой в доли миллисекунды? Тем более странно что период ШИМ сравним с динамикой системы. Если нужно просто ограничение пикового тока то это делается более простыми средствами.

VLV

"Спешите делать добро, пока его не сделали вам"

Reply to
Vladimir Vassilevsky

HZ> Оно уже будет в цифре внутри проца. И исходных сигнал должен быть как можно HZ> более правильным, дабы минимизировать ошибку.

Может, тогда проще загнать (через небольшой RC-фильтр с тау где-то

10мкс и делитель)напруги с обмотки двигателя в контроллер (АЦП входы) и там уже все обрабатывать (вычитать)? Да и синхронизацию по выборкам от ШИМ-генератора сделать? 2 делителя все же проще выравнять (по входам АЦП контроллера).

HZ> Точнее (вернее, согласованнее) тех, которые стоят внутрях интегральных HZ> усилителей, не поставишь. На рассыпухе по определению будет хуже.

угу

HZ> Куда поднять?

Землю опера подвесить на 12В. Лучше вычитать будет

HZ> Именно на каждом периоде принимать (корректировать) решение. Чтобы HZ> обеспечить полосу пропускания контура управления, чтобы динамика у него была HZ> бодрая. Вращательный момент тут не причем, речь идет о контуре управления HZ> током. Его задача привести ток в нагрузке к заданной уставке как можно быстрее. HZ> А за вращением ротора, его положением и скоростью будут следить контур HZ> положения и контур скорости, которые тут отдельная история.

Самое интересное, что сам движок влияет на величину тока через обмотку - а не только +24В. Так что управление на каждом периоде ШИМа будет очень странно себя вести.

Reply to
Rifkat Abdulin

Hello, Harry Zhurov! You wrote in conference fido7.ru.embedded to Rifkat Abdulin on Wed, 31 Aug 2005 12:47:43

+0000 (UTC):

HZ> Оно уже будет в цифре внутри проца. И исходных сигнал HZ> должен быть как можно более правильным, дабы минимизировать HZ> ошибку.

Ошибку чего?

Довольно бессмысленно так делать. Для двигателя важен средний ток, он определяет момент. Для преобразователя может быть важен пиковый ток (главным образом с точки зрения защиты), но его можно мерять на входе моста почти всегда, а уж резисторами в цепи стоков - так точно.

HZ> Именно на каждом периоде принимать (корректировать) решение.

Зачем?

HZ> Чтобы обеспечить полосу пропускания контура управления, чтобы динамика у него HZ> была бодрая. Вращательный момент тут не причем, речь идет о контуре управления HZ> током.

Ток и момент - прямо пропорциональны.

HZ> Его задача привести ток в нагрузке к заданной уставке как можно быстрее.

Существуют методы, позволяющие это делать за число тактов ШИМа, не то равное, не то пропорциональное порядку (числу полюсов) переходной характеристики схемы, но на сколько это применимо практически я не знаю.

HZ> А за вращением ротора, его положением и скоростью будут HZ> следить контур положения и контур скорости, которые тут HZ> отдельная история.

Обычно с этим никаких проблем, самый быстрый контур тока, но по нынешним временам и это мягкий реалтайм если нормально все делать.

Hello, Harry Zhurov! You wrote in conference fido7.ru.embedded to Dmitry Orlov on Wed, 31 Aug 2005 12:47:44

+0000 (UTC):

HZ> Там провалы на сигнале при переключении (вот тут можно посмотреть HZ>

Зеленый - HZ> ток, синий - управляющий сигнал ШИМ).

Прекрасный сигнал, собственно что тебя кроме его верхушки интересует?

HZ> Как раз на время "мертвой зоны" драйвера. HZ> Т.е. все ключи в это время закрыты. По идее, ток должен HZ> утекать через диоды, но этого, видимо не происходит - там еще HZ> демпфирующая цепочка параллельно нагрузке - похоже, туда он и HZ> утекает.

А зачем двигателю демфирующие цепочки? Впрочем, не важно.