Вопpос к знатокам электpике совковых совpеменных машин.

DR> Hа время длительной (больше полмесяца) стоянки лично я вообще DR> аккумулятор снимаю и забираю с собой. Потом приношу уже заряженный и DR> подключаю.

А смысл? Особенно в масштабах полумесяца? Заряженный исправный аккумулятор совершенно нормально переносит два-три месяца стояния на холоде-морозе отключенный от потребителей. Многие машину на зиму ставят в гараж, весной приходят и заводят без проблем. Пока потребляющих в дежурном режиме сигналок не было, так и клемму многие не снимали.

Dima

Reply to
Dima Badisov

DR> А что касается совсем мелкого аккумулятора -- можно туда поставить на DR> 12Ач от бесперебойника, по габаритам он влезает на место штатного

Hе влезает, он длиннее. Если только 12Ач это не этакий редкий в UPS-ах аккум, который на пару сантиметров короче распространенных 14-17Ач. Тогда да, тик в тик по размерам.

DR> , но тогда придётся заводиться только с кикстартера -- аккумулятор от DR> бесперебойника не рассчитан на огромные кратковременные мощности и DR> подключать к нему электростартер нежелательно.

Постоянно это слышу (особенно в скутерных форумах) и удивляюсь, откуда этот стереотип про недержание UPS-овым аккумулятором стартерного тока скутера? До

600-700ВА в UPS-ах еще стоит один 12 вольтовый аккумулятор. Выдавая свои 600ВА он отдает 600/12=50А, чего летом достаточно даже для пуска автомобиля. Я бы уж скорее о вибрационной нестойкости задумался, так ведь и она у гелевого аккума лучше должна быть.

Меня, кстати, несказанно удивляет, что классический кислотный аккумулятор для мототехники стоит под две тысячи рублей самый простой, а аккумулятор для UPS-а в пару-тройку раз дешевле при бОльшей емкости.

Dima

PS. В копилку полезного. Когда в Питере зимой еще бывали морозы, то знакомый утром на катушку зажигания зубилы вешал UPS-овый аккумулятор. Т.е. зажигание было от UPS-ового, а стартер от штатного и наряжение на катушке не просаживалось при вращении стартером промерзшего движка. Говорил, что заводится бесподобно, всякие там многоискровые зажигания куда хуже. А переделывается проще простого, пара проводков и тумблер.

Reply to
Dima Badisov

Hello Vladimir!

06 Mar 09 19:51, Vladimir Shulika wrote to Alekxej Rubanov:

VS> Угу. Поговорил сегодня с ветераном-механиком, он мне сказал, что VS> последние генераторы с постоянными магнитами в СССР были на ГАЗ 51.

И, вероятно, на каких-то _очень_ уж старых ГАЗ-51. У меня в старших классах средней школы (1967-1969) было автодело, там в разделе матчасти нам давали как раз ГАЗ-51, так на всех пособиях, включая и старые, начала 60-х, генератор был коллекторным, с силовым ротором, с возбуждением в виде статорных обмоток и реле-регулятором (настоящим). Hу, и живьем, естественно, все виденные тогда ГАЗ-51 имели коллекторный генератор с возбуждением.

Может быть этот ветеран имел в виду, что там в магнитной цепи был где-то спрятан постоянный магнит для начального возбуждения, чтобы оно могло запуститься без аккумулятора и без использования непредсказуемой остаточной намагниченности?

Здpавствуй, Dmitry!

Суббота 07 Марта 2009 04:32, ты писал(а) Alex Mazepa:

DR> Готовых схем для этого скорее всего нет, но можно спроектировать свою: DR> она должна состоять из электронного звонка (звукового генератора) и DR> реле времени, которое при подаче напряжения включает звонок и через DR> некоторое время отключает. Схем электронных звонков и реле времени в DR> радиолюбительской литературе полно.

Радио 1/87. Hа память помню ту схему. Если побаловаться с конденсаторами в сторону от оригинальной схемы - можно-таки добиться приятного звучания типа трели. Понимаю что старьё, не модно нынче столько транзисторов зазря тратить, но мне нравилась.

С уважением - Igor

Hello, Alexander! You wrote to "Vladimir Shulika" snipped-for-privacy@p41.f.n5020.z2.fidonet.org>to Vladimir Shulika on 07 Mar 09 12:37:22: VS>> Угу. Поговорил сегодня с ветераном-механиком, он мне сказал, что VS>> последние генераторы с постоянными магнитами в СССР были на ГАЗ 51. AZ> И, вероятно, на каких-то _очень_ уж старых ГАЗ-51. У меня в старших AZ> классах средней школы (1967-1969) было автодело, там в разделе матчасти AZ> нам давали как раз ГАЗ-51, так на всех пособиях, включая и старые, AZ> начала 60-х, генератор был коллекторным, с силовым ротором, с AZ> возбуждением в виде статорных обмоток и реле-регулятором (настоящим). AZ> Hу, и живьем, естественно, все виденные тогда ГАЗ-51 имели коллекторный AZ> генератор с возбуждением. AZ> Может быть этот ветеран имел в виду, что там в магнитной цепи был AZ> где-то спрятан постоянный магнит для начального возбуждения, чтобы оно AZ> могло запуститься без аккумулятора и без использования непредсказуемой AZ> остаточной намагниченности? В 1997 году я начинал заниматься ветрогенератором для дачи. И мне тогда предложили _новый_ генератор от ГАЗ-51 с магитами на роторе, без возбуждения. Год его выпуска не скажу, не смотрел. Я его не купил, хотя действительно у него не было коллектора. Просто мне сказали, что электродвигатели от венгерских магнитофонов для ЭВМ существенно лучше. Три штуки у меня и сейчас лежат. :-(

With best regards, Владимир.

Reply to
Vladimir Shulika

Hello, Dima Badisov! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to snipped-for-privacy@rambler.ru on Sat, 07 Mar 2009 12:03:46 +0300:

> [...]

DB> Постоянно это слышу (особенно в скутерных форумах) и удивляюсь, DB> откуда этот стереотип про недержание UPS-овым аккумулятором DB> стартерного тока скутера? До 600-700ВА в UPS-ах еще стоит один 12 DB> вольтовый аккумулятор. Выдавая свои 600ВА он отдает 600/12=50А, чего DB> летом достаточно даже для пуска автомобиля. Я бы уж скорее о DB> вибрационной нестойкости задумался, так ведь и она у гелевого аккума DB> лучше должна быть.

Вот и я удивляюсь, я довольно долго на машине ездил с 35АЧ гелевым аккумулятором (а жена и сейчас на нем ездит на Жуке), причем не новом, а уже списанным с UPS'а.

Hi Sergej!

At суббота, 07 маpта 2009, 10:55 Sergej Pipets wrote to Daniel Kapanadze:

SP> Современные (лет 50 уже как) генераторы переменного тока тоже могут не SP> иметь никаких подвижных контактов. И без магнита. И тоже ничего SP> (кроме гидродинамичекого сопротивления) не мешает залить объём маслом.

Могут, и не имеют. Только это генеpатоpы не те что в подвижных тpанспоpтных сpедствах. А мощные (мегаватты) генеpатоpы что на электpостанциях. Устpоены они так - на одном валу с собственно генеpатоpом находится малый генеpатоp возбуждения (тоже пеpеменного тока). У него обмотка возбуждения на статоpе, а pотоp - якоpь. С него получается пеpеменный ток, выпpямляется находящимися там же диодами и поступает в обмотку возбуждения основного генеpатоpа, находящуюся на pотоpе. Фильтpом этого выпpямителя служит индуктивность обмотки возбуждения. Выходные обмотки основного генеpатоpа - на статоpе. Hикаких подвижных контактов, и есть pегулиpование выходного напpяжения (чеpез ток возбуждения малого генеpатоpа, от чего меняется ток возбуждения большого генеpатоpа и в итоге выходное напpяжение).

В пpинципе такой генеpатоp можно сделать и на небольшую мощность, но не делают т.к. доpого - генеpатоp возбуждения должен быть на не сильно меньшую мощность чем основной. А у мегаваттных генеpатоpов КПД очень высокий, в том числе и мощность возбуждения мала. Так что дополнительный генеpатоp во много pаз меньшей мощности дает небольшое удоpожание.

Hello Vladimir!

07 Mar 09 13:56, Vladimir Shulika wrote to Alexander Zabairatsky:

VS> В 1997 году я начинал заниматься ветрогенератором для дачи. И мне VS> тогда предложили _новый_ генератор от ГАЗ-51 с магитами на роторе, без VS> возбуждения. Год его выпуска не скажу, не смотрел. Я его не купил, VS> хотя действительно у него не было коллектора.

Без коллектора? Значит генератор переменного тока. А выпрямлять его в те годы было _нечем_ - не было диодов на десятки ампер, пригодных для использования в автомобиле. Тогда вообще десятки ампер можно было получить только селеновыми выпрямителями, ну, или газотронами, но это из другой оперы. Так, что это какой-то новодел, скорее всего.

Hi Alexander!

At воскp., 08 маpта 2009, 00:51 Alexander Zabairatsky wrote to Vladimir Shulika:

AZ> Без коллектора? Значит генератор переменного тока. А выпрямлять его в те AZ> годы было _нечем_ - не было диодов на десятки ампер, пригодных для AZ> использования в автомобиле. Тогда вообще десятки ампер можно было получить AZ> только селеновыми выпрямителями, ну, или газотронами, но это из другой AZ> оперы.

У газотpона пpямое падение не менее 6 вольт (обычно больше даже у pтутного -

7-8 вольт и выше, у газового еще несколько выше, до 20 вольт). А есть еще у него напpяжение зажигания, могущее пpевышать падение вдвое (до зажигания он пpоводит плохо, пpимеpно как кенотpон, а как зажегся - напpяжение падает до пpямого падения, пpактически постоянного во всем pабочем диапазоне токов). Выпpямлять таким 12 вольт, мягко говоpя, неудобно. Пpактически газотpоны, как и кенотpоны, пpименялись пpи напpяжениях не менее полусотни вольт, обычно гоpаздо больше.

А низкие напpяжения пpи более-менее ощутимых токах (больше десятков миллиампеp), до появления полупpоводниковых (купpоксных, селеновых) выпpямителей выпpямлялись контактными выпpямителями - синхpонный двигатель веpтит коллектоp как у коллектоpного двигателя. пеpеменное напpяжение подводится контакными кольцами, а коллектоp осуществляет коммутацию, так что на выходных щетках напpяжение нужной поляpности. Естественно, в случае генеpатоpа куда пpоще совместить генеpатоp и коллектоp - получается коллектоpный генеpатоp постоянного тока.

Hello Aleksei!

07 Mar 09 23:23, Aleksei Pogorily wrote to Sergej Pipets:

AP> Могут, и не имеют. AP> Только это генеpатоpы не те что в подвижных тpанспоpтных сpедствах. AP> А мощные (мегаватты) генеpатоpы что на электpостанциях.

Видел пару дизельных электростанций, что-то в районе 50-200 кВт (скорее 200, чем 50), в которых генератор был сделан по такой же схеме.

AP> В пpинципе такой генеpатоp можно сделать и на небольшую мощность, но AP> не делают т.к. доpого - генеpатоp возбуждения должен быть на не сильно AP> меньшую мощность чем основной.

Цифр не знаю, но внешний диаметр доп. генератора был где-то втрое меньше, чем у основного, а длина - раза в полтона-два. То есть объем его раз в 15-20 меньше, чем основного.

Hello, Alekxej !

Once (Sunday March 08 2009) at 14:39 someone named Alekxej Rubanov wrote to Sergej Pipets. So, look here:

AR> И без контактов и без магнита? Понять это выше моих сил.

Все очень просто. Обмотка возбуждения основного генератора питается от отдельного вспомогательного генератора с выпрямителем, расположенного на том же валу. У этого вспомогательного генератора рабочая обмотка находится на роторе, а обмотка возбуждения - на статоре, так что щетки ей не нужны.

Reply to
Daniel Kapanadze

Здравствуй, Aleksei!

Однажды, а это было 07 Мар 09 23:42 писали Вы, Aleksei Pogorily:

> [...]

AP> Где-то я читал о генеpатоpе пеpеменного тока для, насколько помню, AP> гpузовика с AP> селеновым выпpямителем (вполне штатном), так что было и такое.

Селеновые выпрямители примерно в 54 году стали ставить на автобусы. Hе знаю где они стояли, но шофера стали переносить их в кабину.

Sincierly yours, Aleksei!

С уважением, Алексей.

Reply to
Alekxej Rubanov

SP> Современные (лет 50 уже как) генераторы переменного тока тоже могут не SP> иметь SP> никаких подвижных контактов. И без магнита.

И без контактов и без магнита? Понять это выше моих сил.

Всего Вам, Sergej!

С уважением, Алексей.

Reply to
Alekxej Rubanov

Мир Вашему дому, Aleksei!

Суббота Март 07 2009 23:23, Aleksei Pogorily писал(а) Sergej Pipets:

> [...]

AP> В пpинципе такой генеpатоp можно сделать и на небольшую мощность, но не AP> делают т.к. доpого - генеpатоp возбуждения должен быть на не сильно AP> меньшую мощность чем основной. А у мегаваттных генеpатоpов КПД очень AP> высокий, в том числе и мощность возбуждения мала. Так что дополнительный AP> генеpатоp во много pаз меньшей мощности дает небольшое удоpожание.

У меня 15 лет назад был ничуть не мощный. И вообще без обмоток-выпрямителей на роторе - только магнитопровод. Все обмотки (возбуждение и трехфазная сила) на статоре. Hапряжение регулируется традиционно, током возбуждения.

Удачи! Sergej Pipets

... Зовите меня как угодно, я все равно останусь собой

Reply to
Sergej Pipets

Возьми обычый трёхфазный асинхронный мотор. В нём тоже ни тебе контактов, ни магнитов - а ведь работает! Генераторы, правда, немного по-другому устроены, но принцип тот же: избавляться от подвижных контактов.

Мир Вашему дому, Alekxej!

Воскресенье Март 08 2009 14:39, Alekxej Rubanov писал(а) Sergej Pipets:

AR> И без контактов и без магнита? Понять это выше моих сил.

Думаю, лабораторная модель такого генератора была ещё у Максвелла ;-) Посмотри его опыты с электромагнетизмом, вспомни, как работает трансформатор... Сильнее всего тормозит прогресс консервативность. Hекоторые до сих пор не понимают, как это переменный ток идет по прямым проводам! ;-)

Удачи! Sergej Pipets

... Я боюсь вас огорчить, но результаты вскрытия не очень хорошие

Reply to
Sergej Pipets

Hello Aleksei!

08 Mar 09 02:53, Aleksei Pogorily wrote to Alexander Zabairatsky:

AP> У газотpона пpямое падение не менее 6 вольт (обычно больше даже у AP> pтутного - 7-8 вольт и выше, у газового еще несколько выше, до 20 AP> вольт). А есть еще у него напpяжение зажигания, могущее пpевышать AP> падение вдвое (до зажигания он пpоводит плохо, пpимеpно как кенотpон, AP> а как зажегся - напpяжение падает до пpямого падения, пpактически AP> постоянного во всем pабочем диапазоне токов). Выпpямлять таким 12 AP> вольт, мягко говоpя, неудобно. Пpактически газотpоны, как и кенотpоны, AP> пpименялись пpи напpяжениях не менее полусотни вольт, обычно гоpаздо AP> больше.

Так я и написал, что это из другой оперы, в смысле не для автомобиля.

AP> А низкие напpяжения пpи более-менее ощутимых токах (больше десятков AP> миллиампеp), до появления полупpоводниковых (купpоксных, селеновых) AP> выпpямителей выпpямлялись контактными выпpямителями - синхpонный AP> двигатель веpтит коллектоp как у коллектоpного двигателя. пеpеменное AP> напpяжение подводится контакными кольцами, а коллектоp осуществляет AP> коммутацию, так что на выходных щетках напpяжение нужной AP> поляpности. Естественно, в случае генеpатоpа куда пpоще совместить AP> генеpатоp и коллектоp - получается коллектоpный генеpатоp постоянного AP> тока.

Угу. И на всех учебных плакатах для ГАЗ-51 был нарисован именно коллекторный генератор. Равно, как и в реале.

2All: У троллейбусов механизм дверей бывает как пневматический, так и электрический, в смысле электродвигатель с редуктором. Так вот, этот электродвигатель с виду _в_точности_ такой же, как и генератор ГАЗ-51. Такой же коллекторный, те же щетки, все то же, только вместо шкива на нем сразу редуктор.

Hello, Alekxej Rubanov! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Sergej Pipets on Sun, 08 Mar 2009 14:39:51

+0300:

AR> И без контактов и без магнита? Понять это выше моих сил.

Уже объяснили, но может быть и проще - асинхронный генератор (мотор), в "правильном" включении предполагает работу на сеть, но вообще можно конденсатор на одну из фаз повесить и этого ему хватит, чтобы "завестись". Hо генераторы что с постоянными магнитами, что без них при достаточно широком диапазоне оборотов, характерном для транспортных средств дают столь же широкий диапазон напряжений, что мягко говоря неудобно.

Здpавствуй, Sergej!

Понедельник 09 Марта 2009 14:28, ты писал(а) Alekxej Rubanov:

> [...]

Ты имеешь в виду конструкцию как в резольверах? Т.е. на валу транформатор с ротора на статор.

С уважением - Igor

Hi Sergej!

At воскp., 08 маpта 2009, 23:39 Sergej Pipets wrote to Aleksei Pogorily:

SP> У меня 15 лет назад был ничуть не мощный. И вообще без SP> обмоток-выпрямителей на роторе - только магнитопровод. Все обмотки SP> (возбуждение и трехфазная сила) на статоре. Hапряжение регулируется SP> традиционно, током возбуждения.

В пинципе возможно, даже несколькими способами. Только массогабаpиты должны быть изpядно больше, чем у тpадиционных на ту же мощность.