Таинственый эффект с 79L05

Hello, Andrey! You wrote to Alexey Ponomaryov on Sun, 09 Jul 2006 08:45:14 +0400:

> [...]

AA> Мощность, которую должен рассевать регулирующий транзистор одна и та AA> же, что для параллельного стабилизатора, что для последовательного. AA> Разница в том, что последовательный рассевает максимальную мощность AA> при максимальной нагрузке, а параллельный при минимальной. AA> Следующее достоинство параллельного, что он не боится КЗ на выходе. AA> Ещё одно достоинство параллельного, что трансформатор нужен менее AA> мощный. AA> Просто народ внушил себе, что применяя последовательный стабилизатор AA> _к месту и не к месту_ он чего-то сэкономит. Hа самом деле, часто это AA> наоборот. AA> См. например, как сделаны почти все УHЧ со стабилизаторами питания.

Далеко не все, и осмысленно тоьлко в классе А. А в класе АВ - экономить на тепле в выходниках и рассеивать его в стабилизаторе?

AA> Andrey

With best regards, Alexandr Torres. E-mail: snipped-for-privacy@yahoo.com [ Жамству бой !]

Reply to
Alexandr Torres

Hello Alexander!

09 Jul 06 07:25, Alexander Torres wrote to Alexey Ponomaryov:

AT> Это назывется "паралельный стабилизатор", но что-то я сильно AT> сомневаюсь что в материнках именно он.

Там вообще-то buck с активным нижним ключом, вот этот нижний ключ AP и имеет в виду. Хотя я не изучал тех ШИМок и гарантии, что они при перенапряжении включат навсегда этот ключ, не дам. К тому же, при выходе ШИМки из строя возможны любые чудеса, в том числе и открывание навсегда верхнего ключа при запертом нижнем. Впрочем, это, чаще всего, не так и страшно - современные процы жрут многие десятки ампер, ближе к сотне, и это при вольте с копейками, если туда попытаться дать +12, блочок просто снимется по защите, а процу, скорее всего, ничего не будет. Были прецеденты...

У вас там тоже жара, да? Одинаковая рассеиваемая мощность будет только при двукратном "запасе" по питанию, и это не считая балласта.

Reply to
Alexander Derazhne

Dmitry,

You wrote to Andrey Arnold:

> [...]

Там было подчеркнуто что-то. Hе читал случаем?

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Aleksei,

You wrote to Andrey Arnold:

> [...]

Питание 5 Вольт при токе нагрузки 1А. Ток от источника всегда потребляется одинаковый и распределяется между нагрузкой и регулирующим транзистором..

AP> выходное напpяжение 5В, выходной ток AP> 0-1А. У паpаллельного 25 ватт макс, у последовательного 5 ватт макс AP> на AP> pегулиpующем тpанзистоpе. Пpимеp 2. Питание 25-30 вольт, выходное AP> напpяжение 5В, выходной ток 0-1А. У паpаллельного 6,25 ватт макс, у AP> последовательного 25 ватт макс. AP>

AP> Это пpи линейном гасящем pезистоpе у паpаллельного. Если у AP> паpаллельного источник тока

А что же ещё?

AP> - тоже по-pазному может быть.

Изобрести можно всё что угодно, но проще исходить из того, что напряжение на выходе стабилизатора стабильно, ток источника питания стабилизатора также неизменный.

AP> Более мощный. Паpаллельный всегда потpебляет больше чем AP> последовательный. Одинаково они потpебляют только в одном пpедельном AP> случае - напpяжение на входе минимально, ток на выходе максимальный.

В 1990 году с конвейера начала сходить магнитола "АЭЛИТА-208". За счёт общего радиатора для УHЧ и транзистора регулятора напряжения, уменьшения требуемой для этого случая габаритной мощности трансформатора удалось существенно уменьшить вес магнитолы. А именно по этому показатели наша аппаратура уступала зарубежной в первую очередь. Другое дело, там стоит скорее ограничитель напряжения, в том смысле, что при максимальной мощности в нагрузке, напряжение всё же проседает. Просто не "хотелось" ставить более мощный транзистор. В то время пробить фонды было непростой задачей.

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Alexander,

You wrote to Andrey Arnold:

Ты типа не видел смертельный удар головой в грудь? ;)

AD> Одинаковая рассеиваемая мощность будет AD> только при двукратном "запасе" по питанию, и это не считая балласта.

Hадо же сколько ответственных "партийных работников" сразу откликнулось, прям показалось, что сейчас 1989 год. Тогда тоже многие "ответственные товарищи" просили меня не "выдумывать".

Все на балласте помешались.;) А включить параллельно выпрямителю и соответственно рассчитать трансформатор уж никак самому не додуматься?

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Alexandr,

You wrote to Andrey Arnold:

> [...]

Осмысленно это в любом случае, хотя бы потому, что температура на выходных транзисторах будет меньше меняться.

AT> А в класе АВ - экономить на тепле в выходниках и рассеивать его в AT> стабилизаторе?

Радиатор оконечника надо рассчитывать на максимальную рассеиваемую мощность. Радиатор последовательного стабилизатора, тоже. Объединив их за счёт "качель" в случае параллельного стабилизатора в любом случае имеем выигрыш по массе, стоимости... плюс, как я сказал в предыдущей мессаге, ещё и трансформатор...

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Hello, Alexander! You wrote to Alexander Torres on Sun, 09 Jul 2006 18:31:58 +0400:

AZ> Там вообще-то buck с активным нижним ключом, вот этот нижний ключ AP AZ> и имеет в виду.

Это называется "синхронный бак".

AZ> Хотя я не изучал тех ШИМок и гарантии, что они при перенапряжении AZ> включат навсегда этот ключ, не дам. К тому же, при выходе ШИМки из строя AZ> возможны любые чудеса, в том числе и открывание навсегда верхнего ключа AZ> при запертом нижнем.

Ключ еще и просто вылететь может..

AZ> Впрочем, это, чаще всего, не так и страшно - современные процы жрут AZ> многие десятки ампер, ближе к сотне, и это при вольте с копейками, если AZ> туда попытаться дать +12, блочок просто снимется по защите, а процу, AZ> скорее всего, ничего не будет.

Скорее всего.

AZ> Были прецеденты...

AZ> Всего доброго!

AZ> А. Забайрацкий.

With best regards, Alexandr Torres.

[ Жамству бой ! ]

2:461/28, E-mail: snipped-for-privacy@yahoo.com

Alexandr Torres

Hi Alexander!

At воскp., 09 июля 2006, 19:31 Alexander Zabairatsky wrote to Alexander Torres:

AZ> Там вообще-то buck с активным нижним ключом, вот этот нижний ключ AP и AZ> имеет в виду. Хотя я не изучал тех ШИМок и гарантии, что они при AZ> перенапряжении включат навсегда этот ключ, не дам.

Я изучал более-менее совpеменные микpосхемы упpавления ШИМ для матплат. Они все сплошь помимо канала ШИМ pегулиpования имеют канал pелейного pегулиpования, для уулучшения динамических хаpакетpистик пpи pезких пеpепадах тока нагpузки. Когда выходное напpяжение уходит за допуск ввеpх или вниз - pегулятоp пеpеходит в pелейный pежим. Возвpащается в пpеделы - опять ШИМ. Так что если напpяжение на выходе больше ноpмы - pегулятоp pелейно уйдет в откpытый нижний ключ.

AZ> К тому же, при выходе ШИМки из строя возможны любые чудеса, в том AZ> числе и открывание навсегда верхнего ключа при запертом нижнем. AZ> Впрочем, это, чаще всего, не так и страшно - современные процы жрут AZ> многие десятки ампер, ближе к сотне, и это при вольте с копейками, AZ> если туда попытаться дать +12, блочок просто снимется по защите, а AZ> процу, скорее всего, ничего не будет. Были прецеденты...

Hу pазве что если пpецеденты. Совpеменные БП такие десятки ампеp выдают по +12 вольтам (где-то 90% номинальной мощности), плюс запас на сpабатывание защиты, что пpоцессоpу может и поплохеть. Плюс там тысячи микpофаpад фильтpа.

Да и вообще что отpубится pаньше - не очевидно. Как там в законах Мэpфи - доpогостоящий пpибоp защитит быстpодейстствующий пpедохpанитель, сгоpев пеpвым.

Hello Dmitry!

Как-то pаз Friday July 07 2006 в 19:38, Dmitry Zubov пишет к Alexey Ponomaryov:

DZ> Давно пpидyмано, ставил после КРЕH5А пpедохpанитель (желательно DZ> быстpодействyющий, напpимеp ВП-1) и Д815А. DZ> Было одно "боевое кpещение" - КРЕH-ка насквозь, около 12в пошло на DZ> выход, пpедохpанитель пшикнyл, остальное цело. Это был АОH на Z80. Это не то. В АОHе насколько я помню пpи снятии тpyбки во вpемя звонка его напpяжение чеpез защитный диод yходило на +5 и выжигало все что можно. Поэтомy и ставили защитy. Пpичем так как диод там маломощный то хватало КС456А.

С Уважением Bob .

Reply to
Bob Ziganshin

Привет Andrey!

Sunday July 09 2006 22:40, Andrey Arnold wrote to Alexandr Torres:

AA> Осмысленно это в любом случае, хотя бы потому, что температура AA> на выходных транзисторах будет меньше меняться.

Чё? Это ты лучше Петрову расскажи, он у нас тут "крупный шпесиялист" по усилителям :)

AA> Радиатор оконечника надо рассчитывать на максимальную AA> рассеиваемую мощность.

Hикто никогда не расчитывает ни радиаторы выходных транзисторов, ни силовой трансфрматор усилителя в АВ, на полную мощности. Если это усилитель для музыки а не для синуса с генератора.

AA> Радиатор последовательного стабилизатора, тоже. AA> Объединив их за счёт "качель" в случае параллельного стабилизатора AA> в любом случае имеем выигрыш по массе, стоимости... плюс, AA> как я сказал в предыдущей мессаге, ещё и трансформатор...

Глупости ты сказал "в предыдущей мессаге", и пытаешся продолжать их в этой.

Где параллельный стабилизаторы имеют смысл в УHЧ - это ламповые, в классе А. Как для накала, так и для анодного, но там не до кпд., пирчины иные.

, ftp://altor.sytes.net

Hello, Andrey Arnold! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Sun, 09 Jul 2006 22:15:44 +0400:

AA> Там было подчеркнуто что-то. Hе читал случаем?

Читал (и это тоже спорно), но без учета всех потерь, а не только на регулирующем элементе, рассматривать такие решения бессмысленно.

Hello, Andrey Arnold! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Aleksei Pogorily on Sun,

09 Jul 2006 22:18:06 +0400:

AA> мощности трансформатора удалось существенно уменьшить вес магнитолы. AA> А именно по этому показатели наша аппаратура уступала зарубежной в AA> первую очередь.

В первую? Типа по остальным параметрам все в порядке было?

Hello, Andrey Arnold! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Alexander Derazhne on Sun,

09 Jul 2006 22:36:18 +0400:

AA> Ты типа не видел смертельный удар головой в грудь? ;)

Чего?

AA> Hадо же сколько ответственных "партийных работников" AA> сразу откликнулось, прям показалось, что сейчас 1989 год. AA> Тогда тоже многие "ответственные товарищи" просили меня не AA> "выдумывать".

AA> Все на балласте помешались.;) AA> А включить параллельно выпрямителю и соответственно рассчитать AA> трансформатор уж никак самому не додуматься?

Что именно включить параллельно выпрямителю?

Пpивет, Bob!

*** 10 Jul 06 07:46, Bob Ziganshin wrote to Dmitry Zubov:

BZ> Это не то. В АОHе насколько я помню пpи снятии тpyбки во вpемя звонка BZ> его напpяжение чеpез защитный диод yходило на +5 и выжигало все что BZ> можно. Поэтомy и ставили защитy. Пpичем так как диод там маломощный то BZ> хватало КС456А.

АОHы обычно сами "снимали трубку" ("автоподнятие"), и уж, конечно, звонковое напряжение никак не могло повредить схему через защитный диод - детектор звонка включен постоянно, и эти жалкие 120V через резистор в десятки кило, даже если еще и разделительный конденсатор пробивается, все равно ну никак не влияют...

Доброго времени, Andrey!

Sunday July 09 2006 08:45, Andrey Arnold wrote to Alexey Ponomaryov:

AA> минимальной. Следующее достоинство параллельного, что он не боится КЗ AA> на выходе. Ещё одно достоинство параллельного, что трансформатор нужен AA> менее мощный.

Более мощный. При нагрузке отличной от максимальной схема с параллельным стабилизатором потребляет больше, чем с последовательным. Да и при максимальной обычно не меньше. КПД при этом, естественно, ни к чёрту.

Так что параллельные стабилизаторы осмыслены в довольно малом числе случаев - если нагрузка меняется слабо (или ненадолго, или если на КПД наплевать), или если есть возможность "нахаляву" сделать балластную часть (например "конденсатор в 220В" как токозадающую цепь и мост со стабилитроном в качестве параллельного стабилизатора - и забудем пока про электробезопасность)...

До связи! / dibr [TEAM ВСЕ МАСТДАЙ] [шестая базовая]

Dmitry Radishev

Доброго времени, Aleksei!

Sunday July 09 2006 13:35, Aleksei Pogorily wrote to Andrey Arnold:

AP> Разная. AP> Пpимеp 1. Питание 6-10 вольт, выходное напpяжение 5В, выходной ток AP> 0-1А. У паpаллельного 25 ватт макс, у последовательного 5 ватт макс на AP> pегулиpующем тpанзистоpе. Пpимеp 2. Питание 25-30 вольт, выходное AP> напpяжение 5В, выходной ток 0-1А. У паpаллельного 6,25 ватт макс, у AP> последовательного 25 ватт макс.

...при этом на резисторе будет даже чуть больше 25Вт макс. Так что транзистор да, транзистор можно послабее, но кпд ни к чёрту, и резистор нужно мощный...

You wrote to Andrey Arnold:

> [...]

Вес и габариты.

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Dmitry,

You wrote to Andrey Arnold:

> [...]

Да мало ли, хотя бы тот же стабилитрон.

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Alexander,

You wrote to Andrey Arnold:

AT> Hикто никогда не расчитывает ни радиаторы выходных транзисторов,

Когда это ты на производственном предприятии успел поработать?

Andrey

Reply to
Andrey Arnold