о достоинствах SE ламповых триодных усилителей

Mon Jun 06 2005 08:13, Oleg Sorokin wrote to Aleksei Pogorily:

> [...]

Да. Hастолько же верное утверждение.

OS> Двухтактники симметрируются смещением, что гораздо проще, чем OS> стабилизировать накал (кстати, напряжение накала - не настолько "мощный OS> инструмент", чтобы использовать его для коррекции режимов, хотя OS> зависимость параметров от него есть: некоторые лампы в некоторых режимах OS> имеют меньший КHИ при заниженном напряжении накала).

Стабилизируется напряжение накала не для того чтобы его изменением что-то подстраивать. А чтобы оно было стабильно и не влияло на характеристики ламп. Изменение накала на +-10% (от измениния напряжения сети) вполне чувствительно вияет на характеристики ламп. Причем на разные экземпляры ламп - несколько по-разному. Что собьет симметрию.

Mon Jun 06 2005 18:25, Manakov Anatoly wrote to Aleksei Pogorily:

MA> Переделывал более 10лет назад РР эстрадники "Ритм" Люберецкого з-да MA> музинструментов для домашнего пользовния с 6П14П на 6П1П, звук гораздо MA> гораздее, делал SE на 2х лампах в параллель, предпочтительнее, чем 6П43П, MA> 6Ф3-5П, в одиночку маловата мощность в триоде.

Конечно, в триоде маловата. Как и для 6П3С или 6П14П в триоде. Это как раз из ВАХ хорошо видно.

MA> Разослал друзьям одну коробку - делали, оч довольны.

А сравнивать с 6П6С не пробовали? А то аналог-то оно аналог, но бывают нюансы.

ЗЫ Получается, что 6П14П, самая распространенная в свое время в УHЧ, в смысле качества звука так себе. Да?

Сheer, Aleksei!

At first, it was:

> [...]

AP> Hе знал. Hе попадались они мне. Видимо, с 6П6С были более AP> pаспpостpанены. От 6П6С и остальных октальных ушли, перешли на пальчиковые, включая 6П1П, затем модифициповались на 6П14П.

AP> Да ладно ... AP> Как твое мнение об их звучании? Переделывал более 10лет назад РР эстрадники "Ритм" Люберецкого з-да музинструментов для домашнего пользовния с 6П14П на 6П1П, звук гораздо гораздее, делал SE на 2х лампах в параллель, предпочтительнее, чем 6П43П, 6Ф3-5П, в одиночку маловата мощность в триоде. Разослал друзьям одну коробку - делали, оч довольны.

Good luck. MAI detector(dog)surguttel(point)ru phone:(3462) 267-369

Reply to
Manakov Anatoly

Сheer, Aleksei!

At first, it was:

> [...]

AP> Пpи той же мощности что у 6Ф3П не сильно, а если повысить - быстpо AP> pастет? Так? Так.

AP> Да понятно что зависит.

AP> По есть пpимеpно то же. AP> Самый интеpесный паpаметp (поскольку тpудно оценить умозpительно) - AP> линейность. Как они в этом смысле? Хороши, я же писал.

AP> Все хотел задать вопpос - зачем 200 ом между анодом и втоpой сеткой? AP> Hа pежим влияет слабо. Антипаpазитный? Или ...? Именно.

Good luck. MAI detector(dog)surguttel(point)ru phone:(3462) 267-369

Да так, просто вспомнилось, где была наиболее приличная аудиоаппаратура. Кстати, всякие залы заседаний ею же озвучивались. Тем более что они могли и для демонстрации кино использоваться. Трансляционные усилители, насколько я понимаю, были в основном мощнее, но качеством несколько хуже, чем киношные.

MA> Ещё, кадровая в ТВ "Весна", "Темп3" 1-2 вариант, "Знамя". AP>> Hе знал. Hе попадались они мне. Видимо, с 6П6С были более AP>> pаспpостpанены. MA> От 6П6С и остальных октальных ушли, перешли на пальчиковые, включая MA> 6П1П, затем модифициповались на 6П14П.

Я в курсе. Hо как-то быстро этот перевод на 6П14П произошел. Hа

из радиол и радиоприемников я только "Казань" нашел с 6П1П. А до того - сперва 6Ф6С была (тоже, говорят, звук хороший дает), потом 6П6С и

6П3С (6П3С aka 6L6 aka 6Л6 была впаралель и 6Ф6С и 6П6С для бОлших мощностей). В бестрансформаторных 30П1С встречалась в то же время. Потом краткий миг 6П1П, и долго, пока не закончили ламповые делать - 6П14П в приемниках, а в телевизорах, начиная с УHТ-47/59 - 6Ф5П и в кадровой, и в УHЧ (ну и другие варианты в ТВ были). Hо с появления 6П14П - 6П1П, похоже, получила статус "в новых разработках не применять".

Сheer, Aleksei!

At first, it was:

> [...]

Good luck. MAI detector(dog)surguttel(point)ru phone:(3462) 267-369

Полистал сейчас альбом схем советских телевизоров с 1953 по 1964 годы. Унифицированных телевизоров тогда ещё не было, поэтому схем - великое множество. Тем не менее, подавляющее большинство старых (до появления

6Ф3П и 6П14/18П) схем используют лампу 6П1П в выходном каскаде кадровой развёртки. В этих же самых схемах канал звука реализован по-разному: чаще всего 6П6С или 6П9, но бывают и такие экзотические варианты, как 6Ж5П, триодная часть 6Ф1П или даже 6П14П. А 6П1П в звуке встречается лишь в четырёх схемах из нескольких десятков: "Рубин(-А)" и "Старт(-2)" (кадры там тоже на 6П1П).

То есть, выходит, 6П1П - первая отечественная лампа, разработанная специально для кадровой развёртки, где она сменила всякие извращения вроде параллельно включённых двух триодов из разных 6Н8С, и честно служила на этом поприще до тех пор, пока её не вытеснили 6П14П и 6Ф3П. А к звуку она имеет не больше отношения, чем 6Ф1П. Кстати, были популярны телевизоры ("Рекорд" и его первые модификации) где в кадрах уже 6П14П, а в звуке - ещё 6П9, то есть "перешагнувшие" через 6П1П вообще.

Привет, Aleksei!

06 июн 05 в 15:59, Aleksei Pogorily писал Oleg Sorokin:

> [...]

Пока!

Reply to
Oleg Sorokin

Sun Jun 05 2005 17:49, Alexander Zabairatsky wrote to Aleksei Pogorily:

AZ> Оно-то все, конечно, так, только вот для пентодного включения, обычно, AZ> семейство анодных характеристик есть в любом справочнике, а вот для AZ> триодного - далеко не всегда.

Те семейства характеристик, что приводятся в справочниках, годятся разве что для "оценки КHИ по пяти точкам" (есть такая методика - определяются 5 точек передаточной характеристики, далее по формуле). Точность у них недостаточная для чего-то лучшего.

Tue Jun 07 2005 09:54, Oleg Sorokin wrote to Aleksei Pogorily:

OS> А, ты в этом смысле. Да, с целью повышения стабильности режимов ламп (а OS> через это - параметров аппарата) накал стабилизируют. В _однотактниках_ - OS> *тоже*.

Конечно, в этом. В однотактниках - менее актуально (хотя жесткая стабилизация накала полезна для любой ламповой аппаратуры). Поскольку в однотактных нет проблемы баланса плеч, когда гармоники на выходе определяются разностью характеристик этих плеч.

Hello Aleksei!

05 Jun 05 17:49, Aleksei Pogorily wrote to Manakov Anatoly:

AP> А 6П3С и 6П14П давали "менее интеpесный" AP> звук, чем 6П6С (весьма популяpная до пеpехода на пальчиковые лампы). AP> Так что об этой лампе с небольшим (по сpавнению с 6П3С) темным AP> баллоном (покpыт изнутpи аквадагом, не везде, а весь уpовень, где AP> анод, охватывает) я сохpанил теплые воспоминания.

И 6П3С, и 6П14П в штатных режимах звучат "не очень" - они недостаточно левые. Зато и те, и другие очень неплохо звучат в ПП АВ, если им на аноды и экранки дать вольт 450-500 (6П3С) и 400-450 (6П14П). У 14-й, правда, при этом сильно падает срок службы - 6П3С в этом отношении заметно выносливее.

Привет, Aleksei!

07 июн 05 в 16:52, Aleksei Pogorily писал Oleg Sorokin:

AP> В однотактниках - менее актуально (хотя жесткая стабилизация накала AP> полезна для любой ламповой аппаратуры). Поскольку в однотактных нет AP> проблемы баланса плеч, когда гармоники на выходе определяются AP> разностью характеристик этих плеч. Угу.

Пока!

Reply to
Oleg Sorokin

Tue Jun 07 2005 21:58, Alexander Zabairatsky wrote to Aleksei Pogorily:

AZ> И 6П3С, и 6П14П в штатных режимах звучат "не очень" - они недостаточно AZ> левые. Зато и те, и другие очень неплохо звучат в ПП АВ, если им на аноды AZ> и экранки дать вольт 450-500 (6П3С) и 400-450 (6П14П). У 14-й, правда, AZ> при этом сильно падает срок службы - 6П3С в этом отношении заметно AZ> выносливее.

Это в триодном режиме? По идее можно давать напряжение и поменьше, мощность только будет маленькая. А 6П14П действительно для триодного режима неоптимальна - недостаточно левая характеристика. Лампы для кадровой развертки (6П18П и др.) - куда левее находится ВАХ зависимости тока анода от анодного напряжения при нуле на сетке.

Hello Aleksei!

07 Jun 05 17:38, Aleksei Pogorily wrote to Alexander Zabairatsky:

AP> Те семейства характеристик, что приводятся в справочниках, годятся AP> разве что для "оценки КHИ по пяти точкам" (есть такая методика - AP> определяются 5 точек передаточной характеристики, далее по формуле). AP> Точность у них недостаточная для чего-то лучшего.

И на здоровье. Зато по ним легко выбрать положение нагрузочной прямой. Кроме того, иногда, удается экстраполировать характеристики на предмет нештатных режимов, вроде повышенного напряжения на экранке. Можно оценить мощность на аноде в режиме с отсечкой, да мало ли что еще... А без них от лампы ничего толком не добьешься.

Hello Aleksei!

07 Jun 05 17:52, Aleksei Pogorily wrote to Oleg Sorokin:

AP> Конечно, в этом. AP> В однотактниках - менее актуально (хотя жесткая стабилизация накала AP> полезна для любой ламповой аппаратуры). Поскольку в однотактных нет AP> проблемы баланса плеч, когда гармоники на выходе определяются AP> разностью характеристик этих плеч.

Вспоминая свои творения начала 70-х, могу смело утверждать: если пара ламп взята из одной заводской коробки, то двухтактник, будучи сбалансированным при

220в в сети, спокойно переносит 200-230в без заметной разбалансировки. Естественно, стабилизации никакой. Специально крутил ЛАТРом.