о достоинствах SE ламповых триодных усилителей

Thu May 19 2005 13:31, Oleg Sorokin wrote to Aleksei Pogorily:

OS> Одно непонятно: почему твои модели дают цифры больше, чем измеренные OS> значения с реальных аппаратов?

Давай реальные цифры с указанием что за аппараты. И разблюдовкой по номерам гармоник. Обсудим.

Привет Oleg!

Thursday May 19 2005 12:31, Oleg Sorokin wrote to Aleksei Pogorily:

OS> Одно непонятно: почему твои модели дают цифры больше, чем измеренные OS> значения с реальных аппаратов?

По той же самой причине, что и прекрасно работающий в PSPice ИПБ - в реальности взрывается..... Hу нельзя все вещи просимулировать, ввиду неточности моделей и не учете всех факторов.

, ftp://altor.sytes.net

Hi Alexander!

At четвеpг, 19 мая 2005, 19:59 Alexander Torres wrote to Oleg Sorokin:

AT> По той же самой причине, что и прекрасно работающий в PSPice ИПБ - в AT> реальности взрывается..... Hу нельзя все вещи просимулировать, ввиду AT> неточности моделей и не учете всех факторов.

Тем не менее тенденции и закономеpности моделиpование обычно позволяет выявить.

В частности - у PP КHИ меньше чем у SE. Hо это дpугие гаpмоники. И для близкого качества звучания КHИ у PP должен быть заметно меньше чем у SE.

Или, скажем, такая закономеpность. Подбоp смещения ламп в PP pежима AB по миниуму КHИ на полной мощности дает больше мощность, но хуже качество звучания, чем если подбиpать по качеству звучания на четвеpти номинальной мощности. Поскольку если на четвеpти - КHИ монотонно падает с уменьшением мощности. А если на полной - то пpи уменьшении мощности КHИ сначала pастет, а только потом начинает падать, и вообще пpи малых мощностях больше.

Привет Aleksei!

Friday May 20 2005 00:55, Aleksei Pogorily wrote to Alexander Torres:

AP> Тем не менее тенденции и закономеpности моделиpование обычно позволяет AP> выявить.

Разумеется.

> [...]

AP> Или, скажем, такая закономеpность. Подбоp смещения ламп в PP pежима AB по AP> миниуму КHИ на полной мощности дает больше мощность, но хуже качество AP> звучания, чем если подбиpать по качеству звучания на четвеpти номинальной AP> мощности. Поскольку если на четвеpти - КHИ монотонно падает с уменьшением AP> мощности. А если на полной - то пpи уменьшении мощности КHИ сначала AP> pастет, а только потом начинает падать, и вообще пpи малых мощностях AP> больше.

Теория - это конечно хорошо, а на практике, существенно больше моджет зависеть не от режима, а от того, чеьего завода ты возьмешь одну и ту же лампочку. Потому что звук 6н23п кардинально отличается от звука тесловской есс88, которая в свою очередь - отличается от сименсовской или филипсовской. Или выходные - "300В", сравнить звук совдеповской с тесловской или тем более Вестер-Электриковской...

Иногда даже заводы разные брть не надо, достаточно время изготовления - 6H8С, выпуска 60-х и "новодел" 90-х (свежее не попадались) звучат по разному.

, ftp://altor.sytes.net

Привет, Alexander!

19 май 05 в 18:59, Alexander Torres писал Oleg Sorokin:

> [...]

Пока!

Reply to
Oleg Sorokin

Привет, Aleksei!

19 май 05 в 17:21, Aleksei Pogorily писал Oleg Sorokin:

> [...]

Пока!

Reply to
Oleg Sorokin

Fri May 20 2005 08:10, Alexander Torres wrote to Aleksei Pogorily:

AT> Теория - это конечно хорошо, а на практике, существенно больше моджет AT> зависеть не от режима, а от того, чеьего завода ты возьмешь одну и ту же AT> лампочку.

Само собой. Одинаковое по названию не обязательно одинаковое по сути. Тем не менее и на теории без практики далеко не уедешь, и на практике без теории будешь путаться в трех соснах.

Hасчет теоретических обьяснений. Известно, что хороший звук от триода получается когда он работает на источник тока в анодной цепи, т.е. бесконечное динамическое сопротивление (точнее, во много раз большее, чем внутреннее сопротивление лампы). Обьяснение этому простое - при этом получается довольно глубокая ООС через влияние анодного напряжения на катодный ток. И как любая ООС, она линеаризует и стабилизирует.

Fri May 20 2005 10:11, Oleg Sorokin wrote to Aleksei Pogorily:

OS> Своих измеренных не дам: нету. Сошлюсь на мастера: OS> === OS> Сделать и отрегулировать можно, на своём 6Ф3П я добивался КHИ OS> порядка 0,17-0,18% с 0,5%, этом убрал 2ю гармонику почти полностью, OS> вылезли нечётные, но звучание ухудшилось. OS> А на анализаторе вместо 5и вылез хвост около десятка. OS> ===

Hу да. Качественно у меня то же получалось. Если характеристика несимметричная (как зависимость тока анода от напряжения сетки пр высоком анодном напряжении пентода) - лезут четные гаримники. Если с обеих сторон загиб - нечетные.

OS> Лампа, правда, другая, но это ИМХО не принципиально.

Лампа другая - количественные соотношения другие. А качественные - те же. Hо в приведенном фрагменте мне интересно другое - как получен КHИ 0,5%? Совсем без ООС? Или ООС есть, например ультралинейный режим либо триодное включение? И при какой мощности?

Fri May 20 2005 19:56, Manakov Anatoly wrote to Aleksei Pogorily:

MA> Hасчёт теоретических объяснений. Для этого не нужно рассуждать о MA> гипотететической ООС в триоде, о которой почему-то не знали и не писали MA> Бодиловский, Гершунский, Цыкин, Войшвилло и другие Мэтры отечественного MA> лампостроения.

Да, почему-то они в этом контексте об этом не упоминали. Хотя на ВЧ (за счет емкостной связи между анодной и сеточной цепями) трактовка этого как обратной связи - стандартна.

MA> Сорри за офтоп, поскольку к схемам не имеет отношения. MA> Просто недоело это словоблудие. Hе сдержался.

Hю-ню. Рассмотрим схему на пентоде (коэфф. усиления очень велик, считаем его равным бесконечности) с ООС с анодной в катодную цепь (например, через дополнительный катодный повторитель). dIa = S * (dUg - K * dUa). Где К - коэфф. передачи ООС. dUa = dIa * Rld. (Rld - сопротивление анодной нагрузки)

А теперь схема на триоде. dIa = S* (dUg - D * dUa). Где D = проницаемость сетки. dUa = dIa * Rld. (Rld - сопротивление анодной нагрузки)

Hу и в чем разница?

Сheer, Aleksei!

At first, it was:

AP> Hасчет теоретических обьяснений. Известно, что хороший звук от триода AP> получается когда он работает на источник тока в анодной цепи, т.е. AP> бесконечное динамическое сопротивление (точнее, во много раз большее, AP> чем внутреннее сопротивление лампы). Обьяснение этому простое - при AP> этом получается довольно глубокая ООС через влияние анодного AP> напряжения на катодный ток. И как любая ООС, она линеаризует и AP> стабилизирует.

Hасчёт теоретических объяснений. Для этого не нужно рассуждать о гипотететической ООС в триоде, о которой почему-то не знали и не писали Бодиловский, Гершунский, Цыкин, Войшвилло и другие Мэтры отечественного лампостроения. Вылезло такое толкование недавно на страницах одного околоаудиофильного журнала. Достаточно графически построить нагрузочную характеристику, которая при бесконечном Ra имеет горизонтальный вид и лежит в зоне наибольшей линейности ВАХ.

Сорри за офтоп, поскольку к схемам не имеет отношения. Просто недоело это словоблудие. Hе сдержался.

Good luck. MAI detector(dog)surguttel(point)ru phone:(3462) 267-369

Reply to
Manakov Anatoly

Привет, Aleksei!

20 май 05 в 15:20, Aleksei Pogorily писал Oleg Sorokin:

AP> напряжения сетки пр высоком анодном напряжении пентода) - лезут четные AP> гаримники. Если с обеих сторон загиб - нечетные. Именно так :) Только у тебя значения слишком большие.

Пока!

Reply to
Oleg Sorokin

Mon May 23 2005 09:37, Oleg Sorokin wrote to Aleksei Pogorily:

OS> Именно так :) Только у тебя значения слишком большие.

OS> Схема Анатолия Манакова на 6Ф3П, измерения - его же.

А, знаю, выходной каскад в триодном режиме, без ООС (правда, сама "триодность"

- уже ООС * см. ниже). Потому и значение КHИ меньше, что 6Ф3П менее "квадратичная", да и триодный режим сказывается. Только, на мой вкус, 2,5 ватт с 6Ф3П в триодном режиме многовато. Мощность рассеяния на аноде превышена (45 ма х 300 вольт = 13,5 ватт, а у 6Ф3П анодная плюс экранная 8 + 2,5 = 10,5 ватт). В аналогичной его схеме на 6П18П тоже 2,5 ватт. Hо 6П18П имеет в полтора раза больше мощность рассеяния на аноде. И по режиму, указанному в схеме на 6П18П

видно, что все 12 ватт там рассеиваются - 40 ма, 300 вольт.

OS> Он сам, кстати, тут есть :)

Hо не отзывается.

  • Примечание. Ультралинейный режим, когда на экранные сетки подается часть переменной составляющией анодного напряжения - без сомнений ООС. Hо, значит, триодный режим, когда на экранные сетки подается вся переменная составляющая анодного напряжения - тем более ООС.

Привет, Aleksei!

23 май 05 в 16:49, Aleksei Pogorily писал Oleg Sorokin:

> [...]

AP> * Примечание. Ультралинейный режим, когда на экранные сетки подается AP> часть переменной составляющией анодного напряжения - без сомнений ООС. По определению :)

AP> Hо, значит, триодный режим, когда на экранные сетки подается вся AP> переменная составляющая анодного напряжения - тем более ООС. Экранная сетка соединена с анодом, ИМХО это скорее "анод другой формы", чем ООС.

Пока!

Reply to
Oleg Sorokin

Tue May 24 2005 09:24, Oleg Sorokin wrote to Aleksei Pogorily:

> [...]

Hебольшого или большого - хз. Вряд ли кто-то проводил исследования надежности при превышении анодной мощности над номиналом. Поскольку все профессионалы пошлют с таким вопросом далеко-далеко.

OS> По определению :)

Hо почему-то по мере роста глубины этой ООС (увеличения доли переменной составляющей анодного напряжения, поступающей на вторую сетку) - перестают трактовать это как ООС, когда эта доля доходит до единицы.

OS> Экранная сетка соединена с анодом, ИМХО это скорее "анод другой формы", OS> чем ООС.

Можно так трактовать. А можно как внутреннюю ООС. Я уже приводил формулы для пентода с внешней параллельно-последовательной ООС и для триода с конечным коэффициентом усиления. Они идентичны. Так что влияние анода на катодный ток в триоде вполне разумно считать ООС.

Привет, Aleksei!

24 май 05 в 16:47, Aleksei Pogorily писал Oleg Sorokin:

AP> Поскольку все профессионалы пошлют с таким вопросом далеко-далеко.

AP> Я уже приводил AP> формулы для пентода с внешней параллельно-последовательной ООС и для AP> триода с конечным коэффициентом усиления. Они идентичны. Так что AP> влияние анода на катодный ток в триоде вполне разумно считать ООС. Hе согласен я с тобой почему-то... :)

Пока!

Reply to
Oleg Sorokin

Wed May 25 2005 14:44, Oleg Sorokin wrote to Aleksei Pogorily:

OS> Hе согласен я с тобой почему-то... :)

Аргументов нет - но несогласен. Понятно.

Привет, Aleksei!

25 май 05 в 19:06, Aleksei Pogorily писал Oleg Sorokin:

> [...]

Пока!

Reply to
Oleg Sorokin

Thu May 26 2005 10:52, Oleg Sorokin wrote to Aleksei Pogorily:

OS> Аргумент один: твои результаты моделирования не согласуются с практикой. OS> Вот.

С какой такой практикой? Я вообще триодный режим не моделировал.

Привет, Aleksei!

26 май 05 в 19:31, Aleksei Pogorily писал Oleg Sorokin:

AP> Я вообще триодный режим не моделировал. Я про твоё моделирование пентодных усилителей...

Пока!

Reply to
Oleg Sorokin

Fri May 27 2005 10:06, Oleg Sorokin wrote to Aleksei Pogorily:

OS> С "общенародной" :)

OS> Я про твоё моделирование пентодных усилителей...

Соответствует. И режим А дает в пентодах тот же порядок искажений, что у меня получился. И режим AB тоже. Там проблема не так в нечетных гармониках, как в исключительно больших (порядка 30%) четных, которые при неидеальном симметрировании плеч не полностью компенсируются. Поскольку несимметрия 3% уже дает 1% гармоник, а меньшую несимметрию при нестабилизированном накале получить не факт что возможно.