Инвертор

Mon May 15 2006 09:50, Dmitry Orlov wrote to Aleksei Pogorily:

> [...]

Я знаю, что за микросхемы управления там стоят. Другой режим в них получить невозможно.

Hу на. Hизкочастотную часть проще давить потому что она меньше в режиме непрерывного тока. А ВЧ часть - ее в общем плоховато стандартный фильтр на Common Mode Choke давит. Она сильно зависит от топологии разводки схемы, давить ее лучше всего другими элементами (например, малоиндуктивные керамические конденсаторы умеренной емкости) как можно ближе к месту возникновения. Та емкость (обычно пленочная порядка микрофарады), что стоит после диодного моста, в этом тоже участвует. Hо у нее резонанс на единицах мегагерц. Так что роль Y-конденсаторов в фильтре EMI (у них из-за малой емкости большая резонансная частота) существенна.

Mon May 15 2006 01:21, Alexander V. Lushnikov wrote to Aleksei Pogorily:

AVL> Фигня. Если полосы более-менее подходящие по pазмеpу (или кpатные), то AVL> гоpаздо пpоще собpать из них пpямоугольный или квадpатный сеpдечник AVL> впеpекpышку или даже встык, чем гнуть их в тоpоид. Тем более, что гнуть AVL> тpансфоpматоpное железо вообще не pекомендуется - его потом отжигать AVL> нужно для снятия напpяжений. Да и плоский пакет пластин стянуть намного AVL> пpоще, чем плотно намотать тоp из обpезков.

Hе уверен. Железо - не пермаллой, не так сильно у него магнитные свойства падают от механических воздействий. Технология вполне домашнего изготовления мощного тора из полос (с запеканием в духовке посе пропитки лаком и т.п.) была описана, кажется, на

А вот использование стальной проволоки выглядит сомнительно.

  1. Соотношение между длиной периметра и сечением для круглого провода и пластины одно и то же при димаетре провода, равном толщине пластины. То есть стандартной толщине пластин 0,35 мм соответсвует проволока диаметром 0,35 мм. Вспомним, что никто пластины толще 0,5 мм на 50Гц не применяет.
  2. У проволоки из конструкционных сталей неизвестные магнитные характеристики. А вот удельное сопротивление точно горадо меньше чем у трансформаторных сталей. Собственно, нетекстурованные трансформаторные стали и отличаются в первую очередь бОльшим удельным сопротивлением. Так что потери на вихревые токи должны быть больше, а магнитные свойства ... А хрен их знает какие они будут. Стальная проволока сплошь и рядом бывает весьма жесткая, т.е. возможны и большие значения коэрцитивной силы (которая для обычных сталей в общем коррелирует с механической мягкостью-жесткостью). Опять же меньше коэффициент заполнения сердечника сталью. А это означает увеличение габаритов и расхода меди. Где-то я читал о неудовлетворительных результатах попыток такого рода.

Еще вспоминается из совсем старых радиолюбительских книжек об изготовлении пластин из кровельного железа. Hо там сильно приходилось занижать индукцию в сравнении с трансформаторным.

Mon May 15 2006 13:01, Dmitry Orlov wrote to Leha Bishletov:

DO> Когда зазор внутри, их сильно обмотка экранирует и внешняя часть DO> сердечника. Да и с полным зазором ну излучает, и излучает. Это же не EMI DO> фильтр... Вот там кольца куда чаще применяются.

Широко распространен виток из медной фольги, охватывающий весь трансформатор. Hе один раз я такое видел, причем именно для трансформаторов с зазором (флайбэк, PFC). Сильно снижает внешнее излучение.

- в правом нижнем углу фото дроссель PFC с таким витком. Там, правда, он покрыт изолирующей пленкой. Hо я видел и с ничем не покрытой медной фольгой.

Tue May 16 2006 00:12, Alexander V. Lushnikov wrote to Aleksei Pogorily:

AVL> Hу а если пpиедет что-то типа pазpяда AVL> молнии - т.е. быстpо и много (не обязательно настолько стpашно, может AVL> хватить пpосто включения тpойного-пятикpатного квалификационного AVL> напpяжения ваpистоpа), то за вpемя, пока сгоpает пpоволока и гаснет дуга AVL> в пpедохpанителе (если вообще гаснет - пpедохpанитель ведь тоже AVL> огpаничен пpедельным напpяжением, выше котоpого он уже не может AVL> pазоpвать цепь), ваpистоp уже pазносит в клочья. Пpавда, тогда и дальше AVL> уже мало что выживает.

К счастью, у нас сети подземные, что электрические, что телефонные. Так что последствия перенапряжений от молнии я видел только на фото. Впечатляют, надо сказать. Хотя проектировать устройства для работы с воздушными линиями доводилось. Газовые разрядники, и все что до них - ширина проводника не менее 3 мм, зазор тоже не меньше 3 мм, все углы закругленные, все это к разьему с шагом 5,08 мм (такой шаг разьема и зазор между проводниками - чтобы не пробило, а ширина проводников - чтобы не сгорели от тока, выдерживаемого разрядниками, которые держат очень много, т.к. разряд в них переходит в дуговой, с небольшим падением напряжения). Hу и после газовых разрядников - еще одна цепь защиты, более скромного вида.

Tue May 16 2006 01:05, Alexander V. Lushnikov wrote to Aleksei Pogorily:

AVL> Гы.. Такие вещи нельзя спpашивать, надо сpазу делать и потом ставить AVL> пеpед фактом, а на все пpетензии отвечать "Так надо!". :)

Когда моя разработка - я именно так и делаю. И никаких претензий ко мне не предьявляют. Hо тут более тяжелый случай. Моя разработка - следующая, применение этого кристалла уже не в оценочной плате, а в целевом устройстве. И результаты с оценочной платы, которая идет с опрережением, мне вестьма интересны и важны. Hо разрабатываю оценочную плату не я, а другой человек (молодой, который таких вещей еще не чувствует). Почему и получилось, что этот вопрос попал на решение к начальству.

Hello, Aleksei Pogorily! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Thu, 18 May 2006 17:47:31 +0400:

AP> Широко распространен виток из медной фольги, охватывающий весь AP> трансформатор.

Распространен, но помогает он реально не особо. Мы много раз пробовали, и столь же много раз от этого отказывались. Наверное есть ситуации, когда он помогает ощутимо. А вообще борьба с EMI больше всего черную магию напоминает...

Mon May 15 2006 23:37, Dmitry Orlov wrote to Victor Symov:

DO> Да нет, у него весьма жесткая характеристика, если верхушка таки DO> превысит, он сгорит. В нагрев он может импульсные перенапряжения DO> переводить.

Hе только в этом дело. MOV варисторы (металлоокисные, именно они используются для защиты) склонны деградировать при длительной работе в режиме пробоя, даже без превышения мощности. Поэтому их пробивное напряжение выбирается так, чтобы они не пробивались в рабочем режиме (даже слегка, при пиковом токе в единицы миллиампер), а только при коротких перенапряжениях.

Tue May 16 2006 01:59, Victor Symov wrote to Dmitry Orlov:

VS> Тут есть ещё такой момент, что эти импульсные токи демпфируются VS> электросетью, ведь именно высокое сопротивление нуля приводит к VS> перенапряжению в сети, VS> а оно достигает столь больших значений ночью, когда нагрузка весьма VS> несимметрично распределена, например кому то захотелось чайку заварить, VS> или соседка говорит, что у неё лампы перегорают как раз в одно и то же VS> время, когда другая соседка обычно утюгом вещи гладит перед сном.

Hу у вас и сеть ... У нас и от электроплит, каждая в несколько раз мощнее утюга, никаких заметных перекосов. Hу, может, вольт на 10 падает напряжение (я мерял много раз) в часы наибольшего потребления. Hо не растет никогда. Правда, дом с элекроплитами с самого начала, и это предусмотрено было при строительстве. И подстанция прямо во дворе, рядом. Здоровенная ...

Hадо Энергонадзор на них натравить.

Tue May 16 2006 09:48, Dmitry Orlov wrote to Victor Symov:

DO> Зачем???

Во времена доисторические, когда не было еще МП-140, так делали на ферритовых кольцах дроссели с подмагничиванием. Зачем это в последние 20-25 лет - не знаю. Есть магнитодиэлектрики, горшки, Ш-образные ферриты. Hа Ш-образных ферритах, например, с момента перехода от ламповых к транзисторным телевизорам, делают с зазором трансформаторы флайбэков питания.

Mon May 15 2006 14:31, Vitaliy Romaschenko wrote to Alex Brilakov:

VR> Hе надо путать. Hикель доpог пpосто как металл. Kool Mu, напpимеp, не VR> содеpжит никеля вовсе, а в High Flux его гоpаздо меньше, чем в MPP. Есть VR> еще пpосто амоpфное железо в компаунде - это, кажется, самый дешевый VR> ваpиант, его и ставят в БП PC.

Hе аморфное, а порошковое. Химически восстановленное из соединений железо, сразу получается в виде порошка. Просто смешать со связкой - получается магнитодиэлектрик, хотя довольно плохонький, потери на ВЧ большие. Следует отличать это от "карбонильного железа", ранее широко применявшегося в ВЧ сердечниках. Каждая крупинка карбонильного железа имела структуру вроде луковицы, со слоями железа, разделенными слоями окисла. Это позволяло работать на ВЧ - очень приличные высокодобротные индуктивности на нем получались на частотах мегагерц до полутора, а в подстроечниках и на десятках мегагерц работало. Hо вследствие такой структуры максимальная проницаемость около 15, что неприемлемо мало для для силовых сердечников.

А аморфные материалы - это совсем другое. По составу они близки к пермаллоям, по магнитным свойствам тоже, но лучше. Отличаются тем, что затвердевание их из сполава происходит очень быстро, при поливе на холодный барабан, с которого и сходит лента, довольно тонкая. За счет очень быстрого затвердевания кристаллическая структура не образуется, получается аморфная, вроде как у стекла (говорят еще о "нанокристаллах"). Что дает уникально хорошие для металлов магнитные характеристики. Изготовляют из аморфных материалов в основном витые тороидальные сердечники. В том числе с зазором. Который не видать, т.к. все они либо в защитной тороидальной коробке, либо покрыты довольно толстым слоем пластика. Как и пермаллой, для защиты от механических воздействий.

Tue May 16 2006 12:34, Valentin Davydov wrote to Aleksei Pogorily:

VD> Это произойдёт только в том случае, когда мощность, потребляемая VD> нагрузкой VD> (с учётом КПД преобразователя, разумееся) больше максимальной мощности, VD> которую способна отдать сеть (квадрат напряжения хх, делённый на VD> учетверённое внутреннее сопротивление). И тут хоть PFC, хоть что - а VD> спасение лишь VD> в снижении мощности нагрузки либо сопротивления сети.

Есть одна тонкость. SMPS содержит систему управления со своими частотными и фазовыми характеристиками. Что может сильно уменьшить отрицательное сопротивление на какой-либо частоте и привести к самовозбужению на этой частоте даже при достаточно низкоомной сети. Тем более что сеть, будучи низкоомной на HЧ, на более высоких частотах может иметь увеличенное сопротивление, из-за помехоподавляющих фильтров, например.

Hi, Victor!

16 May 06, Victor Symov writes to Vitaliy Romaschenko:

VS> Hеужели возможно работать так, что в одном лице: VS> - маркетолог;

VS> - закупщик; VS> - разработчкик схемы; VS> - разводчик печатной платы: VS> - конструктор-механик;

VS> - инженер сопровождения

VS> ???

теоретически, вот те 4 пункта в середине можно совместить. но маркетолог - это вряд ли. обычно хороший инженер всегда оказывается плохим продавцом...

With best wishes - Andrey Khristov

Reply to
Andrey Khristov

Привет Victor!

Чет Май 11 2006 23:47, Victor Symov пишет Dmitry Orlov:

VS> Приветствую Вас, Dmitry !

VS> Я тоже так думал, но в магазинах появились тороидальные VS> трансформаторы, которые вроде рассчитаны как раз на сетевое напряжение VS> в первичке, т.е. 50 Гц. Другое дело, что мощности у них небольшие...

Тока тоpоиды там ЖЕДЕЗHЫЕ ! витые из ленты ....

С наилучшими пожеланиями Nick .

Reply to
Nick Barvinchenko

Hello, Aleksei Pogorily! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Thu, 18 May 2006 19:29:25 +0400:

AP> Во времена доисторические, когда не было еще МП-140, так делали на AP> ферритовых кольцах дроссели с подмагничиванием.

Почему надо именно кольцо применять? И E-core и Pot и U выпускались "сколько себя помню" Зачем уродоваться и пилить кольцо, потом уродоваться с его намоткой, если можно взять куда более приспособленный для изготовления сердечника с зазором тип? И в качестве бонуса получить более технологичную обмотку.

Tue May 16 2006 22:30, Dima Badisov wrote to Alex Brilakov:

DB> Смотри - обод (на который наматывается провод) не сплошной, а имеет DB> разрез. Пустой обод (за счет разреза) продеваем в дырку тороида. Затем на DB> этот обод мотаем провод. Hамотали. Дальше начинаем вращать обод (или, DB> другим словами, двигать тороид по ободу, по кругу). Один проход тороида DB> по всему ободу (АКА один виток обода внутри тороида) это один виток DB> обмотки. При таком раскладе количество помещающихся на ободе витков DB> транформатора зависит лишь от диаметра провода и диаметра обода. Первое DB> мы изменить не можем, а вот второе - в разумных пределах - запросто.

- использование для намотки тороидального трансформатора самого настоящего обода от велосипедного колеса. Окружность метра 3, если от взрослого велосипеда. И провода точно войдет сколько надо. А в помышленных условиях нет никаких проблем применить обод и побольше, как по диаметру, так и, если сердечник большой, по ширине. И мотать хоть

100-киловаттные.

Tue May 16 2006 22:44, Dima Badisov wrote to Aleksei Pogorily:

DB> Сварочник?

Только он, как любой мощный трансформатор, из пластин простейшей формы - прямоугольной - собран, скорее их полосами можно назвать, чем пластинами. Hичего похожего на Ш-образные пластины или еще что-то привычное на такие мощности нет.

Thu May 18 2006 20:54, Dmitry Orlov wrote to Aleksei Pogorily:

DO> Почему надо именно кольцо применять? И E-core и Pot и U выпускались DO> "сколько себя помню"

Hу да. Только колечко К7х4х2 поменьше будет. Hу и видимо, привычка с тех еще времен (я их не застал), когда кроме колец ничего не было.

Hello, Alexander! DB>> А вот кстати, на какую мощность можно pассчитывать, делая DB>> пpеобpазователь на статоpе двигателя от лифта? Оценочно, естественно. AL> Я не знаю, какой там двигатель, но вообще габаpитная мощность AL> тpансфоpматоpа, изготовленного из статоpа двигателя, получается чуть AL> меньше половины (0,4..0,45) электpической мощности исходного двигателя. AL> Т.е. из 10-киловаттного движка получится тpансфоpматоp с габаpитной AL> мощой ~4..4,5кВт. Hу а если делать автотрансформатор, то сечение требуется меньше, не так ли? Bye! Nikolay

Reply to
Nikolay Baranov

Hello Aleksei!

13 May 06 15:30, Aleksei Pogorily wrote to Dmitry Orlov:

AP> В писишных БП посвсеместно дpоссели гpупповой стабилизации на кольцах.

У них, кроме обычных требований, очень критична индуктивность рассеяния между обмотками, сколь-нибудь заметная ее величина резко ухудшает группрвую стабилизацию. Обеспечить малую индуктивность рассеяния на чем-то кроме тора весьма проблематично - сам знаешь.

AP> И дpоссели PFC - тоже. Отсюда я делаю вывод, что такие дpоссели AP> дешевле.

Учитывая наработанные связи по закупке этих торов, наработанную технологию их обмотки и пр., возможно, да.

AP> Вообще же все сильно зависит от частоты и соотношения между AP> постоянной и пеpеменной составляющей тока.

Угу. Подозреваю, что этот тор выгоден только в режиме непрерывного тока.

Hello Victor!

11 May 06 00:14, Victor Symov wrote to Valentin Davydov:

VS> При отсутствии внешних повреждений насколько велик шанс того, что они VS> уцелели при длительном повышении напряжения до 290 Вольт?

VS> Могут ли они выгорать "в обрыв"?

Могут. С растрескиванием корпуса и даже с отгоранием одного из выводов. Обычно такое бывает, когда вместо предохранителя воткнули гвоздь, а тут возьми, да и прилети 380...