Посоветуйте ОУ для источника тока

По техническим причинам автор сообщения не может отправить сообщение сам, попросил отправить меня, так что отвечайте ему.

----- Original Message ----- From: Yuri Kopylov snipped-for-privacy@mtu-net.ru Newsgroups: fido7.ru.embedded Sent: Tuesday, October 19, 2004 11:14 PM Subject: Посоветуйте ОУ для источника тока

Привет всем!

Пробую генератор тока по стандартной схеме - однополярный ОУ с питанием +5В, на выходе транзистор, в эмиттере 0.47 Ом, в коллекторе - амперметр(будет нагрузка типа диода).

Питание транзистора 6...7В. -ОУ идет на резистор (обратная связь), на +ОУ подаю 0...5В с DAC (от нуля).

ОУ=AD8541, транзистор - биполярный составной BDX53A или MOSFET IRL3103, не важно. До токов около 1.3А все работает, а выше ОУ начинает генерить (нужен ток до 3.5А). И генерит при любом транзисторе (60-200 кГц в зависимости от резистора последовательно с базой, наличия snabber RC-цепочки и пр.).

Думаю, что дело только в ОУ и генерации при работе на емкостную нагрузку (транзистор и монтаж) - что можно взять (один в корпусе SO8), чтобы не генеририл, но input rail-to-rail ? Или как вылечить?

С уважением, Юрий Копылов snipped-for-privacy@mtu-net.ru

Reply to
Dmitry Fedorov

Greetings, Dmitry!

Посмотрел я мессагу, посланную Dmitry Fedorov к All, и решил ответить:

[skip]

DF> Думаю, что дело только в ОУ и генерации при работе на емкостную DF> нагрузку (транзистор и монтаж) - что можно взять (один в корпусе SO8), DF> чтобы не генеририл, но input rail-to-rail ? Или как вылечить?

Дело в том, что у тебя усилитель, охваченный глубокой ОС, и в петле пpисутствуют более 2-х звеньев (ФHЧ). Лечится это только коppектиpованием, независимо от того какой стоит ОУ. Лучше всего посмотpеть АЧХ pазомкнутой системы в Спайсе, там-же скоppектиpовать. Затем снять pеальную АЧХ (для системы, такой как у тебя это не сложно) и скоppектиpовать с некотоpым запасом.

ЗЫ: Есть хоpошая книжка, автоpы Титце и Шенк, названия не помню. Там подобные вещи изложены очень доходчиво.

C наилучшими пожеланиями Ilja aka ИЛ-2 (ilja_vlaskin$mail.ru)

... Сижу, никого не трогаю, примус починяю :)

Reply to
Ilja Vlaskin

Sorry - Попытка настроиться

Reply to
Yuri Kopylov

Добрый день! Через news.sovintel.ru заработало, а news.mtu.ru посылать запрещает!

запасом.

Где ФНЧ-звенья? Первое - выходной импеданс ОУ и емкость его нагрузки (до

1000 рF в случае MOSFET, допустим). А второе звено? Ну а как скорректировать-то практически, если экспериментально? Емкость с выхода ОУ на инверитрующий вход? Или пробовать последовательную RC - цепочку параллельно R или нагрузке? Мне нужно сорвать генерацию, не очень заботясь о частотных свойствах. Надеюсь, изображенная ниже схема читаема.

Кстати, ни резистор последовательно с выходом ОУ, ни буферный каскад (KT315+KT361) на раскачку силового транзистора не помогают. Ситуация не меняется. Это наводит на мысль, что дело действительно не в емкостной нагрузке ОУ. И стабильно генерация начинается при токах коллектора около 1.3А. Причем управляющий сигнал меняю вообще статически (вручную). В рабочем режиме он будет меняться не чаще 30 раз в секунду. Так что частотные свойства этого генератора тока меня особенно не волнуют. Уровень выходного тока, при котором начинается генерация, меняется в зависимости от нагрузки - если убрать амперметр и просто закоротить коллектор на питание, то генерация начинается при значительно больших токах. И почему (качественно) схема начинает генерить в статическом режиме при больших токах только? Казалось бы, какя разница, какой ток течет через транзистор?

+7V | | Ampermeter (load типа диода = TEC) | | Vcc=+5V \ c /------------- + \ / ||---------------------- V=0...5V от DAC npn |------------------/ OP AMP | e/ \ 0-----| / \ | | | \--------------| | | -----------------------------------------| R=0.47 Оhm | GND

WBR Юрий Копылов snipped-for-privacy@mtu-net.ru

Reply to
Yuri Kopylov

Hello, Yuri! You wrote to Ilja Vlaskin on Fri, 22 Oct 2004 12:46:22 +0000 (UTC):

YK> Уровень выходного тока, при котором начинается генерация, меняется в YK> зависимости от нагрузки - если убрать амперметр и просто закоротить YK> коллектор на питание, то генерация начинается при значительно YK> больших токах.

1) Каково сопротивление амперметра - вкупе с проводами? 2) Каково максимальное выходное напряжение ОУ? 3) Как разведена земля - не только на показаном кусочке схемы, но и на источнике входного напряжения?

Alexander,Derazhne@adic,kiev,ua (replace commas with dots) Alexander Derazhne

Reply to
Alexander Derazhne

Thu Oct 21 2004 18:35, Dmitry Fedorov wrote to All:

DF> ----- Original Message ----- DF> From: Yuri Kopylov snipped-for-privacy@mtu-net.ru DF> Newsgroups: fido7.ru.embedded DF> Sent: Tuesday, October 19, 2004 11:14 PM DF> Subject: Посоветуйте ОУ для источника тока

DF> Думаю, что дело только в ОУ и генерации при работе на емкостную DF> нагрузку (транзистор и монтаж) - что можно взять (один в корпусе SO8), DF> чтобы не генеририл, но input rail-to-rail ? Или как вылечить?

Далеко не _только_ в ОУ и его _емкостной_ нагрузке. Неплохо поковырять еще и на предмет _индуктивной_ составляющей в сильноточной цепи - суть-то эффекта ведь та же и это доп.звено ФНЧ. Кстати, если амперметр именно классический (магнитоэлектрический), да если еще и головка не на 100 мкА а хотя бы на 100 мА - то тем более. Или шунт у него проволочный - тоже катушка. Ну и неудачно разложенные провода к амперметру - тоже индуктивность (см. ответ А.Деражне). Правда частота выглядит не очень характерной для таких "индуктивных" проблем (точнее, для _парзитно_-индуктивны). Но частота в этом случае - лишь индикатор выполнения условия самовозбуждения. Кстати, если все ухищрения (RC цепочки в схеме) только меняют частоту, но не сам факт генерации - то это таки именно оно: изменяем частоты полюсов (ну и, возможно, их количество) -> изменяем ход ФЧХ -> изменяем частоту, на которой выполняется фазовое условие.

А почему вылазит только на больших токах? Имхо, проявляется нелинейность силового элемента - зависимость крутизны от тока стока/коллектора.

PS: И это все без упоминания банальных наводок от сильноточной цепи.

PPS: Нагрузка-то небось светодиод (вряд ли лазер)?

Reply to
Vladimir Klochko

Dmitry, ты ещё здесь сидишь?

Четверг Октябрь 21 2004 18:35, Dmitry Fedorov wrote to All:

DF> Пробую генератор тока по стандартной схеме - однополярный ОУ DF> с питанием +5В, на выходе транзистор, в эмиттере 0.47 Ом, DF> в коллекторе - амперметр(будет нагрузка типа диода). DF> Питание транзистора 6...7В. -ОУ идет на резистор (обратная связь), DF> на +ОУ подаю 0...5В с DAC (от нуля). DF> ОУ=AD8541, транзистор - биполярный составной BDX53A или MOSFET DF> IRL3103, не важно. DF> До токов около 1.3А все работает, а выше ОУ начинает генерить DF> (нужен ток до 3.5А). И генерит при любом транзисторе (60-200 кГц DF> в зависимости от резистора последовательно с базой, наличия DF> snabber RC-цепочки и пр.).

Добавился каскад усиления, фаза набежала. Для устранения возбуждения усиление по петле ОС на частоте, соответствующей фазовому сдвигу 180°, должно быть _меньше_ единицы. Реализуется корректирующей RC-цепочкой. Достаточно типичное решение - добавить конденсатор от сотен пикофарад до сотен нанофарад между выходом и инвертирующим входом ОУ. Увеличивать номинал до устранения возбуждения, увеличить полученное значение на 50-100%, для пущей гарантии. Расплатой за устойчивость будет увеличение времени установления заданного тока на выходе...

Георгий

Reply to
George Shepelev

Hello, Vladimir! You wrote to Yuri Kopylov on Fri, 22 Oct 2004 16:42:44 +0000 (UTC):

VK> Ну и неудачно разложенные провода к амперметру - тоже индуктивность VK> (см. ответ А.Деражне).

Я не это имел в виду!! При таких токах падение на нём и проводах _может_ снизить коллекторное до насыщения - базовое-то "навстречу" растёт. А вот резистор 0.47Ом вполне _может_ оказаться проволочным... В зависимости от разводки земли падение на монтаже _может_ оказаться приложенным к питанию и/или прямому входу (через источник опорного) ОУ. Падение на резисторе + на монтаже + два перехода - а этот ОУ вытянет столько под нагрузкой?

Сплошное сослагательное наклонение...

Alexander Derazhne

Reply to
Alexander Derazhne

Greetings, Yuri!

Посмотрел я мессагу, посланную Yuri Kopylov к Ilja Vlaskin, и решил ответить:

Ответ ушел на Email

C наилучшими пожеланиями Ilja aka ИЛ-2 (ilja_vlaskin$mail.ru)

... Я боятся отвык голубого клинка и стрелы с тетивы за четыре шага

Reply to
Ilja Vlaskin

DF> From: Yuri Kopylov snipped-for-privacy@mtu-net.ru DF> Newsgroups: fido7.ru.embedded DF> Sent: Tuesday, October 19, 2004 11:14 PM DF> Пробую генератор тока по стандартной схеме - однополярный ОУ DF> с питанием +5В, на выходе транзистор, в эмиттере 0.47 Ом, DF> в коллекторе - амперметр(будет нагрузка типа диода). DF> -ОУ идет на резистор (обратная связь),

"Стандартная схема" хороша только для изучения принципа работы генератора тока. В реальном устройстве надо добавить:

-- Резистор между выходом ОУ и базой (или затвором) выходного транзистора. Многие ОУ плохо работают на емкостную нагрузку (затвор полевика), резистор порядка 100 Ом добавит стабильности. В случае же биполярного транзистора резистор (порядка 1к) беспеспечит работу выходного каскада ОУ на линейную нагрузку; если нет этого резюка, то нагрузка на выходе ОУ примерно такая же, как если бы ему на выход включили диод. Динамическое сопротивление этой нагрузки уменьшается при увеличении выходного тока транзистора.

-- Резистор порядка 1к между эмиттером/истоком выходного транзистора и "-" входом ОУ.

-- Конденсатор не менее 100 пФ между выходом ОУ и его "-" входом. Без упомянутых выше резисторов такой кондер поможет как мертвому припарки.

Пока, Алексей

Reply to
Alex Kouznetsov

Sat, 23 Oct 2004 05:51:23 +0000 (UTC) Alex Kouznetsov wrote to Yuri Kopylov:

[...]

AK> В случае же биполярного транзистора резистор (порядка 1к) беспеспечит AK> работу выходного каскада ОУ на линейную нагрузку; если нет этого резюка, то AK> нагрузка на выходе ОУ примерно такая же, как если бы ему на выход включили AK> диод. Динамическое сопротивление этой нагрузки уменьшается при увеличении AK> выходного тока транзистора.

Это еще почему? У него что - бета падает от тока? Ведь он (транзистор) в линейном режиме.

Reply to
Harry Zhurov

Sat Oct 23 2004 10:08, Harry Zhurov wrote to Alex Kouznetsov:

HZ> Это еще почему? У него что - бета падает от тока? Ведь он HZ> (транзистор) в линейном режиме.

Rэ = Фт/Iэ, где Фт = тепловой потенциал, равный 26 мВ при комнатной

Пока, Алексей

Reply to
Alex Kouznetsov

Sat, 23 Oct 2004 07:05:45 +0000 (UTC) Alex Kouznetsov wrote to Harry Zhurov:

AK> Rэ = Фт/Iэ, где Фт = тепловой потенциал, равный 26 мВ при комнатной

Пардон, а в эмиттере (снаружи) резистора нету, что-ли? Там, помнится 0.47 Ома было. При бете 750 (это минимальное значение для BDX53A) вносимое этим резистором входное сопротивление будет >350 Ом. Реально должно быть значительно больше, т.к. типовое значение беты обычно заметно (где-то от полутора раз примерно) больше минимального значения. Для этого транзистора, судя по графику типовой зависимости h21 от тока коллектора, оно равно (на токе 3А) 5000. Но даже в худшем случае эта составляющая значительна. Прикинуть rэ (которую ты привел) для составного транзистора так просто не знаю как - там ведь реально их два, у каждого свое. У оконечного будет эта составляющая вообще мелкие доли Ом, у входного - где-то на уровне единиц Ом - может десяток-другой. Порядок, в общем, где-то такой. Т.ч. их суммарное сопротивление по сравнению с вносимым пренебрежимо мало, а входное сопротивление определяется внешним токозадающим и бетой. Бета, конечно, плавает от тока и от температуры, но никакой диодной зависимости там быть не должно.

Reply to
Harry Zhurov

Sat Oct 23 2004 13:27, Harry Zhurov wrote to Alex Kouznetsov:

HZ> Пардон, а в эмиттере (снаружи) резистора нету, что-ли? Там, помнится HZ> 0.47 Ома было. При бете 750 (это минимальное значение для BDX53A) HZ> вносимое этим резистором входное сопротивление будет >350 Ом. Реально HZ> должно быть значительно больше, т.к. типовое значение беты обычно заметно HZ> (где-то от полутора раз примерно) больше минимального значения. Для этого HZ> транзистора, судя по графику типовой зависимости h21 от тока коллектора, HZ> оно равно (на токе 3А) 5000. Hо даже в худшем случае эта составляющая HZ> значительна. Прикинуть rэ (которую ты привел) для составного транзистора HZ> так просто не знаю как - там ведь реально их два, у каждого свое.

Для простоты замени его "идеальным" обычным - с таким же коэфф. усиления, как у составного

HZ> У оконечного будет эта составляющая вообще мелкие доли Ом, у входного - HZ> где-то на уровне единиц Ом - может десяток-другой. Порядок, в общем, HZ> где-то такой. Т.ч. их суммарное сопротивление по сравнению с вносимым HZ> пренебрежимо мало, а входное сопротивление определяется внешним HZ> токозадающим и бетой. Бета, конечно, плавает от тока и от температуры, но HZ> никакой диодной зависимости там быть не должно.

При Iэ = 10 мА динамическое сопротивление эмиттера 2.6 Ом, на этм фоне сопротивление 0.47 Ом в цепи эмиттера сравнительно мало. В сумме будет 3.07 Ом, если принять h21=1000 то входное сопротивление каскада примерно 3 кОм. При токе 1А динамическое сопротивление эмиттера 0.026 Ом, в сумме с 0.47 это даст примерно 0.5 Ом. Входное сопротивление каскада упало до 500 Ом. Будешь продолжать считать его линейным? Даже без учета нелинейной зависимости усиления от тока и модуляции сопротивления базы... Резюк 0.47 Ом в эмиттере не позволит падать входному ниже какой-то границы, не более.

Пока, Алексей

Reply to
Alex Kouznetsov

Yuri, ты ещё здесь сидишь?

Пятница Октябрь 22 2004 16:46, Yuri Kopylov wrote to Ilja Vlaskin:

Hет. Hо вот как бы я сделал подобную схему:

  • U оу + ┌─────────┬─────┬── + U нагрузки 1000 мк─┴─ ─┴─ │ │ ─┬─ 0,1 ─┬─ │ ├─────┐ │ │ │ ─┴─ 0,1 ─┴─ ─┴─ нагрузка │ ─┬─ │\ │ │ │ упр. ────┤ \ ─┴─ 100 * │ │ \ ┌────┐ ├─┘ │ >───────┬────┤ ├─────┘ ├─┐ ┌──o / │ └────┘ │ │ │ / │ │ │ │/ │ │ │ │ ─┴─ ││ │ │ ├───────────┤├───┘ │ │ ││ │ │ 1н * 2к2 │ │ ┌────┐ │ └─────────────────────┤ ├─────────┤ └────┘ ┌┴┐ │ │ │ │ 0,47 └┬┘ │ ─┴─

При аккуратном монтаже должно работать без проблем. Кстати, обращаю внимание, в этой схеме сигнал обратной связи на инвертирующем входе _всегда_ будет оставаться ниже напряжения питания ОУ (падение на ЗИ или БЭ). Поэтому сигнал с DAC следует ослабить делителем, или поднять +Uоу выше максимального напряжения с DAC (первый вариант проще)...

Георгий

Reply to
George Shepelev

> [...]

YK> не меняется. Это наводит на мысль, что дело действительно не в YK> емкостной нагрузке ОУ. И стабильно генерация начинается при токах YK> коллектора около 1.3А. Причем управляющий сигнал меняю вообще YK> статически (вручную). В рабочем режиме он будет меняться не чаще 30 YK> раз в секунду. Так что частотные свойства этого генератора тока YK> меня особенно не волнуют. Уровень выходного тока, при котором YK> начинается генерация, меняется в зависимости от нагрузки - если убрать YK> амперметр и просто закоротить коллектор на питание, то генерация YK> начинается при значительно больших токах. И почему (качественно) схема YK> начинает генерить в статическом режиме при больших токах только? YK> Казалось бы, какя разница, какой ток течет через транзистор?

Почитай в книжках по радиоэлектронике про мягкий и жёсткий режим самовозбуждения генератора и про нелинейность реальных радиодеталей.

Георгий

Reply to
George Shepelev

> [...]

HZ> Пардон, а в эмиттере (снаружи) резистора нету, что-ли? Там, помнится HZ> 0.47 Ома было. При бете 750 (это минимальное значение для BDX53A) HZ> вносимое этим резистором входное сопротивление будет >350 Ом.

Вдогонку, забыл упомянуть. Ты считаешь на DC, а с повышением частоты усиление резко падает, особенно у составного. Соответственно, входное у него тоже резко падает, и ОУ имеет полное право возбудиться. Резюк надо врезать между выходом ОУ и базой чтобы ОУ не свистел.

Пока, Алексей

Reply to
Alex Kouznetsov

Привет Alex!

Saturday October 23 2004 09:51, Alex Kouznetsov wrote to Yuri Kopylov:

AK> "Стандартная схема" хороша только для изучения принципа работы генератора AK> тока. В реальном устройстве надо добавить: AK> -- Резистор между выходом ОУ и базой (или затвором) выходного транзистора. AK> Многие ОУ плохо работают на емкостную нагрузку (затвор полевика), резистор AK> порядка 100 Ом добавит стабильности.

Hе так давно в "схемах", один умник больше месяца доказывал что полевику резистор в гейте не нужен.... Он считал что если у полевика, например в стабилизаторе, на сорсе и дрейне стоят конденсаторы, то все будет тип-топ.

Так и не убедили....

, ftp://altor.sytes.net

Sat, 23 Oct 2004 11:28:23 +0000 (UTC) Alex Kouznetsov wrote to Harry Zhurov:

[...]

AK> Вдогонку, забыл упомянуть. Ты считаешь на DC, а с повышением частоты AK> усиление резко падает, особенно у составного. Соответственно, входное у AK> него тоже резко падает, и ОУ имеет полное право возбудиться.

Про возбуд я, заметь, ничего не говорил. Я лишь только о "диодном" поведении транзистора.

AK> Резюк надо врезать между выходом ОУ и базой

Этим ты ОУ, конечно, разгрузишь. Но в целом динамика контура не улучшится, а только ухудшится. Т.е. полоса уменьшится и фаза еще больше съедет. Вопрос только - насколько. Усиление (общее, петлевое) надо давить за пределами полосы, другого кардинального пути не вижу.

AK> чтобы ОУ не свистел.

Фиг его знает. Может поможет, а может и нет. Конкретно смотреть надо. Вон на спайсе смоделировал, ничего не свистит. Возможно, причина как раз в том, о чем тут уже говорили - паразитные реактивности в рабочей и измерительных цепях. Пока полной картины не видно, гадать смысла нет.

Reply to
Harry Zhurov

Sat, 23 Oct 2004 10:02:14 +0000 (UTC) Alex Kouznetsov wrote to Harry Zhurov:

[...]

AK> При Iэ = 10 мА динамическое сопротивление эмиттера 2.6 Ом, на этм фоне AK> сопротивление 0.47 Ом в цепи эмиттера сравнительно мало. В сумме будет 3.07 AK> Ом, если принять h21=1000 то входное сопротивление каскада примерно 3 кОм. AK> При токе 1А динамическое сопротивление эмиттера 0.026 Ом, в сумме с 0.47 AK> это даст примерно 0.5 Ом. Входное сопротивление каскада упало до 500 Ом. AK> Будешь продолжать считать его линейным?

Не буду. :) Я и не говорил, что он линейный, нелинейность есть всегда, это понятно. Вопрос лишь в степени той нелинейности. Зависит она от глубины ОС. В данном случае глубина мала, нелинейность заметна. Но это не диод, согласись?! Там нелинейность, возможно, в большей степени берется от нелинейности беты (от тока).

Вот кабы ему коллектор оторвать, то это было бы совсем другое дело. А так входное сопротивление, как ты просчитал, меняется в диапазоне от 500 до 3000 ом при изменении тока нагрузки почти во всем диапазоне. Т.е. сопротивление меняется в 5 раз при изменении тока в 100 раз - не так уж и криволинейно. :) Диапазон сопротивлений вполне приемлемый для ОУ. И еще неизвестно, нужен ли весь диапазон.

Кстати, моделирование в спайсе показывает, к примеру, при токе эмиттера в

20 мА сопротивление со стороны базы в 5.8 кОм, при токе в 3 А, сопротивление - 4.5 кОма. Т.е. ток меняется в 150 раз, а сопротивление только лишь в 1.3 раза. Более того, при токе эмиттера 1 А, сопротивление равно 6 кОм. :) Потом правда начинает падать - бета, по ходу, уменьшается при увеличении тока. Это, кстати, неплохо согласуется с графиком зависимости беты от тока эмиттера, приведенном в даташите. Вот такие нелинейности. Совсем не диодные. Т.ч. не очень этот дарлингтон похож на идеальный БТ.

AK> Даже без учета нелинейной зависимости усиления от тока и модуляции AK> сопротивления базы...

Это копейки. Эдак еще эффект Эрли надо не забыть. И эффект Миллера. Только они тут вряд ли влияют.

AK> Резюк 0.47 Ом в эмиттере не позволит падать входному ниже какой-то границы, AK> не более.

Не только. Он очень спрямляет "диодную" экспоненту. В общем, я понял, что ты имел в виду, вопросов больше не имею.

Reply to
Harry Zhurov