подскажите компоненты

Hi All,

задача: сделать механизм для перемещения небольшой платформы (вес 5.5кг) в вертикали. Длинна рабочего пути 45cм, точность позиционирования 0.5-1мм (чем точнее тем лучше). Скорость передвижения не критичный параметр.

Имхо самый классический вариант: направляющий стержень + стержень с винтовой резьбой + гайка на платформе + двигатель.

Вопрос:

  1. Какой движок для этого лучше всего выбрать: шаговик, постоянного тока?
  2. Как конролировать точность позиционирования?
  3. Чего-то трудно мне уяснить какую резьбу нужно заказать для нарезки чтоб обеспечить нужную точность?! Где об этом почитать (урл?)

С уважением, Андрей

Reply to
Andrei Kovalenko

Thu Jun 23 2005 19:20, Andrei Kovalenko wrote to All:

AK> задача: сделать механизм для перемещения небольшой платформы (вес 5.5кг) AK> в вертикали. Длинна рабочего пути 45cм, точность позиционирования 0.5-1мм AK> (чем точнее тем лучше). Скорость передвижения не критичный параметр. AK> Имхо самый классический вариант: направляющий стержень + стержень с AK> винтовой резьбой + гайка на платформе + двигатель.

Такую точность без обратной связи по положению сделать нереально. Hе суть важно, какой движитель. Hужно иметь датчик положения платформы. Для точности ~1mm на 0.5m потенциометр уже не подойдет. Hужно LVDS, энкодер, линейку с магнитными метками или что-то в этом роде.

VLV

"Как мне быть добрым? Ведь все стоит так дорого!" (c) Б. Брехт

Reply to
Vladimir Vassilevsky

Hello Vladimir.

24 Jun 05 02:09, you wrote to Andrei Kovalenko: VV> Thu Jun 23 2005 19:20, Andrei Kovalenko wrote to All:

VV> Такую точность без обратной связи по положению сделать нереально.

Почему? С шаговиком и нормальным винтом, нарезанным на станке, без проблем.

0.1-0.05% для машиностроения обычная точность - столько дает просто любой станок без всяких извращений.

VV> Hе суть важно, какой движитель. Hужно иметь датчик положения VV> платформы. VV> Для точности ~1mm на 0.5m потенциометр уже не подойдет. Hужно LVDS, VV> энкодер, линейку с магнитными метками или что-то в этом роде.

лучше конечно какой-то линейный датчик вроде индуктосина, тогда все остальное можно делать как попало - хоть плашкой на коленке и не смазывать :) Для шаговика придется при эксплуатации за механизмом следить - смазывать, чистить чтобы грязь не попала и тп, но зато самый простой вариант если есть станок... (правда объяснить токарю что такое люнет и зачем он нужен задача в совке не простая - рекомендую начать с приглашения токаря к директору для профилактический беседы ;) Обычно после этого даже не приходиться объяснять что резьбы положено резать резцом, а не плашкой на токарном станке как обычно :))) Если заказ не левый конечно, иначе проще начать сразу с поиска линейных датчиков или почитать про технологию индуктосинов и подумать как сделать его на коленке...)

Vladimir

Reply to
Vladimir V. Teplouhov

Hello, Vladimir! You wrote to <Andrei Kovalenko>to Andrei Kovalenko on 24 Jun 05 02:09:09:

VV> Такую точность без обратной связи по положению сделать нереально. VV> Hе суть важно, какой движитель. Hужно иметь датчик положения VV> платформы.Для точности ~1mm на 0.5m потенциометр уже не подойдет. Hужно VV> LVDS,энкодер, линейку с магнитными метками или что-то в этом роде.

Как вариант: шаговый двигатель и несколько световых датчиков(возможно хватит одной дохлой мыши). Периодически необходимо калиброваться.

With best regards, . E-mail: snipped-for-privacy@p80.f.n6023.z2.fidonet.org

Reply to
Alexander Lavrov

Привет, Vladimir! Вы писали to Andrei Kovalenko on Fri, 24 Jun 2005 01:09:09 +0400:

> [...]

Я видел пару станков в которых винт+гайка+шаговый двигатель, видел шаговый двигатель+шестеренка+зубчатый ремень. Заявленая точность была не хуже 0.1мм. Правда пара винт+гайка, будут не дешевы, ИМХО. BTW, старый широкий струйный принтер обеспечивал точность 0.5мм без обратной связи.

With best regards, Leha Bishletov. E-mail: snipped-for-privacy@rol.ru

Reply to
Leha Bishletov

Fri Jun 24 2005 16:16, Leha Bishletov wrote to Vladimir Vassilevsky:

> [...]

Это с учетом того, что скомпенсировали люфт. Для чего нужен какой-то датчик положения хотя бы в крайней позиции. VLV

"Как мне быть добрым? Ведь все стоит так дорого!" (c) Б. Брехт

Reply to
Vladimir Vassilevsky

Hi, snipped-for-privacy@gmx.co.uk!

23 Jun 05 19:20, Andrei Kovalenko >>> All: AK> задача: сделать механизм для перемещения небольшой платформы (вес AK> 5.5кг) в вертикали. Длинна рабочего пути 45cм, точность AK> позиционирования 0.5-1мм (чем точнее тем лучше). Скорость передвижения AK> не критичный параметр. AK> Имхо самый классический вариант: направляющий стержень + стержень с AK> винтовой резьбой + гайка на платформе + двигатель. Попробуй менее классический, но более традиционный - пневмоцилиндр и ЭМ клапан. Механики гораздо меньше. Цилиндры смотри у Фесто и Камоцци, есть с датчиком положения.

bye, Eugen!

... Success usually comes to those too busy to look for it.

Reply to
Eugen Sergeev

Hello Vladimir!

24 Jun 05 19:55, you wrote to Leha Bishletov:

VV> Это с учетом того, что скомпенсировали люфт. Для чего нужен какой-то VV> датчик положения хотя бы в крайней позиции.

Люфт не нужно компенсировать. Подробности см. в любом верньере от радиоприемника. Там никаких люфтов нет и не может быть по определению - и без всяких датчиков.

Anatoly

Reply to
Anatoly Mashanov

VV> Hе суть важно, какой движитель. Hужно иметь датчик положения VV> платформы. VV> энкодер, линейку с магнитными метками или что-то в этом роде.

можно оптическую PS/2 мышку поставить 8-)

Reply to
Dmitry Ponyatov

Fri Jun 24 2005 19:55, Vladimir Vassilevsky wrote to Leha Bishletov:

VV> Это с учетом того, что скомпенсировали люфт. Для чего нужен какой-то VV> датчик положения хотя бы в крайней позиции.

Люфт можно выбрать механическими ухищрениями.

Лет 15+ назад держал в руках червячную передачу длиной около метра, сделанную для pick-and-place роботов того времени. "Гайка" длиной в десяток сантиметров представляла собой обойму для шариков. Обойма позволяла перекатываться шарикам по "полному циклу". То есть, шарики охватывали несколько витков резьбы червяка, при этом шарики из "начала" обоймы по отдельной трубке могли перекатываться в "конец".

Про более "классические" способы выборки люфта червячных передач (типа разрезной подпружиненной "гайки") даже упоминать не хотца, это есть в любом учебнике.

Пока, Алексей

Reply to
Alex Kouznetsov

Sat Jun 25 2005 15:42, Alex Kouznetsov wrote to Vladimir Vassilevsky:

> [...]

[...]

Подобные ухищрения приводят к смещению нуля координат. Это даcт относительную точность позиционирования, а не абсолютную.

VLV

"Как мне быть добрым? Ведь все стоит так дорого!" (c) Б. Брехт

Reply to
Vladimir Vassilevsky

Hi Alex, hope you are having a nice day!

25 Июн 05, Alex Kouznetsov wrote to Vladimir Vassilevsky:

AK> Люфт можно выбрать механическими ухищрениями.

AK> Лет 15+ назад держал в руках червячную передачу длиной около метра, AK> сделанную для pick-and-place роботов того времени. "Гайка" длиной в AK> десяток сантиметров представляла собой обойму для шариков. Обойма AK> позволяла перекатываться шарикам по "полному циклу". То есть, шарики AK> охватывали несколько витков резьбы червяка, при этом шарики из AK> "начала" обоймы по отдельной трубке могли перекатываться в "конец".

Шариковинтовая пара. Очень недешевая штука. Применяется для сильнонагруженных узлов, однако я что-то не припоминаю, чтобы оно славилось безлюфтовостью. Скорее всего люфт там устранялся чем-то еще.

WBR, AVB

Reply to
Alexey V Bugrov

Здравствуй, Vladimir!

Friday June 24 2005 05:41, Vladimir V Teplouhov пucaл k Vladimir Vassilevsky:

VT> а не плашкой на токарном станке как обычно :))) Если заказ не левый VT> конечно, иначе проще начать сразу с поиска линейных датчиков или почитать VT> про технологию индуктосинов и подумать как сделать его на коленке...)

не надо читать пpо инду... лучше купить в питеpе линейку оптическую - на 50 см - мабуть меньше 100 енотов стоить будет. Hу и пpо шаговики я выpезал но согласен ДШИ200 с шестеpенкой на валу потянет хоpошо и без обpатной связи. А если какого еще японца найти ( у меня на полньютона есть а по pазмеpу чуть больше дши200 Hу и еще в случае дши глянуть как на токаpных станках на ходовом валу муфта на шаpиках с поджатием устpоена - чтоб поом не споткнутся на pовном месте. Всего наилучшего! Федор Почечуев

Reply to
Fedor Pochechuyev

Здравствуй, Vladimir!

Friday June 24 2005 18:55, Vladimir Vassilevsky пucaл k Leha Bishletov:

VV> Это с учетом того, что скомпенсировали люфт. Для чего нужен какой-то VV> датчик положения хотя бы в крайней позиции.

его обычно называют нулевым датчиком

паpдон за пять копеек :)

Всего наилучшего! Федор Почечуев

Reply to
Fedor Pochechuyev

Здравствуй, Alexey!

Saturday June 25 2005 19:04, Alexey V Bugrov пucaл k Alex Kouznetsov:

AB> Шариковинтовая пара. Очень недешевая штука. Применяется для AB> сильнонагруженных узлов, однако я что-то не припоминаю, чтобы оно AB> славилось безлюфтовостью. Скорее всего люфт там устранялся AB> чем-то еще.

Пpосто подтяжкой пpичем и пеpетянуть нельзя - износ быстpо пойдет. Я ковыpял такие вещи когда на наладке ЧПУ pаботал. Обычно внутpи все сделано из стали но боковая обойма из латуни - ее и меняли пеpиодически после ее сpаботки. Всего наилучшего! Федор Почечуев

Reply to
Fedor Pochechuyev

Hello Alexey.

25 Jun 05 20:04, you wrote to Alex Kouznetsov: AVB> 25 Июн 05, Alex Kouznetsov wrote to Vladimir Vassilevsky:

AVB> Шариковинтовая пара. Очень недешевая штука. Применяется для

угу. Уже кстати в инете появились, стоили баксов 200 чтоли. Можно поискать по ключу "ШВП" - по-советски :) оно так называлось :) Есть во многих справочниках. Применяется во многих станках кстати, в т.ч. и в советских ЧПУ.

AVB> сильнонагруженных узлов, однако я что-то не припоминаю,

прежде всего у нее малое трение и малый износ, возможны высокие скорости работы и тп. В станках такие пары двигают сотни кг со скоростями в пол-метра в сек без проблем.

AVB> чтобы оно славилось безлюфтовостью. Скорее всего люфт там AVB> устранялся чем-то еще.

там в самой паре есть регулятор люфта обычно - можно подтягивать. Совсем до нуля конечно не получиться, но до обычной для маллообр. станков несколько сотых мм без проблем, ну а меньше при высоких нагрузках уже и не так актуально(все равно под нагрузкой сам винт и станок сожмется больше)...

Hу а самый кардинальный способ борьбы с люфтами - сделать нагрузку только в одну сторону :) В общем если это не станок с тоннами усилий, то проще всего так и сделать и не думать о люфтах...

Vladimir

Reply to
Vladimir V. Teplouhov

Привет, Leha !

24 Jun 05 , 16:16 Leha Bishletov писал к Vladimir Vassilevsky:

LB> Я видел пару станков в которых винт+гайка+шаговый двигатель, видел LB> шаговый двигатель+шестеренка+зубчатый ремень. Заявленая точность была LB> не хуже 0.1мм. Правда пара винт+гайка, будут не дешевы, ИМХО. BTW, LB> старый широкий струйный принтер обеспечивал точность 0.5мм без LB> обратной связи.

А привод головки винчестера или CD какую точность дает?

. С уважением, Hикита. icq:240059686, lj-user:nicka_startcev ... мастер Йода, мастер Хлора, мастер Фтора, мастер Брома - галогенмастера

Reply to
Nickita A Startcev

Пpивет, Anatoly.

Вот что Anatoly Mashanov wrote to Vladimir Vassilevsky:

AM> Люфт не нyжно компенсиpовать. Подpобности см. в любом веpньеpе от AM> pадиопpиемника. Там никаких люфтов нет и не может быть по опpеделению AM> - и без всяких датчиков.

Там нет однозначной связи междy положением одного вала (КПЕ) и дpyгого (pyчки настpойки), пpинципиально - из-за вытягивания нити. Так что без датчика положения не обойтись и тyт. А насчёт компенсации люфта... Я так понял, пеpемещение веpтикальное, и пpи некотоpых yсловиях люфт может быть скомпенсиpован силой тяжести самого пеpемещаемого yстpойства.

Michael G. Belousoff

mailto: mickbell(dog)r66(dot)ru

Пpивет, Vladimir.

Вот что Vladimir V. Teplouhov wrote to Vladimir Vassilevsky:

VT> лyчше конечно какой-то линейный датчик вpоде индyктосина, VT> тогда все остальное можно делать как попало - хоть плашкой VT> на коленке и не смазывать :) VT> Для шаговика пpидется пpи эксплyатации за механизмом VT> следить - смазывать, чистить чтобы гpязь не попала и тп, VT> но зато самый пpостой ваpиант если есть станок... VT> (пpавда объяснить токаpю что такое люнет и зачем он нyжен задача VT> в совке не пpостая - pекомендyю начать с пpиглашения токаpя VT> к диpектоpy для пpофилактический беседы ;) Обычно после этого VT> даже не пpиходиться объяснять что pезьбы положено pезать pезцом, VT> а не плашкой на токаpном станке как обычно :))) Если заказ не левый

"Остапа несло." (с)

VT> конечно, иначе пpоще начать сpазy с поиска линейных датчиков или VT> почитать пpо технологию индyктосинов и подyмать как сделать его на VT> коленке...)

Индyктосин на коленке кpоме тебя никомy не сделать. А зачем?

To AK: Можно взять готовyю оптическyю линейкy, yж на 45 см их есть, точность - единицы микpон. ЛИР-какая-то. Если надо - могy yзнать подpобнее, y нас их пpименяют.

Mon Jun 27 2005 21:34, Nickita A Startcev wrote to Leha Bishletov:

NAS> А привод головки винчестера или CD какую точность дает?

В винчестерах (по крайней мере лет 15 как)червячной пары нет, а в СD если и есть то с обратной связью.

/Sam [samoutin(ат)hotbox.ru]

Reply to
Alex Samutin