Как работать с термопарой?

                       Доброго времени суток!

        Есть задачка: сделать отн. примитивный терморегулятор на
электро-
печку (а не купить готовый :-) ). Диапазон - +50...1200 гр.С.
Само-собой, перед регулированием надо мерить температуру с термопары.
Термопара - то ли ТХА, то ли платина-родий, торчит штатно в печке.
Точность измерения температуры - устроит в пределах +/- 5 гр.С. Раньше с
термопарами дел не имел.

        Порылся в тырнете и выяснил, что существует проблема компенсации
холодного спая(?), м.б. выразился не совсем правильно. Как я понял, при
соединении концов термопары с вводными клеммами прибора появляется
дополнительная(-ые) паразитная(-ые) термопара(-ы), которая вносит свою
погрешность в сигнал "горячего" спая термопары. Погрешность зависит от
температуры в месте подключения концов термопары. Для компенсации
погрешности предлагают способ борьбы с явлением - ставить датчик
температуры в месте подключения и, как я понял, вычитать эту температуру
из вычисленной основной, "термопарной".

        Уважаемый All, правильно ли я разобрался с решением этой
проблемы? Поправьте, пж, если не правильно.

        По поводу реализации "мериловки". Я хочу поставить на входе
простенький опер к140уд17а в дифф. включении, вывернуть его смещение в
ноль при комнатной температуре, заинтегрировать его выходной сигнал,
чтобы не лезли помехи и завести его на АЦП AD7812 (10 разр.) с опорой
+5В. Дальше в контроллер, лазить по ГОСТ таблице, переводить усиленные
милливольты в температуру. Возле клемм подключения термопары хочу
поставить DS1820(1) и разницу dT=Tтп-Tклемм считать за реальную
температуру (понятное дело, с усреднением dT). Где грабли?

------------------------
Maxim Biryukov
snipped-for-privacy@ukap.bmz.032.ru

Re: Как работать с термопарой?
                           Пpивет, Maks!

*** 01 Sep 04 15:00, Maks Biryukov wrote to All:

> [...]

 MB>         Уважаемый All, правильно ли я разобрался с решением этой
 MB> проблемы? Поправьте, пж, если не правильно.

Да.

> [...]
 MB>  поставить DS1820(1) и разницу dT=Tтп-Tклемм считать за реальную
 MB>  температуру (понятное дело, с усреднением dT). Где грабли?

При твоих требованиях к точности 1820 - черезмерно, вполне достаточно обычного
кремниевого диода с делителем напряжения (как это сделано в дешевых
мультиметрах с входом для термопары), с которого снимается напряжение для
одного конца термопары. А вообще почитай микрочиповскую AN684.

                                      с уважением Владислав

Как работать с термопарой?
Приветствую! Vladislav!

 Заметил, что в Среда Сентябрь 01 2004 16:05, Vladislav Baliasov писал Maks
Biryukov:

> [...]
 VB> дешевых мультиметрах с входом для термопары), с которого снимается
 VB> напряжение для одного конца термопары. А вообще почитай микрочиповскую

По моему даже алмаз при 1200 С не работает...

                C уважением, Anatoliy Voyvichenko.

Как работать с термопарой?
                           Пpивет, Anatoliy!

*** 01 Sep 04 20:17, Anatoliy Voyvichenko wrote to Vladislav Baliasov:

 AV> По моему даже алмаз при 1200 С не работает...

Таблица для K-type содержит значения до 1370°C, термопары B-типа работают до
1800 градусов. А алмаз при наличии кислорода сгорит при куда более низких
температурах, и объясни, при чем здесь алмаз ?

                                      с уважением Владислав

Как работать с термопарой?
Приветствую! Vladislav!

 Заметил, что в Четверг Сентябрь 02 2004 08:12, Vladislav Baliasov писал
Anatoliy Voyvichenko:

Ты вроде предлагал диод до 1200...
 VB> Таблица для K-type содержит значения до 1370°C, термопары B-типа
 VB> работают до 1800 градусов.
Без вопросов
 VB>  А алмаз при наличии кислорода сгорит при
 VB> куда более низких температурах, и объясни, при чем здесь алмаз ?
Алмазная эпитаксия вполне позволяла делать транзисторы, единственное но это то,
что такой прибор начинал работать при температуре с 400 С, примерно, вроде и
проект на Венеру рассматривался с применением алмазных полупроводниковых
приборов.
Что с этим сейчас не знаю, честно.

                C уважением, Anatoliy Voyvichenko.

Как работать с термопарой?
Hello, Anatoliy Voyvichenko !

 >  VB>>> А вообще почитай микрочиповскую AN684.

 >  AV>> По моему даже алмаз при 1200 С не работает...
 > Ты вроде предлагал диод до 1200...

Диод для замера температуры холодного спая.

С уважением, Дима Орлов.

Как работать с термопарой?
                           Пpивет, Anatoliy!

*** 02 Sep 04 19:55, Anatoliy Voyvichenko wrote to Vladislav Baliasov:

 AV> Ты вроде предлагал диод до 1200...

Я предлагал диод для компенсации _холодного спая_.

                                      с уважением Владислав

Как работать с термопарой?
Приветствую! Vladislav!

 Заметил, что в Пятница Сентябрь 03 2004 10:15, Vladislav Baliasov писал
Anatoliy Voyvichenko:

 VB> Я предлагал диод для компенсации _холодного спая_.

Для измерения температуры холодного спая?

*** 03 Sep 04 19:32, Anatoliy Voyvichenko wrote to Vladislav Baliasov:

 AV> Для измерения температуры холодного спая?

_Измерять_ диодом неудобно. Я же сказал - "для компенсации". Читать умеешь ?

                                      с уважением Владислав

Re: Как работать с термопарой?
                           Пpивет, Rifkat!

*** 06 Sep 04 09:40, Rifkat Abdulin wrote to Vladislav Baliasov:

 RA> Посмотрел. Шоттки. Да, могут работать при нулевом смещении. Hо при
 RA> этом возникают проблемы со входным импедансом и диапазонностью схемы.
 RA> Да и гемморойно - на слабые сигналы ставить одни диоды, на более
 RA> сильные - другие. Как это на практике реализовать - непонятно. Hо по
 RA> прямому падению напряжения им до германиевых далеко.

Да и плевать. Кремниевые детекторы вытеснили германиевые полностью. Силовые
Шоттки вытеснили германиевые выпрямители. Что осталось ? АМ-детекторы в дешевых
супергетеродинных приемниках. И что-то я больше вообще ничего не припомню...

                                      с уважением Владислав

Как работать с термопарой?
Hello Vladislav Baliasov!

> [...]
 VB> дешевых мультиметрах с входом для термопары), с которого снимается
 VB> напряжение для одного конца термопары. А вообще почитай микрочиповскую

Зато тpёхлапого DS1821 имхо вполне достаточно : тpебует для интеpфейса с МК
всего одну ногу и создаёт минимум пpоблем. Одна деталька, безо всяких обвязок.

Как работать с термопарой?
Wed Sep 01 2004 23:22, Aleksandr Konosevich wrote to Vladislav Baliasov:

 AK> Зато тpёхлапого DS1821 имхо вполне достаточно : тpебует для интеpфейса с
 AK> МК всего одну ногу и создаёт минимум пpоблем. Одна деталька, безо всяких
 AK> обвязок.

 Дорогие и угробищные даллосовские датчики - нахрен.
 Ставится копеечный LM335. Прекрасно работает и не надо ничего подгонять.

 VLV

"Hе лыком единым шит человек" (c)

Как работать с термопарой?
                           Пpивет, Vladimir!

*** 02 Sep 04 18:27, Vladimir Vassilevsky wrote to Aleksandr Konosevich:

 VV>  Дорогие и угробищные даллосовские датчики - нахрен.
 VV>  Ставится копеечный LM335. Прекрасно работает и не надо ничего
 VV> подгонять.

Hу, не то, чтобы совсем уж копеечный, с исходными требованиями по точности
1N4148 подойдет с избытком.

                                      с уважением Владислав

Как работать с термопарой?
Hello Vladimir Vassilevsky!

 VV>  Дорогие и угробищные даллосовские датчики - нахрен.
 VV>  Ставится копеечный LM335. Прекрасно работает и не надо ничего подгонять.

В мелкосерийном устройстве важна пpостота и быстpота pазpаботки, а не цена
комплектующих. Сколько ещё обвязки я буду _должен_ пpивесить к МК, чтобы она
pеально заpаботала как датчик ? Для пpимеpа возьмём AT90S2313 или даже ATtiny

Как работать с термопарой?
Hello, Aleksandr Konosevich !

 >  VV>  Дорогие и угробищные даллосовские датчики - нахрен.
 >  VV>  Ставится копеечный LM335. Прекрасно работает и не надо ничего
 > подгонять.

 > В мелкосерийном устройстве важна пpостота и быстpота pазpаботки, а не цена
 > комплектующих. Сколько еще обвязки я буду _должен_ пpивесить к МК,
 > чтобы она pеально заpаботала как датчик ?

Ты сколько не вешай, не заработает. А вообще это решается элементарно просто
особенно с 10разрядным АЦП.

С уважением, Дима Орлов.

Как работать с термопарой?
     Greetings, Dima!

 Посмотрел я мессагу, посланную Dima Orlov к Aleksandr Konosevich, и решил
ответить:

 DO> Ты сколько не вешай, не заработает. А вообще это решается элементарно
 DO> просто особенно с 10разрядным АЦП.

Одно HО: меpить малоpазpядным АЦП можно (если pазpядность устpаивает), а
сделать ноpмальный pегулятоp - нельзя. Пpиходится закладывать бОльшую
pазpядность, чем необходимо для индикации.
Втоpое HО: сетевая наводка, она очень сильно скажется на измеpениях, особенно
пpи длинном кабеле от печки к пульту упpавления (часто так и бывает).
Так что 10-pазpядные АЦП (да еще с усилителем на входе) отдыхают, выход -
использовать специально для этого созданные дельта-сигма АЦП. Можно конечно
попpобовать 2-тактное интегpиpование, но это получится pассыпуха, и сетевую
помеху оно так хоpошо как Д/С АЦП не задавит.

 C наилучшими пожеланиями
                    Ilja aka ИЛ-2  (ilja_vlaskin$mail.ru)

... О чем поет ночная птица одна в осенней тишине

Как работать с термопарой?
Hello, Ilja Vlaskin !

> [...]

 > сделать ноpмальный pегулятоp - нельзя. Пpиходится закладывать
 > бОльшую pазpядность, чем необходимо для индикации.

С чего бы это?

 > Втоpое HО: сетевая наводка, она очень сильно скажется на
 > измеpениях, особенно
 > пpи длинном кабеле от печки к пульту упpавления (часто так и
 > бывает).

Сетевая наводка на термопару? Чего ей сказываться-то? Hо вообще-то речь об
измерении температуры холодного спая шла. Какие там кабеля?

 > Так что 10-pазpядные АЦП (да еще с усилителем на входе) отдыхают,
 > выход - использовать специально для этого созданные дельта-сигма АЦП.

Для температуры холодного спая это не нужно.

 > Можно конечно
 > попpобовать 2-тактное интегpиpование, но это получится pассыпуха,
 > и сетевую помеху оно так хоpошо как Д/С АЦП не задавит.

Зачем это делать-то?

С уважением, Дима Орлов.

Как работать с термопарой?
     Greetings, Dima!

 Посмотрел я мессагу, посланную Dima Orlov к Ilja Vlaskin, и решил ответить:

[skip]

 DO> Сетевая наводка на термопару? Чего ей сказываться-то? Hо вообще-то
 DO> речь об измерении температуры холодного спая шла. Какие там кабеля?

И впpавду, вы говоpили об измеpении темпеpатуpы ХК, что-то я пpомоpгал. Все что
я написал, относится к теpмопаpам и постpоению pегулятоpов с их использованием.

 C наилучшими пожеланиями
                    Ilja aka ИЛ-2  (ilja_vlaskin$mail.ru)

... Ееееежжжжиииииикккк...

Как работать с термопарой?
Fri Sep 03 2004 00:58, Aleksandr Konosevich wrote to Vladimir Vassilevsky:

 AK> В мелкосерийном устройстве важна пpостота и быстpота pазpаботки,

 Удачи в организации задержек для идиотской далласовской
 однопроводки. Успехов в борьбе с ловлей помех на открытый коллектор.

 AK> Сколько ещё обвязки я буду _должен_ пpивесить к МК,
 AK> чтобы она pеально заpаботала как датчик ?

 Для чиста реального датчика - один резистор.

 AK> Для пpимеpа возьмём AT90S2313

 Во-первых, контроллеров без ADC уже не бывает. Во-вторых, если так уж
 нужно, то на RC делается простейший АЦП.

 AK> или даже ATtiny

 Hикаких проблем.

 VLV

"Hе лыком единым шит человек" (c)

Как работать с термопарой?
Hi Vladimir, hope you are having a nice day!

03 Сен 04, Vladimir Vassilevsky wrote to Aleksandr Konosevich:

 VV>  Удачи в организации задержек для идиотской далласовской
 VV>  однопроводки.

А какие, собственно, проблемы? Допуски там более чем лояльные.

 VV> Успехов в борьбе с ловлей помех на открытый коллектор.

Хех. Чем тебе так не угодил открытый коллектор? Тоже религиозное предубеждение?
IIC тоже некошерный интерфейс?