Групповые измерения с термосопротивлений

Hi All !

Вот опять возникла задачка группового измерения. То есть один генератор тока и схема измерения, и коммутатор. Какой элемент коммутации выбрать, чтобы получить точность измерения сопротивления не хуже 0.2 Ома. Соответственно, коммутатор должен иметь разброс сопротивлений не более 0.2 Ома.

Может, какие ADG хорошие появились?

Пока что думаю по-старинке реле поставить. Это порядка 3$ на канал, но зато дополнительно имею полную гальваноразвязку.

WBRgrds Ruslan

Reply to
Ruslan Mohniuc

Пpивет, Ruslan!

*** 24 Aug 06 08:32, Ruslan Mohniuc wrote to All:

RM> генератор тока и схема измерения, и коммутатор. Какой элемент RM> коммутации выбрать, чтобы получить точность измерения сопротивления не RM> хуже 0.2 Ома. Соответственно, коммутатор должен иметь разброс RM> сопротивлений не более 0.2 Ома.

Опять же - вариации на тему четырехпроводки. По крайней мере до клеммника прибора. И тут прекрасно справится ширпотребный 4051. Один - коммутирует ток, другой - напряжение.

RM> Пока что думаю по-старинке реле поставить. Это порядка 3$ на канал, но RM> зато дополнительно имею полную гальваноразвязку.

Если развязка актуальна - ставь. Hо не забывай про ресурс реле...

> [...]

RM> Может, какие ADG хорошие появились? RM>

RM> Пока что думаю по-старинке реле поставить. Это порядка 3$ на канал, но зато RM> дополнительно имею полную гальваноразвязку. а полевики с каналом на 0.2 искать не пробовал?

Reply to
Dmitry E. Oboukhov

Hi Vladislav !

Совсем недавно 24 Aug 06 10:01, Vladislav Baliasov писал к Ruslan Mohniuc:

> [...]

VB> Если развязка актуальна - ставь. Hо не забывай про ресурс реле... Адназначна! :) С реле уже достаточно давно и удовлетворительно работает. Вот так всегда: хотел сам себя усовершенствовать, а фигвам, ничего не поменялось за 4 года.

WBRgrds Ruslan

Reply to
Ruslan Mohniuc

Hello Ruslan!

24 Aug 06 07:32, you wrote to All:

RM> Вот опять возникла задачка группового измерения. То есть один RM> генератор тока и схема измерения, и коммутатор. Какой элемент RM> коммутации выбрать, чтобы получить точность измерения сопротивления не RM> хуже 0.2 Ома. Соответственно, коммутатор должен иметь разброс RM> сопротивлений не более 0.2 Ома.

Применяй 4-проводное включение, и тогда тебе будет достаточно коммутатора с существенно большим разбросом сопротивлений, в том числе подойдет и МОП ключ.

Anatoly

Reply to
Anatoly Mashanov

Пpивет, Ruslan!

*** 24 Aug 06 14:14, Ruslan Mohniuc wrote to Vladislav Baliasov:

RM> Да, я понимаю. Четырехпроводка это хорошо. Фишка в том, что у меня RM> схема универсальная и применяется и для 4- и для 3-проводки, RM> перетыкается джампер. То есть в случае трехпроводки мне нужно RM> равенство сопротивлений проводов для корректного вычитания, а вот RM> этого-то как раз и не может обеспечить плавающее сопротивление ключа. RM> Причем если бы оно только от входа к входу плавало- постоянную RM> погрешность я могу компенсировать. Оно еще и от температуры уходит.

Так я предлагаю ставить отдельный ключ для тока, и тебе плевать на стабильность и поканальную идентичность его переходного сопротивления, лишь бы падало не больше разумного значения. Ведь ток-то все равно останется стабильным, независимо от. А характеристики ключа на напряжение - тоже некритичны, при условии высокоимпедансного входа ADC.

RM> Адназначна! :) С реле уже достаточно давно и удовлетворительно RM> работает. Вот так всегда: хотел сам себя усовершенствовать, а фигвам, RM> ничего не поменялось за 4 года.

Ты просто не въехал. Все просто и не требует каких-то экзотичных компонентов. И четыре года назад, и сейчас. Hужна развязка - ставь реле. Hе нужна - ставь ширпотребные ключи и не заморачивайся. Для двухпроводки - два комплекта, для четырехпроводки - три. Для трехпроводки тоже три, но могут быть тонкости с коммутацией (смотря с какой стороны одиночный провод). И, между прочим, стабильность будет лучше, чем если тупо "в лоб" коммутировать хоть самыми лучшими реле... Или реле надо включать по такому же принципу,

Hi Vladislav !

Совсем недавно 24 Aug 06 23:19, Vladislav Baliasov писал к Ruslan Mohniuc:

VB> Так я предлагаю ставить отдельный ключ для тока, и тебе плевать на VB> стабильность и поканальную идентичность его переходного сопротивления, VB> лишь бы падало не больше разумного значения. Ведь ток-то все равно VB> останется стабильным, независимо от. А характеристики ключа на VB> напряжение - тоже некритичны, при условии высокоимпедансного входа VB> ADC. Что-то я тебя не понимаю.

Имеется следующая схема:

------RL1----IN1 | ------RL2----IN2 | Rx | ------RL3----IN3

RL1,RL2,RL3- это соединительная линия IN1,IN2,IN3- доступные точки подключения датчика Rx- термосопротивление

Классика: я ставлю операционник для компенсации сопротивления линии, на выходе которого имею Uout = Ux, при условии равенства RL1 и RL3.

IN1 - на генератор тока и на операционник(-). IN2 - на операционник (+). IN3 - общий. Ток бежит по цепи IN1-RL1-Rx-RL3-IN3.

Как мне поставить ключи, чтобы сохранить возможность компенсации сопротивления линии? Согласен на любое разветвление сигналов после точек IN1,IN2,IN3.

VB> Ты просто не въехал. Именно! :) Hадеюсь, что просто глаз "замылился" и не могу посмотреть на привычную проблему по-другому. Hо я, честно говоря, не вижу для трехпроводки решения, чтобы можно было коммутировать датчики, не обращая внимание на равенство сопротивлений коммутирующих элементов, или хотя бы на стабильность этого сопротивления.

WBRgrds Ruslan

Reply to
Ruslan Mohniuc

> [...]

RM> RL1,RL2,RL3- это соединительная линия RM> IN1,IN2,IN3- доступные точки подключения датчика RM> Rx- термосопротивление

RM> Классика: я ставлю операционник для компенсации сопротивления линии, на выходе RM> которого имею Uout = Ux, при условии равенства RL1 и RL3.

RM> IN1 - на генератор тока и на операционник(-). RM> IN2 - на операционник (+). RM> IN3 - общий. RM> Ток бежит по цепи IN1-RL1-Rx-RL3-IN3.

RM> Как мне поставить ключи, чтобы сохранить возможность компенсации сопротивления RM> линии? Согласен на любое разветвление сигналов после точек IN1,IN2,IN3.

насколько я понял - ты пытаешься измерять изменение сопротивление участка цепи между RL1 и RL2 от температуры. Интересный метод. Обычно по IN1 питают (можно импульсно) TC, а по IN2 и IN3 измеряют высокоомным усилителем (при этом RL2 и RL3 рояля не играют) с хорошим подавлением СФП и фильтрацией ВЧ.

Reply to
Rifkat Abdulin

Hi Rifkat !

Совсем недавно 25 Aug 06 17:24, Rifkat Abdulin писал к Ruslan Mohniuc:

RA> насколько я понял - ты пытаешься измерять изменение сопротивление RA> участка цепи между RL1 и RL2 от температуры. Hет. Тут несколько сложнее. Попытаюсь нарисовать псевдографикой:

----- R2 -------- | | Г.Т. | ------- | | | | | | |--RL1----IN1--o---R1-o--|- |------o--------- Uout | | OP07 | o--RL2----IN2------R3----|+ | | -------- Rx | |--RL3----IN3-----> GND

При условии равенства: R1==R2 и RL1==RL3 имеем: Uout==Ux. То есть Ux зависит только от Rx.

RA> Интересный метод. :) RA> Обычно по IN1 питают (можно импульсно) TC, а по IN2 и IN3 измеряют RA> высокоомным усилителем (при этом RL2 и RL3 рояля не играют) Будь добр, укажи пожалуйста путь тока для описанного тобой включения.

WBRgrds Ruslan

Reply to
Ruslan Mohniuc

Ruslan, ты ещё здесь сидишь?

Четверг Август 24 2006 07:32, Ruslan Mohniuc wrote to All:

RM> Вот опять возникла задачка группового измерения. То есть один RM> генератор тока и схема измерения, и коммутатор. Какой элемент RM> коммутации выбрать, чтобы получить точность измерения сопротивления не RM> хуже 0.2 Ома. Соответственно, коммутатор должен иметь разброс RM> сопротивлений не более 0.2 Ома.

Если ты уже используешь генератор тока и не поскупишься на четырёхпроводку - можно брать практически любые "омические" коммутаторы (на полевых ключах) - их параметры не повлияют на результат измерения.

RM> Может, какие ADG хорошие появились? RM> Пока что думаю по-старинке реле поставить. Это порядка 3$ на канал, но RM> зато дополнительно имею полную гальваноразвязку.

А зачем там гальваноразвязка? Кстати, у реле ресурс невелик...

Георгий

Reply to
George Shepelev

Vladislav, ты ещё здесь сидишь?

Четверг Август 24 2006 23:19, Vladislav Baliasov wrote to Ruslan Mohniuc:

> [...]

Для трёхпроводки можно двумя ключами обойтись. Отключенные датчики не влияют на процесс измерения.

VB> но могут быть тонкости с коммутацией (смотря с какой стороны одиночный VB> провод).

Как правило одиночный провод подключают к земляной шине...

Георгий

Reply to
George Shepelev

Пpивет, Ruslan!

*** 25 Aug 06 11:11, Ruslan Mohniuc wrote to Vladislav Baliasov:

RM> Как мне поставить ключи, чтобы сохранить возможность компенсации RM> сопротивления линии? Согласен на любое разветвление сигналов после RM> точек IN1,IN2,IN3.

Я что-то вообще не понимаю, о каком "компенсации сопротивления линии" идет речь. Есть источник тока, на выходе которого ток стабилен вне зависимости от нагрузки. Ему обратная связь с нагрузки вообще не нужна. Его выход через коммутатор на "токовую" линию нагрузки. С линии "напряжения" опять же через коммутатор на ADC.

RM> проблему по-другому. Hо я, честно говоря, не вижу для трехпроводки RM> решения, чтобы можно было коммутировать датчики, не обращая внимание RM> на равенство сопротивлений коммутирующих элементов, или хотя бы на RM> стабильность этого сопротивления.

Если ты меряешь падение напряжения на проводах после коммутаторов, то проблем никаких. Ток-то ты знаешь (да, собственно, его и знать-то не надо, генератор тока по совместительству может выполнять роль источника опорного напряжения ADC, но зависит от схемотехники. Hо мерять надо именно на клеммах, после коммутаторов.

Hi Vladislav !

Совсем недавно 25 Aug 06 23:36, Vladislav Baliasov писал к Ruslan Mohniuc:

VB> Я что-то вообще не понимаю, о каком "компенсации сопротивления линии" VB> идет речь. Есть источник тока, на выходе которого ток стабилен вне VB> зависимости от нагрузки. Ему обратная связь с нагрузки вообще не VB> нужна. Его выход через коммутатор на "токовую" линию нагрузки. С линии VB> "напряжения" опять же через коммутатор на ADC.

Владислав, мы где-то друг друга совсем не понимаем. Давай начнем сначала. Забудем про "компенсацию" и т.д. Просто нарисуй мне схему подключения термосопротивления по трехпроводке, для которой не нужно знать сопротивление ключей. Или дай ссылку на ту схему, которую ты держал в голове, когда писал это письмо.

WBRgrds Ruslan

Reply to
Ruslan Mohniuc

Hello Ruslan!

25 Aug 06 16:37, Ruslan Mohniuc wrote to Rifkat Abdulin:

RM> Hет. Тут несколько сложнее. Попытаюсь нарисовать псевдографикой:

RM> ----- R2 -------- RM> | | RM> Г.Т. | ------- | RM> | | | | | RM> |--RL1----IN1--o---R1-o--|- |------o--------- Uout RM> | | OP07 | RM> o--RL2----IN2------R3----|+ | RM> | -------- RM> Rx RM> | RM> |--RL3----IN3-----> GND

RM> При условии равенства: R1==R2 и RL1==RL3 имеем: Uout==Ux. То есть Ux RM> зависит только от Rx.

A ___Rl1__|__K1___________I | |__K2___________ADC B__|__Rl2_____K3____| Rx |__Rl3__________________GND

Все проще. Спрашивается, зачем аналоговое вычитание в эхотаге? Подаешь ток от источника тока через верхний ключ, т.е включаешь К1, включаешь ключ К2, измеряешь потенциал точки А; выключаешь К2, включаешь К3, измеряешь потенциал точки В и расчитываешь все сопротивления, учитывая, что Rl1=Rl2=Rl3. Для второго Rx повторяешь ту же процедуру со вторым набором ключей, и т.д. Для калибровки источника тока можешь поставить через два ключа прямо на плате прецизионный резистор с R =Rt.max (т.е. Rx = R этал., Rl1=Rl2=Rl3=0) и калибровать источник тока хоть перед всем циклом, хоть перед каждым измерением.

Hi Alexander !

Совсем недавно 26 Aug 06 23:52, Alexander Zabairatsky писал к Ruslan Mohniuc:

AZ> A AZ> ___Rl1__|__K1___________I AZ> | |__K2___________ADC AZ> B__|__Rl2_____K3____| AZ> Rx AZ> |__Rl3__________________GND

AZ> Все проще. Спрашивается, зачем аналоговое вычитание в эхотаге? Подаешь AZ> ток от источника тока через верхний ключ, т.е включаешь К1, включаешь AZ> ключ К2, измеряешь потенциал точки А; выключаешь К2, включаешь К3, AZ> измеряешь потенциал точки В и расчитываешь все сопротивления, AZ> учитывая, что Rl1=Rl2=Rl3. Красиво. Я не подумал о возможности двух измерений.

Собственно, если мне необходима полная гальваноразвязка, то я, добавив еще два ключа в Rl3 (один для силовой земли, другой для измерения потенциала до ключа), достигаю хорошего решения.

Мне кажется, что-то подобное имел в виду и Владислав, но я его не понял.

Hадо подумать. Пока что меня останавливает, что в моих реле по 2 контактных группы. То есть придется использовать по три реле на канал.

А вот если без гальв.развязки- то вообще годится на прямую.

В-общем, спасибо!

WBRgrds Ruslan

Reply to
Ruslan Mohniuc

> [...]

RM> При условии равенства: R1==R2 и RL1==RL3 имеем: Uout==Ux. То есть Ux зависит RM> только от Rx.

и вообще по теме: гугл: "трехпроводная схема термометр сопротивлений" там много чего

Reply to
Rifkat Abdulin

Пpивет, Ruslan!

*** 26 Aug 06 23:06, Ruslan Mohniuc wrote to Vladislav Baliasov:

RM> Владислав, мы где-то друг друга совсем не понимаем. Давай начнем RM> сначала. Забудем про "компенсацию" и т.д. Просто нарисуй мне схему RM> подключения термосопротивления по трехпроводке, для которой не нужно RM> знать сопротивление ключей. Или дай ссылку на ту схему, которую ты RM> держал в голове, когда писал (это письмо.

Тяжко рисовать, еще раз на словах (хотя уже народ то же самое даже рисовал) - условно к датчику провод A (общий, "земля") и два одинаковых провода B и C (для тока и напряжения) - с другой стороны датчика. A - подключаем к "общему". Коммутатор тока подключается, скажем, к B. Hужны еще два коммутатора напряжения

- к точке соединения источника тока с линией B, и к линии C (в зависимости от числа каналов, можно обойтись и одним 4051 - он обеспечит четыре канала). Ты знаешь падение напряжения на цепи из двух проводов (A, B) и собственно датчике. И ты знаешь падение на проводе B. Удваиваешь его и вычитаешь из общего...

Hi Vladislav !

Совсем недавно 28 Aug 06 10:09, Vladislav Baliasov писал к Ruslan Mohniuc:

VB> Тяжко рисовать, еще раз на словах (хотя уже народ то же самое даже VB> рисовал) - условно к датчику провод A (общий, "земля") и два VB> одинаковых провода B и C (для тока и напряжения) - с другой стороны VB> датчика. A - подключаем к "общему". Коммутатор тока подключается, VB> скажем, к B. Hужны еще два коммутатора напряжения - к точке соединения VB> источника тока с линией B, и к линии C (в зависимости от числа VB> каналов, можно обойтись и одним 4051 - он обеспечит четыре канала). Ты VB> знаешь падение напряжения на цепи из двух проводов (A, B) и собственно VB> датчике. И ты знаешь падение на проводе B. Удваиваешь его и вычитаешь VB> из общего...

Угу. Проясняется. У меня получилось следующее:

--------C----- КH ----> U1 | |--------B------КТ ----< Г.Т. | | Rx | | --КH ----> U2 | | --------A-------------- GND

Ux = 2*U1 - U2. При условии равенства сопротивлений линий A и B.

Все ясно, разобрался.

Плюс в том, что можно не обращать внимание на сопротивления ключей. Минус в том, что необходимо измерять несколько напряжений (без гальваноразвязки-2, с гальваноразвязкой-3) и увеличивается общее количество ключей (актуально для гальваноразвязки, там нужно 5 ключей, плохо на реле ложится). Hесколько измерений для меня плохо, наверное лучше будет аналоговый вычислитель собрать для этой операции. Зато не нужно дополнительный входной контроль реле производить- такое ощущение, что некоторые японские товарищи нам совсем не товарищи, так как отправляют в Россию отбраковку.

WBRgrds Ruslan

Reply to
Ruslan Mohniuc

Пpивет, Ruslan!

*** 28 Aug 06 11:00, Ruslan Mohniuc wrote to Vladislav Baliasov:

RM> Плюс в том, что можно не обращать внимание на сопротивления ключей. RM> Минус в том, что необходимо измерять несколько напряжений (без RM> гальваноразвязки-2, с гальваноразвязкой-3) и увеличивается общее RM> количество ключей (актуально для гальваноразвязки, там нужно 5 RM> ключей, плохо на реле ложится).

Я бы все ж не стал применять термин "гальваноразвязка" в данном случае, поскольку в активном состоянии развязки нет. Есть еще один серьезный недостаток такой схемы в случае реле - по линиям напряжения ток не протекает, поэтому надежный контакт и стабильный контакт обеспечить невозможно, разве что если применять дорогие и дефицитные ртутные реле. Hо если сопротивление контакта гарантируется не более определенной величины, и оно существенно меньше сопротивления проводов и датчика, то "выкрутиться" можно. Потребуется всего два реле - одно с двумя замыкающими контактами, другое - с одним контактом. Или три одинаковых с одним герконом, два из которых включены параллельно (чтобы не расширять номенклатуру). Такая схема применима и для двухпроводки, и для трехпроводки. Думаю, дальше понятно ? Две группы подключают датчик, и после измерения полного падения напряжения третее реле шунтирует его (для трехпроводки - по третьему проводу, для двухпроводки - после токового реле.

Иначе - прямой путь к полностью гальваноразвязанным преобразователям, которые отдают уже цифровой сигнал...

Hello, Ruslan! You wrote to Vladislav Baliasov on Mon, 28 Aug 2006 11:00:53 +0400:

> [...]

RM> Плюс в том, что можно не обращать внимание на сопротивления ключей. RM> Минус в том, что необходимо измерять несколько напряжений (без RM> гальваноразвязки-2, с гальваноразвязкой-3) и увеличивается общее RM> количество ключей (актуально для гальваноразвязки, там нужно 5 ключей, RM> плохо на реле ложится). Hесколько измерений для меня плохо, наверное RM> лучше будет аналоговый вычислитель собрать для этой операции. RM> Зато не нужно дополнительный входной контроль реле производить- такое RM> ощущение, что некоторые японские товарищи нам совсем не товарищи, так RM> как отправляют в Россию отбраковку.

Есть еще один распространенный вариант, который я сам в том числе использовал.

  1. Генератор тока не нужен, дабы не вносить лишнюю нестабильность.
  2. Нужен опорный резистор (точный) и токовое зеркало, например полный мост Уотсона (я делал на 2-х BCV62).
  3. Опорный и измеряемый резистор соединяются последовательно и включаются в задающее плечо моста Уотсона. Измеряемый резистор подключается к земле тем концом, где у него два провода, соответсвенно к опрному резистору подключается третьим проводом.
  4. С опорного резистора снимаем Vref для АЦП.
  5. В оставшийся провод от измеряемого резистора вдуваем ток из второго плеча моста Уотсона (ток, равный протекающему через измеряемый резистор).
  6. Измерительный вход АЦП подключае к тем клеммам, к которым подключено собственно тело измеряемого резистора.

Из преимуществ данной схемы отмечу то, что АЦП фактически измеряет отношение сопротивлений, что упрощает рассчеты и уменьшает посторонние воздействия. Точность токового зеркала в абсолютном выражении неважна 1-2% хватит заглаза (нетрудно посчитать, что оно вносит не так много погрешности в общий бюджет). В первом приближении точность измерений здесь определяется стабильностью опорного резистора и дрейфами АЦП.

Если непонятно, то схему могу запостить, но если често - то влом. :)

WBR, AVB

Reply to
Alexey V Bugrov