Вздутие платы

Hello All.

Тут на днях заметил прикольный глюк. Распаевал значит старую плату (буржуйская, начала 90х) горячим воздухом, параметры особо не контролировал т.к. плата нафиг не нужна была (просто новый "паяльник" испытывал :) ), но и вроде не перегревал сильно, как обычно в общем... Hу дак вот, после выдергивания большого и кваратного SMD чипа с парой сотен ног со всех 4х сторон с малым шагом, который снялся просто идеально чисто, обратил внимание на плату. Плата как плата, чистая, не подгоревшая, но в месте нагрева - вздутие. Похоже на расслоение внутри и образование газового пузыря. Через некоторое время пузырь куда-то подевался, так что никаких внешних признаков не осталось, все пучком, чисто и гладко :) Так что если бы сразу не посмотрел, то и не заметил бы... Дак вот, теперь тема для размышлений - в этом месте под чипом дофига было металлизированных переходных отверстий, как раз в этом месте и побывал пузырь :) Вот мне и интересно стало, что там стало с металлизацией и какие глюки буду при изгибах и тп деформации платы... Hе наступите :)

Vladimir

Reply to
Vladimir V Teplouhov

Hello Vladimir!

25 Jul 03 12:41, you wrote to All:

VT> Дак вот, теперь тема для размышлений - в этом месте под чипом VT> дофига было металлизированных переходных отверстий, как раз в этом VT> месте и побывал пузырь :) Вот мне и интересно стало, что там VT> стало с металлизацией

Ее просто порвало, "как бобик тряпку". Даже если это и не проявляется сразу после охлаждения - проявится позже.

WBR, P.S. aka Serge

Reply to
Serge Polubarjev

Hello Serge.

25 июл 03 19:12, you wrote to Vladimir V Teplouhov: SP> 25 Jul 03 12:41, you wrote to All:

SP> Ее просто порвало, "как бобик тряпку". Даже если это и не проявляется SP> сразу после охлаждения - проявится позже.

Hаверняка порвало :) А причина кстати вполне может быть и в качестве текстолита, точнее связки. Или не достаточно термостойкая (но это можно обойти если не завышать температуру), или там по-просту остались растворенные газы, или легкокип. компоненты. Кстати, а в каких-нибудь наших ГОСТах на этот счет ничего не сказано? Hаверняка где-нить оговорено, вместе с методами испытаний, слишком уж очевидные грабли чтобы на них никто не наступал :)

Vladimir PS Плата исходно померла еще при жизни своей смертью :) Без каких-то причин - чипы вроде все целые, а не работает :) Кто-то там явно хорошо поковырялся, но ничего не вышло. Похоже она вела себя аналогично еще на заводе.

Reply to
Vladimir V Teplouhov

Hello Vladimir!

26 Jul 03 06:39, you wrote to me:

VT> Hаверняка порвало :) VT> А причина кстати вполне может быть и в качестве текстолита, VT> точнее связки.

А еще точнее - в допущенном перегреве. Даже у FR-4 связующий компаунд при достаточно высокой температуре начинает разлагаться и "газить".

WBR, P.S. aka Serge

Reply to
Serge Polubarjev