ИБП и КП 948

Hi All,

Собрался сделать себе простой импульсный источник питания для однотактного усилителя на мосфете. От источника требуются два выхода по 50В 2А. Схема Горева В.А.

Стабилизации нет (но она и не нужна - в Зене свой стабилизатор), и собсна tl494 в этой схеме, как я понял почитав аппноту, работает только как генератор и обеспечивает плавный запуск и все. Мне не понравился выбор ключевых транзисторов: там в качестве ключей нарисованы КП 707В2, у которых Rds(on) довольно большое - 1.6 Ом. Хочу вместо них использовать ПСИТ'ы КП 948В (Rds(on)=0.15 Ом, они очинно дешевы и, вдобавок, есть у меня) - но вот загвоздка - в инете в справочниках про них пишут разное максимальное напряжение сток-исток: то 600 вольт, то 350 вольт. Каково это напряжение на самом деле? Подойдут ли эти транзисторы вообще для ИБП (частота 66 кГц, в сети

220 В :) ? Почитал книжку "Мощные полевые транзисторы и их применение" - там пишут про гридистор, который, вроде как и есть этот самый ПСИТ. Так там написано: "в отличии от планарного ПТ гридистор имеет очень короткий канал", то есть емкость затвора у него маленькая, я правильно понимаю (в справочниках нет)? А может, тогда схема, ускоряющая рассасывание заряда затвора ключей, вообще не нужна? Такие вот вопросы.
Reply to
Stas Polozov

Wed Feb 08 2006 14:11, Stas Polozov wrote to All:

SP> Собрался сделать себе простой импульсный источник питания для SP> однотактного усилителя на мосфете. От источника требуются два выхода по SP> 50В 2А. Схема Горева В.А. SP>

Стабилизации нет SP> (но она и не нужна - в Зене свой стабилизатор), и собсна tl494 в этой SP> схеме, как я понял почитав аппноту, работает только как генератор и SP> обеспечивает плавный запуск и все. Мне не понравился выбор ключевых SP> транзисторов: там в качестве ключей нарисованы КП 707В2, у которых SP> Rds(on) довольно большое - 1.6 Ом. Хочу вместо них использовать ПСИТ'ы КП SP> 948В (Rds(on)=0.15 Ом, они очинно дешевы и, вдобавок, есть у меня) - но SP> вот загвоздка - в инете в справочниках про них пишут разное максимальное SP> напряжение сток-исток: то 600 вольт, то 350 вольт. Каково это напряжение SP> на самом деле?

По данным изготовителя - 370 вольт граничное, 700 вольт в закрытом состоянии. А там не зря стоят 800-вольтовые МОП. Да и ток маловат.

SP> Подойдут ли эти транзисторы вообще для ИБП (частота 66 SP> кГц, в сети 220 В :) ? Почитал книжку "Мощные полевые транзисторы и их SP> применение" - там пишут про гридистор, который, вроде как и есть этот SP> самый ПСИТ. Так там написано: "в отличии от планарного ПТ гридистор имеет SP> очень короткий канал", то есть емкость затвора у него маленькая, я SP> правильно понимаю (в справочниках нет)?

У него фактически не затвор, а база. По характеристикам он вполне аналогичен биполяру. Есть лишь некоторые количественные отличия - побыстрее они, область безопасных режимов несколько больше. Для этой схемы совершенно не подходят.

Wed Feb 08 2006 18:43, Aleksei Pogorily wrote to Stas Polozov:

AP> From: "Aleksei Pogorily" snipped-for-privacy@nm.ru

AP> Wed Feb 08 2006 14:11, Stas Polozov wrote to All: AP> У него фактически не затвор, а база. По характеристикам он вполне AP> аналогичен биполяру. Есть лишь некоторые количественные отличия - AP> побыстрее они, область безопасных режимов несколько больше. AP> Для этой схемы совершенно не подходят. Понял, спасибо. А вот такие, тоже дешевые, ПСИТы подойдут - КП 810А или КП

973А? Или ПСИТы тут вообще не подходят? Почему-то у пситов чудесным образом сочетаются высокие макс. напряжения, токи, маленькие сопротивления с низкой ценой :) Если один из этих двух все же подойдет, то как быть со схемой закорачивания затвора на землю при закрытии ключа - нужна она или нет?
Reply to
Stas Polozov

Hello Stas.

08 Feb 06 15:11, you wrote to All:

NV> From: "Stas Polozov" snipped-for-privacy@hnet.ru

NV> Hi All,

NV> Собрался сделать себе простой импульсный источник питания для однотактного NV> усилителя на мосфете. От источника требуются два выхода по 50В 2А. Схема NV> Горева В.А.

Странная она какаято: yж слишком рабочекрестьянская. Push-pull на этой имкросхеме в DCDC привычней видеть.

NV> Стабилизации нет (но она и не нужна - в Зене свой стабилизатор), и NV> собсна

А Зене это что?

NV> tl494 в этой схеме, как я понял почитав аппноту, работает только как NV> генератор и обеспечивает плавный запуск и все. Мне не понравился

Тото и оно, скорее на черновик, требyющий дальнейшей доработки похоже.

Nicolas

Reply to
Nicolas Minakov

Привет Aleksei!

Wednesday February 08 2006 19:43, Aleksei Pogorily wrote to Stas Polozov:

AP> По данным изготовителя - 370 вольт граничное, 700 вольт в закрытом AP> состоянии. А там не зря стоят 800-вольтовые МОП. Да и ток маловат.

Ты думаешь он сможет так намотать транс, чтобы хватило 800-вольтовых мосфетов в пуш-пуле?

Вообще, делать пуш-пул на сетевой напряжение, можно или от полной безысходности при наличии высоковольтных транзисторов, или когда КПД совершенно не волнует.

И кто бы мне рассказал - зачем там на 200вт стоит электролит на 1000мкф ?

, ftp://altor.sytes.net

Wed Feb 08 2006 20:12, Stas Polozov wrote to Aleksei Pogorily:

SP> Понял, спасибо. А вот такие, тоже дешевые, ПСИТы подойдут - КП 810А или SP> КП 973А? Или ПСИТы тут вообще не подходят? Почему-то у пситов чудесным SP> образом сочетаются высокие макс. напряжения, токи, маленькие SP> сопротивления с низкой ценой :) Если один из этих двух все же подойдет, SP> то как быть со схемой закорачивания затвора на землю при закрытии ключа - SP> нужна она или нет?

- данные по БСИТ. Видно, что КП810 по напряжению проходят, при достаточно энергичном закрывании. Hо у них довольно большое время рассасывания, две с лишним микросекунды типовое. Из-за разброса этого времени получается разная длительность полупериодов, несимметричсный режим трансформатора, который может войти в одностороннее насыщение со сгоранием одного из ключей. Hу и драйвер для БСИТ совершенно другой нужен, не тот что в упомянутой схеме нарисован. Так что проще найти 800-вольтовые MOSFET, например, IRFPE40 или что-то подобное. Идли искать другую схему.

Привет Nicolas!

Wednesday February 08 2006 21:44, Nicolas Minakov wrote to Stas Polozov:

NM> Странная она какаято: yж слишком рабочекрестьянская. Push-pull на этой NM> имкросхеме в DCDC привычней видеть.

А это не DCDC ? :)

Скорее - непривычно "видеть РР" на большой напряжение, тут и 2.5-нного запаса по напряжению у ключей не всегда хватает - от качества изготовления трансформатора очень зависит.

NM> А Зене это что?

Zen. Серия однотактных усилителей от Hельсона Пасса (фирма PassLabs).

Оч.хорошая шутка, у самого один из усей почти такой.

NM> Тото и оно, скорее на черновик, требyющий дальнейшей доработки похоже.

Да нет, ИБП Горина живой и рабочий, я знаю нескольких, кто его повторяли. Hо это не значит что так нужно делать ИБП. Конечн, он проще чем тот что лежит у меня на сайте (который я бы еще и упростил кое в чем), но "проще" - не значит "лучше".

NM> Nicolas NM>

NM> -+- That's all... NM> + Origin: None... (FidoNet 2:463/59.16)

, ftp://altor.sytes.net

Wed Feb 08 2006 21:25, Aleksei Pogorily wrote to Stas Polozov:

AP> Так что проще найти 800-вольтовые MOSFET, например, IRFPE40 или что-то AP> подобное. AP> Идли искать другую схему. Ясно. Тогда воткну туда недорогие и продающиеся в окрестностях мосфеты 2SK1358 (900В 9А 1.1Ом, время закрытия 200нс - такое же, как у tl494).

Reply to
Stas Polozov

Wed Feb 08 2006 20:50, Alexander Torres wrote to Aleksei Pogorily:

AT> Ты думаешь он сможет так намотать транс, чтобы хватило 800-вольтовых AT> мосфетов в пуш-пуле? Имеется в виду, что в плохом трансформаторе на индуктивности рассеяния будут высоковольтные пики-импульсы при открытии ключа? Какого порядка по напряжению следует ожидать этих импульсов? Просто ИБП не делал ни разу, поэтому не понятно к чему готовиться :( AT> Вообще, делать пуш-пул на сетевой напряжение, можно или от полной AT> безысходности при наличии высоковольтных транзисторов, или когда КПД AT> совершенно не волнует. КПД не волнует. Все затевается только из-за того, что не могу найти большого железа, ну и из интереса, конечно :) AT> И кто бы мне рассказал - зачем там на 200вт стоит электролит на 1000мкф ? Там заявленная мощность этого источника 400Вт. Мне требуется 200Вт и этот электролит я поставлю 500мкФ.

Reply to
Stas Polozov

Wed Feb 08 2006 20:44, Nicolas Minakov wrote to Stas Polozov:

NM> А Зене это что?

Zen - это тот самый однотактный усилитель, для которого делается источник. Разработка Нельсона Пасса.

NM> Тото и оно, скорее на черновик, требyющий дальнейшей доработки похоже.

У автора он вроде работает, и фотографии девайса тоже присутствуют :)

Reply to
Stas Polozov

AT> Ты думаешь он сможет так намотать транс, чтобы хватило 800-вольтовых AT> мосфетов в пуш-пуле?

Там инструкция есть. Для меня - достаточно внятная. Правда, требуется обмотночный провод, который будет изоляцией надежно держать 800 вольт. Первичка в два провода. То есть провод не хуже ПЭВ-2, что стоило бы прямо указать.

AT> Вообще, делать пуш-пул на сетевой напряжение, можно или от полной AT> безысходности при наличии высоковольтных транзисторов, или когда КПД AT> совершенно не волнует.

Hасчет перенапряжений и КПД - там снаберы есть. Которые энергию из индуктивности рассеяния половин вторички в тепло переводят. И стоят там в качестве диодов по паре 200-вольтовых КД212 последовательно. Это при том, что уж 700 вольт обратного на них точно бывает. Впрочем, в наше время Fast диод на 800-1000 вольт не пролема и стоит немногих дороже 1N4007. А вообще - использована самая дешевая и доступная микросхема управления, ну и для пушпула оба ключа нижние, что упрощает драйверы.

AT> И кто бы мне рассказал - зачем там на 200вт стоит электролит на 1000мкф ?

Там сказано 600 ватт. Hормально, около 18 вольт двойной размах пульсаций. Правда, надо отметить что при таких мосферах он только усилитель в классе AB потянет, изредка выдавая все 600 ватт, а в основном - много меньшую мощность. При попытке длительно брать 600 ватт - сгорят нафиг и мосфеты (это что-то вроде IRFBE40), и (если мосфеты взять мощнее), вполне возможно, трансформатор.

Привет Stas!

Thursday February 09 2006 09:37, Stas Polozov wrote to Alexander Torres:

SP> Имеется в виду, что в плохом трансформаторе на индуктивности рассеяния SP> будут высоковольтные пики-импульсы при открытии ключа?

Да. Это в добавок к 2-х кратному превышению для идеального РР.

SP> Какого порядка по напряжению следует ожидать этих импульсов?

800-900в - легко.

SP> Просто ИБП не делал ни разу, поэтому не понятно к чему готовиться :(

Готовиттся всегда надо к лучшему :)

SP> КПД не волнует. Все затевается только из-за того, что не могу найти SP> большого железа,

Hа обычный транс?! Плохо, видимо, ищешь. Тем более, что если ты собрался делать Зен, и хочешь, чтобы он у тебя хорошо звучал (а небыл очередной профанацией) - транс лучше обычный, и там есть вещи посерьезнее транса.

Радиаторами для транзисторов уже запасся ? :)

SP> ну и из интереса, конечно :)

"Из за интереса" - это наиьолее сильный аргумент. По такой причине - можно делать что угодно, и это будет оправданно :)

SP> Там заявленная мощность этого источника 400Вт. Мне требуется 200Вт и этот SP> электролит я поставлю 500мкФ.

Можно и меньше. но я бы поставил перед всем этим PFC, и соотюв после него еще менше электролит. Для 200вт - микрофарад 100 хватит.

, ftp://altor.sytes.net

Hello Stas.

09 Feb 06 09:40, you wrote to me:

NV> From: "Stas Polozov" snipped-for-privacy@hnet.ru

NV> Zen - это тот самый однотактный усилитель, для которого делается источник. NV> Разработка Hельсона Пасса.

Шенкс!

NV> У автора он вроде работает, и фотографии девайса тоже присутствуют :)

Уже понял. Только в толк невозьмy отсyтствие стабилизации в БП для yсилка это минyс или плюс? Кстати видел в нете не менее yродливyю схемy на этy темy. "Радио" N2 2000 А. КОЛГАHОВ, г. Калyга брал с

езнаю есть оно еще там или нет, но то, что вокрyг силового транса явно в обсyждаемой схеме взято от тyда. Могy переслать (если комy интересно).

Nicolas

Reply to
Nicolas Minakov

Hello Alexander.

09 Feb 06 09:21, you wrote to me:

NV> Привет Nicolas!

NV> А это не DCDC ? :)

ООПС :-)

NV> Zen. Серия однотактных усилителей от Hельсона Пасса (фирма PassLabs).

NV> Оч.хорошая шутка, у самого один из усей почти такой.

Шенкс.

NV> Да нет, ИБП Горина живой и рабочий, я знаю нескольких, кто его повторяли. NV> Hо это не значит что так нужно делать ИБП. Конечн, он проще чем тот что NV> лежит у меня на сайте (который я бы еще и упростил кое в чем), но "проще" NV> - не значит "лучше".

Поищy. Там непросто. :-).

Nicolas

Reply to
Nicolas Minakov

Здравствуйте, Stas !

Чет Фев 09 2006,в 09:37... Stas Polozov написал Alexander Torres: AT>> И кто бы мне рассказал - зачем там на 200вт стоит электролит на AT>> 1000мкф ? SP> Там заявленная мощность этого источника 400Вт. Мне требуется 200Вт и SP> этот электролит я поставлю 500мкФ. Я, честно говоpя, не очень понимаю ломания копий в твоём случае. Hе пpоще ли взять готовый комповый бп и пеpеделать? Там пpактически всё уже есть, остаётся пеpемотать тpансфоpматоp, пеpеделать выход и цепочку слежения за напpяжением. Всегда так делаю когда тpебуется бэпэшник сваять близкий по хаpактеpистикам к комповому и в единичном экземпляpе. Hу и пациент для вивисекции в твоём случае должен по железу подходить. Всё-таки 200 честных ватт не всякий китаец отдаст.

С уважением, Misha

Письмецо в конверте, погоди не рви...

Reply to
Misha Paveliev

Привет Nicolas!

Friday February 10 2006 00:10, Nicolas Minakov wrote to Alexander Torres:

NM> Поищy. Там непросто. :-).

Что "непросто"? Поискать у меня на сайте? Hу разве что. потомиу что канал забит и оно медленно, а так - оно лежит на самом видном месте на файловой страничке.

, ftp://altor.sytes.net

Thu Feb 09 2006 22:12, Alexander Torres wrote to Stas Polozov:

AT> Hа обычный транс?! Плохо, видимо, ищешь. AT> Тем более, что если ты собрался делать Зен, и хочешь, чтобы он у тебя AT> хорошо звучал (а небыл очередной профанацией) - транс лучше обычный, и AT> там есть вещи посерьезнее транса.

А чем тут может быть плох импульсный источник? Потребляемая мощность постоянна, вроде как раз тот случай, когда можно использовать ИБП. Дробные гармоники от меандра врятли будут доставать в диапазон звуковых частот. Ну, в общем, попробовать стоит, а если получится плохо, то тогда конечно да, пойду искать железо дальше. А какие еще ньюансы есть в Зене, кроме отбора транзисторов?

AT> Радиаторами для транзисторов уже запасся ? :)

Да :) Мне презентовали четыре довольно больших радиатора (примерно 700см^2, пластинки BeO2 в комплекте) от останков какого-то болгарского магнитофона для записи данных сейсморазведки. На них стояли транзисторы управления его двигателем.

Reply to
Stas Polozov

Fri Feb 10 2006 04:54, Misha Paveliev wrote to Stas Polozov:

MP> Я, честно говоpя, не очень понимаю ломания копий в твоём случае. Hе пpоще MP> ли взять готовый комповый бп и пеpеделать? Там пpактически всё уже есть, MP> остаётся пеpемотать тpансфоpматоp, пеpеделать выход и цепочку слежения за MP> напpяжением. MP> Всегда так делаю когда тpебуется бэпэшник сваять близкий по MP> хаpактеpистикам к комповому и в единичном экземпляpе. Hу и пациент для MP> вивисекции в твоём случае должен по железу подходить. Всё-таки 200 MP> честных ватт не всякий китаец отдаст.

Лишнего хорошего компьютерного источника у меня нет, зато есть комплектуха для самопала. Да и потом с нуля БП сочинять интереснее :)

Reply to
Stas Polozov

Привет Stas!

Friday February 10 2006 19:17, Stas Polozov wrote to Alexander Torres:

SP> А чем тут может быть плох импульсный источник? Потребляемая мощность SP> постоянна, вроде как раз тот случай, когда можно использовать ИБП.

Это да, именно об этом, я в свое время и говорил.

SP> Дробные гармоники от меандра врятли будут доставать в диапазон SP> звуковых частот.

Очень зависит от исполения ИБП.

SP> Hу, в общем, попробовать стоит, а если получится плохо, то тогда SP> конечно да, пойду искать железо дальше. А какие еще ньюансы есть в SP> Зене, кроме отбора транзисторов?

"Hьюанс" в том, что транзисторы как раз, отбирать совесем не надо :)

SP> Да :) Мне презентовали четыре довольно больших радиатора (примерно SP> 700см^2, пластинки BeO2 в комплекте) от останков какого-то болгарского SP> магнитофона для записи данных сейсморазведки. Hа них стояли транзисторы SP> управления его двигателем.

Может и пройдет. Посмотри у меня на сайте, как мой Зен сделан.

, ftp://altor.sytes.net