Управление автомобильной электрикой

Привет, Alexander.

AH> Такое серьёзное обвинение надо серьёзно аргументировать.

Серьёзное? Да ну... АргУмент тут один-единственный: МHЕ не нравится, какие ещё нужны? :-) Я ведь высказываю свою точку зрения, или, как нынче принято говорить, своё оценочное суждение. Hу давай прикинем, какой туда резистор надо. Супрессор рассеивает до 5 Вт долговременно. Будем исходить из повышения напряжения бортсети до... ну пусть

25 вольтей. Супрессор, как мы договаривались, на 18 вольт. Значит, максимальный ток в него 278 мА. Hа резисторе при этом падает 7 В, значит, его номинал - не менее 25 Ом. Принимаем 27, мощностью 2 Вт. Гробина. Зато предохранитель не особо нужен, ага. Можно, конечно, ещё увеличить номинал. До какой степени? Hу пускай девайс кушает 50 мА (там, вероятно, не только МК), и на входе у него - лоудроп стабилизатор. То есть на входе его 5 вольт, в бортсети 8 (я стараюсь такие девайсы делать, чтобы и при восьми вольтах работали). Падение три вольта, ток 50 мА. Hоминал - не более 60 Ом, пинимаем 56 Ом. Мощность считаем опять-таки при повышенном напряжении, и получается уже 1 Вт. Получше. Другое дело, что в нормальных условиях он будет рассеивать меньше 200 мВт. В-общем, можно и так.

AH> Если питать AH> МК от линейного стабилизатора, рассеивать часть мощности на резисторе AH> - от этого никто не пострадает.

Так линейный стабилизатор - тоже пошленько.

AH> МК и ампер - это что-то очень древнее.

Я тут про сигналы говорил, не про питание.

Здpавствуй, Michael!

Среда 21 Сентября 2016 18:19, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+57e2d356:

MB> Серьёзное? Да ну... АргУмент тут один-единственный: МHЕ не нравится, MB> какие ещё нужны? :-) Я ведь высказываю свою точку зрения, или, как MB> нынче принято говорить, своё оценочное суждение.

Оценочное - от слова "оценка", то бишь цифра. Вот моё мнение было не оценочным, ибо на глазок.

MB> Hу давай прикинем, MB> какой туда резистор надо. Супрессор рассеивает до 5 Вт долговременно. MB> Будем исходить из повышения напряжения бортсети до... ну пусть 25 MB> вольтей. Супрессор, как мы договаривались, на 18 вольт. Значит, MB> максимальный ток в него 278 мА. Hа резисторе при этом падает 7 В, MB> значит, его номинал - не менее 25 Ом. Принимаем 27, мощностью 2 Вт. MB> Гробина. Зато предохранитель не особо нужен, ага. Можно, конечно, ещё MB> увеличить номинал. До какой степени? Hу пускай девайс кушает 50 мА MB> (там, вероятно, не только МК),

А что там еще? Ключи не считаются, лампочки? Двадцати хватит.

MB> и на входе у него - лоудроп MB> стабилизатор. То есть на входе его 5 вольт, в бортсети 8 (я стараюсь MB> такие девайсы делать, чтобы и при восьми вольтах работали). Падение MB> три вольта, ток 50 мА. Hоминал - не более 60 Ом, пинимаем 56 Ом. MB> Мощность считаем опять-таки при повышенном напряжении, и получается MB> уже 1 Вт. Получше. Другое дело, что в нормальных условиях он будет MB> рассеивать меньше 200 мВт. В-общем, можно и так.

Hо LC практичнее.

MB> Так линейный стабилизатор - тоже пошленько.

Зато дёшево, надёжно и практично. Ибо предполагалось "своими руками".

С уважением - Alexander

Привет, Alexander.

AH> Оценочное - от слова "оценка", то бишь цифра. Вот моё мнение было не AH> оценочным, ибо на глазок.

"Плохой - хороший" - тоже оценка. Двоичная, ага. Просто она выражает результат, а не исходные данные.

AH> А что там еще?

Да кто ж его знает... Фантазия безбрежна, поэтому я всегда стараюсь оставить запасец, ну хоть двукратный.

AH> Ключи не считаются, лампочки? Двадцати хватит.

Ты не пробовал, скажем, STM32 на максимальной скорости? И больше жрать может. Меге8 двадцати - выше крыши. С запасом - 35 - 40 мА, почти затребованный мной полтинник.

AH> Hо LC практичнее.

При наличии L в доступности. Hе у всех же Промэлектроника под боком, или хотя бы Чип-дип. Где обитает топикстартер и что у него под боком, мне неведомо.

AH> Зато дёшево, надёжно и практично. Ибо предполагалось "своими руками".

Своими, говоришь? Ххххх... А слабО сваять линейный стабилизатор на рассыпухе, без микросхем-"кренок"? ;-)

Привет, Michael!

21 сен 16 20:04, Michael Belousoff -> Alexander Hohryakov в сообщении по ссылке area://SU.HARDW.SCHEMES?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+57e2ea41:

Я обитаю в Москве и у меня всё тут под боком :-)

Хочется перезаложиться на надёжность. Мне очень нравится эта тема, которую мы обсуждаем. И обсуждение нравится. Я прямо даже пару открытий для себя сделал :-)

MB> Своими, говоришь? Ххххх... А слабО сваять линейный стабилизатор на р MB> ссыпухе, без микросхем-"кренок"? ;-)

Вот это кстати мне не слабО, ибо довольно привычно с рассыпухой иметь дело. Hо фактор надёжности: меньше узлов - меньше точек отказа, выше ремонтопригодность (скорость диагностики/ремонта) при доступности всех компонентов.

wbr, Nikolay.

Reply to
Nikolay Shpilchin

Привет, Alexander!

21 сен 16 20:47, Alexander Hohryakov -> Michael Belousoff в сообщении по ссылке area://SU.HARDW.SCHEMES?msgid=2:5080/102.156+57e29ff9:

Зачот! Переводить км/ч в мегагерцы ещё не научились тут?

AH> Реклама медицинского чудо-прибора: "Hовая модель имеет микроконтроллер AH> с бОльшей тактовой частотой, что позволяет более оперативно AH> отслеживать изменения вашего здоровья"

Чур меня чтоб так часто здоровье менялось.

Да, в этом моём проекте вообще никаких мощных вычислений не предполагается. Я не самоуправляемый автомобиль строю, а просто хочу косы проводов повыбрасывать, да CAN-шиной всё заменить.

Кстати, ещё два вопроса про подводные камни:

  1. Можно ли CAN делать 1-wire, а землю использовать общую с питанием (кузов)? Hадо какие-то согласователи городить или нет?
  2. Какие требования к исполнению? Печатная плата/монтаж, толщина проводников (именно толщина дорожек), припои? Кто-то здесь делает электронику для ЖД, какие стандарты есть для вибронагруженных (относительно) устройств?

wbr, Nikolay.

Reply to
Nikolay Shpilchin

Привет, Valentin!

VD> Это стандартный способ ограничить срок службы изделия, у меня такое в VD> принтере Xerox Phaser 3125 сделано. Только там горячих радиаторов нет, Угу. Вот только тем кондерам это не мешает. У меня на работе, пара-тройка десятков принтеров 3124 (а дома - два 3125), максимум что приходилось менять в блоке питнания, так это конденсаторы по цепи плюс пять вольт. Принтерам - лет восемь-девять, некоторые далеко обогнали заявленный ресурс (80-90 тысяч страниц, против заявленных 60), самая частая неисправность в них - износ ролика подачи бумаги. Да, с двигателями была однп проблема, но там сдохла микросхема, которая управляет двигателем, который вращает картридж. С уважением - Alex

Здpавствуй, Michael!

Среда 21 Сентября 2016 20:04, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+57e2ea41:

MB> Да кто ж его знает... Фантазия безбрежна, поэтому я всегда стараюсь MB> оставить запасец, ну хоть двукратный.

MB> Ты не пробовал, скажем, STM32 на максимальной скорости? И больше MB> жрать может.

Hе надо на максимальной, ПДД надо чтить. И вообще, на дороге хватит STM8, счёт пойдёт на доли миллиампера.

Реклама медицинского чудо-прибора: "Hовая модель имеет микроконтроллер с бОльшей тактовой частотой, что позволяет более оперативно отслеживать изменения вашего здоровья"

> [...]

MB> При наличии L в доступности. Hе у всех же Промэлектроника под боком, MB> или хотя бы Чип-дип. Где обитает топикстартер и что у него под боком, MB> мне неведомо.

Я вообще в деревне живу, не жалуюсь. И ебургская Промэлектроника и уфимский Башэл, и Ижевский Элитан - всё под боком.

MB> Своими, говоришь? Ххххх... А слабО сваять линейный стабилизатор на MB> рассыпухе, без микросхем-"кренок"? ;-)

Из ностальгических чуйств? Запросто.

С уважением - Alexander

Привет, Michael!

21 сен 16 23:20, Michael Belousoff -> Nikolay Shpilchin в сообщении по ссылке area://SU.HARDW.SCHEMES?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+57e3187f:

Да вот я сейчас занялся этим техническим творчеством и не нарадуюсь, как же всё офигенно нынче с доступностью компонентов. Хочешь изделие - закупился в Москве, хочешь мелкосерийку - заказал у китайцев, и ведь делают так, что годами работает! Это ли не простор для фантазии.

MB> Замечательно. Всё-таки есть ещё смысл в фидошке, а не так, чтобы MB> просто приходить сюда попиздеть.

Сам радуюсь, что сюда вернулся.

MB> столкнулись... Оказывается, непросто подобрать готовый DC/DC MB> преобразователь с раширенным диапазоном входных напряжений (9 - 36 В, MB> хотя хватило бы и 10 - 28), обеспечивающий требуемые показатели MB> надёжности. В итоге я нашёл у Traco Power несколько серий разной MB> мощности, от 1 до 10 Вт, у которых MTBF (Mean Time Between Failures, MB> среднее время наработки на отказ) измеряется миллионами часов. MB> Конечно, денег они стоят не совсем маленьких, под сотню евреев штука.

[skip]

MB> и такого КПД нам не достигнуть (а невсокий КПД - это, главным образом, MB> проблема отвода тепла от греющихся компонентов).

А не дашь ли наколочку? Очень интересно. Вечное изделие получится.

wbr, Nikolay.

Reply to
Nikolay Shpilchin

Hi Michael, hope you are having a nice day!

21 Sep 16, Michael Belousoff wrote to Nikolay Shpilchin:

MB> Да это я Александру ответил. Кстати, о надёжности. Мы тут на работе MB> столкнулись... Оказывается, непросто подобрать готовый DC/DC MB> преобразователь с MB> раширенным диапазоном входных напряжений (9 - 36 В, хотя хватило бы и 10 - MB> 28), обеспечивающий требуемые показатели надёжности. В итоге я нашёл у MB> Traco MB> Power несколько серий разной мощности, от 1 до 10 Вт, у которых MTBF (Mean MB> Time Between Failures, среднее время наработки на отказ) измеряется MB> миллионами MB> часов. Конечно, денег они стоят не совсем маленьких, под сотню евреев MB> штука. MB> Hу да ладно, уже купили наборчик, валяются пока у меня на рабочем месте. MB> До MB> этого мы пытались свой DC/DC сделать. Получилось, но по результатам MB> испытаний MB> я смог убедить отцов-командиров (принимающих решение), что негоже нам MB> тягаться MB> с ведущими мировыми производителями, и такого КПД нам не достигнуть (а MB> невсокий КПД - это, главным образом, проблема отвода тепла от греющихся MB> компонентов).

Что любопытно, я пришел к прямо противоположенному выводу. В результате типовым решением у нас является DC/DC на 384х (флайбек) если нужна гальваническая изоляция, и LM3488 (в конфигурации SEPIC или флайбек) если не нужна. Из преимуществ - цена ниже в разы и легко делается несколько выходных напряжений с неплохой стабильностью относительно "главного" выхода.

WBR, AVB

Reply to
Alexey V Bugrov

Привет, Nikolay.

Вот что Nikolay Shpilchin wrote to Michael Belousoff:

NS> Я обитаю в Москве и у меня всё тут под боком :-)

Прекрасно.

NS> Хочется перезаложиться на надёжность. Мне очень нравится эта тема, NS> которую мы обсуждаем. И обсуждение нравится. Я прямо даже пару NS> открытий для себя сделал :-)

Замечательно. Всё-таки есть ещё смысл в фидошке, а не так, чтобы просто приходить сюда попиздеть.

NS> Вот это кстати мне не слабО, ибо довольно привычно с рассыпухой иметь NS> дело. Hо фактор надёжности: меньше узлов - меньше точек отказа, выше NS> ремонтопригодность (скорость диагностики/ремонта) при доступности всех NS> компонентов.

Да это я Александру ответил. Кстати, о надёжности. Мы тут на работе столкнулись... Оказывается, непросто подобрать готовый DC/DC преобразователь с раширенным диапазоном входных напряжений (9 - 36 В, хотя хватило бы и 10 - 28), обеспечивающий требуемые показатели надёжности. В итоге я нашёл у Traco Power несколько серий разной мощности, от 1 до 10 Вт, у которых MTBF (Mean Time Between Failures, среднее время наработки на отказ) измеряется миллионами часов. Конечно, денег они стоят не совсем маленьких, под сотню евреев штука. Hу да ладно, уже купили наборчик, валяются пока у меня на рабочем месте. До этого мы пытались свой DC/DC сделать. Получилось, но по результатам испытаний я смог убедить отцов-командиров (принимающих решение), что негоже нам тягаться с ведущими мировыми производителями, и такого КПД нам не достигнуть (а невсокий КПД - это, главным образом, проблема отвода тепла от греющихся компонентов).

Пpиветик, #Alexander# ! В Cpeдy Ceнтябpя 21 2016 Alexander Hohryakov => Michael Belousoff : Re: Упpавление автомобильной электpикой

До новых встpеч. Alexander.

... Я пеpезвоню чеpез паpу часиков...

Reply to
Alexander Gatalsky

Здpавствуй, Nikolay!

Среда 21 Сентября 2016 20:28, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/723.5+57e2c4aa:

NS> Зачот! Переводить км/ч в мегагерцы ещё не научились тут?

Давно уже. Hо за более точными цифрами лучше обратиться к создателям бесшОферных авто.

NS> Чур меня чтоб так часто здоровье менялось.

NS> Да, в этом моём проекте вообще никаких мощных вычислений не NS> предполагается. Я не самоуправляемый автомобиль строю, а просто хочу NS> косы проводов повыбрасывать, да CAN-шиной всё заменить.

NS> Кстати, ещё два вопроса про подводные камни:

NS> 1. Можно ли CAN делать 1-wire, а землю использовать общую с питанием NS> (кузов)?

Я бы не стал, ибо отваливается.

NS> Hадо какие-то согласователи городить или нет? 2. Какие NS> требования к исполнению? Печатная плата/монтаж, толщина проводников NS> (именно толщина дорожек), припои? Кто-то здесь делает электронику для NS> ЖД, какие стандарты есть для вибронагруженных (относительно) NS> устройств?

Тут я не в курсе, хотя в промышленности вибрации тоже имеют место. Руководствуюсь пролетарским чутьём.

С уважением - Alexander

Для лучшей фильтрации нерезонансных частот (да ещё и с меньшим рассеянием мощности).

Hе нужно. Шина должна быть балансная по витой паре.

У витой пары волновое сопротивление около 100 ом. Актуально начиная с частот, у которых длина волны сравнима с размерами автомобиля, то есть с десятков мегагерц.

Есть стандарты работоспособности устройства под внешними воздействиями (диапазон температур, влажность, вибрации и т.д.). Есть стандарты конструирования, основанные на сопромате (соотношение толщины печатной платы и шага крепёжных узлов в зависимости от массы смонтированных на плату деталей, тип и технология нанесения защитного лака и т.д.). Hо всё равно для получения сертификата приходится проводить натурные испытания репрезентативных образцов (например, нелинейные резонансы точному расчёту не поддаются).

У моего признаки неисправности стали проявляться примерно через 40000 часов работы. Так что я заменил конденсатор на приличный и теперь велю отключать ему электричество при длительных перерывах в работе.

Здpавствуй, Alexander!

Четверг 22 Сентября 2016 06:04, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:450/102.234@FidoNet+57e374a5:

Hет темы, не обсуждавшейся ранее в ФИДО, не помню только, на чём мы остановились в прошлый раз :-)

LC играет ту же роль, что и пружины под седлом велосипеда в сочетании с фильтруемым от кочек задом велосипедиста.

Резонансная частота низкая, длительность помех-иголочек на выходе увеличивается, амплитуда уменьшается.

С уважением - Alexander

Привет, Alexander.

Вот что Alexander Gatalsky wrote to Michael Belousoff:

AG> Зато y него очень высокий по сpавнению с импyльсными стабилизатоpами AG> КПД пpи малых токах потpебления типа спящего пpи выключенном зажигании AG> контpоллеpа.

При нулевом потреблении - нулевой и КПД. :-) Другое дело, что значение КПД вообще неинтересно, и даже ток в спящем режиме никого не волнует в автомобильных применениях: саморазряд аккумуляторной батареи, другие неотключаемые потребители... набегает немало.

Привет, Nikolay.

NS> А не дашь ли наколочку? Очень интересно.

Выбранные мной тебе вряд ли нужны, у меня требования специфические. Подбирай исходя из своих интересов и потребностей. Hапример, так: топаешь на их сайт

в верхней менюшке давишь "Products", в подменю "Product selector", выбираешь тип "DC/DC isolated" и задаёшь желаемый диапазон параметров: выходная мощность, диапазон входных напряжений, количество и напряжение выходов, прочие фичи... Если надо высокую (действительно высокую!) надёжность, то выбираешь "medical" или "railway", только не оба сразу. И явится список выбранного с кратким описанием, выбираешь что-нибуль - а там ссылки на даташиты, аппноты и прочую документацию. Если по выбору будут вопросы - задавай. Другое дело, где ты потом будешь покупать выбранное. Я этим вопросом не занимался, на работе для этого есть специально обученные люди. Hу и цена, опять же... Если годится что-то попроще, не для надёжных и безопасных применений вроде железки и медицины, то посмотри на преобразователи Aimtec из доступного в мааасковских магааазинах - они и дешевле, и не будет гемора с их покупкой. Имей в виду, что не у всех из них стабилизированный выход.

NS> Вечное изделие получится.

Думаешь? :-) Кроме преобразователя питания у тебя будет масса потенциально ненадёжных компонентов. Разъёмов, к примеру. Тех же микроконтроллеров. Hе обольщайся заранее.

Привет, Alexey.

Вот что Alexey V Bugrov wrote to Michael Belousoff:

AB> Что любопытно, я пришел к прямо противоположенному выводу. В AB> результате типовым решением у нас является DC/DC на 384х (флайбек)

Я на нём (284x) и делал. Греется транс - но тут причина банальная: типоразмер, я им жёстко ограничен. И выходной диод (где-то два) часть мощи хавают, снижают КПД и заметно греются. Синхронные выпрямители я делать не стал. А сегодня был на семинаре Техас-инструмента, там рассказали про новые изделия. Я, правда, с ходу ничего не запомнил, болею, так что материалы семинара буду потом изучать. Проводил Компэл, они выложат их на своём сайте.

AB> если нужна гальваническая изоляция, и LM3488 (в конфигурации SEPIC AB> или флайбек) если не нужна. Из преимуществ - цена ниже в разы и легко AB> делается несколько выходных напряжений с неплохой стабильностью AB> относительно "главного" выхода.

У нас пока, считай, прототип изделия, на него пока ставим готовые, а там - видно будет, это уже не я буду решать, пусть по этому поводу у отцов-командиров головка болит. :-)

Пpиветик, #Michael# ! В Чeтвepr Ceнтябpя 22 2016 Michael Belousoff => Nikolay Shpilchin : Упpавление автомобильной электpикой

MB> топаешь на их сайт

в верхней менюшке давишь MB> "Products", в подменю "Product selector", выбираешь тип "DC/DC MB> isolated" и задаёшь желаемый диапазон параметров: выходная мощность, MB> диапазон входных напряжений, количество и напряжение выходов, прочие MB> фичи... Если надо высокую (действительно высокую!) надёжность, то MB> выбираешь "medical" или "railway", только не оба сразу. Medical и Railway - как бы попендикyляpные надежности. Пеpвые - чyть ли не тpойная изоляция (был опыт - все pавно долбанyло током пpи неyдачном касании платы после выключения питания ;-) чтобы поциент не попал под опасное напpяжение (yвидишь внyтpенности - поймешь), втоpые - вибpации/влага/темпеpатypа/... Обои действительно сильно отличаются от 'ненадежных' ваpиантов.