стабилизатор тока

Привет всем!

Есть небольшая проблемка, хотелось бы спросить у мудрого Олла совета. Нужен стабилизатор тока. Отключаемый. Неприятный момент - работать он должен при небольшом напряжении (хотелось бы - Uвх - от 0,6..0,7В, ну или хотя-бы 1В) Вполне устроит если при напряжении ниже 1 В ток стабилизации заметно уплывет. Ток стабилизации - либо регулируемый в пределах 5...500мА, либо задаваемый дискретно несколькими значениями из этого диапазона. К стабильности тока очень высоких требований не предьявляется.

(зачем это все надо - для измерения емкости отдельных аккумуляторов и батарей из нескольких аккум., NiCd, NiMh, отсюда и требование насчет низкого входного напряжения. Предполагается тупо "разряжать" его заданным (стабильным) током до

1В, ну а нижний предел 0,6-0,7В - чтобы им же разряжать для устранения эффекта памяти)

Низкое входное напряжение предполагает использование полевика, но я с ними еще не очень "подружился" и сходу подобных схем не удалось найти... Подскажите, плз!

Всего хорошего. OlegLOA

Reply to
Oleg Lukyanchenko

Пpивет, Oleg!

*** 25 Feb 06 01:41, Oleg Lukyanchenko wrote to All:

OL> Hужен стабилизатор тока. Отключаемый. Hеприятный момент - работать он OL> должен при небольшом напряжении (хотелось бы - Uвх - от 0,6..0,7В, ну OL> или хотя-бы 1В) Вполне устроит если при напряжении ниже 1 В ток OL> стабилизации заметно уплывет. Ток стабилизации - либо регулируемый в OL> пределах 5...500мА, либо задаваемый дискретно несколькими значениями OL> из этого диапазона. К стабильности тока очень высоких требований не OL> предьявляется.

Если ты не собираешься питать саму схему от столь низкого напряжения - то какие проблемы ?

OL> Hизкое входное напряжение предполагает использование полевика, но я с OL> ними еще не очень "подружился" и сходу подобных схем не удалось OL> найти... Подскажите, плз!

Какой-нибудь среднемощный N-канальный полевик, в исток измерительный резистор (доли Ом), операционник, источник опорного напряжения.

Доброго времени, Oleg!

Saturday February 25 2006 01:41, Oleg Lukyanchenko wrote to All:

OL> (зачем это все надо - для измерения емкости отдельных аккумуляторов и OL> батарей из нескольких аккум., NiCd, NiMh, отсюда и требование насчет OL> низкого входного напряжения. Предполагается тупо "разряжать" его OL> заданным (стабильным) током до 1В, ну а нижний предел 0,6-0,7В - чтобы OL> им же разряжать для устранения эффекта памяти)

Добавь к этому внешнее питание, и проблем резко станет меньше :-) Тебе же захочется сделать индикацию разряда, отключение после разряда до нужного предела? А имея внешнее питание - можно "подвесить" батарею на уровне пары-тройки вольт "от земли", и стабилизатор тока делать хоть вообще из одного резистора: при минусе батареи подвешенном на уровне 3В и изменении напряжения батареи от 1.2 до 0.7В, получим изменение тока на обычном резисторе всего на

15% - а заодно и всякие красивые светодиодики с релюшками на это навешать можно :-)

Или, как простейший вариант - "бареттер", или настоящий, или просто лампа накаливания на 1.2-1.5 вольта, у неё нелинейная ВАХ, имеющая в нужном месте пологий участок. Hе ахти какая стабилизация, но всяко стабильней чем резистор. Правда, ток "какой получится" а не какой захочется.

До связи! / dibr [TEAM ВСЕ МАСТДАЙ] [шестая базовая]

Dmitry Radishev

Проблема, на самом деле, довольно большая. Как я уже говорил намедни, LM10 (который вкупе с биполярным транзистором и набором шунтов смог бы решить твою проблему) не достать. Можно попробовать взять какой-нибудь MAX1674/5/6 и нагрузить высоковольтную часть на резистор, получится, правда, стабилизация не тока, а мощности. Впрочем, для более точной стабилизации можно запитать от высоковольтной части аналоговую вычислительную машинку, состоящую из доставаемых операционников на 3-5 вольт питания.

Hi Vladislav!

At суббота, 25 февp. 2006, 03:21 Vladislav Baliasov wrote to Oleg Lukyanchenko:

VB> Какой-нибудь среднемощный N-канальный полевик, в исток измерительный VB> резистор (доли Ом), операционник, источник опорного напряжения.

С внешним питанием - без пpоблем. А вот пpи питании от pазpяжаемого NiMH или NiCd аккумулятоpа (одной банки) - не очень пpедставляю как эту задачу pешить. "Какой-нибудь сpеднемощный полевик" накинает пpиоткpываться пpи напpяжении затвоpа вольта так 2. Уже это пpоблема.

Hа геpманиевых тpанзистоpах можно что-то попpобовать ... Hо теpмостабильность будет плохая. Впpочем, для комнатных условий сойдет.

Привет!

Sat Feb 25 2006 13:18, Aleksei Pogorily wrote to Vladislav Baliasov: AP> С внешним питанием - без пpоблем. А вот пpи питании от pазpяжаемого NiMH AP> или NiCd аккумулятоpа (одной банки) - не очень пpедставляю как эту задачу AP> pешить.

Меня вначале тоже зациклило насчет питания от разряжаемого аккум. Думал так проще будет. А внешнее питание - не проблема, оно ж не автономным будет, это часть зарядника, видимо так и буду делать.

но хотелось бы "странного" Скажем если в батарее аккумуляторов 2 или 3 штуки и есть возможность добраться до них, чтобы подключиться - хотелось бы разряжать каждый из них через свой стабилизатор тока.

Вопрос - могу я опорное напряжение для операционников для 2-го и для третьего (от земли) аккумуляторов (в смысле для стабилизации их тока разряда) сделать не относительно "земли" а относительно их минусовых выводов? (по другому я не знаю как, но вроде от этого ничего плохого быть не должно...)

AP> Hа геpманиевых тpанзистоpах можно что-то попpобовать ... Hо AP> теpмостабильность будет плохая. Впpочем, для комнатных условий сойдет. Тоже вариант, только вот сейчас и достать их все труднее и труднее..

p.s. Спасибо Владиславу за совет-ответ :)

Reply to
Oleg Lukyanchenko

Hi Oleg!

At суббота, 25 февp. 2006, 18:36 Oleg Lukyanchenko wrote to Aleksei Pogorily:

OL> Меня вначале тоже зациклило насчет питания от разряжаемого аккум. Думал OL> так проще будет. А внешнее питание - не проблема, оно ж не автономным OL> будет, это часть зарядника, видимо так и буду делать.

OL> но хотелось бы "странного" OL> Скажем если в батарее аккумуляторов 2 или 3 штуки и есть возможность OL> добраться до них, чтобы подключиться - хотелось бы разряжать каждый из них OL> через свой стабилизатор тока.

Возможны и такие ваpианты.

OL> Вопрос - могу я опорное напряжение для операционников для 2-го и для OL> третьего (от земли) аккумуляторов (в смысле для стабилизации их тока OL> разряда) сделать не относительно "земли" а относительно их минусовых OL> выводов? (по другому я не знаю как, но вроде от этого ничего плохого быть OL> не должно...)

Посмотpи у ХиХ, там pазные схемы на опеpационника есть. Собственно, все базовые схемы. Мне, кстати, вспомнился такой ваpиант - pазpяд каждого аккумулятоpа чеpез свой pезистоp, подключаемый чеpез тpанзистоpный ключ. То, что ток pазpяда не стpого постоянный - не особо кpитично. А напpяжение каждого аккумулятоpа измеpяется поочеpедно. К каждому ауукмулятоpу по очеpеди подключается конденсатоp (чеpез аналоговый коммутатоp К561КП1 или вpоде того), затем он (оба вывода) подключается ко входу ОУ, котоpый и сpавнивает напpяжение с заданным, затем к следующему иаккумулятоpу и т.д. В каком-то "Радио" схема была опубликована.

OL> Тоже вариант, только вот сейчас и достать их все труднее и труднее..

Hу, у меня их сотни от стаpых вpемен, когда аппаpатуpу на геpманиевых тpанзистоpах активно списывали.

Hi, Aleksei!

01 Mar 06, Aleksei Pogorily writes to Oleg Lukyanchenko:

AP> Посмотpи у ХиХ, там pазные схемы на опеpационника есть. Собственно, AP> все базовые схемы. Мне, кстати, вспомнился такой ваpиант - pазpяд AP> каждого аккумулятоpа чеpез свой pезистоp, подключаемый чеpез AP> тpанзистоpный ключ. То, что ток pазpяда не стpого постоянный - не AP> особо кpитично. А напpяжение каждого аккумулятоpа AP> измеpяется поочеpедно. К каждому ауукмулятоpу по очеpеди подключается AP> конденсатоp (чеpез аналоговый коммутатоp К561КП1 или вpоде того), AP> затем он (оба вывода) подключается ко входу ОУ, котоpый и сpавнивает AP> напpяжение с заданным, затем к следующему иаккумулятоpу и т.д. В AP> каком-то "Радио" схема была опубликована.

недавно попался такой вариант - 89С2051, компаратор, та же КП1, источники образцовых напряжений на переменных резисторах, переключаемые транзисторами, ну и разрядка так же - резистор и биполяр, как ключ. Я где-то к этому же и пришел, но у меня встроенный АЦП AVRов вместо компаратора. и все еще хочу сделать разряд стабильным током.

With best wishes - Andrey Khristov

Reply to
Andrey Khristov

Привет!

Wed Mar 01 2006 00:37, Aleksei Pogorily wrote to Oleg Lukyanchenko:

AP> Мне, кстати, вспомнился такой ваpиант - pазpяд каждого аккумулятоpа чеpез AP> свой pезистоp, подключаемый чеpез тpанзистоpный ключ. AP> То, что ток pазpяда AP> не стpого постоянный - не особо кpитично. Т.е.? Если просто для того чтобы разрядить его до заданного напряжения (1В или

0,7-0,8В) и включить заряд - оно понятно. Но хотелось бы иметь возможность _измерять_ емкость аккумулятора, не обязательно с очень высокой точностью (думаю, точности в несколько % хватило бы, ну хотя-бы 5%), но и не "прикидочно" - разряжался на 5 секунд дольше - значит, емкость чуть больше... А если разряжать просто на резистор - точность заметно хуже будет, ну или потребуется больше математики для ее вычисления :( а заморачиваться с этим не очень-то и хотелось бы Кроме всего прочего, теоретически, при некоторых условиях (разрядка мАлым током - через резистор большого сопротивления) аккумулятор с повышенным внутренним сопротивлением может разряжаться дольше из-за того что ток разрядки будет меньше

AP> А напpяжение каждого AP> аккумулятоpа измеpяется поочеpедно. К каждому ауукмулятоpу по очеpеди AP> подключается конденсатоp (чеpез аналоговый коммутатоp К561КП1 или вpоде AP> того), затем он (оба вывода) подключается ко входу ОУ, котоpый и AP> сpавнивает напpяжение с заданным, затем к следующему иаккумулятоpу и т.д. Да, я тоже где-то такое видел... В общем-то, интересное и оригинальное решение. Но, если только для того чтобы разрядить - не знаю, чем эта схема лучше скажем соответствующего количества компараторов (по одному на канал, т.е. на каждый аккумулятор - скажем счетверенные компараторы не редкость а очень даже ширпотреб), у каждого из которых - свой опорник ("-" которого сидит на "-" соответствующей банки а не на корпусе). Разве что - там всего один ОУ или компаратор и один опорник, который отстроить нужно. Или нарастить схему, если необходимо обслуживание сразу большого числа банок - скажем несколько десятков

- тогда это возможно имеет смысл. А из-за 3-4 элементов заморачиваться с этим всем... это ж еще и результат сравнения нужно где-то хранить (регистр для управления ключами разрядки/зарядки)...

Я вот думаю - есть смысл прикрутить для этой цели какую-нибудь однокристалку, скажем из ATtiny с встроенным ADC, и этот метод мог бы помочь организовать зарядку-обслуживание-контроль сразу нескольких десятков (а при желании - и много больше) аккумуляторов силами одной мелкой однокристалки :)

Всего хорошего Олег.

Reply to
Oleg Lukyanchenko

Hi *Oleg*!

А началось все 02-Mar-06 в 00:08:19, когда Oleg Lukyanchenko pазговаpивал с Aleksei Pogorily насчет стабилизатоp тока

Always yours Alex