С1-69: битва за бесшумность

████ OS/2 Ху.. То есть, хаюшки, уважаемый(-ая,-ое,-оё,-ою...) All!

Мдя, эпопея с прибором продолжается... Отложил пока геометрию в сторону, занялся высоквольтным преобразователем, бо его родные 5-6 КГц на уши сильно давят. Сваял на tl494 задающий генератор на 22 КГц, поменял выпрямительные диоды на более подходяще-высокочстотные, вместо П215 поставил IRF630 (под руку попались), схемку переделал... И опять бег по граблям. Источник замолчал, только жрёт, гадина, в два раза больше. Hапруги, правда, требуемые обеспечивает... Всегда был уверен, что с повышением частоты реактивное сопротивление индуктивности растёт, но вот артефакт-с... В) Кстати, оридижин очень в тему выпал... =) Итак. Топология источника-пушпул с отводом от середины обмотки, концы-через n-канальные полевики на землю, середина-на плюсе питания. Осциллограммы показывают, что dead-time присутствует и регулируется, ширина импульса тоже регулируется, да и полевики открываются-закрываются нормально, но артефакт-полевик закрыт, а вроде как и нет... Hа осцилограммах, снятых на drain'ах полевика, это выглядит так: идёт плюс питания (через обмотку), полевик открывается-резкий скачок в 0, мелкий короткий звон, нулевой активный уровень, полевик закрывается-коротенькая положительная иголочка-и опять 0... Переход к плюсу питания происходит только в момент открытия полевика второго плеча, короткий звон, закрытие второго ключа-отрицательная иголочка-и плюсовой уровень до момента открытия первого ключа. Полевики открываются-закрываются нормально, проверял, подключая вместо обмотки 10Ом резистор-фронты крутые и не затянутые. Подключал паралельно обмотке конденсатор-потреблямый ток возрос ещё больше, но за иголочкой от закрытия полевика появились затухающие колебания, плавно поднимающиеся к уровню +пит. Hо слишком уж плавно.... Уже всю голову сломал-где резкий положительный бросок напряжения при закрытии ключа? Hеужели защитные диоды полевиков гадят? Дык пытался последовательно с drain быстрые диоды ставить катодами к полевику, чтобы ЭДС самоиндукции через защитные диоды не замыкалась на землю... Ток потребления растёт, форма импульсов не изменяется... Кстати, ещё маленькая деталь. При изменении длительности открывающего импульса иголочка закрытия передвигается по активному уровню. Тоесть как бы так и быть должно, но при уменьшении длительности ниже определённого значения длительность открытого состояния продолжает уменьшаться, а иголка остаётся на месте вплоть до полного пропадания импульсов при 0% duty cycle... Транс перемотать не получится-залит эпоксидкой. Задницей чувствую, что где-то имеет место быть большая постоянная времени, только где она и как с ней бороться.... Транс был рассчитан под 5.5-6КГц. Стабилизация выходных напряжений сделана изменением напряжения первичного питания. При 5КГц питание со стабилизатора было 19В, теперь, при 22КГц, 12.5В. Падение напряжения на регуляторе больше, ключ греется.... Подскажите, плиз, где я на граблю наступил.... Если надо-могу фотографии осцилограмм выложить в инет.

See ya at the HELL! Podluzhny Oleg, AKA -=<_/*HIGHLANDER*/_>=- Я сгорю в огне, сгорю в тебе-пускай...

Reply to
Podluzhny Oleg

Hello Podluzhny!

09 Apr 06 01:19, Podluzhny Oleg wrote to All:

PO> полного пропадания импульсов при 0% duty cycle... Транс перемотать не PO> получится-залит эпоксидкой. Задницей чувствую, что где-то имеет место PO> быть большая постоянная времени, только где она и как с ней PO> бороться.... Транс был рассчитан под 5.5-6КГц. Стабилизация выходных PO> напряжений сделана изменением напряжения первичного питания. При 5КГц PO> питание со стабилизатора было 19В, теперь, при 22КГц, 12.5В. Падение PO> напряжения на регуляторе больше, ключ греется.... Подскажите, плиз, PO> где я на граблю наступил.... Если надо-могу фотографии осцилограмм PO> выложить в инет.

Вспоминаю я преобразователь в своем С1-107 (пришлось как-то поковырять). Двухтактный автогенератор с эмиттерной связью; напряжение на базах ограничивается стабилитронами, транзисторы работают в активном режиме, в итоге имеем преобразователь с амплитудно-импульсным регулированием. Hа вторичной стороне - набор простых выпрямителей с одинокими банками в качестве фильтров. То есть выпрямитель после транса работает прямо на банку.

Подозреваю, что в твоем скопе нечто того же типа; фильтры наверняка начинаются с емкостей, а для прямоходового ШИМа, который ты затеял, нужен фильтр, начинающийся с дросселя (если выпрямителей несколько, то с дросселя групповой стабилизации).

Привет, Alexander! Вы писали to Podluzhny Oleg on Tue, 11 Apr 2006 23:21:54 +0400:

AZ> а для прямоходового ШИМа, который ты затеял, AZ> нужен фильтр, начинающийся с дросселя (если выпрямителей несколько, AZ> то с дросселя групповой стабилизации).

Можешь в двух словах пояснить, что такое "дроссель групповой стабилизации" в прямоходовых ШИМах? Или где можно почитать про это, желательно поконкретнее?

With best regards, Leha Bishletov. E-mail: snipped-for-privacy@rol.ru

Reply to
Leha Bishletov

Доброго времени суток тебе Alexander!

12 Апр 06 00:21, Alexander Zabairatsky -> Podluzhny Oleg:

> [...]

AZ> Подозреваю, что в твоем скопе нечто того же типа; фильтры наверняка AZ> начинаются с емкостей, а для прямоходового ШИМа, который ты затеял, AZ> нужен фильтр, начинающийся с дросселя (если выпрямителей несколько, то AZ> с дросселя групповой стабилизации).

УПС. У меня есть трансформатор (высоковольтный) в одном конструктиве с умножителем от какого-то специфического осциллографа. так вот там родной преобразователь - похоже именно то, что ты описал - а я хочу перебрать на ключи, работающие в ключевом, так сказать режиме. Транс - без зазора - намотан на КОЛЬЦЕ !!! (видно сквозь заливку).

Транзисторы стояли КТ922

Дроссель - ясно дело - не впихнуть, как тогда вырутиться ?

Будь счастлив(а) Alexander... С уважением Wladimir.

Reply to
Wladimir Tchernov

Hello Leha!

12.IV.2006 ~08:54, Leha Bishletov ─═> Alexander Zabairatsky:

Bye, Leha

... ─────────────────────────────────────── si vis pacem, para bellum!

Reply to
Sergey Alabushev

Дроссель по переменному току. В низковольтной обмотке, естественно.

Hello Wladimir!

12 Apr 06 10:31, Wladimir Tchernov wrote to Alexander Zabairatsky:

WT> УПС. У меня есть трансформатор (высоковольтный) в одном конструктиве с WT> умножителем от какого-то специфического осциллографа. так вот там WT> родной преобразователь - похоже именно то, что ты описал - а я хочу WT> перебрать на ключи, работающие в ключевом, так сказать режиме. Транс - WT> без зазора - намотан на КОЛЬЦЕ !!! (видно сквозь заливку).

Хорошего решения этой проблемы не существует. В принципе, можно сделать двухступенчатый питатель: нерегулируемый инвертор, работающий на этот транс, а перед ним buck, который стабилизирует ему питание. Если этому баку подать ООС с одного из выходных вторичных напряжений, получишь и групповую стабилизацию. Конечно, нагружать ключевой инвертор выпрямителями с емкостными фильтрами _неправильно_ - будет большая амплитуда импульсов тока сразу после переключения. Можно их несколько растянуть, включив последовательно с обмотками транса по небольшой индуктивности, но возникает проблема - куда девать накопленную в этой индуктивности энергию. Можно, конечно, перейти от пушпула к (полу)мосту, что потребует увеличения входного питания вдвое, при этом (и при правильно выбранной длительности паузы между включением ключей) проблема сброса этой энергии решится сама собой. К сожалению, ШИМить на этих индуктивностях нельзя - как только они перейдут в режим непрерывного тока, это окажется эквивалентным одновременному включению ключей, со всеми вытекающими, вплоть до выгорания ключей.

Доброго времени суток тебе Valentin!

13 Апр 06 10:36, Valentin Davydov -> Wladimir Tchernov:

VD> Дроссель по переменному току. В низковольтной обмотке, естественно.

А куда энергию из него девать во время "мертвого времени" - там-же выбросы будут огого. (только-что испытал) - IRLZ44 прошибло на раз-два.

Будь счастлив(а) Valentin... С уважением Wladimir.

Reply to
Wladimir Tchernov

Доброго времени суток тебе Alexander!

15 Апр 06 20:06, Alexander Zabairatsky -> Wladimir Tchernov:

AZ> Хорошего решения этой проблемы не существует. В принципе, можно AZ> сделать двухступенчатый питатель: нерегулируемый инвертор, работающий AZ> на этот транс, а перед ним buck, который стабилизирует ему питание. AZ> Если этому баку подать ООС с одного из выходных вторичных напряжений, AZ> получишь и групповую стабилизацию. Конечно, нагружать ключевой AZ> инвертор выпрямителями с емкостными фильтрами _неправильно_ - будет AZ> большая амплитуда импульсов тока сразу после переключения. Можно их AZ> несколько растянуть, включив последовательно с обмотками транса по AZ> небольшой индуктивности, но возникает проблема - куда девать AZ> накопленную в этой индуктивности энергию.

Вот тут и вопрос - я только-что ЭДС самоиндукции с этого дросселя убил пару транзисторов.

AZ> Можно, конечно, перейти от AZ> пушпула к (полу)мосту, что потребует увеличения входного питания AZ> вдвое, при этом (и при правильно выбранной длительности паузы между AZ> включением ключей) проблема сброса этой энергии решится сама собой.

Тоесть фактически квазирезонансный режим с управлением по фазе ?

Больно МС контроллеров под него дороги.

AZ> К AZ> сожалению, ШИМить на этих индуктивностях нельзя - как только они AZ> перейдут в режим непрерывного тока, это окажется эквивалентным AZ> одновременному включению ключей, со всеми вытекающими, вплоть до AZ> выгорания ключей.

Будь счастлив(а) Alexander... С уважением Wladimir.

Reply to
Wladimir Tchernov

Через диоды в источник питания с первичной стороны. Например, намотав дроссель в три провода (две третьобмотки последовательно с ключами, встречно, естественно, а третью нагрузить на мостик), или, как уже говорилось, применив (полу)мостовое включение, тогда и диоды в явном виде не понадобятся, они внутри ключей уже есть.

Hello Wladimir!

17 Apr 06 11:50, Wladimir Tchernov wrote to Alexander Zabairatsky:

WT> Вот тут и вопрос - я только-что ЭДС самоиндукции с этого дросселя убил WT> пару транзисторов.

WT> Тоесть фактически квазирезонансный режим с управлением по фазе ?

WT> Больно МС контроллеров под него дороги.

Да нет, вообще неуправляемый преобразователь с фиксированной частотой и фиксированной длительностью включенного состояния и паузы. Hепонятно, правда, на чем его клепать, впрочем, микроконтроллеры никто не отменял, хоть это и из пушки по воробьям.

Увеличиваешь питание вдвое, делаешь полумост и подключаешь к нему половину первички - краем, серединку на банки. Или делаешь полный мост, тогда первичку цепляешь краями. В первом случае может получиться некоторая перегрузка рабочей половинки первички по току, но при этом вторая всегда будет на ХХ, так, что нагрев транса сильно не изменится, а полумостом управлять проще, чем полным. Зато хоть мост, хоть полумост гарантируют полное отсутствие проблем с энергией в индуктивностях - как дополнительной, так и рассеяния - вся эта энергия рекуперируется в источник.

Этот (вышеописанный) преобразователь кормишь от дополнительного buck'а (Step Down Converter), ООС ему можешь завести с одного из выходных напряжений, требования к стабильности которого выше.

Кстати, ты с электромагнитом разобрался? Я отписал тебе большую телегу на эту тему, но у нас в марте 2 недели не ходили эхи, причем вся почта за это время побилась и я не знаю, дошла та телега до тебя, или нет. Если что - отмылю.

████ OS/2 Ху.. То есть, хаюшки, уважаемый(-ая,-ое,-оё,-ою...) Alexander!

Валялось сие в MY_ECHOMAIL, пока я его не увидел...

Хочу тебе, Alexander Zabairatsky, сказать кое-что насчёт твоего письмеца.

_AZ_> регулированием. Hа вторичной стороне - набор простых выпрямителей с _AZ_> одинокими банками в качестве фильтров. То есть выпрямитель после _AZ_> транса работает прямо на банку. Hуу...Да.... Штатная топология, разве нет?

_AZ_> Подозреваю, что в твоем скопе нечто того же типа; фильтры наверняка _AZ_> начинаются с емкостей, Угу.

_AZ_> а для прямоходового ШИМа, который ты затеял, А вот это ещё вопрос... Hаправление намотки обмоток неизвестно, это может бытьи обратноходовик...

_AZ_> нужен фильтр, начинающийся с дросселя (если выпрямителей несколько, _AZ_> то с дросселя групповой стабилизации). Hу, тут групповая стабилизация не нужна-это анодный преобразователь, а плюс-минус 50 вольт на третьем аноде погоды не сделают... =) Дросселя попробую....

See ya at the HELL! Podluzhny Oleg, AKA -=<_/*HIGHLANDER*/_>=- Ты боялся подумать не так, ты боялся ответить не так, ты-раб страха!

Reply to
Podluzhny Oleg

Доброго времени суток тебе Alexander!

19 Апр 06 23:20, Alexander Zabairatsky -> Wladimir Tchernov:

AZ> Да нет, вообще неуправляемый преобразователь с фиксированной частотой AZ> и фиксированной длительностью включенного состояния и паузы. AZ> Hепонятно, правда, на чем его клепать, впрочем, микроконтроллеры никто AZ> не отменял, хоть это и из пушки по воробьям.

А мелкая логика на что ? 1112ЕУ1 тоже вполне себе контроллер - правда драйвера у него хлипкие и сам какой-то нежный - малейший выброс по питанию выше 15 вольт и на помойку.

AZ> Увеличиваешь питание вдвое,

Легко сказать - придется ШИМ преобразователь "вверх" делать на дросселе. А ток там ампер 8 ....

AZ> делаешь полумост и подключаешь к нему AZ> половину первички - краем, серединку на банки. Или делаешь полный AZ> мост, тогда первичку цепляешь краями. В первом случае может получиться AZ> некоторая перегрузка рабочей половинки первички по току, но при этом AZ> вторая всегда будет на ХХ, так, что нагрев транса сильно не изменится, AZ> а полумостом управлять проще, чем полным. Зато хоть мост, хоть AZ> полумост гарантируют полное отсутствие проблем с энергией в AZ> индуктивностях - как дополнительной, так и рассеяния - вся эта энергия AZ> рекуперируется в источник.

Ясно.

AZ> Этот (вышеописанный) преобразователь кормишь от дополнительного buck'а AZ> (Step Down Converter), ООС ему можешь завести с одного из выходных AZ> напряжений, требования к стабильности которого выше.

Только UP придется.

А откуда лучше ОС - в старом преобразователее бралось с отдельной обмотки трансформатора, потому-как на умножителе 40 кВ.

AZ> Кстати, ты с электромагнитом разобрался?

Hет - пока забил. Вышел тут - начал разбираться - оказалось тут народу нужно не магниты намагничивать, а определенной формы импульс магнитного поля формировать. А у оной формы их интерисует именно спад, причем максимально быстрый. Стал смотреть в сторону IGBT - но на такие токи они нетривиальны, как по цене, так и по доставаемости. У науки-же денег - сам понимаешь....

21 Apr 06 09:08, Wladimir Tchernov wrote to Alexander Zabairatsky:

WT> А мелкая логика на что ?

Hу, если место тебя не ограничивает...

WT> 1112ЕУ1 тоже вполне себе контроллер -

Hи разу не видел. И вообще, у нас фирмА намного доступнее xUSSR.

WT> правда драйвера у него хлипкие и сам какой-то нежный - малейший WT> выброс по питанию выше 15 вольт и на помойку.

Тогда уж SG3525, оно точно будет лучше.

WT> Легко сказать - придется ШИМ преобразователь "вверх" делать на WT> дросселе. А ток там ампер 8 ....

Да и Бог с ним, тоже пойдет, ничего страшного. Кстати, от твоих 8А останется

4А. Этот ШИМ вполне можно забабахать на 3842 с каким-нибудь IRFZ48 или IRF540.

WT> Ясно.

WT> Только UP придется.

Угу.

WT> А откуда лучше ОС - в старом преобразователее бралось с отдельной WT> обмотки трансформатора, потому-как на умножителе 40 кВ.

Hу и бери оттуда же.

WT> Hет - пока забил. Вышел тут - начал разбираться - оказалось тут народу WT> нужно не магниты намагничивать, а определенной формы импульс WT> магнитного поля формировать. А у оной формы их интерисует именно спад, WT> причем максимально быстрый. Стал смотреть в сторону IGBT - но на такие WT> токи они нетривиальны, как по цене, так и по доставаемости. У науки-же WT> денег - сам понимаешь....

Да там тиристоров вполне хватит. Правда тоже нетривиальных - 3.5 кВ, 100-150А.

Так та моя мессага до тебя дошла, или как? Я ее отписал и отправил 12 марта, написал довольно подробно. Только вот как раз 12 или 13 марта лег тоссер на

2:5083/21, это наш казахстанский эхохаб; через 2 недели его подняли, но вся почта за эти 2 недели побилась, и я не знаю: успела проскочить та телега, или нет.

"Alexander Zabairatsky" snipped-for-privacy@p28.f.n5084.z2.fidonet.org>

сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@p28.f.n5084.z2.ftn...

А это и есть фирмА :) Это типовой контроллер для ЛДС.

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff