Причина перегорания?

Подскажите, плз, в чем может быть причина следующих событий?

Перегорело уже 2 симистора (600В, 4А) в диммере люстры. Сначала звенит одна из лампочек (стеклянный звон с 50-герцовым тоном), а потом она вспыхивает, перегорает и симистор закорочен внутри. Схема диммера простейшая - симистор, динистор и RC.

Как мне кажется, в лампочке в месте разрыва появляется дуга, ионизируется газ и в обход спирали идет большой ток. Больше 4А и достаточно долго, чтобы сжечь симистор. Правильно?

Думаю, нужен либо предохранитель (он хоть быстрее перегорит?), либо еще один симистор последовательно со схемой, который при превышении тока следящая схема перестанет открывать. Как правильно?

Reply to
Maxim Diakonov

"Maxim Diakonov" snipped-for-privacy@cs.karelia.ru> сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@atv.karelia.ru...

В морг такие лампочки, в которых образуется дуга...

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Пpивет, Eugene!

*** 25 Jan 08 01:24, Eugene A. Petroff wrote to Maxim Diakonov:

EP> В морг такие лампочки, в которых образуется дуга...

Т.е. все, _без исключения_ лампы накаливания 220-вольтовым питанием. Кроме, возможно, трубчатых галогенок с прямой нитью. "Моск" что-нибудь знает о устройстве лампы накаливания, в частности, зачем в ножке один из проводников сделан тоньше ?

Hello, Maxim Diakonov! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes on Thu, 24 Jan 2008 21:07:12

+0000 (UTC):

MD> Перегорело уже 2 симистора (600В, 4А) в диммере люстры. MD> Сначала звенит одна из лампочек (стеклянный звон с 50-герцовым

Видимо плохой контакт в патроне.

MD> тоном), а потом она вспыхивает, перегорает и симистор закорочен MD> внутри. Схема диммера простейшая - симистор, динистор и RC.

MD> Как мне кажется, в лампочке в месте разрыва появляется дуга,

Правильно кажется.

MD> ионизируется газ и в обход спирали идет большой ток. Больше 4А и

Hе в обход спирали, а последовательно с ней внутри патрона.

MD> достаточно долго, чтобы сжечь симистор. Правильно?

Hет, не больше 4А, но с крутыми фронтами. dI/dt (скорость изменения тока) у симисторов (тиристоров) ограничен и его превышение может быть причиной выгорания. Hе путать с dV/dt, превышение которого может послужить причиной отпирания тиристора (симистора). Стоящий последовательно с лампой прибор может быть отперт когда угодно. В принципе, превышение тока будет пока спираль холодная (ее сопротивление очень мало), но симисторы - приборы с хорошей перегрузочной способностью по току и это едва ли причина.

MD> Думаю, нужен либо предохранитель (он хоть быстрее перегорит?),

Hет, он никак не поможет.

MD> либо еще один симистор последовательно со схемой, который при MD> превышении тока следящая схема перестанет открывать. Как правильно?

Hужны демпфирующие цепи, ограничивающие скорость нарастания тока через симистор. Или просто более дубовый прибор, в стандартных-то промышленных диммерах никаких специальных мер от этого нет, а гарантировать хороший контакт в патроне никто не может (хотя конечно это не дело).

Правильно - дроссель.

Салют, Maxim! You wrote on Thu, 24 Jan 2008 21:07:12 +0000 (UTC):

MD> Подскажите, плз, в чем может быть причина следующих событий?

MD> Перегорело уже 2 симистора (600В, 4А) в диммере люстры. MD> Сначала звенит одна из лампочек (стеклянный звон с MD> 50-герцовым тоном),

Звенит из-за диммера, как ни странно. Фазоимпульсное управление порождает высшие гармоники тока, на которые отзывается нить. У меня стоит на кухне устройство защиты лампы (плавно зажигающее лампу) - та же фигня, в процессе увеличения яркости лампа звенит, включенная на полный накал - нет.

MD> а потом она вспыхивает, перегорает и симистор закорочен внутри. MD> Схема диммера простейшая - симистор, динистор и RC.

Симистор дохлый слишком. Еще небось в ТО-92?

MD> Как мне кажется, в лампочке в месте разрыва появляется дуга, MD> ионизируется газ и в обход спирали идет большой ток. Больше 4А MD> и достаточно долго, чтобы сжечь симистор. Правильно?

Да. Там скорей всего несколько десятков ампер в течении 10 мС максимум.

MD> Думаю, нужен либо предохранитель (он хоть быстрее перегорит?),

Предохранитель есть в ноге лампы - можешь убедиться, что перегорает не только нить, но и одна из проволок в трубке снаружи. Так что дополнительный не спасет, он горит также как и лампа - с дугой до прекращения тока в полупериоде.

MD> либо еще один симистор последовательно со схемой, который при MD> превышении тока следящая схема перестанет открывать. Как правильно?

Правильно - поставить симистор с запасом. Они импульсный ток, кстати хорошо выдерживают, глянь даташит.

С приветом из Hовосибирска Самойленко Михаил aka Билли Бонс

Reply to
Mikhail Samoilenko

Салют, Dmitry! You wrote to Maxim Diakonov on Fri, 25 Jan 2008 00:09:49 +0000 (UTC):

DO> Правильно кажется.

DO> Hе в обход спирали, а последовательно с ней внутри патрона.

Сдается мне, что не последовательно. Иначе с чего при перегорании лампы импульс тока оказывается выше чем при зажигании холодной, настолько, что горит "предохранитель" в ножке?

С приветом из Hовосибирска Самойленко Михаил aka Билли Бонс

Reply to
Mikhail Samoilenko

Пpивет, Mikhail!

*** 25 Jan 08 18:39, Mikhail Samoilenko wrote to Maxim Diakonov:

MS> Предохранитель есть в ноге лампы - можешь убедиться, что перегорает MS> не только нить, но и одна из проволок в трубке снаружи. MS> Так что дополнительный не спасет, он горит также как и лампа - с дугой MS> до прекращения тока в полупериоде.

Может быть, и поможет - у меня 5-амперный трубчатый вылетал до разрушения встроенного (75-ваттная лампа).

MS> Правильно - поставить симистор с запасом. Они импульсный ток, кстати MS> хорошо выдерживают, глянь даташит.

Похоже, это единственно правильный путь. Если какая-то мелочь в TO-92, то по-любому подохнет, какими предохранителями не обвешивай. Хотя... А есть четырехамперные в TO-92 ? Смотрю - вроде все на 1A. BT134 - уже SOT82, 25A в течении 20 mS, должен бы выдержать... И даже одноамперный - до 16A в течении 20 mS...

Пpивет, Mikhail!

*** 25 Jan 08 18:52, Mikhail Samoilenko wrote to Dmitry Orlov:

MS> Сдается мне, что не последовательно.

Физически - последовательно (это подводящий провод).

MS> Иначе с чего при перегорании лампы импульс тока оказывается выше чем MS> при зажигании холодной, настолько, что горит "предохранитель" в MS> ножке?

Фотографий динамики развития разряда я не встречал, но, похоже, вся спираль или ее значительная часть участвует в образовании дуги, которая в конце концов просто достигает "усиков". В этом плане криптоновые лампы должны бы быть менее подвержены эффекту (давление в колбе больше, или я ошибаюсь ?). Hо предохранитель и у них есть.

Салют, Vladislav! You wrote to Mikhail Samoilenko on Fri, 25 Jan 2008 20:54:51 +0300:

VB> Физически - последовательно (это подводящий провод).

Что-то сейчас еще раз перечитал строчку и не понял причем здесь патрон. Или речь про неконтакт в патроне?

VB> Фотографий динамики развития разряда я не встречал, но, похоже, вся VB> спираль или ее значительная часть участвует в образовании дуги, которая VB> в конце концов просто достигает "усиков". В этом плане криптоновые VB> лампы должны бы быть менее подвержены эффекту (давление в колбе VB> больше, или я ошибаюсь ?). Hо предохранитель и у них есть.

О чем я и говорю. Дуга поджигается в разрыве спирали, затем перескакивает на усы и замыкает их, вызывая бросок тока и перегорание проводника в ножке. Спираль же как правило остается целой, кроме разрыва.

Кстати, посмотрел на недавно перегоревшую. лампочку - в колбе на усах висят лохмотья какой-то черной паутины. Что это за фигня, интересно?

*** 25 Jan 08 22:51, Mikhail Samoilenko wrote to Vladislav Baliasov:

MS> Что-то сейчас еще раз перечитал строчку и не понял причем здесь MS> патрон. Или речь про неконтакт в патроне?

Я предположил, что речь идет о цоколе. В патроне-то обычно ничего, кроме винтов, гаек и ламелей нет...

Добpый день, *Dmitry!*

DO> Hello, Maxim Diakonov! DO> You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes on Thu, 24 Jan 2008 DO> 21:07:12 +0000 (UTC):

DO> Hет, он никак не поможет.

В аналогичной ситyации после пеpвого выгоpания симистоpа во все pегyлятоpы (3 шт.) поставил пpедохpанители на 3А (нагpyзка - люстpы до 300 Вт и одиночная лампа на 150 Вт); пpи последyющих аваpиях сгоpали только лампочки и пpедохpанители, а симистоpы оставались целы... :(

С yважением - Слава Ромащенко.

Reply to
Slava Romashchenko

Hi, Valentin Davydov snipped-for-privacy@m.davydov.spb.su>,

VD> Правильно - дроссель.

А как его правильно рассчитать? Исходные данные: Peak current at 10ms = 30A, max dI/dt = 3A/us Симистор bt136, 600V, 4A постоянного тока

По формуле X=wL для 4А: L=220/(4*2Pi*50)=174mH

А для 30А: L=220/(30*2Pi*50)=23mH

Если LI=UT и 3A/us, то L=220*10E-6/3=70uH

Может быть достаточно взять последнюю с запасом - 100мкГн? Мелкий готовый дроссель из старого телевизора ДПМ 0,4А 100мкГн по току не годится. Придется рассчитать и мотать.

Из компьютерного БП колечко из фильтра (порошковое железо, наверное) для этой цели идеально подходит? Мю и расчеты найду, намотаю. Правильный путь избран?

Reply to
Maxim Diakonov

Hello, Maxim Diakonov! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Valentin Davydov on Sat,

26 Jan 2008 11:31:17 +0000 (UTC):

MD> Если LI=UT и 3A/us, то L=220*10E-6/3=70uH

Только напряжение нужно не действующее, а пиковое брать, с учетом допусков, то есть где-то 350В, а так все правильно.

У меня при перегорании практически любой лампочки вылетает 16-ти амперный автомат...

Reply to
Alexander Derazhne

Пpивет, Alexander!

*** 26 Jan 08 20:36, Alexander Derazhne wrote to Vladislav Baliasov:

AD> У меня при перегорании практически любой лампочки вылетает 16-ти AD> амперный автомат...

А, это у тебя сеть хорошая. Я на даче переложил - так теперь там такое бывает (тоже 16-амперный). Слабенькая, a la совок - отрабатывает балластом... Пожалуй что предохранитель 3-5A на лампочку штука полезная.

"a la совок", говоришь... У меня проводка внешняя, на роликах. Если не Иосифа Виссарионовича, то Hикиту Сергеича точно помнит. Умели ведь делать, а?

Reply to
Alexander Derazhne

Hello Vladislav!

26 Янв 08 22:36, Vladislav Baliasov wrote to Alexander Derazhne:

VB> А, это у тебя сеть хорошая. Я на даче переложил - так теперь там такое VB> бывает (тоже 16-амперный). Слабенькая, a la совок - отрабатывает VB> балластом... Пожалуй что предохранитель 3-5A на лампочку штука VB> полезная.

А вот у меня на pаботе устойчивый эффект - если пеpегоpает лампочка (как обычно пpи включении), то 100% сpабатывает УЗО. Это от чего так?

Bye, Vladimir ICQ UIN 28587796

Reply to
Vladimir Sheremetev

Hello, Vladimir Sheremetev! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Vladislav Baliasov on Sun,

27 Jan 2008 08:31:34 +0300:

VS> А вот у меня на pаботе устойчивый эффект - если пеpегоpает лампочка VS> (как обычно пpи включении), то 100% сpабатывает УЗО. VS> Это от чего так?

Видимо УЗО комбинированное, с защитой как от утечки, так и от превышения тока.

Пpивет, Alexander!

*** 27 Jan 08 03:22, Alexander Derazhne wrote to Vladislav Baliasov:

AD> "a la совок", говоришь... У меня проводка внешняя, на роликах. AD> Если не Иосифа Виссарионовича, то Hикиту Сергеича точно помнит. Умели AD> ведь делать, а?

Хм. А не стремно ? Я такую разбирал двадцать лет назад - она уже была труха трухой под плетенкой (твоей ровесница). Т.е. медь-то медью осталась, и скрутки у тебя, похоже, качественные, но изоляция по-любому никуда уже не годная...