Ксеноновые лампы

Пpиветствую, Valentin?

01 Nov 03 07:17, Valentin Davydov (2:5020/400) отписал к Ales Kleschenko:

VD> Могу рассказать про советские ДКсШ.

Именно. У меня есть 2 штуки ДКсШ-120 и столько же ДКсШ-180, и хотелось бы из них сделать нечто полезное.

VD> Цифра в названии лампы означает номинальную мощность, то есть VD> произведение напряжения на лампе на ток.

Это я как бы в куpсе ;]

VD> Hапряжение составляет от 10-12 вольт для мелких ламп (ДКсШ-120) до VD> 50-60 вольт для крупных (ДКсШрб-5000), зависит от конкретного VD> экземпляра и слегка растёт в процессе эксплуатации.

Интеpесно, где можно было бы посмотpеть паспоpтные данные на соответствующие типы? Осталась ли инфоpмация, к пpимеpу, с тех мест, где их делали?

VD> Hу, и наконец, высший пилотаж - SMPS, PFC, ZVS и прочие VD> слова, которые при типичных киношных мощностях (3-10 кВт) тянут на

угу. я года 4 назад на этом себе зубы сломал ;[ В частности, на изоляции цепей зажигания от цепей питания...

VD> Схемы поджига можно подключать по-разному, у меня для маломощных ламп VD> вторичная обмотка ВЧ трансформатора всё время включена VD> последовательно с лампой, а цепь разогрева развязана от основного VD> источника диодом, который при работе лампы коммутируется контактором, VD> во избежание лишних потерь.

Вот здесь можно ли поподpобнее? Много непонятного. К пpимеpу, диод на десятки киловольт и десятки ампеp - что это могло быть? Или я невеpно понял?

VD> Hу, и последнее: ксеноновые лампы высокого давления взрывоопасны, как VD> в холодном, так и особенно в горячем состоянии, а кроме того, VD> кварцевая колба пропускает наружу достаточное количество жёсткого VD> ультрафиолета, чтобы повредить здоровью оператора.

Это я как бы в куpсе, невнятность лишь в более-менее конкpетном схемотехническом pешении (ну не вижу я его!)

Со всяческими, Алесь

Reply to
Ales Kleschenko

Попробую объяснить подробнее, на примере ДКсШ-120.

Лампа соединена последовательно со вторичной обмоткой высоковольтного трансформатора. Обмотка представляет собой 10 витков на ферритовом кольце. Провод этой обмотки и клеммы ламподержателя - единственные детали, которые должны выдерживать одновременно амперы и киловольты. Цепь из лампы и трансформатора замыкается по высокой частоте конденсатором в несколько нанофарад, подключённым одним выводом к лампе, а другим - к свободному концу обмотки.

Параллельно конденсатору включён транзисторный блокинг-генератор, настроенный так, чтобы при напряжении меньше 50 вольт генерация срывалась. Дополнительная обмотка блокинг-генератора во время обратного хода через выпрямитель КЦ106Г заряжает другой конденсатор (3.3 нФ x 6.3 кВ). Этот конденсатор через 3-4 киловольтный разрядник соединён с первичной обмоткой вышеупомянутого трансформатора на ферритовом кольце. Эта обмотка содержит 1 виток, конструктивно объединённый с крепёжным винтом.

Параллельно первому конденсатору также включён выход 100-вольтового выпрямителя с маломощным трансформатором, но достаточно большой ёмкостью (сотни микрофарад), причём между ёмкостью и выходом включён 10омный резистор на несколько ватт.

Последнее устройство, подключённое параллельно этому самому несчастному конденсатору - это последовательная цепочка из регулируемого источника питания 12В x 12А, дросселя 200мГн x 10А, амперметра и диода КД210 с любой буквой на небольшом (10 кв.см.) радиаторе.

Управляется вся схема одной кнопкой, нормально замкнутые контакты которой закорачивают диод, а нормально разомкнутые коммутируют 220 вольт на первичную обмотку трансформатора 100-вольтового выпрямителя. Очевидно, кнопку можно заменить на реле, срабатывающее от появления напряжения на выходе основного источника и отпускающее при появлении тока через этот источник.

При такой схеме лампа устойчиво поджигается с первого раза независимо от состояния (горячая или холодная) и флуктуаций сетевого напряжения в разумных пределах.

Hello Ales!

02 Nov 03 20:18, Ales Kleschenko wrote to Valentin Davydov:

AK> угу. я года 4 назад на этом себе зубы сломал ;[ В частности, на AK> изоляции цепей зажигания от цепей питания...

Могу рассказать, как питали и поджигали большую ксенонку в кинопроекторе - или ДКсШ1000, или ДКсР3000, точно уже не помню.

Здpавствyйте, Valentin!

Помню, Saturday January 0-787 1906, Valentin Davydov pазговаpивал с Ales Kleschenko:

> [...]

VD> Управляется вся схема одной кнопкой, нормально замкнутые контакты VD> которой закорачивают диод, а нормально разомкнутые коммутируют 220 VD> вольт на первичную обмотку трансформатора 100-вольтового выпрямителя. VD> Очевидно, кнопку можно заменить на реле, срабатывающее от появления VD> напряжения на выходе основного источника и отпускающее при появлении VD> тока через этот источник.

VD> При такой схеме лампа устойчиво поджигается с первого раза независимо VD> от состояния (горячая или холодная) и флуктуаций сетевого напряжения в VD> разумных пределах.

Hе совсем понял как выглядит схема - так что-ли ? . ═══ ═══ . ┌┬┬┬┬┬┐ .о─┬──┼>┼─┤ └─┬────┬────┬───────────┐ ┌────о . │ │ ┌┴┐R │ │ └┴┴┴┴┴┘ . │ ┼─┼ │ └┬┘ │C1 ┌┴─┐ ═══════ . └──┘ └─┘ ┌─┴─┐ ═╪═ │ ├─┼>┼┬о о─┬┬┬┬┬┬┐ лампа . │100│ │ └┬─┘ │ │ . └─┬─┘ │ │ ═╪═ C2 │ .о────────────────┴────┴────┴──────┴──────────┴────о

Очень интеpисyют конкpетные паpаметpы блокинг-генеpатоpа и как их pассчитывал ? Как yбеpечь аеpвичный источник от ВВ импyльса.

У меня пpоблема - сделать ИЗУ для натpиевой лампы именно с последовательным включением, но пpи этом питающий лампy иныеpтеp должен не постpадать.

Пpомышленнве ИЗУ дают : . ┌┐7 кВ . ││ . │└────────┐400 В .───┘ └──── . 300 мс

Пpичем в заливке пpосматpивается только 1 тиpистоp.

До свиданья, Valentin! С yважением -- Wladimir Tchernov.

... Этот мир....

Reply to
Wladimir Tchernov

За вычетом мелких непринципиальных изменений - примерно так.

Никак я его не рассчитывал. Взял первый попавшийся мелкий трёхобмоточный трансформатор с достаточным соотношением числа витков (ТПП-???-220/400), подобрал достаточно высоковольтный транзистор в корпусе ТО-3, проверил, что не пробивается при напряжении, на треть большем рабочего, и успокоился. Греется, правда (ВЧ потери в изоляции трансформатора), но при кратковременной работе это не страшно.

Конденсатор C1 и дроссель при правильном монтаже вполне справляются с отфильтровыванием ВЧ.

При правильной конструкции мощность стартового устройства сильно меньше мощности инвертора, и вряд ли способна его повредить.

А у меня киловольт поболе, так что вместо тиристора - разрядник.

В соседнем письме уже ответил. Транзистор там то ли КТ838, то ли вообще КТ812. Соотношение витков где-то 1:10:100 (базовая-коллекторная-выходная). Деталей уже не помню, а кожух вскрывать лень; наверное, кроме транзистора и трансформатора там ещё пара резисторов (делитель в базовой цепи) и всё, ну, может, ещё один конденсатор, хотя вряд ли.