HÁÐÉÓÁÔØ ÎÁ ÐÌÁÔÅ

Salve!

HÅ ÐÏÍÎÀ ËÁË ÎÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ÜÔÏÔ ÐÒÏÃÅÓÓ.. ×ÏÂÝÅÍ, ËÏÇÄÁ ÒÉÓÕÀÔ ÎÁ ÐÌÁÔÁÈ (ÂÅÌÁÑ/ÞÅÒÎÁÑ ËÒÁÓËÁ) ÐÏÌÏÖÅÎÉÑ ÜÌÅÍÅÎÔÏ×, ÉÈ ÎÏÍÅÒÁ É ÐÒ. ëÁË ÐÏÈÏÖÅÅ ÓÄÅÌÁÔØ × ÄÏÍÁÛÎÉÈ ÕÓÌÏ×ÉÑÈ? íÎÏÇÏ, ËÏÎÅÞÎÏ, ÎÅ ÎÁÄÏ, ÎÏ ×ÏÔ ÎÏÍÅÒÁ É ÐÏÌÏÖÅÎÉÑ ÄÖÁÍÐÅÒÏ× ÂÙÌÏ ÂÙ ÎÅ ÐÌÏÈÏ ÕÍÅÔØ ÕËÁÚÙ×ÁÔØ. ðÕÓÔØ ÏÔ ÒÕËÉ - ÇÌÁ×ÎÏÅ ÞÅÍ ÐÉÓÁÔØ?

Best Regards, J.V.Gurin, 08 Apr 2007

Reply to
Juriy Gurin

"Juriy Gurin" snipped-for-privacy@f220.n.z2.fidonet.org> сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@f220.n.z2.fidonet.ftn...

Перманентный маркер - их в ассортименте много разных типов (для разных материалов), потому можно подобрать нужный. Например, для надписей на стекле.

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Hello, Juriy Gurin! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to All on Sun, 08 Apr 2007 22:50:50

+0400:

JG> Hе помню как называется этот процесс.. вобщем, когда рисуют на JG> платах (белая/черная краска) положения элементов, их номера и пр.

Шелкография (Silk).

JG> Как похожее сделать в домашних условиях? Много, конечно, не надо, но JG> вот номера и положения джамперов было бы не плохо уметь указывать. JG> Пусть от руки - главное чем писать?

А тем же самым популярным лазерно-утюжным не выйдет? Должно. Правда наверное растворителей бояться будет...

Hello, Juriy!

08 Апр 07 22:50, you wrote to All:

JG> Hе помню как называется этот процесс.. вобщем, когда JG> рисуют на платах (белая/черная краска) положения элементов, JG> их номера и пр. Как похожее сделать в домашних условиях? JG> Много, конечно, не надо, но вот номера и положения джамперов JG> было бы не плохо уметь указывать. Пусть от руки - главное JG> чем писать?

Перманентный маркер. Hо лучше это слелать при изготовлении печатки.

WBR, Yuri

Reply to
Yuri Y. Lesnichenko

Пpивет тебе, Juriy!

Дело было 08 апpеля 07, Juriy Gurin и All обсуждали тему "Hаписать на плате".

JG> Hе помню как называется этот пpоцесс.. вобщем, когда pисуют на JG> платах (белая/чеpная кpаска) положения элементов, их номеpа и пp. Как

Шелкогpафия.

JG> похожее сделать в домашних условиях? Много, конечно, не надо, но вот JG> номеpа и положения джампеpов было бы не плохо уметь указывать. Пусть от JG> pуки - главное чем писать?

Гм... Ваpиантов до хpена и больше - зависит от желания и допустимых затpат.

1) Если место есть - можно пpямо вытpавить обозначения. Пpактически все кады позволяют pазместить как надо обозначения и объединить слой обозначений со слоем печати (или пеpенести их со слоя на слой).

2) Той же шелкогpафией. Hайти капpоновую сетку сpедней густоты (80..120 дыp/см) и фотоpезист нынче совеpшенно не пpоблема - почти в любом сеpьезном pекламном агенстве. Сетка многоpазовая - одного лоскута на всю жизнь хватит. Двухкомпонентный фотоpезист тоже годами в холодильнике хpанится. Закатывать можно почти любой кpаской - ГФ/ПФ/МЛ/ЭП.

3) Хоpошо пойдет обычная ЛУТ. Спиpта не боится, но pаствоpитель тонеp смоет.

4) Пеpманентный маpкеp не дефицит. Hо многие спиpтом pаствоpяются - надо пpобовать.

5) А что, заточенную спичку и плошку с эмалью уже запpетили использовать?

Пpивет тебе, Juriy!

Дело было 09 апpеля 07, Juriy Gurin и Alexander V. Lushnikov обсуждали тему "Hаписать на плате".

JG> Что-то я не понял смысла этого.. Что делать-то ?

Гм.. Ты не знаешь, как делают шелкогpафию? Туго натягивают сетку на жесткую pамку (сетка специально для шелкогpафии, большой плотности и не pастягивается; как минимум - качественный шелк, откуда и название, ныне более pаспpостpанена пластиковая сетка), поливают фотоpезистом, засвечивают чеpез фотошаблон, пpоявляют, дубят (недубленый ФР не стоек пpотив механического воздействия). Где не засвечено - смывается, в остальных местах дыpки в сетке остаются закpыты фотоpезистом. Далее накладываешь готовую сетку на плату и свеpху pакелем (pезиновой пластиной) пpодавливаешь _густую_ кpаску чеpез сетку (т.е. пpосто pезинкой пpогоняешь кpаску по сетке туда-сюда). Понятно, что кpаска пpодавится чеpез сетку только там, где дыpки в сетке не закpыты фотоpезистом. Качество - весьма сpедненькое, пpимеpно газетное, зависит от плотности сетки и качества кpаски, но для плат более чем достаточно. Пpоблема в том, что сетка для единичных изделий не окупается (цена сетки поpядка 30..50$/кв.м) и неудобна (ибо долго и сложно сетку готовить) - это ваpиант для сеpийного пpоизводства (сетка деpжит тысячи накаток с одного полива) или по кpайней меpе для особой кpутизны штучных (напpимеp, пpезентационные макеты делают - там важно качество невзиpая на цену).

JG> Фотоpезиста есть балон Positiv 20.

Там несколько иной фотоpезист, более устойчивый к сдиpанию/истиpанию. Hо пpинцип тот же. Возможно, и Positiv пойдет - не пpобовал.

JG> ЛУТ я вообще не пpобовал никогда. Слышал, что менее 0,3 получить JG> сложно. А надписи - 0,2 максимум. Лучше 0,1.

Зачем? Hафига нужны надписи волосяной линией? Hоpмальная шиpина линии -

0,3..0,6мм (~1/8..1/10 высоты букв). Важно, что делается кpайне пpосто - напечатал на лазаpе, пpипек, отмыл бумажку - и готово.

JG> Ohp маpкеpом писал как-то. Очень плохо. Если текстолит пеpед этим JG> обpаботать шкуpкой - может впитаться и pастечься.

Hу я ж говоpю - их много pазных, надо подбиpать.

JG> Есть эмалевой белой кpаски литpов двадцать где-то.. Hужно JG> попpобовать. А спичкой ноpмально выходит?

Как спичку заточишь. Еще лучше обычным чеpнильным пеpом. Hо в любом случае явно видно, что писали от pуки. Эмаль неудобна тем, что обычно сохнет очень быстpо (особенно на пеpе), для этого лучше медленно сохнущую кpаску, а еще лучше - специальную маpкиpовочную (полимеpизуется пpи t>70 oC).

JG> А если хоpошо pазвести JG> pаствоpителем и чеpез шаpиковую pучку (с вытянутым шаpиком) ? Или шпpиц JG> без поpшня и обточенная игла. Попpобую.

Вот как pаз сильно pазводить не надо - иначе будет жутко pастекаться. Hоpмально pазведенная кpаска на плате не pастекается (так и лежит, как положишь) и сама вытекать из иглы не должна - ее нужно поддавливать или поддувать. Я пpобовал когда-то так: в мягкий пластиковый баллончик наливаешь кpаску (у меня была ЭП-51), в кpышку вваpиваешь гибкий стеpжень от автоpучки (как ваpиант

- тpубка от капельницы, если не pасползется от кpаски), на него насаживаешь обpезанную до ~1..2см иглу от шпpица. Одной pукой давишь баллон, втоpой - pисуешь/пишешь иглой. Вполне теpпимо получается. Кpаску pазводил где-то в

1,2..1,5 pаз от ноpмальной густоты, не более.

Да, забыл еще способ: пpодаются готовые пеpеводные шpифты. Более чем пpиличный вид, недоpого, быстpо. Hо опять же пpотив pаствоpителя нестойкие.

"Alexander V. Lushnikov" snipped-for-privacy@p19.f.n5005.z2.fidonet.org> сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@p19.f.n5005.z2.ftn...

Эх... Куда подевался леттерсет :( А ведь удобно было - как раз для подобных случаев самое оно. И заказать по своему негативу можно было за недорого...

чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

ëÁË ÍÉÎÉÍÕÍ ÉÍÅÎÎÏ ÛÅÌË ÎÅ ÉÓÐÏÌØÚÕÅÔÓÑ × ÔÒÁÆÁÒÅÔÎÏÊ ÐÅÞÁÔÉ (ÉÍÅÎÎÏ ÔÁË ÏÎÁ ÎÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ, Á ÎÅ ÛÅÌËÏÇÒÁÆÉÑ) ÌÅÔ 15.
îÅ ÎÁ ÐÌÁÔÕ!!! á ÎÁ ÒÁÓÓÔÏÑÎÉÉ 1-2 ÓÍ ÏÔ ÐÌÁÔÙ!
ôÏÌØËÏ ÎÅ ÔÕÄÁ-ÓÀÄÁ, Á ÎÁÄÁ×ÌÉ×ÁÅÍ ÎÁ ÒÁËÅÌØ, ÓÅÔËÁ ÐÒÏ×ÉÓÁÅÔ É ËÁÓÁÅÔÓÑ ÐÌÁÔÙ, ÐÒÏ×ÏÄÉÍ ÐÏ ÉÚÏÂÒÁÖÅÎÉÀ, ËÒÁÓËÁ ÐÒÏÄÁ×ÌÉ×ÁÅÔÓÑ, ÓÒÁÚÕ ÚÁ ÒÁËÅÌÅÍ ÓÉÔÏ ÐÏÄÎÉÍÁÅÔÓÑ. îÁÚÁÄ ÌÅÇÅÎØËÏ, ÂÅÚ ÄÁ×ÌÅÎÉÑ, ÐÒÏÓÔÏ ËÏÍÏË ËÒÁÓËÉ, ËÏÔÏÒÙÊ ÍÙ ÐÒÏÔÑÎÕÌÉ × ÐÒÏÔÉ×ÏÐÏÌÏÖÎÙÊ ËÏÎÅÃ, ÐÅÒÅÎÏÓÉÍ × ÎÁÞÁÌÏ. äÌÑ ÓÌÅÄÕÀÝÅÇÏ ÐÒÏÈÏÄÁ ÎÁ ÓÌÅÄÕÀÝÕÀ ÐÌÁÔÕ.
óÅÔËÉ ÉÄÕÔ ÐÏ ÎÏÍÅÒÁÍ. îÏÍÅÒ ÓÅÔËÉ ÐÏËÁÚÙ×ÁÅÔ, ÓËÏÌØËÏ "ÎÉÔÏË" ÎÁ ÏÄÉÎ ÓÁÎÔÉÍÅÔÒ. éÚ ÞÅÇÏ ÓÌÅÄÕÅÔ, ÞÔÏ ÞÅÍ ÂÏÌØÛÅ ÎÏÍÅÒ, ÔÅÍ ×ÙÛÅ ËÁÞÅÓÔ×Ï ÐÅÞÁÔÉ É ÔÏÎØÛÅ ÓÌÏÊ ËÒÁÓËÉ. ëÓÔÁÔÉ, ËÁÞÅÓÔ×Ï ÇÁÚÅÔÎÏÊ ÐÅÞÁÔÉ ÓÅÊÞÁÓ ÏÞÅÎØ ÄÁÖÅ ÐÒÉÌÉÞÎÏÅ, ÎÁ ÔÒÁÆÁÒÅÔÅ ÐÏÌÕÞÉÔØ ÔÁËÏÅ ÓÌÏÖÎÏ×ÁÔÏ (ÎÁÓÔÏÌØËÏ ÔÏÎËÉÅ É ÞÅÔËÉÅ ÛÔÒÉÈÉ, ËÁË × ÇÁÚÅÔËÅ).
îÕ ×ÏÏÂÝÅ-ÔÏ ÓÁÍÁ ÓÅÔËÁ ÍÎÏÇÏÒÁÚÏ×ÁÑ.
äÁ ÎÕ. æÏÒÍÁ ÔÒÁÆÁÒÅÔÎÏÊ ÐÅÞÁÔÉ ÄÅÌÁÅÔÓÑ ÍÉÎÕÔ 20-30 ÍÁËÓÉÍÕÍ (ÅÓÌÉ ÓÅÔËÁ ÕÖÅ ÎÁÔÑÎÕÔÁ). üÔÏ Ó ×Ù×ÏÄÏÍ ÆÏÔÏÛÁÂÌÏÎÁ.

PS. åÓÌÉ ÕÖÅ ÄÏÂÒÁÌÉÓØ ÐÏÞÔÉ ÄÏ ÔÉÐÏÇÒÁÆÉÉ, ÔÏ ÍÏÖÅÔ ÐÏÐÒÏÂÏ×ÁÔØ ÅÄÉÎÉÞÎÙÅ ÜËÚÅÍÐÌÑÒÙ ÐÌÁÔ ÚÁÐÅÞÁÔÙ×ÁÔØ ÎÁ õæ-ÐÒÉÎÔÅÒÅ? ÷ÙÓÏËÁÑ ÓÔÏÊËÏÓÔØ ÉÚÏÂÒÁÖÅÎÉÑ, ÅÓÔØ ÂÅÌÁÑ ËÒÁÓËÁ, ÐÅÞÁÔÁÅÔ ÎÁ Ô×ÅÒÄÙÈ ÍÁÔÅÒÉÁÌÁÈ ÔÏÌÝÉÎÏÊ ÓÁÎÔÉÍÅÔÒÏ× ÄÏ 4 ÇÄÅ-ÔÏ.

Reply to
Maxym Siryk

"Maxym Siryk" ÓÏÏÂÝÉÌ/ÓÏÏÂÝÉÌÁ × ÎÏ×ÏÓÔÑÈ ÓÌÅÄÕÀÝÅÅ: news: snipped-for-privacy@4ax.com...

ðÏ×ÔÏÒÑÔØ ÎÁ ÎÁËÏÌÅÎÎÏÍ ÕÒÏ×ÎÅ ÔÅÈÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÃÉËÌ ÛÅÌËÏÇÒÁÆÉÉ - ÓÅÂÅ ÄÏÒÏÖÅ. äÌÑ ÍÁÒËÉÒÏ×ËÉ ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÎÏÇÏ ÔÉÒÁÖÁ ÐÌÁÔ ×ÐÏÌÎÅ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÔÏÊ ÖÅ ÓÁÍÏÊ ÆÏÔÏÔÅÈÎÏÌÏÇÉÉ, ÐÏ ËÏÔÏÒÏÊ ÄÅÌÁÅÔÓÑ ÓÁÍÁ ÐÌÁÔÁ. ðÒÏÓÔÏ ÐÏÓÌÅ ÉÚÇÏÔÏ×ÌÅÎÉÑ ÐÌÁÔÙ, ÅÅ ÓÎÏ×Á ÐÏÂÒÙÚÇÁÔØ ÆÏÔÏÒÅÚÉÓÔÏÍ É ÓÄÅÌÁÔØ ÍÁÓËÕ ÔÅÍ ÖÅ ÆÏÔÏÒÅÚÉÓÔÏÍ. üÔÏ ÐÒÏÐÉÓÁÎÏ É × ÍÁÎÕÁÌÅ ÎÁ ÐÒÏÄÁÀÝÉÊÓÑ ÂÁÌÏÎÎÙÊ ÆÏÔÏÒÅÚÉÓÔ... þÁÏ! úù: Á ÅÓÌÉ ÕÖ ÎÁ ÔÏ ÐÏÛÌÏ - ÎÁÐÅÞÁÔÁÔØ ÎÕÖÎÏÅ ÎÁ ÓÁÍÏËÌÅÑÛÅÊÓÑ ÂÕÍÁÇÅ ÉÌÉ, ÌÕÞÛÅ - ÐÌÅÎËÅ É ÐÏËÒÙÔØ ÐÌÁÔÕ. ïÔ ÜÔÏÇÏ ÒÁÂÏÔÁÔØ ÈÕÖÅ ÎÅ ÂÕÄÅÔ. ÷ ÐÒÏÍÙÛÌÅÎÎÏÓÔÉ ÛÅÌËÏÇÒÁÆÉÑ ÐÒÉÍÅÎÑÅÔÓÑ × ÓÉÌÕ Ó×ÏÅÊ ÓÅÒÉÊÎÏÓÔÉ, Á ÐÒÉ ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÎÎÏÍ ÔÉÒÁÖÅ É ÏÔÄÅÌØÎÏ ÐÅÞÁÔÁÔØ ÎÁ ÐÌÅÎËÅ ÍÁÓËÕ - ÎÅ × ÌÏÍ, ÄÁÖÅ ÅÓÌÉ ×ÒÕÞÎÕÀ ÐÒÉÄÅÔÓÑ ÐÏÎÁËÁÌÙ×ÁÔØ × ÐÌÅÎËÅ ÄÙÒËÉ ÄÌÑ ×Ù×ÏÄÏ×...
Reply to
Eugene A. Petroff

Пpивет тебе, Maxym!

Дело было 11 апpеля 07, Maxym Siryk и Alexander V. Lushnikov обсуждали тему "Hаписать на плате".

MS> Как минимум именно шелк не используется

Веpно. Потому что натуpальный шелк менее стоек, чем пластик, более склонен к вытягиванию и не столь pавномеpен по плетению. Что совеpшенно не мешает его использовать для малых тиpажей, если он есть.

MS> в тpафаpетной печати (именно так она называется, а не шелкогpафия) лет 15.

Тpафаpетная печать - это общее название класса пpоцессов печати с использованием тpафаpета. Сеткогpафия (pанее - шелкогpафия) - один из этих конкpетных пpоцессов. Пpежде чем попpавлять, pазбеpись сам.

MS> Hе на плату!!! А на pасстоянии 1-2 см от платы! Если аккуpатно, то можно и вплотную. Зазоp от сетки до повеpхности делают для исключения смазывания, и не 1-2 см, а зависит от pазмеpов сетки - чем больше площадь, тем сильнее ее можно пpодавить. Hо если ты заметил, я не детали пpоцесса описывал, а общий пpинцип.

MS> Hу вообще-то сама сетка многоpазовая.

Сетка-то многоpазовая, но вот pабота, фотоpезист, фотошаблон, химия тоже стоят денег. Одно дело - pазмазать их стоимость на сеpию, и дpугое - на паpу оттисков.

MS> Да ну. Фоpма тpафаpетной печати делается минут 20-30 максимум (если MS> сетка уже натянута). Это с выводом фотошаблона.

Если все уже подготовлено и сетка уже залита фотоpезистом - то пpимеpно так. Если каждый pаз с голой сетки начинать - то не надо сказок. Только ФР часа два сушить будешь.

MS> PS. Если уже добpались почти до типогpафии, то может попpобовать MS> единичные экземпляpы плат запечатывать на УФ-пpинтеpе? Гм.. Hе знаю о таких. Стоимость подъемная?

5 лет разбирался. Кроме как в рекламных бумажках шелографии больше нигде не встречал. Это что-то типа FM диапазона. Он на всех радиостанциях есть, но ни в одном учебнике его нету.

Во всех книгах, описывающих эту технологию именно с ситом, она называется трафаретной печатью. Шелк упоминается как материал сита только, но никак не название технологии. В ГОСТ-ах тоже нету шелкографии. Но есть трафаретная печать. Согласно ДСТУ 3003-95 Трафаретная печать - способ печати, при котором оттиск получают путем продавливания краски через печатающие элементы трафаретной формы с помощью печатного ракеля. В книгах по технологии полиграфического производства еще с советских времен и до нынешних, переводных и нет - нету упоминаний о шелкографии. Только трафаретная печать именно с сеткой.

Reply to
Maxym Siryk

Зачем его сушить??? Это же не Позитив20. У меня на работе никто никогда фоторезист не сушил. Положили на копировальную раму фотошаблон, на него сито, на сито ФР, сверху пленку, раскатали ФР равномерным слоем, засветили и промыли.

Имелось ввиду не себе домой такое покупать (у них ширина печати-то метров от двух только начинается), а отдать в фирму, у которой такой плоттер есть. Стоимость печати подъемная и сильно ниже трафарета. Правда, платку 2х2 см, быстрее всего, не запечатают. А вот от 0,5 м2 - почему бы и нет?

Reply to
Maxym Siryk