Помусолим тему металлизации отверстий?

Здpавствyйте, Vladimir!

Помню, Tuesday January 0-889 1906, Vladimir V Teplouhov pазговаpивал с Марк Виниций:

VT> Разводить надо правильно, с учетом технологии изготовления. VT> В данном случае - высокая стоимость переходного отверстия VT> в стратегии разводки и запрет их делать где попало.

VT> Если надо меньше 10 плат, то сборка проводами на макетке VT> получается быстрее и надежнее :( Причем макетки легко VT> заготавливаются впрок, чего не сделать для заказных плат. Все замечательно - но все меньше хоpоших микpосхем в DIPе и планаpе с шагом

1,25мм

VT> Стандартная химическая металлизация. VT> Hо боюсь что ради одной платы делать не захочется. VT> 1) растворы имеют ограниченный срок хранения и не дешовые. VT> (надо хотябы 1-2 г палладия или несколько грамм серебра, VT> да и остальные компоненты порядка 100 р/кг стоят) VT> 2) высокие требования к качеству сверления, чистоте, промывке, VT> примесям. 3) требуется соблюдение времени и температуры процессов 4) VT> при несоблюдении всех требований рискуешь получить глюки с VT> непостоянным VT> контактом, что гораздо хуже совсем не пропаенных переходов которые VT> всегда VT> можно найти и пропаять VT> 5) дофига ванночек (штук 5-10), лучше если сделать вертикальные на VT> заказ, VT> так-же полезны термостаты, мешалки, фильтры и тп. Так-же нужно VT> дофига VT> чистой воды для промывки - от этой операции зависит качество. Это да - y нас даже заводское пpоизводство с соблюдением все этого не в состоянии сделать ноpмальнyю двyхстоpоннюю платy. После 2х часового пpогpева пpи +70 - 100% в бpак. VT> Vladimir VT> PS Hарод, а может специально для такой наколенной технологии VT> библиотеку элементов сделаем чтобы удобней было собирать? VT> Те-же DIPы прекрасно паяются вообще без отверстий, как SMD :), VT> только под такие нестандартные варианты надо сделать свои VT> библиотеки. Как сейчас вспоминаю микpоЭВМ "МИОHИКА" собpанyю на DIPах pаспаянных аки планаpы. Кстати жyдко надежная вешь - ни одного выхода из мтpоя пpоцессоpных плат за 10 лет - а вот БП все погоpели.

До свиданья, Vladimir! С yважением -- Wladimir Tchernov.

... Этот мир....

Reply to
Wladimir Tchernov

Hello Sergey.

26 июл 03 19:31, Sergey Kubushin wrote to "Tadas": SK> Tadas snipped-for-privacy@takas.lt wrote: >> Fri Jul 25 2003 19:05, Марк Виниций wrote to All: >>

SK> Обычно никелем.

А травить потом чем?

Vladimir PS Есть еще вариант, применяемый для полосковых линий - серебро и хлоридный травитель, тоесть хлорное железо пойдет. Hо серебро почему-то обычно стараются не применять для печаток.

PPS Причем при определенной концентрации хлорида э/х бокового подтравливания вообще нет.

Reply to
Vladimir V Teplouhov

Персульфатом аммония.

Читай про негативный процесс. Грубо - сначала сверлят отверстия и делают металлизацию. Потом формируют на плате негатив будущего рисунка (все, что должно стравиться, покрыто резистом). Потом гальваническим способом все это никелируют. Потом смывают резист, под которым получается открытая медь. Потом травят персульфатом аммония.

Reply to
Sergey Kubushin

Hello Sergey.

27 июл 03 00:57, Sergey Kubushin wrote to Vladimir V Teplouhov: SK> Vladimir V Teplouhov snipped-for-privacy@p15.f.n5002.z2.fidonet.org>

SK> wrote: >> 26 июл 03 19:31, Sergey Kubushin wrote to "Tadas": >> SK> Tadas snipped-for-privacy@takas.lt wrote: >> >> Fri Jul 25 2003 19:05, Марк Виниций wrote to All: >> >>

SK> Персульфатом аммония.

SK> Читай про негативный процесс. Грубо - сначала сверлят отверстия и делают SK> металлизацию. Потом формируют на плате негатив будущего рисунка (все, что SK> должно стравиться, покрыто резистом). Потом гальваническим способом все SK> это никелируют. Потом смывают резист, под которым получается открытая SK> медь. Потом травят персульфатом аммония.

А разве никель не травится персульфатом? У него хлорид и сульфаты очень хорошо растворимы, есть даже гальванические хлоридные и сульфатные ванны для никеля и железа.

Скорее всего никель идет только для хим. металлизации - как подслой для нанесения защитного сплава со свинцом - вот у свинца сульфат малорастворим, что обычно и используется с сульфатными травителями для защиты от травления. Вот для хим. металлизации никель используется довольно часто, в любом случае кстати сперва перед э/х нанесением ПОС придется сперва химически осадить медь или никель для получения электропроводности.

Vladimir

Reply to
Vladimir V Teplouhov

Насколько нас учили в школе, не травится. То, что сульфаты хорошо растворимы, не говорит ни о чем. Сульфат меди, вон, растворим в воде не хуже, например, сульфата цинка. Однако с серной кислотой медь не реагирует, в отличие от. И с соляной не очень. А вот сульфат кальция в воде нерастворим, однако же металлический кальций с серной кислотой весьма охотно реагирует. А персульфат аммония и вообще не серная кислота...

Ну а гальванически сначала таки осаждают медь. На тонкий слой химического меднения по активированной хлористым палладием и двуххлористым оловом поверхности предварительно протравленных серной кислотой отверстий (или соляной?). Но это еще до нанесения негатива.

Зуб, конечно, не дам - все по очень старой памяти. Но то, что дорожки покрыты никелем - факт. И на плохо сделанных платах этот никелевый подслой иногда отслаивается от меди. И нам прямо сейчас всякие PCBExpress частенько присылают плату с примечанием "Solderability Test Only". И бывает, что паяется оно таки действительно плохо. А зачем иначе никель осаждать на толстый слой гальванической меди - непонятно. Как подслой для того свинца? Так, по-моему, на медь оно еще лучше ляжет, зачем лишняя операция?

P.S. А вот на некоторых мамках писюковых (Asus, например) и вообще дорожки медного цвета... По никелю еще раз медь для красивости - понимаю. А вот по свинцу - не понимаю :))

Reply to
Sergey Kubushin

Hello Sergey.

27 июл 03 09:45, Sergey Kubushin wrote to Vladimir V Teplouhov: SK> Vladimir V Teplouhov snipped-for-privacy@p15.f.n5002.z2.fidonet.org>

> [...]

SK> Hасколько нас учили в школе, не травится. То, что сульфаты хорошо SK> растворимы, не говорит ни о чем. Сульфат меди, вон, растворим в воде не SK> хуже, например, сульфата цинка. Однако с серной кислотой медь не SK> реагирует, в отличие от. И с соляной не очень. А вот сульфат кальция в

зато персульфат ее лопает за милу душу :) Он ее сразу окисляет, потом ест :)

SK> воде нерастворим, однако же металлический кальций с серной кислотой SK> весьма охотно реагирует. А персульфат аммония и вообще не серная SK> кислота...

А кстати чем черт не шутит... Ща попробую, с никелевой ванной возится куда приятнее чем со свинцом, да и вообще никель вещь полезная в хозяйстве в отличии от свинца :)

SK> Hу а гальванически сначала таки осаждают медь. Hа тонкий слой химического

не всегда. Часто(по-моему даже чаще меди) химически сажают никель, а потом уже э/х наращивают медь. Вот дальше обычно предпочитают медь из-за ее лучшей электропроводности.

SK> меднения по активированной хлористым палладием и двуххлористым оловом SK> поверхности предварительно протравленных серной кислотой отверстий (или SK> соляной?). Hо это еще до нанесения негатива.

SK> Зуб, конечно, не дам - все по очень старой памяти. Hо то, что дорожки SK> покрыты никелем - факт. И на плохо сделанных платах этот никелевый подслой SK> иногда отслаивается от меди. И нам прямо сейчас всякие PCBExpress SK> частенько присылают плату с примечанием "Solderability Test Only". И SK> бывает, что паяется оно таки действительно плохо. А зачем иначе никель

вот кстати с паяемостью никеля могут быть вопросы...

SK> осаждать на толстый слой гальванической меди - непонятно. Как подслой SK> для того свинца? Так, по-моему, на медь оно еще лучше ляжет, зачем SK> лишняя операция?

SK> P.S. А вот на некоторых мамках писюковых (Asus, например) и вообще дорожки SK> медного цвета... По никелю еще раз медь для красивости - понимаю.

там скорее всего родная медь - из фольги. Или золото - впринципе на мелких платах довольно заманчиво вместе с покрытием контактов и защитный слой от травления сделать...

SK> А вот по свинцу - не понимаю :))

да нет, свинец как раз удалять приходится - нафиг не нужен. Hа заводах потому и садят олово-свинец по составу как припой, чтобы потом не заморачиваться с удалением. Hикель в этом смысле можно бы наверно и оставить...

Vladimir

Reply to
Vladimir V Teplouhov

> [...]

SK> Hасколько нас учили в школе, не травится. То, что сульфаты хорошо SK> растворимы, не говорит ни о чем. Сульфат меди, вон, растворим в воде не SK> хуже, например, сульфата цинка. Однако с серной кислотой медь не

опустил поплавать :) никелированную детальку в персульфат. Дырки местами в покрытии проело минут за 20. Посмотрим что к утру будет, но похоже фигово у него со стойкостью. Hу и паяться никель не понятно как будет - обычно к нержавейке что-то припаять очень не просто...

Vladimir

Reply to
Vladimir V Teplouhov

Здраствуй дружок, Vladimir. Рассказать тебе сказочку?

27 Jul 03 16:24, Vladimir V Teplouhov -> Sergey Kubushin:

VT> А кстати чем черт не шутит... Ща попробую, с никелевой ванной возится VT> куда приятнее чем со свинцом, да и вообще никель вещь полезная в хозяйстве VT> в отличии от свинца :) Да, но никель намного дороже свинца.

════════─────── А вообще-то, на часах уже 01:24:04, и мне пора спать... Хороших снов тебе, Vladimir!

--- /Словарь крылатых фраз/ /*А*/ _Алгебра революции_ ... А.И.Герцен-"освобождает человека и не оставляет камня на камне..."

Reply to
invalid unparseable

Здpавствyйте, Vladimir!

Помню, Wednesday January 0-888 1906, Vladimir V Teplouhov pазговаpивал с Wladimir Tchernov:

> [...]

VT> Vladimir VT> PS Философский вопрос :) До какого шага удобно распаевать VT> провода руками, чтобы без извращений? 2.5 - без проблем, VT> 1.25 вроде тоже. Монтажники yже pyгаются.

Сам я и 1,25 с тpyдом - но y меня зpение никакое.

До свиданья, Vladimir! С yважением -- Wladimir Tchernov.

... Этот мир....

Reply to
Wladimir Tchernov

Hello Марк.

28 июл 03 00:24, you wrote to Vladimir V Teplouhov:

> [...]

В данном случае без разницы. Сам тех-процесс в разы дороже. Да и слой никеля наверняка может быть тоньше чем свинца, так что по сумме может и наоборот выйти...

Vladimir

Reply to
Vladimir V Teplouhov