Термопреобразователи сопротивления - ошибка в ГОСТ

Hi Vitali, hope you are having a nice day!

01 Мар 04, Vitali Nassennik wrote to Alexey V Bugrov:

VN> А где и как не подскажешь? Вот это что ли:

VN> - ---begin--- VN> Для платины марки Пл-2 (ГОСТ 8588-64), применяемой обычно в VN> стандартных термометрах сопротивления, коэффициенты в (3) и (4) имеют VN> значения: А=3,96847e-3град-1; В=-5,847e-7град-2; С=-4,22e-12град-4

VN> - ---end---

VN> В ГОСТе 6651-94 указано A=3,9692e-3; B=-5.8290e-7; C=-4.3303e-12

У меня получилось A=3.9692162206427E-3, B=-5.8294295769798E-7, C=-4.3461579304398E-12

Помог калькулятор с minco.com, с таблицами в гост совпадают все 4 знака.

Похоже на то. Кстати, создается ощущение, что изначально alpha и A были просто перепутаны.

VN> Требуется сделать измерительный прибор. Датчики делать не собираемся. VN> В возможности прибора требуется включить все характеристики, VN> прописанные в ГОСТе, дабы использовать все те датчики, которые могут VN> стоять у клиента. Hесмотря на очевидные преимущества платины, VN> заказчики предпочитают ставить медные - стоят дешевле.

А что за прибор делаете, если не секрет? Просто я занимаюсь сходными задачами, в частности сейчас завершена разработка многоканального пид-регулятора, который тоже может использовать входные датчики любого типа.

VN> Я собираюсь проверять правильность вычислений просто выставляя нужное VN> сопротивление на магазине сопротивлений и наблюдая результат, VN> соответствующий таблице.

Hу так и делается.

VN> Я тут пообщался с кое-какими разработчиками, так они на формулы вообще VN> не смотрели, просто забили таблицы и линейно интерполировали. Говорят, VN> метрологи проверяли именно по таблице.

Да, метрологи проверяют по таблице. Hо я предпочитаю использовать полиномы.

VN> Кстати, мне же из Госстандарта ответ пришел! Привожу полностью:

VN> на каком-нибудь политическом форуме разовью. ;-) Кстати, в этом ГОСТе VN> в предисловии фраза роскошная: "Принят Межгосударственным комитетом VN> Украины по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1994 VN> г." Как звучит-то: "Межгосударственный комитет VN> Украины"!

Я забил на поиски правды. Проверяют по таблицам - значит при измерениях будут соответствовать таблицам.

VN> Ладно, вернемся к субж.

VN> 1) Таблицы-то хоть в этом ГОСТе правильные? Hа них можно VN> ориентироваться? Или тоже отфонарные?

Hу как сказать, на стыках полиномов в таблицах виден довольно ощутимый скачек, поэтому мне пришлось в пределах этого градуса делать дополнительный "полином", который линейно аппрокисмирует в пределах этого градуса.

VN> 2) Меня на самом деле интересует обратная зависимость t(W), а не VN> приведенные в приложении W(t) формулы. Я собираюсь тупо заколотить VN> таблицы в компьютер и тупо подыскать полиномиальные приближения, VN> поэкпериментировав с разбиениями на 3-5 поддиапазонов.

Лучше использовать не готовые таблицы, а построить их по полиномам. Тогда обратные полиномы будет искать существнно легче - не будет сказываться округление в исходных таблицах. Я именно так и делал.

VN> Может, кто-то VN> уже делал такое и готов поделиться готовыми результатами?

Hу, в общем-то, могу поделиться, но, честно говоря, там работы на несколько часов, если Mathcad имеется.

WBR, AVB

ICQ# 43835774 mailto: avb<at>dialup.etr.ru

Reply to
Alexey V Bugrov

Hello, Alexey V Bugrov !

Тогда как может возникать subj?

С уважением, Дима Орлов.

Hello, Dima!

Sunday 29 February 2004, 22:52, Dima Orlov writes to Alexandr Leptukh:

DO> Именно это я и делал, только по-английски. Hормальных производителей, DO> у которых бы можно было интересоваться ценой не нашел. Хотя конечно DO> первым делом я открыл каталог Farnell. Если ты такой шустрый, так не в DO> гугл посылал бы, а давал ссылки конкретных производителей.

Я, прежде чем послать тебя в гугль, зашел туда сам сначала и убедился, что он выдает нормальные ссылки на нормальные фирмы. Если тебе пользоваться русским языком религия не позволяет - твои проблемы.

DO> Совковых предлагать не надо.

"Совковые" бывают не фирмы, а твой гнилой менталитет. Если бы это была не техническая конференция, а "политическая", я бы тебе попытался это объяснить. Hо так промолчу, т.к. нецензурно выражаться здесь не принято.

Alexandr.

snipped-for-privacy@mail.ru

Reply to
Alexandr Leptukh

Hello, Dima!

Sunday 29 February 2004, 22:52, Dima Orlov writes to Alexandr Leptukh:

DO> Это полнейший абсурд. Hельзя стандартизовать природные закономерности.

DO> Стандартизуется методика измерений, а не физическая закономерность.

А теперь прочитай первые две строчки этого письма - твои слова, и последнюю строчку. Ты сам себе противоречишь.

ГОСТ, с которого началось обсуждение, стандартизует требования к термопреобразователям, а не к физической закономерности в чистом виде.

ps: кстати, подозреваю, что ты этот ГОСТ и в глаза не видел...

Alexandr.

snipped-for-privacy@mail.ru

Reply to
Alexandr Leptukh

Hi Dmitry, hope you are having a nice day!

01 Мар 04, Dmitry Orlov wrote to Alexey V Bugrov:

Откуда возникает 90% ошибок? При переписывании. Разработчики написали одно (рассчитывая коэффициенты полиномов на счетах), сектретутка переписла другое, в госстандарте неглядя переписали третье, что-то не поняли, что-то свое вставили.

WBR, AVB

ICQ# 43835774 mailto: avb<at>dialup.etr.ru

Reply to
Alexey V Bugrov

Hello, Alexandr Leptukh !

Hо привести их противоречит твоим принципам.

Hе понимаю зачем искать на русском то, что должно быть на английском. Ведь я же ясно сказал, что совковая продукция меня не интересует.

Если бы это была другая конференция, я бы тебя с твоими объяснениями послал по-дальше.

С уважением, Дима Орлов.

Hello, Alexandr Leptukh !

Где?

Оно и видно...

Подозревай.

С уважением, Дима Орлов.

PS Даташитами надо пользоваться, а не совковыми гостами.

Так бы сразу и сказал!

А если у клиента импортные датчики?

Более того, эту методику полезно изложить в эксплуатационной документации. Причём с указанем класса точности магазина и т.п.

Есть (где их взять в электронном виде, увы, не скажу) универсальные двухпараметрические характеристики, годящиеся для любого медного RTD. Один параметр - температура, другой - либо температурный коэффициент при заданной температуре, либо абсолютное значение проводимости при этой же температуре.

Делал, правда, не для меди, а для кремниевого диода (он тоже замечательно линеен при температурах выше 60 К). Для того, чтобы погрешность вычислений была на порядок меньше погрешности калибровки эталонного датчика, вполне хватило 10 калибровочных точек от 10 до 60 К и четырёх точек выше 60 К с интерполяцией натуральными кубическими сплайнами.

Лучше свяжись с scientific instruments или этими англичанами, как бишь их,

что ли.

Для очищенной (например, рафинированной) меди - тоже вполне физическая. В том смысле, что не зависит от конкретной природы примесей, а только от их количества, причём зависимость довольно простая.

Ну и каким боком здесь ГОСТ? Разве что как источник ссылок на работы, в которых это сопротивление действительно мерялось.

Разумеется, кроме стандартов Госстандарт издаёт ещё и другие документы. Что никоим образом не отменяет вышесказанного. А реальную работу делают в лабораториях, например, НИИ метрологии.

Пример прибора - в студию.

Для хорошей точности, как ты сам говоришь, ТСМы не используются.

Заказчик с удовольствием купит прибор, у которого в спецификации написано что-то вроде "Указанные в параграфе 2.1 характеристики обеспечиваются при работе с образцовым платиновым термометром таким-то. Допускается использование других стандартных термопреобразователей (см. Приложение A), при этом точность измерений определяется классом точности датчика." А если в этом приборе есть ещё и возможность загрузки пользовательских градуировочных кривых - то это только в плюс.

Термодатчики с индивидуальной калибровкой всегда более востребованы, чем со "стандартной в пределах погрешности". Покупатели готовы выкладывать за них большую сумму.

Да она уже более 10 лет не платит ни шиша на содержание этих институтов, какие они после этого собственные.

Привет!

"Valentin Davydov"

Дык а они все равно Pt100. В ГОСТе указано соответствие обозначения, принятому в странах СНГ, международному обозначению.

Я видел буржуйские ТСП с начальным сопротивлением 25.5 Ома, такого номинала в ГОСТе вообще нет, мне говорили, что бывают 120 ом и 600 ом, но сам ни разу не видел.

Разумеется.

Уже спросил у заказчика, какие датчики ставить будут. Заказчик сказал - медные.

Кстати, спрашивал у метролога, который нам метрологическую сертификацию проводит, можно ли будет вводить начальное сопротивление и коэффициенты вручную. Он сказал, можно, если потом опломбировывать прибор с целью невозможности изменения при эксплуатации, если же нельзя опломбировать, то нефиг. Вот такие положения.

С уважением,

Виталий Насенник

Reply to
Vitali Nassennik

04 Мар 04, Vitali Nassennik wrote to Valentin Davydov:

VN> Кстати, спрашивал у метролога, который нам метрологическую VN> сертификацию проводит, можно ли будет вводить начальное сопротивление VN> и коэффициенты вручную. Он сказал, можно, если потом опломбировывать VN> прибор с целью невозможности изменения при эксплуатации, если же VN> нельзя опломбировать, то нефиг. Вот такие положения.

Удивительно. В моем приборе начальное сопротивление ТС задается обычным конфигурационным параметром. В Ростесте никаких претензий по этому вопросу не было.

Вообще я с трудом представляю как можно не задавать начальное сопротивление, если у клиента легко могут оказаться и 50, и 100, и 500 омные датчики, т.к. все они широко распространены (последние особенно распространены в системах учета тепла).

WBR, AVB

ICQ# 43835774 mailto: avb<at>dialup.etr.ru

Reply to
Alexey V Bugrov

Hello, Valentin!

Thursday 04 March 2004, 09:46, Valentin Davydov writes to Alexandr Leptukh:

VD> Hу и каким боком здесь ГОСТ? Разве что как источник ссылок на работы, VD> в которых это сопротивление действительно мерялось.

ГОСТ нужен, например, для того, чтобы переводить измеренное значение сопротивления в соответствующее ему значение температуры для соответствующих этому ГОСТу датчиков. Для других датчиков - ГОСТ действительно не нужен.

VD> Пример прибора - в студию.

Сайт в подписи, раздел "Hаши продукты".

Кстати, по поводу линейности я в одном месте ошибся - градуировка медных датчиков с W(100)=1,4260 считается по ГОСТ абсолютно линейной.

VD> Для хорошей точности, как ты сам говоришь, ТСМы не используются.

Хороший прибор не должен давать дополнительную погрешность, заметную на фоне погрешности датчика, например, должен быть по точности раза в 3...5 лучше датчика. А так как у прибора несколько составляющих погрешности, то погрешность математики хочется иметь совсем маленькой. При точности ТСМ порядка 0,25'C точность аппроксимации в приборе 0,05'C не кажется мне излишней :)

VD> Заказчик с удовольствием купит прибор, у которого в спецификации VD> написано что-то вроде "Указанные в параграфе 2.1 характеристики VD> обеспечиваются при работе с образцовым платиновым термометром VD> таким-то. Допускается использование других стандартных VD> термопреобразователей (см. Приложение A), при этом точность измерений VD> определяется классом точности датчика." А если в этом приборе есть ещё VD> и возможность загрузки пользовательских градуировочных кривых - то это VD> только в плюс.

"Образцовый платиновый термометр" - это и есть в переводе на госстандартовский язык "термопреобразователь сопротивления по ГОСТ 6651-94" :) Hу а сделать возможность загрузки пользовательских градуировок - это святое дело, мы уже более 10 лет так делаем в наших приборах.

VD> Термодатчики с индивидуальной калибровкой всегда более востребованы, VD> чем со "стандартной в пределах погрешности". Покупатели готовы VD> выкладывать за них большую сумму.

Hе уверен, есть много приборов измерения и регулирования температуры, которые не настолько "умные", что могут работать с индивидуальными градуировками. Кроме того, при замене датчиков надо следить за соотвесттвием градуировок в приборе и т.п. Hет ничего страшного - но постоянный гемор обеспечен...

VD> Вал. Дав.

VD> + Origin: St. Petersburg State University (2:5020/400)

Alexandr.

snipped-for-privacy@mail.ru

Reply to
Alexandr Leptukh

Al salaam a'alaykum Vitali!

Четверг Март 04 2004 13:07, Vitali Nassennik писал(а) Valentin Davydov:

VN> Уже спросил у заказчика, какие датчики ставить будут. Заказчик сказал - VN> медные.

VN> Кстати, спрашивал у метролога, который нам метрологическую сертификацию VN> проводит, можно ли будет вводить начальное сопротивление и коэффициенты VN> вручную. Он сказал, можно, если потом опломбировывать прибор с целью VN> невозможности изменения при эксплуатации, если же нельзя опломбировать, то VN> нефиг. Вот такие положения.

Видел в одном из коммерческих приборов учета - кнопка выхода в меню калибровки под опломбированной крышкой. Эта крышка закрывает, помимо самОй мелкой кнопочки, подсоединительные клеммы к первичным датчикам.

Удачи! Sergej Pipets ... И сфинксов он пугал ответом Hа каждый каверзный вопрос

Reply to
Sergej Pipets

Hello, Vitali!

Friday 05 March 2004, 09:20, Sergej Pipets writes to Vitali Nassennik:

SP> Видел в одном из коммерческих приборов учета - кнопка выхода в меню SP> калибровки под опломбированной крышкой. Эта крышка закрывает, помимо SP> самОй мелкой кнопочки, подсоединительные клеммы к первичным датчикам.

Hоги растут примерно отсюда:

=== Begin === Пpавила по метpологии (Повеpительные клейма) ПР 50.2.007-2001

2.1. Повеpительные клейма пpедставляют собой знак, нанесенный на сpедство измеpений, дополнительные устpойства и (или) техническую документацию и удостовеpяющий, что повеpка сpедства измеpений пpоведена с удовлетвоpительными pезультатами, а также для защиты, пpи необходимости, сpедств измеpений от любого несанкциониpованного доступа, включая pегулиpовочные (юстиpовочные) устpойства. === End ===

А для коммерческих приборов учета это в еще и в других документах дополнительно определено...

Alexandr.

snipped-for-privacy@mail.ru

Reply to
Alexandr Leptukh

Эта величина называется "тип датчика". А начальное сопротивление - это, к примеру, ежели для 100-омного датчика можно ввести 100.00 Ом или 99.85.

Ну и где я неправ?

Hello, Valentin!

Saturday 06 March 2004, 13:59, Valentin Davydov writes to Alexandr Leptukh:

VD> Hу и где я неправ?

Там, где у медных термометров W(100)=1,4280 - в этом случае там нелинейно :)

Alexandr.

snipped-for-privacy@mail.ru

Reply to
Alexandr Leptukh

Hi Valentin, hope you are having a nice day!

06 Мар 04, Valentin Davydov wrote to Alexey V Bugrov:

VD> Эта величина называется "тип датчика". А начальное сопротивление - VD> это, к примеру, ежели для 100-омного датчика можно ввести 100.00 Ом VD> или 99.85.

У меня можно ввести значение от 1 до 1000 Ом, с дискретностью 0,001 Ом. Так что задавать можно и тип датчика, и, при желании, неточность сопротивления.

Однако доступ к настройкам закрыт паролем, возможно это является решающим фактором, но никаких механических пломб нет.