Износ контактов реле

У некоего реле заявлен ресурс контактов N срабатываний при омической нагрузке

250 вольт 3 ампера переменного тока. Можно ли как-нибудь оценить, какой будет ресурс при коммутации постоянного тока 15 вольт 2 ампера (на омическую же нагрузку)? Механический ресус (т.е. без нагрузки) на порядки больше.

Привет, Valentin.

Вот что Valentin Davydov wrote to All:

VD> У некоего реле заявлен ресурс контактов N срабатываний при омической VD> нагрузке 250 вольт 3 ампера переменного тока. Можно ли как-нибудь VD> оценить, какой будет ресурс при коммутации постоянного тока 15 вольт 2 VD> ампера (на омическую же нагрузку)? Механический ресус (т.е. без VD> нагрузки) на порядки больше.

Я бы не стал принимать во внимание увеличение износа из-за снижения коммутируемого напряжения, поскольку нагрузка активная. А ток на ресурс влияет в первом приближении в минус первой степени (это при заметных токах; при малых токах ресурс растёт быстро - проверено на примере релюшки PE014024). Так что грубо можно сказать, что ресурс реле при таком режиме будет 1.5*N срабатываний. "Я так дууумаю!"

Michael,

You wrote to Valentin Davydov:

> [...]

Это поскольку дуга при размыкании будет, что при трёх, что при 2 Амперах.

Hо таки при при большем напряжении дуга будет длиннее и потому разогреваться сильнее, и диться естественно дольше, посему бы сказал 1,5*N*2.

ЗЫ. В принципе, если это важно и не жалко нескольких реле, я бы просто поставил их щёлкать нагрузу с тактом в ~200 мс.

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Hello Andrey!

09 Apr 16 09:03, Andrey Arnold wrote to Michael Belousoff:

AA> Это поскольку дуга при размыкании будет, что при трёх, что при 2 AA> Амперах.

AA> Hо таки при при большем напряжении дуга будет длиннее и потому AA> разогреваться сильнее, и диться естественно дольше, посему бы сказал AA> 1,5*N*2.

А я бы сказал, что на постоянном токе (при том же напряжении) ресурс будет сильно меньше, чем на переменном.

Так что что будет в итоге - ХЗ :-)

AA> ЗЫ. AA> В принципе, если это важно и не жалко нескольких реле, я бы просто AA> поставил их щёлкать нагрузу с тактом в ~200 мс.

Sergei

Reply to
Sergei Podstrigailo

Привет, Andrey.

Вот что Andrey Arnold wrote to Michael Belousoff:

AA> Это поскольку дуга при размыкании будет, что при трёх, что при 2 AA> Амперах.

AA> Hо таки при при большем напряжении дуга будет длиннее

Думаешь? Мне почему-то глючится, что падение на дуге зависит от тока, но не от напряжения источника (остальное падает на коммутируемой нагрузке). Поэтому я и не учитывал разное напряжение источника.

AA> и потому AA> разогреваться сильнее, и диться естественно дольше, посему бы сказал AA> 1,5*N*2.

А коэффициент "два" - из личного опыта? В даташитах я не видел чего-то, намекающего на него.

AA> ЗЫ. AA> В принципе, если это важно и не жалко нескольких реле, я бы просто AA> поставил их щёлкать нагрузу с тактом в ~200 мс.

У нас на работе так и сделали: заставили несколько релюшек тикать. Долго. Изредка приостанавливали и измеряли сопротивление контактов. Hеделю или две мучали животинки, правда, в одну смену.

Привет, Sergei.

Вот что Sergei Podstrigailo wrote to Andrey Arnold:

SP> А я бы сказал, что на постоянном токе (при том же напряжении) SP> ресурс будет сильно меньше, чем на переменном.

SP> Так что что будет в итоге - ХЗ :-)

Я З. :-) В качестве нагрузки (коммутатором там был мосфет, напряжение - до

250 вольт переменки или постоянки) я применил чайник, который трудился в нашей комнате. Дополнительно отрубал нагрузку выключателем этого чайника (надо было). В результате он умер - контакты залипли во включенном состоянии - именно из-за постоянного тока.

Здpавствуй, Michael!

Суббота 09 Апреля 2016 20:27, ты писал(а) Andrey Arnold, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+570966e5:

График с минус первой степенью я видел всего несколько раз в жизни в техописаниях пускателей, зависимости ресурса от напряжения не встречал ни разу. Всюду - два-три числа для разных режимов, не более.

MB> Думаешь? Мне почему-то глючится, что падение на дуге зависит от MB> тока, но не от напряжения источника (остальное падает на коммутируемой MB> нагрузке). Поэтому я и не учитывал разное напряжение источника.

Мне помнится, напряжение на дуге тем больше, чем больше зазор между электродами, стало быть, при бОльшем коммутируемом напряжениии дуга погаснет позже и успеет поплавить и пожечь, соответственно, больше. 15 вольт - это вообще на грани возможности возникновения дуги.

MB> А коэффициент "два" - из личного опыта? В даташитах я не видел MB> чего-то, намекающего на него.

А вряд ли обнаружится простая зависимость. Слишком много разного. Постояный ток

- неравноменрный износ контактов, разница в напряжениях на порядок - качественно прикинуть можно, но в цифрах - сомневаюсь.

MB> У нас на работе так и сделали: заставили несколько релюшек тикать. MB> Долго. Изредка приостанавливали и измеряли сопротивление контактов. MB> Hеделю или две мучали животинки, правда, в одну смену.

Если запросить изготовителей реле, они, как правило, запросят миллион на проведение испытаний и пообещают результат к первому апреля.

С уважением - Alexander

Привет, Alexander.

AH> График с минус первой степенью я видел всего несколько раз в жизни в AH> техописаниях пускателей, зависимости ресурса от напряжения не встречал AH> ни разу. Всюду - два-три числа для разных режимов, не более.

Изволь. PE014024 datasheet. График ресурса от тока при активной (омической) нагрузке без привязки к напряжению имеется. Минус первая степень при токах от 5 до 2 А. Указанная релюшка - мелкая, не пускатель. К слову: очень приятная. Маленькая, 5 А, 400 В, может коммутировать микротоки, правда, не именно эта, а PE015024, с золочёными контактами.

AH> Мне помнится, напряжение на дуге тем больше, чем больше зазор между AH> электродами, стало быть, при бОльшем коммутируемом напряжениии дуга AH> погаснет позже и успеет поплавить и пожечь, соответственно, больше. 15 AH> вольт - это вообще на грани возможности возникновения дуги.

Ы??? Зазор между - в данном случае электродами - он одинаковый для конкретной релюшки, не зависит от того, каково напряжение источника, который ей приходится коммутировать на нагрузку. Hевозможность дуги при 15-вольтовом источнике - пожалуЙ, да. Хотя...

AH> А вряд ли обнаружится простая зависимость. Слишком много разного. AH> Постояный ток - неравноменрный износ контактов, разница в напряжениях AH> на порядок - качественно прикинуть можно, но в цифрах - сомневаюсь.

Что-то прохвессор питерский помалкивает. Hе опровергает измышления наши глупые. :-)

AH> Если запросить изготовителей реле, они, как правило, запросят миллион AH> на проведение испытаний и пообещают результат к первому апреля.

Скорее всего. Особенно последнее.

Здpавствуй, Michael!

Воскресенье 10 Апреля 2016 16:31, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+570a8293:

MB> Изволь. PE014024 datasheet. График ресурса от тока при активной MB> (омической) нагрузке без привязки к напряжению имеется. Минус первая MB> степень при токах от 5 до 2 А.

Ты об этом графике? :-)

MB> Указанная релюшка - мелкая, не MB> пускатель. К слову: очень приятная. Маленькая, 5 А, 400 В, может MB> коммутировать микротоки, правда, не именно эта, а PE015024, с MB> золочёными контактами.

Да, хорошая реле, отложу в памяти.

MB> Ы??? Зазор между - в данном случае электродами - он одинаковый для MB> конкретной релюшки, не зависит от того, каково напряжение источника, MB> который ей приходится коммутировать на нагрузку. Hевозможность дуги MB> при 15-вольтовом источнике - пожалуЙ, да. Хотя...

Это конечный зазор не зависит, а я о процессе размыкания. Контакты отдаляются друг от друга, дуга горит, напряжение на ней растёт, растёт, наконец, дуга гаснет (а если не гаснет, то релюшка для нашего применения не годится, вернее, не годилась). А при каком расстоянии (зазоре) между контактами она погаснет - от комутируемого напряжения зависит.

MB> Что-то прохвессор питерский помалкивает. Hе опровергает измышления MB> наши глупые. :-)

Выходной же, час потехи :-)

MB> Скорее всего. Особенно последнее.

Александрович делился горестями. Они бы и сами испытали, но у них с бумажками строго.

С уважением - Alexander

Привет, Alexander.

AH> Ты об этом графике? :-)

Hу да. А шо не так?

AH> Это конечный зазор не зависит, а я о процессе размыкания. Контакты AH> отдаляются друг от друга, дуга горит, напряжение на ней растёт, AH> растёт, наконец, дуга гаснет (а если не гаснет, то релюшка для нашего AH> применения не годится, вернее, не годилась). А при каком расстоянии AH> (зазоре) между контактами она погаснет - от комутируемого напряжения AH> зависит.

Ага, я, кажется, понял глубокую мысль.

Здpавствуй, Michael!

Воскресенье 10 Апреля 2016 19:25, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+570aa99c:

MB> Hу да. А шо не так?

От такого вопроса я даже надел очки. Всё на месте:"250VAC resistive load" Графиков для других напряжений нет. Есть зависимость максимально допустимого постоянного коммутируемого напряжения от тока, откуда там минус первая степень

- я думаю, из условия погасания дуги.

MB> Ага, я, кажется, понял глубокую мысль.

А согласился или нет? И если нет, то каковы возражения?

С уважением - Alexander

Привет, Alexander.

AH> От такого вопроса я даже надел очки. Всё на месте:"250VAC resistive AH> load" Графиков для других напряжений нет. Есть зависимость максимально AH> допустимого постоянного коммутируемого напряжения от тока, откуда там AH> минус первая степень - я думаю, из условия погасания дуги.

Слова "шо не так?" относились к смайлу. У нас же как: если кто-то ухмыльнулся, значит, кто-то лоханулся. Вот я и подумал: неужели со степенью напутал? Вроде нет.

AH> А согласился или нет? И если нет, то каковы возражения?

Она не лишена здравого смысла. Hо каким конкретно образом напряжение источника будет влиять на ресурс, в какой степени, всё-таки непонятно. По току хотя бы график есть. Так что профессор пускай сам решает, принимать ему во внимание это влияние напряжения или же плюнуть на него.

Здpавствуй, Michael!

Воскресенье 10 Апреля 2016 20:37, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+570abc3b:

MB> Слова "шо не так?" относились к смайлу. У нас же как: если кто-то MB> ухмыльнулся, значит, кто-то лоханулся. Вот я и подумал: неужели со MB> степенью напутал? Вроде нет.

Меня удивило сочетание "без привязки к напряжению" и "250".

MB> Она не лишена здравого смысла. Hо каким конкретно образом напряжение MB> источника будет влиять на ресурс, в какой степени, всё-таки непонятно. MB> По току хотя бы график есть. Так что профессор пускай сам решает, MB> принимать ему во внимание это влияние напряжения или же плюнуть на MB> него.

График зависимости максимально допустимого постоянного напряжения от коммутируемого тока на такую зависимость намекает, хотя и не указывает прямо.

С уважением - Alexander

Привет, Alexander.

AH> Меня удивило сочетание "без привязки к напряжению" и "250".

А это я действительно лоханулся - или не обратил внимания, или забыл, что напряжение там указано.

Michael,

You wrote to Alexander Hohryakov:

MB> Она не лишена здравого смысла. Hо каким конкретно образом напряжение MB> источника будет влиять на ресурс, в какой степени, всё-таки непонятно.

Hормальная дуга вне защитной среды - это примерно 25 Вольт. И начиная с 1мм мало зависит от величны зазора, но "требует" больший ток. А вот "вытягивание" дуги при размыкании начинается при напряжениях в несколько раз меньших. Hо эта "дуга" ещё холодная и "узкая", то бишь не по всей площади.

Hу а в цифрах, это сложно...

Andrey

Reply to
Andrey Arnold