Стабилитрончик взамен Д815Д не подскажете?

Hello, All! В чем суть проблемы. Есть приборчик, потребляющий около 120 мА +12V. Блок питания приборчика - с гасящим конденсатором. Так вот, стоит там стабилитрон Д815Д, минимальный ток стабилизации которого 30 мА. Вопрос всезнающему allу: нет ли в природе стабилитрона, по характеристикам аналогичному сабжевому, но с меньшим min током стабилизации (чем меньше, тем лучше по понятным причинам)? Смотрел я vishay, но так и не понял, как их стабилитроны могут рассеивать заявленные ватты. Разве что при сорокаградусном морозе.

With best regards, Dmitry Gromov. E-mail: snipped-for-privacy@deletethis.newmail.ru

Reply to
Dmitry Gromov

Пpивет, Dmitry!

*** 28 Jan 04 13:48, Dmitry Gromov wrote to All:

DG> В чем суть проблемы. Есть приборчик, потребляющий около 120 мА +12V. DG> Блок питания приборчика - с гасящим конденсатором. Так вот, стоит там DG> стабилитрон Д815Д, минимальный ток стабилизации которого 30 мА. Вопрос DG> всезнающему allу: нет ли в природе стабилитрона, по DG> характеристикам аналогичному сабжевому, но с меньшим min током DG> стабилизации (чем меньше, тем лучше по понятным причинам)?

А максимум - это 120 mA ? Возьми TL431, и используй по типовой схеме умощненного стабилитрона с дополнительным транзистором (есть, например, в моторольском даташите). Hу, а если можно ограничиться полуваттом рассеиваемой - то вообще без умощнения...

Hello, Vladislav! You wrote to Dmitry Gromov on Wed, 28 Jan 2004 21:10:21 +0500:

VB> А максимум - это 120 mA ?

120 мА - это максимальный ток, который схема может отобрать у стабилитрона.

VB> Возьми TL431, и используй по типовой схеме умощненного стабилитрона с VB> дополнительным транзистором (есть, например, в моторольском даташите). А нельзя ли просто взять слабенький стабилитрон (не TL431 - денюшек хочется поэкономить) и включить в коллектор-базу мощного транзистора? Катодом к коллектору? Будет работать такая штука?

VB> Hу, а если можно ограничиться полуваттом рассеиваемой - то вообще без VB> умощнения... Мощща там приличная - почти полтора ватта приходится рассеивать на холостом ходу.

> [...]

Hi Dmitry!

хочется

Конечно будет. Это классическая схема мощного стабилитрона. Только надо добавить резистор база-эмиттор, чтобы транзистор открывался, когда через стабилитрон потечет ток в несколько мА.

Удачи! Сергей.

Reply to
Sergej S. Avdushin

Hello, Dmitry! You wrote to Vladislav Baliasov on Fri, 30 Jan 2004 14:06:41 +0300:

> [...]

Теперь вопрос - а какой минимальный? При максимальном входном напряжении (и, соответственно, токе балласта) и минимальном токе потребления схемы разницу должен взять на себя стабилитрон или что там вместо него.

DG> А нельзя ли просто взять слабенький стабилитрон (не TL431 - денюшек DG> хочется поэкономить) DG> и включить в коллектор-базу мощного транзистора? Катодом к DG> коллектору? DG> Будет работать такая штука?

Нет, не будет. Минимальный ток стабилизации слишком велик. Добавь резистор между базой и эмиттером (из рассчёта пару мА на 0.7в).

Alexander,Derazhne@adic,kiev,ua (replace commas with dots) Alexander Derazhne

Reply to
Alexander Derazhne

Hello, Dmitry! You wrote to Alexander Derazhne on Fri, 30 Jan 2004 20:13:43 +0300:

DG> Минимальный - около 8 мА. Даже чуть-чуть поменьше. Поэтому у меня DG> вобщем-то и возник вопрос. Мало того, что стабилитрону при DG> минимальном потреблении приходится рассеивать на себе почти всю DG> мощность, предназначенную для прибора, так еще и минимальный ток DG> стабилизации 30 мА счастья ему не добавляет. Греется как печка.

Если ты решил применять параметрический стабилизатор, то где-то всё это рассеивать придётся, так или иначе.

DG> Понял. А как прикинуть минимальный ток стабилизации у этой DG> штукенции? DG> Допустим, что мы взяли стабилитрон с минимальным током 5 мА, DG> транзистор с беттой = 60 и резистор ом эдак ... 120. DG> Я думаю, что 5 мА и получится... Иль я неправ?

Почти. Этот ток должен быть а) никак не меньше минимального тока стабилизации стабилитрона; б) создавать на резисторе нужное падение . Разумеется, подогнать эти величины точно никогда не получится. Резистор, пожалуй, даже великоват - транзистор прогреется, напряжение на переходе упадёт (это я уже был не прав с цифорй 0.7). А меньший резистор потребует чуть большего начального тока для удержания транзистора на грани открытия. Впрочем, если тебя устраивает гуляние напряжения стабилизации в пределах падения на переходе, то можно смириться с тем, что при малых токах транзистор будет закрыт. Но рассчитывать настолько "впритык" я бы не советовал. А если напряжение на входе чуть-чуть уменьшится? А если схема начнёт потреблять не 120, а

122мА? Не зря через стабилитрон 30мА начальных пускают, ох не зря...

Hello, Alexander! You wrote to Dmitry Gromov on Fri, 30 Jan 2004 17:33:48 +0500:

AD> Теперь вопрос - а какой минимальный? При максимальном входном AD> напряжении (и, соответственно, токе балласта) и минимальном токе AD> потребления схемы разницу должен взять на себя стабилитрон или что там AD> вместо него.

Минимальный - около 8 мА. Даже чуть-чуть поменьше. Поэтому у меня вобщем-то и возник вопрос. Мало того, что стабилитрону при минимальном потреблении приходится рассеивать на себе почти всю мощность, предназначенную для прибора, так еще и минимальный ток стабилизации 30 мА счастья ему не добавляет. Греется как печка.

AD> Hет, не будет. Минимальный ток стабилизации слишком велик. Добавь AD> резистор между базой и эмиттером (из рассчёта пару мА на 0.7в).

Понял. А как прикинуть минимальный ток стабилизации у этой штукенции? Допустим, что мы взяли стабилитрон с минимальным током 5 мА, транзистор с беттой = 60 и резистор ом эдак ... 120. Я думаю, что 5 мА и получится... Иль я неправ?

> [...]

Dmitry Gromov

Hello, Dmitry! You wrote to Alexander Derazhne on Fri, 30 Jan 2004 20:13:43 +0300:

Вот, кстати, сообразил. Включи резистор в коллектор транзистору. Из рассчёта падения на нём почти всего напряжения стабилитрона при максимальном токе. Уменьшишь рассеиваемую транзистором мощность раза в четыре... Ну, а резистор пусть себе греется :-)).

With best regards, Alexander Derazhne.

Reply to
Alexander Derazhne

Hello, Alexander! You wrote to Dmitry Gromov on Fri, 30 Jan 2004 22:46:18 +0500:

AD> Вот, кстати, сообразил. Включи резистор в коллектор транзистору. Из AD> рассчёта падения на нём почти всего напряжения стабилитрона при AD> максимальном токе. Уменьшишь рассеиваемую транзистором мощность раза в AD> четыре... Hу, а резистор пусть себе греется :-)).

Спасибо большое за советы. Буду испытывать.