настроить ПИД в автомате

Hi All,

ткни меня носом куда-нибудь для решения следущей проблемы: есть некий объект управления, есть цифровая система управления, в которой сидит ПИД. Ручками и глазками подобраны коэффициенты. Система в принципе нелинейная, по пространственным координатам и по времени. "нулевые колебания" составляют где-то 5-10 целочисленных попугаев с датчика обратной связи. Хочется побороться за меньшее значение, может быть посредством автоматической настройки - хостовой PC пишет в контроллер коэфиициенты, задает тестовую траекторию, меряет отклик и т.п. Хотелось бы почитать умные мысли на этот счет, а то что-то "ручками и глазками" получается таки лучше чем посредством дурной программы.

"Анализ и синтез" не предлагать по вышеуказанным причинам.

SY, EK

Reply to
Evgeny Kotsuba

Sat Jul 03 2004 11:02, Evgeny Kotsuba wrote to All:

EK> есть некий объект управления, есть цифровая система управления, в которой EK> сидит ПИД. EK> Ручками и глазками подобраны коэффициенты.

Это неправильно.

EK> Система в принципе нелинейная, EK> по пространственным координатам и по времени. "нулевые колебания" EK> составляют где-то 5-10 целочисленных попугаев с датчика обратной связи.

Логично. Для любителей настраивать PID на глаз есть такой метод:

1) D = 0, I = 0. Увеличиваем P, пока не начнутся колебания. Откатываем P назад вдвое относительно порога автоколебаний. 2) Теперь оставляем P там же и настраиваем I до порога колебаний и откатываем вдвое назад. 3) Теперь оставляем P и I, точно так же настраиваем D.

EK> Хочется побороться за меньшее значение, может быть посредством EK> автоматической настройки - хостовой PC пишет в контроллер коэфиициенты, EK> задает тестовую траекторию, меряет отклик и т.п. EK> Хотелось бы почитать умные мысли на этот счет, а то что-то "ручками и EK> глазками" получается таки лучше чем посредством дурной программы.

Классика. Меряется step response, дальше методом Циглера-Hикельса.

VLV

"And my dreams they aren't as empty like my consciousness seems to be" (c)

Reply to
Vladimir Vassilevsky

Greetings, Evgeny!

[skip]

Я сейчас заканчиваю унивеpсальный пульт упpавления для наших муффелей, и хочу заложить в нем алгоpитм автоматического опpеделения коэффициентов ПИДа, индивидуально для каждого муффеля. Так что могу поделиться своими мыслями, заодно услышать кpитику. Итак, дано: объект упpавления - система N-го поpядка, пpичем полюса 1, 2 и 3 поpядка отличаются дpуг от дpуга. Hужно получить апеpиодический пеpеходный пpоцесс, т.е. запас по фазе - 90гpад. Алгоpитм опpеделения коэффициентов таков:

  1. Подаем ступенчатое воздействие (включаем муффель), по пеpеходной хаpактеpистике (экспоненте) опpеделяем K1 и Тау - это будет полюс 1-го поpядка, от него будет зависеть коэфф интегpиpования: Ки = 1/(2*PI*Тау) - пpи таком выбоpе ФЧХ получается pовной и = 90гpад.
  2. Опpеделаем частоту и амплитуду свободных колебаний Fx, Kx. Это делается путем pеализации пpостого pелейного упpавления. Зная K1, F1, Fx и Kx, а так-же наклон линий АЧХ (20Дб и 40Дб) путем несложных вычислений опpеделяем F2 и K2 - полюс 2-го поpядка нажего объекта

K1__________ | \ \ | \ 20Дб \ | \ \ K2 | \ | \ 40Дб | \ | \ Kx | \ 60Дб F1=1/2*PI*Тау F2 Fx

Hаходим коэфф диффеpенциpования и усиления: Kд = 1/F2 Kу = 1/K2

Пpи таком выбоpе АЧХ всей системы спадает до единицы на частоте F2 и ФХЧ до частоты F2 идет pовно и = 90гpад. Пpовеpено в DesignLab-е.

И еще - для пpоцесса нагpева и остывания коэфф ПИДа будут pазличные.

C наилучшими пожеланиями Ilja aka ИЛ-2 (ilja_vlaskin$mail.ru)

... Я боятся отвык голубого клинка и стрелы с тетивы за четыре шага

Reply to
Ilja Vlaskin

Sun Jul 04 2004 03:42, Vladimir Vassilevsky wrote to Evgeny Kotsuba:

VV> From: "Vladimir Vassilevsky" snipped-for-privacy@fullnet.net

VV> Это неправильно.

VV> Логично. Для любителей настраивать PID на глаз есть такой метод:

VV> 1) D = 0, I = 0. Увеличиваем P, пока не начнутся колебания. VV> Откатываем P назад вдвое относительно порога автоколебаний. VV> 2) Теперь оставляем P там же и настраиваем I до порога колебаний VV> и откатываем вдвое назад. VV> 3) Теперь оставляем P и I, точно так же настраиваем D.

А чем оно лучше/ хуже 1) выставляем P в минимум, I - в ноль 2) поднимаем D до состояния "critically dumped" 3) поднимаем P до максимума, при котором остается "critically dumped" или чуть больше с небольшим переколебанием 4) поднимаем I для уменьшения статической ошибки и тоже чтобы не выйти на колебательный режим

VV> Классика. Меряется step response, дальше методом Циглера-Hикельса. таки step response может быть разный в разных точках пространства управления Скажем так - в некоторых точках есть "сучки"... И почему если классика, гугля с яндексом не знают "Циглера-Hикельса" или варианты с обратным переводом на буржуйский ?

SY, EK

Reply to
Evgeny Kotsuba

Hi Evgeny, hope you are having a nice day!

04 Июл 04, Evgeny Kotsuba wrote to Vladimir Vassilevsky:

> [...]

Метод Циглера-Hиколcа (Ziegler and Nichols). Советую поискать книжку Астрома "Automatic tuning of PID-regulators" (есть в инете в электронном виде), для начала пойдет.

Однако если система действительно сильно нелинейная, то ни один из описанных там методов не поможет. Более менее простым решением может быть настйрока регулятора в нескольких разных точках и при работе в режиме регулирования использовать те коэффициенты, которые вычислены для точки наболее близкой к текущей точке регулирования.

WBR, AVB

Reply to
Alexey V Bugrov

Sun Jul 04 2004 11:09, Evgeny Kotsuba wrote to Vladimir Vassilevsky:

EK> А чем оно лучше/ хуже

Можно показать, что для ЛИВ-систем в абстрактном среднем случае этот метод недалек от оптимальной настройки.

EK> таки step response может быть разный в разных точках пространства EK> управления Скажем так - в некоторых точках есть "сучки"... Если регулятор просто PID, то в нелинейной системе рассчитывают на наихудший случай с наибольшей крутизной управления. Вообще для нелинейных систем есть много всякого шаманства, например, уменьшение коэфф. передачи при малом сигнале ошибки.

EK> И почему если классика, гугля с яндексом не знают "Циглера-Hикельса" или EK> варианты с обратным переводом на буржуйский ?

Hу здрасьте. "PID Ziegler Nichols" дает кучу ссылок.

VLV

"And my dreams they aren't as empty like my consciousness seems to be" (c)

Reply to
Vladimir Vassilevsky

Hello Vladimir.

04 Jul 04 02:42, Vladimir Vassilevsky wrote to Evgeny Kotsuba: VV> Sat Jul 03 2004 11:02, Evgeny Kotsuba wrote to All:

> [...]

VV> 1) D = 0, I = 0. Увеличиваем P, пока не начнутся колебания. VV> Откатываем P назад вдвое относительно порога автоколебаний. VV> 2) Теперь оставляем P там же и настраиваем I до порога колебаний VV> и откатываем вдвое назад. VV> 3) Теперь оставляем P и I, точно так же настраиваем D.

интересный метод... Где откапал?

VV> Классика. Меряется step response, дальше методом Циглера-Hикельса.

а если при этом еще и параметры объекта меняются? :) Hе всегда же удается выловить такой момент для настройки когда все стабильно...

Vladimir PS Ой, счас на синтез адаптивной системы потянет :)))

Reply to
Vladimir V Teplouhov

Sun Jul 04 2004 13:50, Vladimir Vassilevsky wrote to Evgeny Kotsuba:

VV> From: "Vladimir Vassilevsky" snipped-for-privacy@fullnet.net

VV> Hу здрасьте. "PID Ziegler Nichols" дает кучу ссылок. Во-во-во... Теперь спасибо Будем много думать (с) "Хроники лаборатории" ;-)

SY, EK

Reply to
Evgeny Kotsuba

Hi, evgen snipped-for-privacy@rambler.ru!

04 Jul 04 16:17, Evgeny Kotsuba >>> Vladimir Vassilevsky:

А вот у меня такой вопрос к Оллу, раз уж зашел разговор о регуляторах - как рассчитать пригодность реглятора к некоему применеию по быстродействию? Конкретно, мне нужно сделать регулятор оборотов для двигателя DC, СИФУ остается родное, требуется заменить аналоговую часть на "что-нибудь цифровое", как заказчик выражается... Частота оборотов двигателя - 2000 об/мин, точность регулирования - 0.1%. Предполагается использовать энкодер 1024 имп/оборот. Я нутром чую, что цикл регулятора где-то 20 мсек должен быть, но хотелось бы сделать хотя-бы прикидочный расчет.

bye, Eugen!

... The world looks as if it has been left in the custody of trolls.

Reply to
Eugen Sergeev

Mon Jul 05 2004 15:38, Eugen Sergeev wrote to evgen snipped-for-privacy@rambler.ru:

ES> А вот у меня такой вопрос к Оллу, раз уж зашел разговор о регуляторах ES> - как рассчитать пригодность реглятора к некоему применеию по ES> быстродействию?

Отфонарная оценка: период дискретизации в цифровой системе управления должен быть в ~5 раз меньше характерной постоянной времени инерции управляемой системы.

> [...]

ES> А вот у меня такой вопрос к Оллу, раз уж зашел разговор о регуляторах ES> - как рассчитать пригодность реглятора к некоему применеию по ES> быстродействию? ES> Конкретно, мне нужно сделать регулятор оборотов для двигателя DC, СИФУ ES> остается родное, требуется заменить аналоговую часть на "что-нибудь ES> цифровое", как заказчик выражается... ES> Частота оборотов двигателя - 2000 об/мин, точность регулирования - 0.1%. ES> Предполагается использовать энкодер 1024 имп/оборот. ES> Я нутром чую, что цикл регулятора где-то 20 мсек должен быть, но ES> хотелось бы сделать хотя-бы прикидочный расчет.

все зависит от нагрузки. В моем случае как я писал - хрен знает что, а не нагрузка, при этом получается, что чем больше оборотов, тем ровнее наргузка.. Кстати да - что понимается под точностью регулирования - это к тому, что разницу в 0.1% не намерять за время одного импульса Элементарный цикл у меня - где-то 1/40 мс, а колебания скорости 5-10% с периодом 10мс, с чем собственно и борюсь (вместе с нелинейностью нагрузки)

SY, EK

Reply to
Evgeny Kotsuba

Sun Jul 04 2004 11:01, Ilja Vlaskin wrote to Evgeny Kotsuba:

IV> Я сейчас заканчиваю унивеpсальный пульт упpавления для наших муффелей, и IV> хочу заложить в нем алгоpитм автоматического опpеделения коэффициентов IV> ПИДа, индивидуально для каждого муффеля. Так что могу поделиться своими IV> мыслями, заодно услышать кpитику.

А что есть ваш муфель ? Я так понимаю, что какая-то печка ? Есть ли какое-либо запаздывание и внешние воздействия типа открытия дверцы ? И какой характерный масштаб времени ?

SY, Ek

Reply to
Evgeny Kotsuba

Hi, evgen snipped-for-privacy@rambler.ru!

06 Jul 04 00:37, Evgeny Kotsuba >>> Eugen Sergeev: EK> все зависит от нагрузки. В моем случае как я писал - хрен знает что, а EK> не нагрузка, при этом получается, что чем больше оборотов, тем ровнее EK> наргузка.. Кстати да - что понимается под точностью регулирования - EK> это к тому, что разницу в 0.1% не намерять за время одного EK> импульса Я имел в виду точность поддержания заданного параметра. И зачем мерить время одного импульса? Или у тебя ФАПЧ какой-то хитрый? Для себя я прикинул 33 об/сек*1024 имп ~ 34 кГц; 0.1% ~ 34 Гц - вполне себе измеряемая величина, можно даже единицы герц не мерить. EK> Элементарный цикл у меня - где-то 1/40 мс, а колебания EK> скорости 5-10% с периодом 10мс, с чем собственно и борюсь (вместе с EK> нелинейностью нагрузки) Слушай, что-то я не пойму, что у тебя за двигатель - чтобы скорость менялась на 10% за 10мс? У тебя с измерениями все в порядке? Как вобще регулятор построен?

bye, Eugen!

... Hаш паpoвоз летит на луну ...

Reply to
Eugen Sergeev

Tue Jul 06 2004 10:38, Eugen Sergeev wrote to evgen snipped-for-privacy@rambler.ru:

ES> Hi, evgen snipped-for-privacy@rambler.ru!

ES> 06 Jul 04 00:37, Evgeny Kotsuba >>> Eugen Sergeev:

ES> Я имел в виду точность поддержания заданного параметра. И зачем ES> мерить время одного импульса? Или у тебя ФАПЧ какой-то хитрый? Для себя я ES> прикинул ES> 33 об/сек*1024 имп ~ 34 кГц; 0.1% ~ 34 Гц - вполне себе измеряемая ES> величина, можно даже единицы герц не мерить.

ES> Слушай, что-то я не пойму, что у тебя за двигатель - чтобы скорость ES> менялась на 10% за 10мс? У тебя с измерениями все в порядке? Как вобще ES> регулятор построен?

Во-первых - есть погрешности измерения скорости, во вторых - представь, что у тебя двигатель вертит шестеренку, которая входит в зацепление с другими

SY, EK

Reply to
Evgeny Kotsuba

Пpивет, Vladimir.

Вот что Vladimir Vassilevsky wrote to Eugen Sergeev:

VV> Отфонаpная оценка: пеpиод дискpетизации в цифpовой системе yпpавления VV> должен быть в ~5 pаз меньше хаpактеpной постоянной вpемени инеpции VV> yпpавляемой системы.

В своём дипломном пpоекте я оценивал это дело. Объектом был контyp тока якоpя электpопpивода. Твоя оценка - не такая yж и отфонаpная. Пpиблизительно так y меня и вышло. Резyльтат - колебательность пеpеходного пpоцесса возpосла заметно, но ещё теpпимо. К сожалению, за давностью точных цифp не помню. Дpyгой вопpос, как именно я это делал. А вот как. Пеpсоналок тогда ещё не было (во всяком слyчае, в обозpимом окpyжении), с ЭВМ типа ЕС1022 связываться было некогда, и контyp тока я смоделиpовал на аналоговой вычислительной машине. Для дискpетизации по вpемени в ней есть замыкающийся с частотой

1 Гц контакт, на нём я сделал УВХ. В пpинципе, подобное моделиpование, навеpно, можно пpовести на компе, каким-нибyдь "математическим" пакетом. Сначала смоделиpовать "линейный" объект, затем ввести подобие УВХ.

Michael G. Belousoff

Wed Jul 07 2004 22:04, Michael Belousoff wrote to Vladimir Vassilevsky:

MB> В своём дипломном пpоекте я оценивал это дело. Объектом был MB> контyp тока якоpя электpопpивода. Твоя оценка - не такая yж и MB> отфонаpная.

Естественно. Это же моя оценка.

И основывается она на том, что в первом приближении реакцию системы можно рассматривать как ФHЧ первого порядка. MB> Дpyгой вопpос, как именно я это делал.

Как ты это делал, не важно. Главное - результат.