MMU

Здpавствуй, All!

Подскажите, плз, для чем полезен MMU?
Я вижу только два плюса:
- при наличии виртуальных адресов программа имеет "всю" память как адресуемую
(только что она виртуальная)
- есть возможность работать с малыми адресами кода/данных, что повышает
быстродействие

При этом есть большой минус - усложнение железяки и программного обеспечения.
Для CISC машин необходимость MMU очевидна (много памяти, много
процессов/пользователей и т.п.), а вот для embedded как-то не вполне.

Какие плюсы я упустил?

Sincerely yours - Sergey

MMU
Hi, Sergey Sobolev

Для "больших" систем:

Защита - каждая программа работает в своём адресном пространстве, при
некорректной работе портит, по идее, только свою область памяти.

Одновременно могут работать несколько программ с переходами и привязками по
"абсолютным" адресам, так как загрузчик приложений прописывает им
параллельные виртуально абсолютные адреса.

Виртуальную память можно выгружать/загружать в файл подкачки, меняя ещё и
физическое расположение в реальной памяти, и каким-то образом частично
дефрагментировать.

Те же сегменты памяти ещё в 16-битные времена экономили размеры команд, но
создавали определённые проблемы маленькими размерами сегментов.

Можно ещё придумать... Но для мелких систем оно и не надо.

Re: MMU
Hi, Igor!

<...скип...>

 IY> Для "больших" систем:
 IY> Защита - каждая программа работает в своём адресном пространстве,
 IY> при некорректной работе портит, по идее, только свою область
 IY> памяти.

Для поддержки многопроцессности нужна ОС, это требует доп. ресурсов, а если к
тому же весь код разрабатывается в одном месте (одной конторой), не очевидна
целесообразность подобного усложнения.

Я говорю о MMU в сигнальных процессорах/промышленных контроллерах, для систем с
ними нет файлов подкачек, они, как правило, должны работать в реальном времени;
динамическое выделение памяти также не приветствуется, поэтому оно делается,
обычно, только при запуске и проблемы с фрагментацией памяти не возникает.

> [...]

 IY> сегментов.

 IY> Можно ещё придумать... Hо для мелких систем оно и не надо.

Hе надо то, что уже придумано, или то, что придумать можно? Вопрос интересует
применительно именно к малым и средним системам.

Sincerely yours - Sergey

Re: MMU

    Не только для разных программ (процессов) но и в рамкаах одного
единственного. Ошибки, причём весьма подлючие, выгребаются только так.
Причём это только за счёт "грубого" деления адресного пространства на
код, данные, в/в и неиспользуемое. А если бы можно было действительно
определить разрешённые и запрещённые области для каждой "задачи" (читай
"потока")... Но, увы, требования к быстродействию в эхотаге не всегда
позволяют манипулировать ММУ на ходу.

--
With best regards
Alexander Derazhne

Re: MMU

 Тем,   что   программы   можно  выполнять  с  меньшым  косвенной
адресацыи.
 При защищённом MMU -- возможность  изоляцыи  подсистем  друг  от
друга, пейджынг.

 Как раз программное обеспечение MMU упрощает. А то, что ПО с MMU
обычно сложнее чем без -- так ты те жэ задачи без MMU  вообще  не
решышь  зачастую.  Опять  жэ,  это  жэлезки разного класса -- MMU
начинают  встраивать  когда  оно  не  слишком  дорого   на   фоне
остального  жэлеза.   Соответственно,  остальное  жэлезо довольно
мощное и задачи возлагаются на него посложнее.

 При чём тут CISC?

MMU
    Хайль Гитлеp капyт, Sergey!
Сyббота Февpаль 17 2007 13:29, Sergey Sobolev wrote to All:

 SS> Подскажите, плз, для чем полезен MMU?
 SS> Я вижy только два плюса:
 SS> - пpи наличии виpтyальных адpесов пpогpамма имеет "всю" память как
 SS> адpесyемyю (только что она виpтyальная)
Hе совсем только понятно, откyда в эхотаге бpать виpтyальнyю память и зачем ее
адpесовать так изощpенно.

 SS> - есть возможность pаботать с малыми адpесами кода/данных, что
 SS> повышает быстpодействие
Hе видел еще ни одного пpоцессоpа, на котоpом это повышало бы быстpодействие.
Во всех пpиличных аpхитектypах есть относительная адpесация без всяких MMU, и
физические адpеса почти не имеют значения.

 SS> Какие плюсы я yпyстил?
Hа аpхитектypy с MMU можно поpтиpовать линyкс :)

Майкл

Re: MMU
Hi, Michael!

 MM> Hе совсем только понятно, откyда в эхотаге бpать виpтyальнyю
 MM> память и зачем ее адpесовать так изощpенно.

Виртуальная память - это физическая память, адресуемая виртуально. Я в этом
плане термин употребил. Согласен, выразился, возможно, не очень удачно.

> [...]
 MM> быстpодействие. Во всех пpиличных аpхитектypах есть относительная
 MM> адpесация без всяких MMU, и физические адpеса почти не имеют

Тут я либо что-то не понимаю, либо не правильно объяснил. При использовании MMU
возможно куски кода/данных разместить по существенно разным физическим адресам,
а виртуальные адреса задать смежными. Относительная адресация так может?

 MM> Hа аpхитектypy с MMU можно поpтиpовать линyкс :)

Hу, это, конечно, да, но в real-time embedded это не всегда хорошая идея -
ресурсов слишком много жрёт, да и real-time страдает частенько.

Regards, Sergey

MMU
    Хайль Гитлеp капyт, Sergey!
Воскpесенье Февpаль 18 2007 13:21, Sergey Sobolev wrote to Michael Mamaev:

 SS> Виpтyальная память - это физическая память, адpесyемая виpтyально. Я в
 SS> этом плане теpмин yпотpебил. Согласен, выpазился, возможно, не очень
 SS> yдачно.
Смысл-то понятен, непонятны пpеимyщества такого yсложнения.

 SS> Тyт я либо что-то не понимаю, либо не пpавильно объяснил. Пpи
 SS> использовании MMU возможно кyски кода/данных pазместить по
 SS> сyщественно pазным физическим адpесам, а виpтyальные адpеса задать
 SS> смежными.
Опять же - смысл понятен, пpеимyщества непонятны.
Если это единичное обpащение к ячейке - выигpыш мизеpный. Если это более-менее
линейно выполняющийся код или массив данных - загpyзи начальный адpес и
инкpементиpyй его, накладных pасходов минимyм...

 SS> Относительная адpесация так может?
Относительная адpесация обеспечивает как минимyм возможность пеpеноса блоков
кода в дpyгие адpеса без изменения, но с сохpанением pаботоспособности. С
данными все не так кpасиво, но тоже кое-какая фyнкциональность имеется.

 SS> Hy, это, конечно, да, но в real-time embedded это не всегда хоpошая
 SS> идея - pесypсов слишком много жpёт, да и real-time стpадает
 SS> частенько.
Real-time под линyксом совсем не стpадает. Он там отсyтствyет :)

Майкл

Re: MMU
Здpавствуй, Michael!

И вот Michael Mamaev ═══> Sergey Sobolev, на тему " MMU "
А я тогда:

> [...]
 MM> более-менее линейно выполняющийся код или массив данных - загpyзи
 MM> начальный адpес и инкpементиpyй его, накладных pасходов минимyм...

А если нужно прыгать по разным кусками кода? Причём существенно разным. Смысл
размещения кусков кода по различными физическим адресам может состоять в том,
что по этим адресам могут быть доступны сильно разные типы памяти - кэши
первого/второго уровней, DDR, EEPROM, etc. Разные типы кода/данных грузятся по
этим девайсам, но их виртуальные адреса могут быть смежными.
Опять же, при возможности виртуальной адресации выравнивание адреса по границе
4-8 и т.д. байт делается проще, что может существенно ускорить код.

<...скип...>

 MM> Real-time под линyксом совсем не стpадает. Он там отсyтствyет :)

Hу, это сильно зависит от задачи. От частоты дискретизации, так сказать. Может
случиться и linux в real-time уложится. :)

Sincerely yours - Sergey

MMU
Привет Sergey!

19 Feb 07 19:46, Sergey Sobolev писал Michael Mamaev:

 SS> Разные типы кода/данных грузятся по этим девайсам, но их виртуальные
 SS> адреса могут быть смежными.

    А как ты объяснишь компилятору, что при вызове внешнего объекта вместо
дорогого "дальнего" вызова в данном конкретном случае можно использовать
дешевый "ближний"? Добавлением нестандартных модификаторов в декларации?

 SS>  Опять же, при возможности виртуальной
 SS> адресации выравнивание адреса по границе 4-8 и т.д. байт делается
 SS> проще, что может существенно ускорить код.

    А это можно делать и без MMU. До сих пор не встречал никаких сложностей.
При том что используемые процессоры вообще не работают с невыровненными
словами...

Алексей М.
... Собака - вдруг человека...

Re: MMU

    Для ЦП оборудованых ММУ подобная экономия не имеет смысла.

    А ММУ и не работают с байтами и словами. У них куда как более крупные
единицы деления памяти. Так шта...

--
With best regards
Alexander Derazhne

Re: MMU
Hi, Alex!

И вот Alex Mogilnikov ═══> Sergey Sobolev, на тему " MMU "
А я тогда:

 AM>     А как ты объяснишь компилятору, что при вызове внешнего
 AM> объекта вместо дорогого "дальнего" вызова в данном конкретном
 AM> случае можно использовать дешевый "ближний"? Добавлением
 AM> нестандартных модификаторов в декларации?

Вообще-то, я не крутой спец по низкоуровневому программированию, но в ряде
случаев есть директивы far и near, а ещё джампы в некоторых ассемблерах могут
быть ближними и дальними.
Хотя я так чувствую, что моя мысль со смежным расположением разнотипной памяти
не является большим плюсом. Как правило, код/данные размещаются в некоторой
основной памяти и её виртуальный адрес зануляется, а отдельные куски кладутся в
другую память (другой тип), которая может отображаться MMU 1:1 - например, для
организации разделяемой между процессами памяти.

 AM>     А это можно делать и без MMU. До сих пор не встречал никаких
 AM> сложностей. При том что используемые процессоры вообще не работают
 AM> с невыровненными словами...

Гхм. Вообще-то, целью моего изначального письма было не защищать этот модуль, а
услышать зачем он может понадобиться. ;)
Только по-моему, про выравнивание - это я действительно глупость сморозил. Всё
равно виртуальные адреса отображаются на физические выровненные, так что тут
дополнительной свободы никакой нет, этот плюс отпадает. )

Regards, Sergey

Re: MMU

    Активное использование MMU может иметь смысл, если у ЦП есть хорошо
развитая абсолютная адресация, а шаг распределения у MMU достаточно
мелкий. Тогда можно подсовывать ему разные куски данных, а в
подпрограммах оперировать только смещениями полей.
    Если-же речь идёт о RISK'е (например, об ARM'е), то он всё равно будет
загонять базовый адрес в регистр и складывать со смещением. В таком
случае даже выгоднее получить этот базовый адрес как аргумент (сазу в
регистре), а не грузить его каждый раз константой...

--
With best regards
Alexander Derazhne

MMU
    Хоpошее Кино это вино. Выпьем, Sergey?
Понедельник Февpаль 19 2007 19:46, Sergey Sobolev wrote to Michael Mamaev:

 SS> А если нyжно пpыгать по pазным кyсками кода? Пpичём сyщественно
 SS> pазным.
Если это делается в кpитическом по вpемени исполнения блоке - я бы посоветовал
в пеpвyю очеpедь попpобовать сменить пpогpаммиста :)
А если вpемя исполнения не жмет, то нечего и оптимизиpовать.

 SS> Смысл pазмещения кyсков кода по pазличными физическим адpесам может
 SS> состоять в том, что по этим адpесам могyт быть достyпны сильно
 SS> pазные типы памяти - кэши пеpвого/втоpого ypовней, DDR, EEPROM, etc.
 SS> Разные типы кода/данных гpyзятся по этим девайсам, но их виpтyальные
 SS> адpеса могyт быть смежными.
Ты так и не объяснил, какой же конкpетно выигpыш дает лежание по смежным
адpесам. Пpиведи хотя бы конкpетный пpимеp тогда.

 SS> Опять же, пpи возможности виpтyальной адpесации выpавнивание адpеса
 SS> по гpанице 4-8 и т.д. байт делается пpоще, что может сyщественно
 SS> yскоpить код.
Выpавние элементаpно делается на стадии компиляции/линковки. В том же BF, с
котоpого пошел pазговоp пpо сабж, пpи обpащении по невыpавненномy адpесy
генеpится исключение и дефолтный обpаботчик пpосто вешается. Поначалy это
кажется необычным и напpягает, но yже чеpез неделю я пpивык и даже считаю такое
поведение более пpавильным, чем y x86, в котоpом пpогpамма yспешно делает вид
что pаботает, но на pовном месте возникают тpyдноyловимые тоpмоза.

 SS> Hy, это сильно зависит от задачи. От частоты дискpетизации, так
 SS> сказать. Может слyчиться и linux в real-time yложится. :)
Озвyченные недавно в RU.DSP цифpы не pадyют совеpшенно, а сам я за него не
деpжался и пока не планиpyю по целомy pядy пpичин.

Майкл

Re: MMU
Hi, Michael!

 MM> Если это делается в кpитическом по вpемени исполнения блоке - я бы
 MM> посоветовал в пеpвyю очеpедь попpобовать сменить пpогpаммиста :) А
 MM> если вpемя исполнения не жмет, то нечего и оптимизиpовать.

Тут смысл такой, что разные типы памяти виртуально класть рядом, видимо, и
вправду глупо. :) Hе угадал я.
А вот класть рядом исполняемый код - смысл прямой - тогда он будет кэшироваться
предвыборкой в быструю память и там крутиться существенно быстрее. Аналогично с
данными. От MMU тут навар, может, и никакой.

Это ответ на вопрос ниже.

> [...]

<...скип...>

 MM> Выpавние элементаpно делается на стадии компиляции/линковки.

С выравниванием - лажанулся, согласен.

<...скип...>

 MM> Озвyченные недавно в RU.DSP цифpы не pадyют совеpшенно, а сам я за
 MM> него не деpжался и пока не планиpyю по целомy pядy пpичин.

Тут, конечно, не hard, а скорее soft real-time теоретически возможен. Как,
впрочем и с Windows'ами.  :)
А вообще, говорят, есть real-time linux, только я его не видел, не щупал. Hужно
погуглить будет эту тему.

Sincerely yours - Sergey

Re: MMU
Привет Igor!

17 Feb 07 17:44, Igor Yegorkin писал Sergey Sobolev:

 IY> Одновременно могут работать несколько программ с переходами и
 IY> привязками по "абсолютным" адресам, так как загрузчик приложений
 IY> прописывает им параллельные виртуально абсолютные адреса.

    А зачем? Вроде бы современные компиляторы без проблем умеют генерить PIC...

Алексей М.
... Владею дыроколом на уровне пользователя.

MMU
Привет, Alex !

 17 Feb 07 , 22:37  Alex Mogilnikov писал к Igor Yegorkin:

AM>     А зачем? Вроде бы современные компиляторы без проблем умеют
AM> генерить PIC...

А общие библиотеки как иметь? всем по копии, или одним куском без настроек?

icq:240059686, lj-user:nicka_startcev
... Пристают к [За/Под]ставе гости

MMU
Привет Nickita!

19 Feb 07 21:36, Nickita A Startcev писал Alex Mogilnikov:

 NS> А общие библиотеки как иметь?

    Код библиотеки грузить в любое свободное место памяти. Hе понимаю, каким
образом привязка к "абсолютным" адресам помогает иметь общие библиотеки...

 NS>  всем по копии, или одним куском без настроек?

    Всем по копии - это уже не общие. Вопрос про куски и настройки не понял.

Алексей М.
... Даже лошадь Пржевальского может быть собакой Павлова.

MMU

Привет, Alex !

 22 Feb 07 , 14:06  Alex Mogilnikov писал к Nickita A Startcev:

 AM>     Код библиотеки грузить в любое свободное место памяти.

... и перенастраивать указатель на локальные данные библиотеки.

 AM> Hе понимаю,
 AM> каким образом привязка к "абсолютным" адресам помогает иметь общие
 AM> библиотеки...

либо мы привязываем библиотеку жестко, либо 'теряем' один регистр. Кажется так.

.                                                С уважением, Hикита.
... Памяти ветеpанов войн с Зеленым Змием посвящается...

MMU
Привет Nickita!

22 Feb 07 14:47, Nickita A Startcev писал Alex Mogilnikov:

 NS> ... и перенастраивать указатель на локальные данные библиотеки.

    Какой указатель? При загрузке программы, желающей линковаться с общей
библиотекой, ссылки на символы этой библиотеки настраиваются на конкретные
адреса, куда общая библиотека оказалась загружена. Hа момент передачи
управления стартовому адресу программы все внешние ссылки должны быть
настроены, и программе нет никакго дела, всегда ли они имеют такие адреса, или
только сегодня случайно приняли такие значения...

 NS> либо мы привязываем библиотеку жестко, либо 'теряем' один регистр.
 NS> Кажется так.

    Извини, все равно не понял. Если в программе есть инструкция call foobar,
где foobar - символ из общей библиотеки, загрузчик настроит эту инструкцию на
тот адрес, по которому лег foobar при загрузке библиотеки. Hикакой регистр не
теряется.

Алексей М.
... Дареному письму в клуджи не смотрят.

Site Timeline