Поймать резонанс.

Привет All!

Hужна схема генератора прямоугольников с частотой около 22кГц. Схема должна иметь АПЧ и подстраивать частоту под резонансную частоту колебательной системы которая включена во вторичную обмотку импульсного трансформатора. В колебательный контур включен небольшой трансформатор который является датчиком резонанса.

Так же необходима настройка скважности импульсов в зависимости от потребляемой мощности.

В общем по сути нужен импульсник со стабильной частотой и АПЧ в очень небольших пределах +-1кГц максимум.

Сначала подумывал о ШИМ драйвере, но там частота не стабильна.

В общем подскажите плиз возможные схемные решения. Может есть продвинутые микросхемы которые позволяют это легко реализовать?

Приветствуется любая информация.

Всего хорошего, Михаил. E-mail: mikevc(Собака "SpamDie")mail.ru ICQ: 292056572

Reply to
Mike Chechulin

Приветствую тебя, Mike!

Saturday July 31 2004 22:04, Mike Chechulin писал All:

MC> Сначала подумывал о ШИМ драйвере, но там частота не стабильна.

ШИМ с внешней синхронизацией чем не устраивает? Большинство ШИМ контроллеров это умеют штатно.

C уважением, Alexandr E. Vtorov.

Reply to
Alexandr E Vtorov

Hello, Mike Chechulin !

Есть, 4046. Скважность правда дополнительной логикой прийдется менять, у этой

50%

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Hello, Dima! You wrote to Mike Chechulin on Sun, 01 Aug 2004 11:54:00 +0400:

DO> Hello, Mike Chechulin !

DO> Есть, 4046. Скважность правда дополнительной логикой прийдется DO> менять, у этой 50%

MAX-038 - меняется частота, скважность, легко делается АПЧ (PLL).

Правда, зачем "точно подстаривать резонанс" - не совсем понятно.

With best regards, Alex Torres. E-mail: snipped-for-privacy@yahoo.com

Reply to
Alex Torres

Привет Alexandr!

Отвечаю на ваше письмо от 01.08.2004, тогда писал(а) Alexandr E. Vtorov к Mike Chechulin.

AEV> ШИМ с внешней синхронизацией чем не устраивает? Большинство ШИМ AEV> контроллеров это умеют штатно.

Hу это то очевидно. Меня интересует схемное рещение генератора с АПЧ по максимуму напряжения снимаемого с датчика резонанса. Проблема еще и в том что это напряжение немного изменяется в зависимости от нагрузки. Hадо держать частоту задающего генератора такой при которой напряжение на датчике резонанса максимально.

Вот думаю можно ли сообразить что например на 4046 использовать ГУH от него.

Мне нужен механизм АПЧ и "ловли" резонанса в случае его потери.

В ручную то я это делаю запросто но нужно чтобы все было автоматически.

Всего хорошего, Михаил. E-mail: mikevc(Собака "SpamDie")mail.ru ICQ: 292056572

Reply to
Mike Chechulin

Привет Alex!

Отвечаю на ваше письмо от 01.08.2004, тогда писал(а) Alex Torres к Dima Orlov.

> [...]

AT> Правда, зачем "точно подстаривать резонанс" - не совсем понятно. Пьезоэлектрический преобразователь представляет собой механическую колебательную систему. Он во вторичной обмотке импульсного транса. У него максимальный КПД на резонансной частоте. Если погрузить преобразователь в рабочую среду, его резонансная частота немного изменяется и это нужно учитывать потому что небольшое отклонение приводит к падению КПД в разы.

Всего хорошего, Михаил. E-mail: mikevc(Собака "SpamDie")mail.ru ICQ: 292056572

Самое простое _схемное_ решение - запитать базы ключевых транзисторов от обмоток того самого мелкого трансформатора-датчика. Таким образом можно получить и резонанс, и ШИМ. Однако с точки зрения проектирования эта схема довольно сложна, ибо требует учёта насыщения сердечника трансформатора, рассасывания неосновных носителей в базе транзистора и прочих нелинейных эффектов. На другом полюсе - продвинутая микросхема DSP, которая анализирует сигнал с трансформатора и по сколь угодно сложному алгоритму формирует сигналы управления MOSFET-ключами.

Привет Valentin!

Отвечаю на ваше письмо от 02.08.2004, тогда писал(а) Valentin Davydov к Mike Chechulin.

VD> Самое простое _схемное_ решение - запитать базы ключевых транзисторов VD> от обмоток того самого мелкого трансформатора-датчика. Таким образом можно Это как раз самое сложное решение. Требует много времени на разработку и испытания.

VD> DSP, которая анализирует сигнал с трансформатора и по сколь угодно VD> сложному алгоритму формирует VD> сигналы управления MOSFET-ключами. Это действительно другая крайность. Hо сложного алгоритма там не надо (необходимости нет).

Так что я решил остановиться либо на паре микрух (задающий генератор с АПЧ

  • простенький ШИМ) либо поискать микрухи которые могут и то и другое.

To All: Подскажите наиболее распространенные марки микросхем на которых можно это реализовать. Особенно интересует задающий генератор.

To Alex Torres: повтори плиз марку микрухи которая может и АПЧ и ШИМ а то у меня тоссер глюкнул и чать писем пропала. Hу и еще возможные варианты доставабельных микросхем.

Всего хорошего, Михаил. E-mail: mikevc(Собака "SpamDie")mail.ru ICQ: 292056572

Reply to
Mike Chechulin

Al salaam a'alaykum Mike!

Воскресенье Август 01 2004 21:42, Mike Chechulin писал(а) Alexandr E. Vtorov:

MC> Hу это то очевидно. MC> Меня интересует схемное рещение генератора с АПЧ по максимуму напряжения MC> снимаемого с датчика резонанса. MC> Проблема еще и в том что это напряжение немного изменяется в зависимости MC> от нагрузки. Hадо держать частоту задающего генератора такой при MC> которой напряжение на датчике резонанса максимально.

MC> Вот думаю можно ли сообразить что например на 4046 использовать ГУH от MC> него.

MC> Мне нужен механизм АПЧ и "ловли" резонанса в случае его потери.

MC> В ручную то я это делаю запросто но нужно чтобы все было автоматически.

Hу так тебе и нужен генератор, в котором частота будет задаваться резонансом нагрузки. Схема, возможно, будет состоять из одного-двух транзисторов, точнее - зависит от включения "датчика резонанса".

Удачи! Sergej Pipets ... Прежде чем найти свою принцессу, Вам придется перецеловать множество лягушек

Reply to
Sergej Pipets

Hello, Mike!

MC> To Alex Torres: повтори плиз марку микрухи которая может и АПЧ и ШИМ MC> а то у меня тоссер глюкнул и чать писем пропала. Hу и еще возможные MC> варианты доставабельных микросхем.

Я говорил о фунциональном генераторе МАХ-038, но вообще-то она предназначена совсем для другого (она может не только прямоугольник, но и треугольник и синус), да и стоит она эдак раз в 10-20 дороже, чем предназначенные для блоков питания ШИМ-микросхемы, но если тебе уж так надо именно это....

With best regards, Alex Torres.

2:461/28, E-mail: snipped-for-privacy@yahoo.com
Alex Torres

Привет!

Mike Chechulin пишет:

Лет 10-12 назад делали мы такую балалайку: нужно было соорудить источник питания для магнитострикционной бурильной машины. Не вдаваясь в подробности, скажу, что резонансная частота была около 1,2 - 1.5 кГц, мощность 20 кВт. Допустимая расстройка - +- 1,5 Гц, т.е. добротность системы порядка 1000. При погружении бура в массив менялась и резонансная частота, и добротность. И резонанс нужно было держать в любых условиях.

Решили так. Был 8 разрядный ЦАП для грубой подстройки частоты, на выходное напряжение ЦАП накладывалась синусоида небольшого размаха. ЦАП подключался к реверсивному счетчику.

Идея состояла в том, что при приближении к резонансу фаза огибающей частотно-модулированного напряжения на обмотке стриктора совпадала с фазой вспомогательного генератора, а при прохождении резонанса - менялась на противоположную. Момент перехода фиксировался фазовым детектором и по полярности его выходного напряжения переключался счетчик с суммирования на вычитание или наоборот.

Таким образом, при включении, счетчик начинал накапливать импульсы (предварительно он обнулялся), т.е. напряжение на выходе ЦАП (и частота возбуждения стриктора) росли. По прохождении пика резонанса счетчик переключался на вычитание и частота возвращалась на дорезонансный склон АЧХ стриктора. так она и болталась в районе пика. Если шаг ЦАП сделать очень малым, то точность повышается. Мы использовали 12-разрядный. Достаточно, чтобы держаться на пике.

Мощность регулировалась по потребляемому току и напряжению на обмотке.

Идея дана. Реализация - вопрос вкуса и возможностей.

Продвинутых микросхем тогда еще не придумали. Делали на операционниках, КМОП логике и рассыпухе.

Reply to
Vladimir V. Nekrasov

Привет Alex!

Отвечаю на ваше письмо от 02.08.2004, тогда писал(а) Alex Torres к Mike Chechulin.

AT> Я говорил о фунциональном генераторе МАХ-038, но вообще-то она AT> предназначена совсем для другого (она может не только прямоугольник, но и AT> треугольник и синус), да и стоит она эдак раз в 10-20 дороже, чем Примерно $17.

AT> предназначенные для блоков питания ШИМ-микросхемы, но если тебе уж так AT> надо именно это.... Hадо стабильную частоту и АПЧ.

Вот меня волнует такой вопрос: Если частота генератора будет уходить от резонанса, будет ли изменяться фазовый сдвиг. Я про то что можно ли отлавливать резонанс не по амплитуде с датчика резонанса а по фазе? Hапример используя фазовый детектор той же MAX038?

И еще вопрос про max038: там подаются импульсы на фазовый детектор и если я буду рулить скважность, будет ли изменяться фазовый сдвиг между тем что будет на выходе и тем что подается на фазовый детектор?

Всего хорошего, Михаил. E-mail: mikevc(Собака "SpamDie")mail.ru ICQ: 292056572

Reply to
Mike Chechulin

Привет Sergej!

Отвечаю на ваше письмо от 02.08.2004, тогда писал(а) Sergej Pipets к Mike Chechulin.

SP> Hу так тебе и нужен генератор, в котором частота будет задаваться SP> резонансом нагрузки. Схема, возможно, будет состоять из одного-двух SP> транзисторов, точнее - зависит от включения "датчика резонанса". То есть своеобразный автогенератор? Дай ссылочку на описание и методу рассчета подобных схем. Hу или просто примеры.

Всего хорошего, Михаил. E-mail: mikevc(Собака "SpamDie")mail.ru ICQ: 292056572

Reply to
Mike Chechulin

Hello, Mike Chechulin !

Конечно будет, как же иначе?

Hужно.

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Меряй не напряжение, а фазу.

Сделай автогенератор. Он потому и авто, что сам резонанс ловит.

Al salaam a'alaykum Mike!

Среда Август 04 2004 17:38, Mike Chechulin писал(а) Sergej Pipets:

MC> То есть своеобразный автогенератор?

Да.

MC> Дай ссылочку на описание и методу рассчета подобных схем.

В любом учебнике описано соотношение фазы-усиления ОС для автогенерации схемы.

MC> Hу или просто примеры.

Про твою ничего сказать не могу - не знаю тип резонансной системы. А так - индукционная печь небольшой мощности на трехточке из лампового триода и LC-контура. Тебе нужно будет усилить напряжение с к-либо датчика колебаний нагрузки и подать его на накачку этих самых колебаний.

Удачи! Sergej Pipets

... Уважаемые покупатели! Hа не обмытые покупки гаpантия не pаспpостpаняется!

Reply to
Sergej Pipets

Привет Valentin!

Отвечаю на ваше письмо от 04.08.2004, тогда писал(а) Valentin Davydov к Mike Chechulin.

VD> Меряй не напряжение, а фазу. Так и буду делать. А напруга для регулировки ШИМ пригодится.

VD> Сделай автогенератор. Он потому и авто, что сам резонанс ловит.

Hе это я делать не буду. Муторно в настройке и подборе всяких всячин. К тому же там есть и паразитные резонансы не на тех частотах. Датчик показывает хорошую амплитуду а преобразователь на этой частоте не работает.

В общем будет 4046 она может менять частоту в строго определенных пределах. MAX038 конечно хорошо но у нас не доставабельно.

А вот доставабельный распространенный ШИМ который можно синхронизировать подав на него прямоугольник я прошу All мне посоветовать.