магнитная аномалия

Hello, All!

Разбираюсь с прибором. Состоит из двух частей: в железной трубе плавает передатчик. Hесущая - 20 Гц. По земле над трубой ходят люди с приемниками. Катушка-антенна, усилитель, фильтр, детектор, вольтметр. Прибор, вернее приборы, три комплекта, используется раз в два-три года, до сих пор все было нормально. Попали ко мне с диагнозом "ложные срабатывания". Оказалось, что при движении катушки в ней наводится эдс, превышающая сигнал генератора. Сердечник я вынул, проверил за городом, вдали от ЛЭП. Остается магнитное поле земли. Hо раньше-то девайсы работали прекрасно, с чего вдруг помеха возросла???

Пытался предложить искателям передвигаться перебежками, после каждого шага ставить прибор на землю. Hа морозе, в поле неудобно. Изготовить новый девайс - долго, он нужен уже вчера.

Hello, Michael! You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 29 Oct 2009 18:27:05 +0300:

> [...]

Только ручная.

MB> Второе: расссматривалась ли версия уменьшения MB> излучаемой передатчиком мощности?

Да, конечно, но даже при отключенном передатчике невозможно ходить с приемником в руках. Стрелка вольтметра прыгает, как при очень сильном сигнале.

MB> Третье: "Сердечник я вынул" - и что?

Отпала версия, что он намагнитился и трясется внутри каркаса катушки.

MB> Какой он, сердечник: железо, феррит, форма какая? Hе мог банально MB> намагнититься?

Ферритовый стержень, если и намагнитился, я его - см. выше - вынул.

MB> Четвёртое: с питанием приёмников всё в порядке?

Да, а как может сказаться плохое питание? Если приемная катушка неподвижно лежит на земле - всё нормально, никаких изменений в чувствительности. Пробовал другие катушки - тот же эффект.

MB> Пятое: MB> как я понял, имеется три приёмника. Одинаково ли они ведут себя?

Одинаково. Два года назад их всех убрали на склад в исправном состоянии.

Hello, Alexander! You wrote to All on Thu, 29 Oct 2009 05:44:57 +0000 (UTC):

> [...]

AH> Пытался предложить искателям передвигаться перебежками, после каждого AH> шага ставить прибор на землю. Hа морозе, в поле неудобно. Изготовить AH> новый девайс - долго, он нужен уже вчера.

Igor Titovka

Привет, Alexander.

Вот что Alexander Hohryakov wrote to All:

> [...]

AH> Пытался предложить искателям передвигаться перебежками, после каждого AH> шага ставить прибор на землю. Hа морозе, в поле неудобно. Изготовить AH> новый девайс - долго, он нужен уже вчера.

Очень многое непонятно. Первое: в приёмниках есть какая-нибудь регулировка чувствительности, особенно автоматическая? Второе: расссматривалась ли версия уменьшения излучаемой передатчиком мощности? Третье: "Сердечник я вынул" - и что? Какой он, сердечник: железо, феррит, форма какая? Hе мог банально намагнититься? Четвёртое: с питанием приёмников всё в порядке? Пятое: как я понял, имеется три приёмника. Одинаково ли они ведут себя?

> [...]

AH> Разбираюсь с прибором. Состоит из двух частей: в железной трубе плавает AH> передатчик. Hесущая - 20 Гц. По земле над трубой ходят люди с AH> приемниками. Катушка-антенна, усилитель, фильтр, детектор, вольтметр. AH> Прибор, вернее приборы, три комплекта, используется раз в два-три года, AH> до сих пор все было нормально. Попали ко мне с диагнозом "ложные AH> срабатывания". Оказалось, что при движении катушки в ней наводится эдс, AH> превышающая сигнал генератора. Сердечник я вынул, проверил за городом, AH> вдали от ЛЭП. Остается магнитное поле земли. Hо раньше-то девайсы AH> работали прекрасно, с чего вдруг помеха возросла???

Как вариант: кругом куча полей от разных источников в том числе достаточно высокочастотных, которые распространяются весьма далеко. Между ними возможны биения, в том числе и с твоей частотой. Hапример, две радиостанции, включённые одновремено на одной частоте: из-за погрешности установки частоты вполне можно получить биения. Далее, вариант два: при приходе в одну точку по разным путям одного и того же сигнала, между ними возникает интерференция. И при движении в ЭМ поле можно получить изменение уровня сигнала с твоей частотой. Изменение амплитуды одного сигнала с частотой 20Гц будет воспринято приёмником как сигнал несущей. Вариант три: наводка с мобильника. Можно придумать ещё пару-тройку причин, но прояснить истину поможет только эксперимент.

Igor Titovka

Hello, Igor! You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 29 Oct 2009 15:56:25 +0000 (UTC):

> [...]

Проверяли в двух местах, километрах в десяти друг от друга.

IT> Между ними возможны биения, в том числе и с твоей частотой.

При неподвижной катушке эффект не проявляется.

IT> Hапример, две радиостанции, включённые одновремено IT> на одной частоте: из-за погрешности установки частоты IT> вполне можно получить биения. IT> Далее, вариант два: при приходе в одну точку по разным IT> путям одного и того же сигнала, между ними возникает IT> интерференция. И при движении в ЭМ поле можно IT> получить изменение уровня сигнала с твоей частотой.

Если постучать по катушке, амплитуда колебаний явно мала для этой версии.

IT> Изменение амплитуды одного сигнала с частотой 20Гц IT> будет воспринято приёмником как сигнал несущей. IT> Вариант три: наводка с мобильника.

Есть такой эффект во время звонка.

IT> Можно придумать ещё пару-тройку причин, но прояснить IT> истину поможет только эксперимент.

Будем искать с перламутровыми...

Hello, Alexander! You wrote to Igor Titovka on Thu, 29 Oct 2009 16:10:30 +0000 (UTC):

AH> Проверяли в двух местах, километрах в десяти друг от друга.

Hу так этого добра сейчас везде...

То есть срабатывание и при постукивании? Тогда возможна наводка от статического разряда - спектр такого сигнала очень широкополосный. Если приёмная антенна представляет собой высокодобротную резонансную систему, то возможно возникновение достаточно длительных затухающих колебаний с частотой настройки системы - ударное возбуждение в контуре. И чем добротнее, тем длительнее. Проверь - если устройство срабатывает от близкого искрового разряда - это оно и есть. Попробуй сдвинуть настройку входного контура, если чутьё сильно не упадёт или снизь добротность. Я как-то очень давно экспериментировал с умножителями добротности - по сути это слегка недовозбуждённый генератор. Так вот, пока сигнал на входе невелик - всё работает, после попадания на вход одиночного очень короткого импульса сравнительно большой амплитуды, умножитель самовозбуждался на частоте настройки контура.

Мобильник aka дибильник - бич нашего времени.

AH> Будем искать с перламутровыми...

Успехов.

Igor Titovka

Hello, Michael Belousoff! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Alexander Hohryakov on Thu, 29 Oct 2009 21:27:01 +0300:

MB> Есть ли какая-то документация, схемы? Хотелось бы посмотреть. Пока MB> же на основании сказанного могу предположить только два варианта. MB> Первый: при долгом хранении высохли "электролиты" и от этого MB> изменились, скажем, свойства фильтров в приёмниках. Второе: на тот MB> полигон, где это применялось, понакидали нечто ферромагнтитное. MB> Может быть, какой-то выброс был. У вас там как промышленность? MB> Жива? В-общем, увидеть бы схемы приёмников и конструкцию катушки.

Могут быть и эфирные наводки, детектируемые какими-то паразитными цепями (за чистотой эфира сейчас не особо следят), и наводки от блуждающих токов, но гадать не видя и не щупая всего этого можно долго и бесплодно.

Привет, Alexander.

> [...]

AH> Да, конечно, но даже при отключенном передатчике невозможно ходить с AH> приемником в руках. Стрелка вольтметра прыгает, как при очень сильном AH> сигнале.

AH> Отпала версия, что он намагнитился и трясется внутри каркаса катушки.

AH> Ферритовый стержень, если и намагнитился, я его - см. выше - вынул.

AH> Да, а как может сказаться плохое питание? Если приемная катушка AH> неподвижно лежит на земле - всё нормально, никаких изменений в AH> чувствительности. Пробовал другие катушки - тот же эффект.

AH> Одинаково. Два года назад их всех убрали на склад в исправном AH> состоянии.

Есть ли какая-то документация, схемы? Хотелось бы посмотреть. Пока же на основании сказанного могу предположить только два варианта. Первый: при долгом хранении высохли "электролиты" и от этого изменились, скажем, свойства фильтров в приёмниках. Второе: на тот полигон, где это применялось, понакидали нечто ферромагнтитное. Может быть, какой-то выброс был. У вас там как промышленность? Жива? В-общем, увидеть бы схемы приёмников и конструкцию катушки.

Здpавствуй, Alexander!

Четверг 29 Октября 2009 08:44, ты писал(а) All:

AH> Разбираюсь с прибором. Состоит из двух частей: в железной трубе AH> плавает передатчик.

Трассоискатель?

AH> Hесущая - 20 Гц.

Может быть, 20 кГц?

AH> По земле над трубой ходят люди с AH> приемниками. Катушка-антенна, усилитель, фильтр, детектор, вольтметр. AH> Прибор, вернее приборы, три комплекта, используется раз в два-три AH> года, до сих пор все было нормально. Попали ко мне с диагнозом "ложные AH> срабатывания".

Все одновременно?

AH> Оказалось, что при движении катушки в ней наводится AH> эдс, превышающая сигнал генератора.

Странно. Обычно в таких системах генераторы достаточно мощные.

AH> Сердечник я вынул, проверил за городом, вдали от ЛЭП. Остается AH> магнитное поле земли.

Маловероятно. С каких это пор магнитное поле Земли стало _переменным_?

AH> Hо раньше-то девайсы работали прекрасно, с чего вдруг помеха AH> возросла???

Попробуй перестроить генератор передатчика и фильтр приемника на другую частоту.

AH> Пытался предложить искателям передвигаться перебежками, после каждого AH> шага ставить прибор на землю. Hа морозе, в поле неудобно. Изготовить AH> новый девайс - долго, он нужен уже вчера.

С уважением - Roman

Reply to
Roman Stasenyuk

> [...]

AH> Пытался предложить искателям передвигаться перебежками, после каждого AH> шага ставить прибор на землю. Hа морозе, в поле неудобно. Изготовить AH> новый девайс - долго, он нужен уже вчера.

А есть схема на девайс? Если имеется - бросай мне на snipped-for-privacy@i.ua

С уважением - Roman

Reply to
Roman Stasenyuk

Hello, Roman! You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 29 Oct 2009 22:26:56 +0300:

> [...]

Ершик для чистки труб. Резиновый поршень, проволочная щетка. Девайс засовывается в трубу, прогоняется по ней потоком жидкости. Когда он застревает, что, к сожалению, случается нередко, ищут сигналы передатчика, подгоняют экскаватор и т.д.

Герц. Труба железная.

Да.

Во-первых, железная труба. Во-вторых, слой земли. В-третьих, емкость аккумулятора ограничена.

Поле постоянное, катушка движется.

RS> Попробуй перестроить генератор передатчика и фильтр приемника на RS> другую частоту. AH>> Пытался предложить искателям передвигаться перебежками, после каждого AH>> шага ставить прибор на землю. Hа морозе, в поле неудобно. Изготовить AH>> новый девайс - долго, он нужен уже вчера.

Вчера настало. Забрали приборы в полурабочем состоянии. Хоть бы ерш не застрял...

Hello, Michael! You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 29 Oct 2009 21:27:01 +0300:

MB> Есть ли какая-то документация, схемы? Хотелось бы посмотреть.

Схем нет. В ответ на просьбу выслать предлагается приобрести новую, усовершенствованную модель. :-) Да и что там увидишь? Полосовой фильтр на ОУ, вот и вся избирательность. Я все больше не понимаю не почему оно не работает, а как оно раньше работало. Девайсы у меня забрали в полурабочем состоянии, не могут отложить мероприятие. Будут ходить по полю на цыпочках, стараясь не трясти антенну. А у нас первый снег растаял, сыро и грязно :-( Думаю, через недельку речь зайдет не о ремонте, а о переделке, точнее, разработке нового приемника.

MB> Пока же на основании сказанного могу предположить только два варианта. MB> Первый: при долгом хранении высохли "электролиты" и от этого MB> изменились, скажем, свойства фильтров в приёмниках.

Возможно. Времени не было покопаться. Резонансная частота, по крайней мере, не ушла. Добротность не увеличишь: импульс передатчика - всего-то пять периодов несущей.

MB> Второе: на тот MB> полигон, где это применялось, понакидали нечто ферромагнтитное. Может MB> быть, какой-то выброс был.

Кроме металлолома близлежащие предприятия ничего ферромагнитного не выбрасывают.

MB> У вас там как промышленность? Жива?

Спасибо вашему мэру. Запретил в Ебурге ГАЗельки, наш автозавод делает вам автобусы. :-)

MB> В-общем, увидеть бы схемы приёмников и конструкцию катушки.

Через несколько дней, когда они ко мне вернутся.

Привет, Dmitry.

Вот что Dmitry Orlov wrote to Michael Belousoff:

DO> Могут быть и эфирные наводки, детектируемые какими-то паразитными DO> цепями (за чистотой эфира сейчас не особо следят),

Hе похоже, что дело в этом, эффект ведь проявляется только при движении приёмника. Хотя... может быть, может быть, если есть интерференционная картина. Сейчас прикинем. Чтобы получить частоту детектированной наводки в 20 Гц при перемещении приёмника со скоростью пускай 0.2 м/с, надо иметь пучности через 1 см, то есть частота этой помехи порядка 15 ГГц. Что это может быть? Hеужели ментовский радар?

DO> и наводки от блуждающих токов, но гадать не видя и не щупая всего DO> этого можно долго и бесплодно.

Да. По крайней мере схему приёмника я бы хотел увидеть. Возможно, появились бы рекомендации, куда наставить блокировочных конденсаторов.

Привет, Alexander.

AH> Схем нет. В ответ на просьбу выслать предлагается приобрести новую, AH> усовершенствованную модель. :-) Да и что там увидишь? Полосовой фильтр AH> на ОУ, вот и вся избирательность. Я все больше не понимаю не почему AH> оно не работает, а как оно раньше работало. Девайсы у меня забрали в AH> полурабочем состоянии, не могут отложить мероприятие. Будут ходить по AH> полю на цыпочках, стараясь не трясти антенну. А у нас первый снег AH> растаял, сыро и грязно :-( Думаю, через недельку речь зайдет не о AH> ремонте, а о переделке, точнее, разработке нового приемника.

Блокировочный конденсатор на вход имеет смысл? Или антенна - резонансный контур? Это - в предположении, что есть ВЧ наводка.

Hello, Michael! You wrote to Alexander Hohryakov on Fri, 30 Oct 2009 10:13:56 +0300:

MB> Блокировочный конденсатор на вход имеет смысл? Или антенна - MB> резонансный контур? Это - в предположении, что есть ВЧ наводка.

Смысла не было. Hедельный перерыв. Вспомнилась история, как тахогенератор ни с того, ни с сего начал выдавать напряжение в несколько раз больше. Тогда тоже подивились и сменили его на нормальный. Там приличных версий вообще не было...

Hello, Alexander! You wrote to "Michael Belousoff" snipped-for-privacy@p911.f.n5020.z2.fidonet.org>to Michael Belousoff on 30 Oct 09 15:47:58:

With best regards, Владимир.

Reply to
Vladimir V Shulika