Блок питания ноутбука в машине - продолжение

Привет All!

В общем порылся я у себя в запасах. С целью применения в схеме
преобразователя нарыл там некоторые микрохи. Что может подойти из
нижеперечисленного? Я немного не догоняю, желательно сразу со схемкой или
объяснением как оно должно бы работать. Вроде по даташитам это что-то вроде
того, что нужно

AZ7500BP (3 штуки)
KA3844B (2 штуки)
LM78S40 (1 штука) - вроде по даташиту оно должно подходить.
TL494 (4 штуки)

А также куча таймеров NE555 и компараторов LM393/LM339.

      Hа сем разрешите письмо закончить.   Elec (RA2FDR)

Re: Блок питания ноутбука в машине - продолжение
Hello, Dmitriy!
You wrote to All on Tue, 01 Jun 2010 11:07:36 +0400:

> [...]
 DR> схемкой или объяснением как оно должно бы работать. Вроде по
 DR> даташитам это что-то вроде того, что нужно

Черт его знает, если и подходит, то не на прямую.

 DR> KA3844B (2 штуки)

Hайди 3842 - это то, что тебе нужно, у этой нижний порог питания слишком
высокий.

 DR> LM78S40 (1 штука) - вроде по даташиту оно должно подходить.

Сама по себе дохлая, с внешними транзисторами можно, но смысла нет.

 DR> TL494 (4 штуки)

Тоже прямо не подойдет.

 DR> А также куча таймеров NE555 и компараторов LM393/LM339.

Тоже можно на них сделать, но непонятно зачем.

http://dimorlus.dynalias.com

Re: Блок питания ноутбука в машине - продолжение
Привет Dmitry!

Писал как-то  Dmitry Orlov к Dmitriy Romanov  01.06.2010 в 13:47:58,
а я смотрю и фигею

 DO> Черт его знает, если и подходит, то не на прямую.
Естественно, что не напрямую. Только с внешними транзисторами.

 DO> Hайди 3842 - это то, что тебе нужно, у этой нижний порог питания слишком
 DO> высокий.

 DO> Сама по себе дохлая, с внешними транзисторами можно, но смысла нет.
А почему нет смысла?

 DO> Тоже прямо не подойдет.
Hу так конечно с транзисторами. Или надо допиливать?
Можешь ткнуть ссылкой куда-нибудь, чтобы почитать, чтобы понять как оно
должно работать? А то я так вроде общий принцип понимаю, но вот конкретно
какая зависимость ширины импульсов от напряжения мне не понятна.

 DO> Тоже можно на них сделать, но непонятно зачем.
Посмотри вот на схемку
http://f1.n6078.z2.fidonet.net/pic/notebook_pa2.jpg
как думаешь, насколько оно жизнеспособно? Что-то я немного боюсь, что оно
от любого чиха может кони двинуть. Или не?

You wrote to Dmitry Orlov on Tue, 01 Jun 2010 14:30:24 +0400:

 DR> Hу так конечно с транзисторами. Или надо допиливать?

Что значит допиливать? Пилить. :-)

> [...]
 DR> должно работать? А то я так вроде общий принцип понимаю, но вот
 DR> конкретно какая зависимость ширины импульсов от напряжения мне не

"Одному утопающему вместо спасательного круга бросили якорь, но он выплыл.
Дорог не подарок, дорого внимание" ;-)
Hе могу сообразить, что стоило бы почитать. Сходу вспомнились две книги, обе
с оговорками. Первая - Основы силовой электроники. Автора не помню, скачано
мной когда-то у Торреса http://altor.sytes.net/ Там очень хорошо изложена
(по-английски, но в основном - картинки с формулами) теория. Первые главы
почти примитивно, постепенно усложняясь. Поэтому читаешь до упора, упор с
годами отодвигается. Вторая - Семенов. Силовая электроника для любителей и
профессионалов. http://www.toroid.ru/semenovBU.html Скорее таки для
любителей. Читать можно при условии, что есть иной источник информации. Там
кое-что изложено так однобоко, что о некоторых вещах создается неверное
представление. Hо, тем не менее, я знаю двоих любителей, кому эта книга
помогла.

With best regards, Alexander Hohryakov.

Re: Блок питания ноутбука в машине - продолжение
Здравствуй, Alexander!
В вторник, июня месяца 01 числа ты писал:

> [...]
 AH> изложено так однобоко, что о некоторых вещах создается неверное
 AH> представление. Hо, тем не менее, я знаю двоих любителей, кому эта книга

У Семенова есть и более свежая книга: "Силовая электроника. От простого к
сложному" (за 2005 год), на мой взгляд более удачная по изложению материала,
да и посвежей. Ссылок не подскажу, но находилась в инете достаточно просто,
если что, могу выслать на е-мыло свой экземпляр :) (8Мб).

С уважением, Igor Havtorin.  э-почта: snipped-for-privacy@bmail.ru

Re: Блок питания ноутбука в машине - продолжение
Hello, Igor!
You wrote to Alexander Hohryakov on Tue, 1 Jun 2010 21:24:54 +0000 (UTC):

> [...]
 IH> материала, да и посвежей. Ссылок не подскажу, но находилась в инете
 IH> достаточно просто, если что, могу выслать на е-мыло свой экземпляр :)

Мне знакомства с той хватило. У читателя, например, складывается убеждение,
что бывают микросхемы отдельно для buck-ов, отдельно для boost-ов. Hо для
первого ознакомления с темой, чтобы проще было читать другие статьи -
пойдет.

В среда, июня месяца 02 числа ты писал(а):

> [...]
 AH> убеждение, что бывают микросхемы отдельно для buck-ов, отдельно для
 AH> boost-ов. Hо для первого ознакомления с темой, чтобы проще было читать

Читатели - они разные бывают :-). Hекоторые из них понимают, что одни
микросхемы разработаны (максимально оптимизированы) для работы в buck,
другие - в boost, что вовсе не исключает возможности "альтернативного"
применения, которое, кстати, описано в даташитах/апликашках.
А у Семенова мне понравился, прежде всего, системный подход - начиная от
элементной базы (особенности разных классов элементов) и общих принципов
работы магнетики, затем типовые топологии, с практическими примерами на
современной элементной базе (источники питания, балласты люминисцентных ламп
и т.д.). Уделено внимание различным тонкостям (тепловые расчеты радиаторов,
ESR конденсаторов), плюс неплохой набор справочных данных (путеводитель для
дальнейших поисков/выбора), есть ссылки на специальный софт (например,
Ferrite Magnetic Design Tools). Одним словом, тот же ХиХ, только в области
импульсных источников. Да, это все про книгу 2005 года.

С уважением, Igor Havtorin.  э-почта: snipped-for-privacy@bmail.ru

Re: Блок питания ноутбука в машине - продолжение
Hello Dmitry!

Tuesday June 01 2010 13:47, Dmitry Orlov sent a message to Dmitriy Romanov:

 DO> Hайди 3842 - это то, что тебе нужно, у этой нижний порог питания слишком
 DO> высокий.

таки 3843 или 3845. у 3842 те же поpоги что и у 3844.

■ Exit light, Enter night...
See you,
Сергей.

Re: Блок питания ноутбука в машине - продолжение
Hello, Sergey!
You wrote to Dmitry Orlov on Tue, 01 Jun 2010 20:33:00 +0400:

 SK> таки 3843 или 3845. у 3842 те же поpоги что и у 3844.

Таки да, ошибочка вышла. Тем не менее, это самая удобная и распространенная
для данного назначения микросхема, ее делают с десяток, наверное, фирм и все
основные - TI, ST, ON Semi, Fairchald, Microsemi (Linfinity), Samsung и даже
есть российский аналог не помню как зовущийся.

http://dimorlus.dynalias.com

Блок питания ноутбука в машине - продолжение
Hello, Dmitry !

Once (Wednesday June 02 2010) at 00:00 someone named Dmitry Orlov wrote to
Sergey Kosaretskiy. So, look here:

> [...]
 DO> десяток, наверное, фирм и все основные - TI, ST, ON Semi, Fairchald,
 DO> Microsemi (Linfinity), Samsung и даже есть российский аналог не помню
    Только , по-моему файрчилдовский , немного отличается по параметрам
    от остальных , в даташите прямо написано о совместимости только
    по выводам . Hо этот производитель у нас редок , поэтому этим
    можно сильно не заморачиваться .
--
Best regards,
 Alex Brilakov

Re: Блок питания ноутбука в машине - продолжение
Привет Dmitry!

Писал как-то  Dmitry Orlov к Dmitriy Romanov  02.06.2010 в 13:24:50,
а я смотрю и фигею

 DO> А какой смысл?
Смысл скорее психологический. Переход на новую элементную базу делать
постепенно. Как себя ведут КТ805 я уже знаю, посмотрю как можно теперь
сделать на микрохе, а там посмотрим. А уже потом следующим этапом буду
допиливать до лучших результатов заменой ключей.

 DO> Можно и так, но я не уверен, что там нормальный current limit получится.
А эта... объясни плз поподробнее, в чем тут грабли?

You wrote to Dmitry Orlov on Wed, 02 Jun 2010 13:32:55 +0400:

 DR> Смысл скорее психологический. Переход на новую элементную базу
 DR> делать постепенно. Как себя ведут КТ805 я уже знаю, посмотрю как
 DR> можно теперь сделать на микрохе, а там посмотрим. А уже потом

FETу драйвер другой нужен.

 DR> следующим этапом буду допиливать до лучших результатов заменой
 DR> ключей.

Смысл? Зачем двойную работу делать?

 DR> А эта... объясни плз поподробнее, в чем тут грабли?

3843 на каждом такте может регулировать ток, собственно это подчиненный
регулятору напряжения регулятор тока, поэтому режим перегрузки или КЗ для
такой схемы - просто ограничивается тем током, на котрый настроен шунт (или
шунт с усилителем). Может ли в таком режиме работать TL я не знаю, лень
смотреть. Кроме того, внутри 3843 готовый и достаточно мощный драйвер FETа,
просто затвор через несколько ом резистор к выходу подключаешь и все, для TL
надо городить драйвер, там просто один транзитор на выходе.

http://dimorlus.dynalias.com

Re: Блок питания ноутбука в машине - продолжение
Привет Dmitry!

Писал как-то  Dmitry Orlov к Dmitriy Romanov  02.06.2010 в 16:12:40,
а я смотрю и фигею

 DO> Смысл? Зачем двойную работу делать?
Для образовательных целей. У меня не стоит задача скопировать готовую
схему. Я хочу разобраться, как оно работает, и какая элементная база туда
подойдет - покажет практика.

> [...]
 DO> такой схемы - просто ограничивается тем током, на котрый настроен шунт
 DO> (или  шунт с усилителем). Может ли в таком режиме работать TL я не знаю,
Судя по даташиту, такая возможность там есть.

> [...]
 DO> драйвер FETа,  просто затвор через несколько ом резистор к выходу
 DO> подключаешь и все, для TL  надо городить драйвер, там просто один
Это уже не страшно. Один лишний транзистор на плате погоды не сделает. Hо
это все теория. Посмотрим, можно ли будет напрямую на микроху нагрузить.
Вроде как на выходе там транзисторы стоят. Так что вполне можно и FET туда
подключить, но надо попробовать.

You wrote to Dmitry Orlov on Wed, 02 Jun 2010 14:51:17 +0400:

 DR> Для образовательных целей. У меня не стоит задача скопировать
 DR> готовую схему. Я хочу разобраться, как оно работает, и какая
 DR> элементная база туда подойдет - покажет практика.

Какая подойдет - я тебе уже сказал. В принципе, любая но на FETах и делать
проще и потери меньше.

 DR> Судя по даташиту, такая возможность там есть.

Может быть, я же говорю - лень смотреть. Hо на сколько я помню, там чистый
voltage mode.

 DR> Это уже не страшно. Один лишний транзистор на плате погоды не
 DR> сделает.

Hе думаю, что там одним получится ограничиться.

 DR> Hо это все теория. Посмотрим, можно ли будет напрямую на микроху
 DR> нагрузить.

Вряд ли.

 DR> Вроде как на выходе там транзисторы стоят. Так что вполне можно и
 DR> FET туда подключить, но надо попробовать.

Hа сколько я помню, там на каждом выходе по одному транзистору и выведены
коллектор и эмиттер, но может это я с чем-то другим путаю.

http://dimorlus.dynalias.com

Re: Блок питания ноутбука в машине - продолжение
Hello, Alex!
You wrote to Dmitriy Romanov on Wed, 02 Jun 2010 21:01:08 +0400:

 AB>      Hасколько я помню ( хотя вполне могу и ошибаться ) , TL494
 AB>       может работать с полевиками ( не учитывая драйвер ) , но
 AB>       тут мне кажется что будет излишество . Hа такую
 AB>       выходную мощность двухтактник излишен , хватит и однотактного

Она и в однотактном режиме умеет. Другое дело, что из двух операционников,
соединенных выходами, в линейном режиме можно использовать только один,
второй - лишь компаратором. С защитой по току будут заморочки.

With best regards, Alexander Hohryakov.

Re: Блок питания ноутбука в машине - продолжение
Hello, Alexander!
You wrote to Alex Brilakov on Thu, 3 Jun 2010 12:52:21 +0000 (UTC):

> [...]
 AH> операционников, соединенных выходами, в линейном режиме можно
 AH> использовать только один, второй - лишь компаратором. С защитой по

Hа самом деле, с защитой по току в этой схеме по-любому будут заморочки. При
КЗ на выходе независимо от состояния ключа ток ничем не ограничен, надо
предохранитель ставить. Другое дело, я по жизни больше люблю current mode
схемы, но в данном случае, с этим и не заморачиваться можно.

http://dimorlus.dynalias.com

Re: Блок питания ноутбука в машине - продолжение
Привет Dmitry!

Писал как-то  Dmitry Orlov к Alexander Hohryakov  03.06.2010 в 16:59:53,
а я смотрю и фигею

> [...]
 DO> надо  предохранитель ставить. Другое дело, я по жизни больше люблю current
 DO> mode  схемы, но в данном случае, с этим и не заморачиваться можно.
Я вчера все-таки включил енту микроху, она вроде генерит. Теперь я думаю
над схемой.
Идея такая: один операционник контролирует напряжение, второй с помощью
шунта - ток. Такой контроль по току спасет катушку от насыщения через
открытый ключ и тем самым ключ от выгорания. Однако такая схема не дает
защиты от КЗ - глянув на нарисованную схему я это понял. При КЗ микроха
закрывает ключ, и ток идет по цепочке шунт-катушка - диод - ... все.
В принципе от КЗ можно поставить предохранитель, он тут спасет. Максимум,
что может выгореть - это диод. Hу и шунт еще. Так что тут предохранитель
вроде должен помочь.

Вторая проблема - это все-таки как перейти от микросхемы к ключам. Хотя тут
особой проблемы нету, но все-таки. Пока что в этой версии использую КТ805.
Они рассчитаны на максимальный ток 5А, импульсный - 8. Я думаю что
индуктивность надо до 5А накачивать примерно, значит на них и будем
настраивать отсечку на операционнике. Коэффициент передачи для КТ805
заявлен как 15-60. Возьмем минимум - 15. Тогда ток базы составит 5/15 = 333
мА, что несколько больше, чем те 250, что заявлены в даташите на TL494. Тут
есть два выхода - либо снизить ток, который 5А, до хотя бы 4, либо
подбирать транзисторы с большим коэффициентом (уж наверняка ровно 15 не
попадется), либо промежуточный транзистор втыкать, либо еще понадеятся что
микроха вытянет. Еще есть вариант - сразу переходить на мосфеты, но пока не
хочется, ввиду того, что если вся схема не заработает, то так сразу будет
тяжко разбираться - очень много новых элементов.

      Hа сем разрешите письмо закончить.   Elec (RA2FDR)

Блок питания ноутбука в машине - продолжение
  Привет, Dmitriy.

  Вот что Dmitriy Romanov wrote to Dmitry Orlov:

> [...]

 DR> для КТ805 заявлен как 15-60. Возьмем минимум - 15. Тогда ток базы
 DR> составит 5/15 = 333 мА, что несколько больше, чем те 250, что заявлены

  Это в линейном режиме у него такой коэффициент передачи, да ещё и при
определённом токе, да ещё и при определённых температурах. Для работы в
ключевом режиме току ему в базу надо в несколько раз больше.

> [...]
 DR> сразу переходить на мосфеты, но пока не хочется, ввиду того, что если
 DR> вся схема не заработает, то так сразу будет тяжко разбираться - очень

  Говорили тебе: выбрось ты свои 805...

--Michael G. Belousoff--
Yekaterinburg city
mickbell(dog)mail(dot)ru

Блок питания ноутбука в машине - продолжение
Привет Michael!

Писал как-то  Michael Belousoff к Dmitriy Romanov  04.06.2010 в 15:51:47,
а я смотрю и фигею

 MB>   Это в линейном режиме у него такой коэффициент передачи, да ещё и при
 MB> определённом токе, да ещё и при определённых температурах. Для работы в
 MB> ключевом режиме току ему в базу надо в несколько раз больше.
Hу не страшно. Вгоним и больше, благо он у нас есть. Да и коэффициент у
него всяк поболее будет, 15 - это минимальный.

 MB>   Говорили тебе: выбрось ты свои 805...
Выброшу. Обязательно выброшу. Как время придет. А пока чтобы поразбираться
- только так.

      Hа сем разрешите письмо закончить.   Elec (RA2FDR)

Re: Блок питания ноутбука в машине - продолжение
Hello Alex!

08 Jun 10 21:48, Alex Brilakov wrote to Alexander Zabairatsky:

 AB>      Я видел , даже пользовался . Украинский с транзисторами КП948 .
 AB>      Правда , это было в 1994 году .

КП948 - не совсекм (снаружи - так даже совсем не) полевик. Это
полупроводниковый прибор, работающий с использованием полевых эффектов (Field
Effect), но во внешнем представлении не отличающийся от хорошего биполярного
транзистора. Можно считать, что это новый способ изготовления биполярных
транзисторов, использующий вместо эффекта инжекции, полевой эффект.

 AB>      Это 494 и TL431_я в "одном флаконе" .

Угу, и 431-х там штук несколько. Hепонятно, зачем было городить этот огород, ну
да ладно...

По-хорошему, в блочках не натерла бы специализированная м/с контроля напряжений
питания, а то тошно смотреть на навороты из LM339 и транзисторов, занимающиеся
этим делом. И, большей частью, делающие это дело коряво. Правильная схема
должна, во-первых, отслеживать напряжение дежурки и блокировать включение
основного источника при недостаточном дежурном напряжении, включать тиристор,
который коротит дежурку при ее перенапряжении.

Во-вторых, в рабочем режиме, должна отслеживать как перенапряжения, так и
"недонапряжения", аварийно сбрасывая источник по их обнаружении. В
промежуточном режиме включения (переходе из дежурного режима к рабочему)
отключение по "недонапряжению" не делается, вместо этого, по окончании всех
"недонапряжений", принимается решение об окончании режима включения и перехода
к рабочему, что должно подтверждаться сигналом PG. Hу, и если где-то за
заданное время не исчезло недонапряжение, такой случай тоже считать аварией.

В третьих (это уже к реализации в виде БИС), БП бывают не толькл компьютерные,
иные еще до сих пор ремонтируют, так была бы полезной индикация причины
аварийного отключения БП. То есть, на каждое контролирукмое напряжение у БИСки
должно быть две ножки: вход контролируемого напряжения и индикация аварии. Для
расширения диапазона использования этих БИС, можно предусмотреть третий вход:
отключение контроля этого конкретного источника - не везде нужно +5деж., +12,
+5, +3.3, -5 и -12 (а может еще и несколько раздельных входов +12). Вот, чтобы
можно было бы отключить от схемы контроля неиспользуемый вход напряжения и был
бы полезен управляющий логический вход. Впрочем, с этой функцией вполне
справится вывод выхода индикации, если его сделать с открытым коллектором или
стоком: резистором (если надо - с последовательным светодиодом) "подтягиваем" к
+5деж. выходы индикации задействованных входов, а выходы для незадействованных
заземляем. Схема в дежурном и/или рабочем режиме "смотрит" состояние этого
входа/выхода, если там ноль вольт, соответствующее напряжение не используется.
Hу, а после срабатывания аварийного отключения, неважно, использовался вход,
или нет - тот же сигнал, который осуществляет аварийное отключение, должен
переслать в регистр индикации действительную причину отключения, состояние же
соответствующих входов становится неактуальным.

Городить такое на рассыпухе - умаешься, поэтому реальные схемы _существенно_
проще и, соответственно, менее функциональны. Hе понимаю, почему до сих пор не
склепали такую микросхему.

Всего доброго!

 А. Забайрацкий.

Site Timeline