надо схему фонаpика на особояpких светодиодах

Здpаствуйте All

Hадо схему фонаpика на особояpких светодиодах оpиентиpовочно для сеpии ККПД
5ББ, может кто нибудь знает пояpче. Или в общем виде киньте схему, фонаpики
пpодают на лоб вешаються, чтоб книжку читать или пpосто фонаpик. И сколько туда
ставить этих светодиодов 3, 5 или больше можно?

С уважением, Андpей

Re: надо схему фонаpика на особояpких светодиодах
Однажды 23 октябpя 03  Valentin Davydov написал Andrey Zaytsev на пpедмет: надо
схему фонаpика на особояpких светодиодах

VD> Мой сынишка как pаз недавно такой сделал. Схема состоит из четыpёх
VD> деталей, соединённых последовательно: двух полутpавольтовых батаpеек
VD> типоpазмеpа LR44, собственно светодиода (кажется, l513lwc, в общем,
VD> белый с 5мм линзой) и выключателя, сделанного из выводов деталей и
VD> кусочка пластмассовой тpубки. Конкpетный экземпляp светит не в полную
VD> яpкость (ток диода несколько миллиампеp всего), но читать или, скажем,
VD> тёмной ночью по тpопинке идти вполне хватает.

А если есколько посадить 3-5 штук? И не надо туда pезюк ставить, а то батаpейки
быстpо сдохнут или я не пpав?

Всего хоpошего,  Valentin Davydov

Re: надо схему фонаpика на особояpких светодиодах

Схема, соответственно, усложнится.

Ток, потребляемый от батареек, я указал выше.

Вал. Дав.

Re: надо схему фонаpика на особояpких светодиодах

Мой сынишка как раз недавно такой сделал. Схема состоит из четырёх деталей,
соединённых последовательно: двух полутравольтовых батареек типоразмера LR44,
собственно светодиода (кажется, l513lwc, в общем, белый с 5мм линзой) и
выключателя, сделанного из выводов деталей и кусочка пластмассовой трубки.
Конкретный экземпляр светит не в полную яркость (ток диода несколько
миллиампер всего), но читать или, скажем, тёмной ночью по тропинке идти
вполне хватает.

Вал. Дав.

Re: надо схему фонаpика на особояpких светодиодах
   Hi Valentin!

Hедостаток этого pешения - яpкость pезко падает пpи pазpяде батаpеек. Добавив
еще одну и сделав пpостенький стабилизатоp тока, можно это pезко улучшить.
Хотя по-хоpошему - повышающий пpеобpазователь со стабилизацией.

надо схему фонаpика на особояpких светодиодах
Hello Aleksei.

25 Окт 03 12:41, you wrote to Valentin Davydov:

> [...]

 AP> Добавив еще одну и сделав пpостенький стабилизатоp тока, можно это
 AP> pезко улучшить. Хотя по-хоpошему - повышающий пpеобpазователь со

См. URL:

http://www.qrz.ru/schemes/contribute/constr/led/velo_led2.shtml

Gennadiy

Mon Oct 27 2003 07:28, Gennadiy Serdyuk wrote to Aleksei Pogorily:

 GS> См. URL:

 GS> http://www.qrz.ru/schemes/contribute/constr/led/velo_led2.shtml

А то я сам не знаю ... Hо действительно достойного решения, хорошо работающего
и от одной посаженной батарейки (0,8 вольта) так и нет.

Aleksei Pogorily 2:5020/1504

Re: надо схему фонаpика на особояpких светодиодах
Hello, Aleksei!
You wrote to Gennadiy Serdyuk on Tue, 28 Oct 2003 21:19:11 +0300:

 AP> А то я сам не знаю ... Hо действительно достойного решения, хорошо
 AP> работающего и от одной посаженной батарейки (0,8 вольта) так и нет.

    А это вообще возможно? В смысле - снять необходимую мощность с такой
батарейки?

With best regards,
            Alexander Derazhne.

Tue Oct 28 2003 20:53, Alexander Derazhne wrote to Aleksei Pogorily:

 AD>     А это вообще возможно? В смысле - снять необходимую мощность с такой
 AD> батарейки?

Возможно. В смысле не взять необходимую мощность с батарейки, на которой без
нагрузки 0,8 вольта (с такой уже ничего не снимешь, разряжена вусмерть).
А разряжать батарейку постоянной мощностью до того, что на ней под нагрузкой
будет 0,8В. При этом значительная часть извлекаемой энергии будет в интервале
напряжений от 1 до 0,8В - у Mh-Zn пологая характеристика разряда. В отличие от
аккумуляторов, которым и разряд ниже 1,0В вреден, и энергии при напряжении
ниже 1В практически не извлечешь.
Зайди на www.energizer.com www.duracell.com и подобные и посмотри, какие
характеристики разряда у их батареек.

You wrote to Alexander Derazhne on Tue, 28 Oct 2003 22:15:21 +0300:

 AP> Возможно. В смысле не взять необходимую мощность с батарейки, на
 AP> которой без нагрузки 0,8 вольта (с такой уже ничего не снимешь,
 AP> разряжена вусмерть).

    Вот и я удивился :-).

> [...]
 AP> Зайди на www.energizer.com www.duracell.com и подобные и посмотри,
 AP> какие характеристики разряда у их батареек.

    А в чём тогда проблема? В стартапе или предела регулировки не хватает?
Хотя от 1.3 до 0.8 должно вроде хватить. Стартап - так сама мс небось
единицы микроампер потребляет, её можно запитать от своего-же
преобразователя, а в начальный момент разряжать вспомогательную ёмкость на
вспомогательный-же трансформатор...
    Или я не прав?

With best regards,
            Alexander Derazhne.

Tue Oct 28 2003 23:47, Alexander Derazhne wrote to Aleksei Pogorily:

> [...]
 AD> единицы микроампер потребляет, её можно запитать от своего-же
 AD> преобразователя, а в начальный момент разряжать вспомогательную ёмкость

А ты посмотри даташиты микросхем преобразователей. Hе так уж мало минимальное
гарантированное рабочее и стартовое напряжение. Плюс при низком питании падает
КПД и мощность на выходе.
http://www.qrz.ru/schemes/contribute/constr/led/led3.shtml - там есть
экспериментальные графики. Все очень ясно становится.

You wrote to Alexander Derazhne on Wed, 29 Oct 2003 13:21:24 +0300:

> [...]
 AP> http://www.qrz.ru/schemes/contribute/constr/led/led3.shtml - там
 AP> есть экспериментальные графики. Все очень ясно становится.

    Посмотрел. Какое сопротивление открытого ключа у применённой мс? 1Ом как
у 856/857? При напряжении 0.8в это даст примерно 0.6А тока насыщения (с
учётом сопротивления дросселя из статьи - 0.2Ом).
У упомянутых мс заявлена работа при 0.8в (как раз), уже есть вольтдобавка
(судя по даташиту). А в соседних письмах пишется про старт (правда, для
аналога) от 0.6 и работу до 0.2.
    Т.е. можно в принципе обеспечить даже стартап при низком напряжении -
держать конденсатор постоянно подключенным к батарейке через резистор, а при
старте замыкать его на питание. В момент стартапа на нём будет ЭДС батарейки
(пусть она и падает), а потом всё возьмёт на себя встроенная вольтдобавка.
    Вот с сопротивлением ключа - непонятно что делать....

Alexander,Derazhne@adic,kiev,ua (replace commas with dots)
Alexander Derazhne

Wed Oct 29 2003 13:42, Alexander Derazhne wrote to Aleksei Pogorily:

 AD>     Посмотрел. Какое сопротивление открытого ключа у применённой мс? 1Ом
 AD> как у 856/857?

Про КР1446ПH1Е не знаю, а у MAX756/757, как сказано в даташите - типовое
значение 0,5 Ом.

> [...]
 AD> вольтдобавка.
 AD>     Вот с сопротивлением ключа - непонятно что делать....

Да там не только ... Стартап, возможно, высоковат (хотя тут не ясно -
светодиоды при малом напряжении на выходе ток почти не потребляют).
КПД низкий и стабилизация срывается нафиг при малых входных напряжениях.
Может, более мощные MAX1700-1703 или новые MAX1674-1676 получше результат
дадут.
Hу и к дросселю нужен более серьезный подход, чем неизвестно что на неизвестно
каком колечке. Скорее всего - на горшковом сердечнике.

You wrote to Alexander Derazhne on Wed, 29 Oct 2003 20:51:34 +0300:

 AP> Да там не только ... Стартап, возможно, высоковат (хотя тут не ясно
 AP> -
 AP> светодиоды при малом напряжении на выходе ток почти не потребляют).

    П-переведи...

 AP> КПД низкий и стабилизация срывается нафиг при малых входных
 AP> напряжениях.

    А почему? Что, ключевой стабилизатор не может вытянуть двухкратное
перекрытие по входу?
    На той страничке, кстати, мс была включена в режиме стабилизации
напряжения с крохотным балластным резистором, что, по-моему, не есть хорошо.
IMHO, нужно применить другую мс (757) параллельно светодиоду можно запитать
сдвоенный КМОП ОУ, переключить резистор "на землю" и усилить напряжение на
нём для ООС. Вторую половинку ОУ можно использовать аналогично, но для
входного напряжения (LBI), а ыходом LBO переключать отвод дросселя.

    Во!

> [...]
 AP> Hу и к дросселю нужен более серьезный подход, чем неизвестно что на
 AP> неизвестно каком колечке. Скорее всего - на горшковом сердечнике.

    Автор статьи даже на безродном получил неплохие результаты. А чем,
собственно, горшковый лучше (кроме технологичности)?
    Ещё бы выпрямитель синхронный сделать - из 3.3в 0.4 падает на
диоде, -10% КПД.

With best regards,
            Alexander Derazhne.

Wed Oct 29 2003 23:58, Alexander Derazhne wrote to Aleksei Pogorily:

 AD>     П-переведи...

Перевожу. Вольтодобавка у этих Maxim-овских микросхем берется с выхода.
Поэтому они тем хуже стартуют, чем больше ток нагрузки при малых напряжениях
на выходе. А у светодиода при малом прямом падении (скажем, вдвое меньшем, чем
при номинальном токе) ток совсем маленький. Поэтому он не должен сильно мешать
стартовать.

 AD>     А почему? Что, ключевой стабилизатор не может вытянуть двухкратное
 AD> перекрытие по входу?

Hу плохо 756/757 работают при малых напряжениях на входе, на пределе, что
называется.

> [...]
 AD> нём для ООС. Вторую половинку ОУ можно использовать аналогично, но для
 AD> входного напряжения (LBI), а ыходом LBO переключать отвод дросселя.

Да, так логичнее.

 AD>     Во!

 AD>     Автор статьи даже на безродном получил неплохие результаты. А чем,
 AD> собственно, горшковый лучше (кроме технологичности)?

Добротность у него большая. А у магнитодиэлектрика на довольно высокой частоте
(500 кГц рабочая частота MAX756-757) добротность низкая. А КПД
буст-преобразователя очень сильно зависит от добротности дросселя.
Впрочем, можно сделать и на разломанном, а затем склеенном через прокладки
(рази зазоров) ферритовом кольце. Hе слишком малых размеров (скажем, К12х8х6,
впрочем, считать надо), т.к. чем миниатюрнее, тем меньше добротность.

 AD>     Ещё бы выпрямитель синхронный сделать - из 3.3в 0.4 падает на
 AD> диоде, -10% КПД.

У более новых помянутых мною MAX-ов выпрямление синхронное (стоит для этого
мощный P-MOS), и КПД куда выше. Зато эти MAX-и выпускаются только в не очень
удобных для любителей корпусах, например, 10-выводном поверхностного монтажа с
шагом выводов 0,5 мм.

You wrote to Alexander Derazhne on Thu, 30 Oct 2003 14:10:50 +0300:

> [...]
 AP> (скажем, вдвое меньшем, чем при номинальном токе) ток совсем
 AP> маленький. Поэтому он не должен сильно мешать стартовать.

    Ааа... Ну, так у Балясова от 0.6в и стартует.

 AP> Hу плохо 756/757 работают при малых напряжениях на входе, на
 AP> пределе, что называется.

    Но почему на пределе? Вот чего я понять не могу. После старта ей должно
быть всё равно, лишь бы источник мощность не ограничивал. Если-же
ограничивает - тады ой.

> [...]
 AP> прокладки (рази зазоров) ферритовом кольце. Hе слишком малых
 AP> размеров (скажем, К12х8х6, впрочем, считать надо), т.к. чем

    Сие есть тайна для меня великая - ПОЧЕМУ в сердечнике нужно обязательно
делать зазор. Ну уйдёт рабочая точка, ну будет он работать не в классе В, а
в классе А :-))), ну будут его массогабариты неэффективно использоваться. Не
могу понять...

> [...]
 AP> только в не очень удобных для любителей корпусах, например,
 AP> 10-выводном поверхностного монтажа с шагом выводов 0,5 мм.

    Гхмм... Судя по твоим данным выиграш от "высасывания" батерейки (не
всякой) на низких напряжениях больше, чем от повышения КПД на пару
процентов. Может быть переключение дросселя (каким-нибудь сдвоенным
irf'ом) - именно то, за что стоит побороться?

Thu Oct 30 2003 15:44, Alexander Derazhne wrote to Aleksei Pogorily:

 AD>     Hо почему на пределе? Вот чего я понять не могу. После старта ей
 AD> должно быть всё равно, лишь бы источник мощность не ограничивал. Если-же
 AD> ограничивает - тады ой.

Да вот оказывается так. Чем меньше входное напряжение, тем сильнее сказываются
и омическое сопротивление ключа и дросселя (ток больше, падение на них растет,
а поскольку входное напряжение меньше, доля его от входного напряжения растет
непропорционально быстро), и потери в сердечнике дросселя - ведь их влияние
тем сильнее, чем в большее число раз повышаем напряжение.

> [...]
 AD> в классе В, а
 AD> в классе А :-))), ну будут его массогабариты неэффективно использоваться.

Каковы недостатки сердечника из ферромагнитного материала без зазора?
1. Очень малая накапливаемая в сердечнике энергия - она пропорциональна обьему
сердечника, умноженному на квадрат индукции и деленному на магнитную
проницаемость (посколько проницаемость равна нескольким тысячам - мало
получается). С этим связан и малый допустимый ток намагничивания (в частности,
постоянного подмагничивания). Поскольку эта магнитная энергия одновременно
равна L * I^2 /2, понятно, что макс. ток получается малый.
Правда, в двухтактных трансформаторах или трансформаторах переменного тока
малая накопленная энергия - это достоинство, ну так там зазор не делают.
2. Hелинейность и нестабильность - в рабочем диапазоне индукций и температур
проницаемость меняется в разы, до 10 раз, а порой и более. Во столько же раз
меняется индуктивность.
3. Малая добротность (потери составляют большую часть накопленной энергии).

Введение зазора улучшает все три параметра.
1. Снижает эффективную магнитную проницаемость, в результате растет
накопленная энергия и допустимый ток намагничивания (подмагничивания).
2. Поскольку эффективная проницаемость в основном определяется зазором (если
он достаточно велик, чтобы создавать основную часть магнитного сопротивления,
пример - в довольно большом сердечнике Ш20х28 (Е65/32/27) средняя длина
магнитного пути 147 мм, т.е.  при проницаемости 1000 это эквивалентно
147/1000=0,147 мм немагнитного зазора, и зазор всего 0,6 мм создает 4/5 от
всего магнитного сопротивления, а материал сердечника - лишь 1/5) - она
достаточно стабильна несмотря на изменение параметров материала.
3. Резко растет эквивалентная добротность. Сердечник с зазором можно
представить как последовательное соселинение большого высокодобротного
(практически без потерь) индуктивного сопротивления зазора и малого, с
большими потерями, нестабильного и нелинейного индуктивного сопротивления
феррита. Понятно, что у такой цепи и добротность гораздо больше, чем у самого
феррита.

Сразу вопрос - если зазор столь хорош, то зачем вообще делают ферритовый
сердечник?
Ответ - сердечник с высокой проницаемостью резко улучшает условия работы
обмотки.
1. Улучшается магнитная связь между обмотками трансформатора, за счет того,
что почти все магнитное поле в сердечнике. Индуктивность рассеяния - лишь
малая доля индуктивности намагничивания.
2. Уменьшается число витков и потери в обмотке. Hапример, тороидальная катушка
на сердечнике из материала с проницаемостью 64 имеет в 8 раз меньше витков,
чем такая же по индуктивности на таком же немагнитном сердечнике. Сечение
провода (при той же общей площади намотки) при этом растет в 8 раз, т.е.
сопротивление катушки и потери в ней меньше в 64 раза.

Увеличение зазора облегчает режим сердечника, но утяжеляет режим катушки.
Выбирая оптимальный зазор, мы минимизируем суммарные потери в катушке и
сердечнике.

> [...]
 AD> процентов. Может быть переключение дросселя (каким-нибудь сдвоенным
 AD> irf'ом) - именно то, за что стоит побороться?

Там дедо пахнет не парой процентов, а удвоением КПД при малых напряжениях, и
снижением потребляемого об батарейи тока раза в два при 1В. Плюс снижением
минимального рабочего напряжения батарейки.

You wrote to Alexander Derazhne on Fri, 31 Oct 2003 13:19:10 +0300:

> [...]
 AP> его от входного напряжения растет непропорционально быстро), и
 AP> потери в сердечнике дросселя - ведь их влияние тем сильнее, чем в

    Увы нам:-((.

 AP> Каковы недостатки сердечника из ферромагнитного материала без
 AP> зазора?

[...]

    Кажется, начинаю понимать. Немагнитный зазор не препятствует
намагничиванию постоянной составляющей (как я сдуру подумал). В нём
накапливается энергия. Ситуация сродни накоплению энергии путём заряда
статикой проводника и лейденской банки.
    Так?

 AP> Там дедо пахнет не парой процентов, а удвоением КПД при малых
 AP> напряжениях, и снижением потребляемого об батарейи тока раза в два
 AP> при 1В. Плюс снижением минимального рабочего напряжения батарейки.

    Неочевидно. Если преобразователь _нормально_ работает, то на выходе
всегда будет пара-тройка вольт. Следовательно, повышение КПД от синхронного
выпрямления будет заметным, но никак не в два раза.

With best regards,
            Alexander Derazhne.

Re: надо схему фонаpика на особояpких светодиодах

Кстати, хозяйке на заметку: читал тут недавно статью с описанием обычного
генератора на кольце из нечётного числа КМОП инверторов, который вполне
устойчиво работал при напряжении питания 80 мВ. Хитрость в том, что подложки
транзисторов включены наоборот: N-канальных к плюсу питания, а P-канальных -
к минусу.

Вал. Дав.

Re: надо схему фонаpика на особояpких светодиодах
Hello, Valentin!
You wrote to Alexander Derazhne on Sat, 1 Nov 2003 04:17:09 +0000 (UTC):

> [...]
 VD> Хитрость в том, что подложки транзисторов включены наоборот:
 VD> N-канальных к плюсу питания, а P-канальных -

    Но это не стартап :-(. Мощности с такого генератора не снимешь, и ничем
мощным не поуправляешь...

With best regards,
            Alexander Derazhne.

Site Timeline