Разъясните чайникy

Здравствуйте все!

[] SP> Приблизительно так. Правда, чаще всего не "волна" по ванне движется, SP> а SP> наоборот - конвейер протягивает плату над неподвижной "волной" SP> (создаваемой изливающимся из щелевого сопла расплавленным припоем, SP> излишки которого стекают обратно в плавильную ванну).

А как этот припой нагнетают, т.е. что служит насосом? И что делают, если нужно остановить производство, куда припой деют? Сливают? А остывший припой не засоряет ванночку и устройство его нагнетания?

Есть ли литература о технологии пайки в производственном процессе? С какой точностью выдерживают температуру? Какую марку припоя используют? Что служит флюсом? Паяется в воздухе или в какой-то атмосфере?

Как потом отмывают платы от флюса? Бывают ли непропаи и отпрваляют ли плату повторно, или допаивают руками паяльником? Бывает ли что детальку смывает в ванну с припоем?

Вообще, все так интересно.. Хочется также качественно уметь поставить процесс...

До свидания.

Reply to
Alex Volkov

Hello Alex!

06 Jul 03 20:08, you wrote to me:

AV> А как этот припой нагнетают, т.е. что служит насосом?

Hечто вроде шнекового привода или "крыльчатки", как правило.

AV> И что делают, если нужно остановить производство, куда припой деют?

А что, надо надолго остановить? Тогда слить проще. А если ненадолго (на ночь) - тут всякие варианты возможны, начиная от поддерживания ванны горячей, но ниже рабочей температуры.

AV> А остывший припой не засоряет ванночку и устройство его нагнетания?

Как снова прогреется - так и перестанет засорять...

AV> Как потом отмывают платы от флюса?

Точно так же, как и платы, спаянные любым иным способом. То есть спирт, спирто-бензиновая смесь, фреон, "прозон" и т.п... Это еще и от применяемого флюса зависит (а также от требуемого качества отмывки).

AV> Бывают ли непропаи

Если оптимальные условия пайки не выдержаны (техпроцесс не отлажен, выводы деталей окислены и т.п.) - конечно, бывают.

AV> и отпрваляют ли плату повторно, или допаивают руками паяльником?

А это от производства конкретного зависит. Могут и вовсе на помойку отправить в случае массового автоматизированного производства - когда несколько новых плат сделать дешевле, чем одну бракованную исправить.

AV> Бывает ли что детальку смывает в ванну с припоем?

Если это происходит - значит, она была плохо вставлена (выводы неправильно отформованы) или плохо приклеена...

AV> Есть ли литература о технологии пайки в производственном процессе? AV> С какой точностью выдерживают температуру? Какую марку припоя AV> используют? Что служит флюсом? Паяется в воздухе или в какой-то AV> атмосфере?

"Дяденька, я не настоящий сварщик, я просто маску нашел" ;-) Тут такой товарищ по имени Alex Lomaev присутствует. IMHO, со столь детальными вопросами по техпроцессу пайки "волной" тебе лучше к нему обратиться - он намного компетентнее меня будет.

AV> Вообще, все так интересно.. AV> Хочется также качественно уметь поставить процесс...

Это умение только с опытом приходит... Заочно не научишься.

WBR, P.S. aka Serge

Reply to
Serge Polubarjev

Приходите.. Пофантазируем... За одно изучим пару-тройку девайсов не прошедших спецпроверку ФАПСИ... А когда схлынет первое удивление от такого "открытия", расскажу как оно должно умереть.

Reply to
Alex Lomaev

смысла

тут

аналоги

Не слыхал о таком. Если таковое имеет место быть, прошу поделица информацией. Честно говоря не понимаю для чего использовать "подделку" под FR если можно использовать настоящий материал? Так мы и делаем...

Reply to
Alex Lomaev

Действительно... А как? Никогда не задумывался...

Сливают?

Никуда не сливают... Так и оставляют в ванне установки. И ничего не засоряется ибо перед началом работы прогревается..

Море.

Точность температуры? В доке на установку- +/- 2 грд. Цельвина... Мы паяем в основном HP Sn63/Pb37.

Флюсом служит флюс... Например X32-10i, R41-01i, Hydro X/20... Последний- гавно полное. Паять можно как на воздухе, так и в энертной среде (чаще всего- азот). И называют это "нитроген солдеринг"... (так пишу дабы не вступать в лингвистический флейм)

А также как и при ручной пайке... Тока если реч идет о ширпотребе это нафиг не надо- при правильных режимах флюс почти польностью уничтожается при пайке.

Считаю нормальным 2% непропаев, 3%- критический уровень, 5%- останавливать производство, искать причину...

Бывает, но только в кошмарном сне. ;-)

А ебливо до чего! За то када все работает- песня!

Reply to
Alex Lomaev

Привет Alex!

Monday July 07 2003 20:52, Alex Lomaev wrote to Alexander Torres:

AL> From: "Alex Lomaev" snipped-for-privacy@udmnet.ru AL>

AL> Приходите.. Пофантазируем... За одно изучим пару-тройку девайсов не AL> прошедших спецпроверку ФАПСИ...

Да уж не сомневаюсь...

AL> А когда схлынет первое удивление от такого "открытия", расскажу как AL> оно должно умереть.

А ты расскажи, тогда и посмеемся...

Привет Alex!

Monday July 07 2003 20:52, Alex Lomaev wrote to Alex Volkov:

AL> Считаю нормальным 2% непропаев, 3%- критический уровень, 5%- AL> останавливать производство, искать причину...

О боже, ты хочешь сказать, что если у меня на плате 1000 точек пайки, то "нормально" это 20 непропаев?

И если этих плат делается, ну хотя-бы 100 в день - это надо потом руками две тысячи паек делать?????

AL> Бывает, но только в кошмарном сне. ;-) AL>

AL> А ебливо до чего! За то када все работает- песня!

^^^^^^^

за язычком последи, тут тебе не цех.

5-Jul-03 17:11 Alex Lomaev wrote to Oleksandr Redchuk:

> [...]

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

AL> Я имел ввиду именно словосочетание "трухоловый электролит", сказанное AL> по-русски, русским человеком для русской тусовки. Т.е. русским человеком для русской тусовки сказать "трухол" для "обозначения любого сквозного отверстия" -- так "является общепринятым", а "трухольный электролит" - так лексикон лоха?

А в чём разница? ВСЕ ТРИ варианта - общепринятое загрязнение русского кальками с английского в электронной тусовке (типичное явление в случае отставания собственной терминологии), но почему-то только один вариант признан замом главного технолога в качестве термина.

Во избежание отмазок типа "а я там сказал, что это в забугорной литературе": Надо или ВСЕ ТРИ варианта рассматривать в контексте забугорной литературы тогда все три несомненно общеприняты. Либо все три - в контексте "русской электронной тусовки", но тогда тоже все три скопом должны получить одинаковую характеристику -- либо "общепринятые термины", либо "широко распространённое загрязнение языка". А выделять из них какой-то один, а два других полить грязью.... Разве что как повод повыпендриваться.

AL> Прошу прощения у Дона Модера... Но так и подмывает выпендрица в AL> ответ... В ОТВЕТ???? Парторговский выверт, однако. Кто ПЕРВЫЙ начал тут махать должностью и характером места работы? Я только ответил в том же стиле, только темнить не стал.

Reply to
Oleksandr Redchuk

Привет "alex!

Monday July 07 2003 23:22, Oleksandr Redchuk wrote to "Alex Lomaev":

OR> В ОТВЕТ???? Парторговский выверт, однако. OR> Кто ПЕРВЫЙ начал тут махать должностью и характером места работы? OR> Я только ответил в том же стиле, только темнить не стал.

Кроме того, "выпендриваться" - очень не советую, тем более с интернетовским адресом, потому как гейт не умеет отключать выборочно от конференций, а только сразу от всего Фидо.

И меряться пиписьками вовсе незачем, (тем более что должность на государственном совдеповском предприятии - это антиреклама, нормальные люди на таких не работают давно).

Alexander Torres, Извините, не зам, не Главный, и вообще не технолог. R&D Project Leader, Metrolight div., Philips Lighting Electronics.

интернетовским

только

Ладно... Бань! (или как это у вас называется)... Кесарю- кесарево, Сресарю- слесарево (с)

люди на

Ну што тебе расказать? Чую определение "СовДеповский" должно звучать оскорблением. Не знаю... Не ощутил. Завод как завод. Сименс доволен, генералы довольны, народ (ну конечно за исключением люмпенов) сваливать и в мыслях не держит... Если это плохо, то я за дальнейшее ухудшение; если это "совок", то я за дальнейшее "покраснение совка".... Может быть народ и свалил с таких... Не знаю.. Я пришел на завод с зам директора одной конторы, связаной с изготовлением электроники методом размещения заказов на серийных предприятиях (жена со мной неделю не разговаривала). Производство, какое бы оно ни было многократно интереснее... Упс.. Убираю пиписку, а то вижу как Дон Торрес достает мачете...

Reply to
Alex Lomaev

Привет Sasha!

Monday July 07 2003 20:53, Sasha Shost wrote to Alexander Torres:

SS> Hello Alexander! SS>

SS> но при желании всех обладателей цифровых тьюнеров лишить спутникового тв SS> можно легко и быстро виндовые компы с инета похерить - тоже на раз :)

Hу вот когда похерят - тогда и будем это обсуждать. а пока что - это из области домыслов.

Ну естественно по циклам. Т.е. допускаю 2 из 100 плат отправлять на доработку после полны. Если еще точнее- это требование распространяется на оборонку и промышлено-технические изделия. Тут я требования зажал (но это отдельная история), а на гражданку и ширпотреб- как паяется так и паяется, темонтируется только отсутствие паек (ремонт почти нулевой).

Reply to
Alex Lomaev

Hello Alex!

10 Jul 03 04:04, you wrote to Alexander V. Lushnikov:

AV> Меня интересует ремонт

Тогда посмотри на крутые и дорогие "комбайны" для rework'а. PACE PRC-2000, например. Hе для того, чтобы купить его за безумные деньги - а чтобы увидеть агрегат, обеспечивающий все мыслимые виды "ремонтной" пайки, и изучить его функциональные возможности. Потом, сделав выводы из изученного и осмыслив, что из этого списка возможностей реально будет полезным в твоей работе, подберешь себе набор необходимых инструментов сам.

AV> и технология а-ля для мелкосерийного производства

А она от объема мелких серий и конструктивных особенностей твоих изделий зависеть будет. Может быть, выгоднее всего будет паять "врукопашную" - а может, приобрести трафаретный принтер для нанесения паяльной пасты на платы и небольшую зонную SMD-печку. Кроме этого, придется решать и другой вопрос, как "набивать" платы компонентами. При малых сериях - скорее всего, этим будет заниматься бригада теток-монтажниц с пинцетами...

AV> при какой температуре плавится (паяет) паяльная паста для пайки smd?

При той, при которой плавится входящий в ее состав порошок припоя. В связи с чем вопрос имеет смысл только в контексте обсуждения конкретной марки пасты (а на каждую конкретную марку производитель и так указывает рекомендованные режимы пайки).

AV> нужен ли ей флюс?

Hет, конечно. Паста - это суспензия порошкового припоя в вязком растворе флюса и прочих компонентов (стабилизирующих суспензию, нормализующих текучесть пасты и т.п.).

А вот что просто необходимо - так это точно выдерживать термопрофиль пайки при работе с ней. Укоротишь фазу сушки - получишь "газированную" от испаряющегося растворителя пайку, или даже разбрызгивание пасты. Уменьшишь время выдержки при температуре чуть меньшей, чем точка плавления припоя - не успеет нормально "отработать" флюс. Передержишь в фазе пайки - жидкий припой успеет растворить в себе некоторое количество меди с выводов и площадок, изменив свой химический состав и ухудшив свойства.

Скачай с

юзер-мануал на их настольную лабораторную SMD-печку. Там, среди всего прочего, достаточно неплохо разжеваны все фазы групповой пайки.

AV> удобнее ли ее использовать чем обычный трубчатый импортный припой?

Удобнее ли зубы одежной щеткой чистить, а одежду - зубной? ;-) Если уж ты применяешь пасту - значит, паяешь не контактным методом (паяльником), а групповыми бесконтактными (нагрев струей горячего воздуха, в конвекционной печке или инфракрасным излучением). То есть теми методами, для которых трубчатый припой никак не применишь. В то же время я не представляю, как паять набитую "трухолом" плату, если заменить припой на пасту...

А вот каким образом удобнее платы твоих изделий паять - отсюда не видно. Сам оценивай. В том числе и с экономической точки зрения, т.к. печки, принтеры, дозаторы, фены и прочее оборудование денег стоят, и отнюдь не самых малых.

WBR, P.S. aka Serge

Reply to
Serge Polubarjev

Пpивет тебе, Alex!

Дело было 10 июля 03, Alex Volkov и Alexander V. Lushnikov обсуждали тему "Разъясните чайникy".

> [...]

AV> удобнее ли ее использовать чем обычный тpубчатый AV> импоpтный пpипой? и да, и нет. В основном паста все же пpедназначена для автоматизиpованного массового монтажа. В некотоpых случаях она пpактически незаменима, в некотоpых - пpосто удобна. Hо вот сам пpоцесс ее нанесения... В сеpийном пpоизводстве-то она напечатывается как кpаска на плату - и это явно удобно, а вот в наколенных условиях каждый изголяется как может - спичкой натыкивают, чеpез иголку "колбаску" попеpек pяда доpожек кладут, выводы макают... Лично я пастой пpактически не пользуюсь - я даже БГА одно вpемя пpиловчился паять без пасты (пpавда, с большим шагом выводов).

- книги по электpонике и технологии.

Hello Alexander!

12 Jul 03 12:09, you wrote to Alex Volkov:

AL> пасты бывают pазные - есть AL> густые, есть жидкие. Пеpвые хоpоши для фоpмиpования шаpиков на BGA,

Для формирования шариков существуют либо одноразовые трафареты (которым по фигу вязкость пасты), либо "BGA reballing kit'ы" с заранее сформированными и уже облуженными шариками, запрессованными в картонный трафарет... Впрочем, при наличии соответствующей оснастки удается и с помощью многоразового трафарета на BGA-чипе качественные шарики пастой "напечатать".

AL> втоpые - для пайки SMD. Hа пpоизводстве, pазумеется, каждая паста AL> используется по назначению, а вот в кустаpных условиях может быть не AL> всегда возможным/удобным иметь набоp pазных паст. Тогда пpоще иметь AL> относительно густую, а пpи необходимости дополнительно поливать AL> флюсом. Вообще-то это непpавильно, но по бедности иногда пpиходится AL> извоpачиваться.

Вообще-то это "ни в борщ, ни в Красную Армию". Если у кого-то не хватает денег на лишний картридж (или шприц, в зависимости от объемов работ) пасты - ему давно пора уже в дворники уходить, все равно на производстве радиоаппаратуры он лишь еще глубже в долги влезет... Тем более, что в кустарных условиях паста с высокой текучестью все равно ни для чего не может пригодиться.

WBR, P.S. aka Serge

Reply to
Serge Polubarjev

Пpивет тебе, Serge!

Дело было 12 июля 03, Serge Polubarjev и Alex Volkov обсуждали тему "Разъясните чайникy".

Alexander V. Lushnikov, Sun Jul 13 2003 11:37, you wrote to Serge Polubarjev:

AVL> пpичем тут деньги? Вопpос наличия. AVL> Идешь в магазин, там лежит одноpазовый шпpиц, а на нем наклейка - AVL> "Паяльная паста". Какая - а хз, и пpодавец не знает. Выбоpа нету.

Идешь в пpодуктовый магазин, там лежит пакет, а на нем наклейка - "Еда". Самому не смешно?

With best wishes, Daniel.

Reply to
Daniel Kapanadze

что

Инфракрасной пайкой как бы уже не модно. Говорят, портит элементы, портит платы... Не знаю.. Паяю. Вреда не видел... Хотя, подсознательно ощущаю, што конвенкция правильнее. Но когдда встет вотпрос о приобретении печки "настольного" класса, склоняюсь к ИК, ибо конвенкционные печи такого "габарита" жутко примитивные и не стабильные.

У себя на предприятии применяю воздушный паяльник, только когда невменяемому заказчику не удается объяснить, что для 10 платок в месяц на пасте свет клином не сошолся.

Есть.

Соболезную..

узнал

Случается и такой изврат. В основном с СВЧ-платами, когда одна из сторон- сплошная металлизация-экран. В других случаях проще температурой, жалом паяльника поиграться.

Reply to
Alex Lomaev

хватает

"Паяльная

надо

пасты

Иногда мне за вас страшно. Прикинь ситуёвину... Ты приходишь в аптеку и просишь таблеток от головы... Тебе говорят: "Да вот, чё-то валяется в пыли без маркировки..." Ну не терять же время из-за пары таблеток!... Долгой вам и здоровой жизни!.. Качественных вам паек!

Reply to
Alex Lomaev

Здравствуйте все!

AL> Инфракрасной пайкой как бы уже не модно. Говорят, портит элементы, AL> портит платы... Hе знаю.. Паяю. Вреда не видел... Хотя, подсознательно AL> ощущаю, што конвенкция правильнее.

В смысле, конвекция? Имеется в виду воздуходувная пайка или конвекционная печь? Конвекция, по моему разумению, есть поднятие горячего, менее плотного воздуха вверх. Как на основе конвекции можно паять, ибо сторона пайки для нагрева конвекцией должна быть повернута вниз???

Почему она правильнее? Я так догадываюсь, не потому ли, что металлические ножки, обладая большей теплопроводностью активнее отбирают у воздушной струи тепло, и тем самым хорошо и быстро нагреваются, обеспечивая плавку припоя/пасты? В таком случае, вероятно, инфракрасная печка, по моему разумению, гораздо лучше греет как раз черные TQFP/SMD корпуса деталек, нежели чем их обладающие высокой отражательной способностью лапки/точки спайки? Кстати, вероятно что такая "обдувочная сверху" aka конвекционная печь должна еще и лучше рапределять температуру по плате.

AL> Hо когдда встет вотпрос о AL> приобретении печки "настольного" класса, склоняюсь к ИК, ибо AL> конвенкционные печи такого "габарита" жутко примитивные и не AL> стабильные.

А как же они устроены? Там есть ветилятор?

По моему первому фантазированию, :-) мне представлялось, что самым замечательным для пайки должно быть нечто вроде такого гриля для бутербродов (такой стальной шкафчик с раскаленной докрасна нагревательной змейкой). Только этот "гриль" aka инфракрасная печь должен иметь открытую нихромовые витые спирали на всей площади нагрева, сверху спиралей отражающий экран, и при пайке на плату подкладывать несколько термопар, чтобы контролировать температуру... А сейчас, я смотрю, мои фантазии рушатся :-) оказывается, что инфракрасная пайка гораздо хуже нежели чем существующие методы.. Жаль, я уже совсем было собрался пустить гриль на переделку...

AL> Случается и такой изврат. В основном с СВЧ-платами, когда одна из AL> сторон- сплошная металлизация-экран. В других случаях проще AL> температурой, жалом паяльника поиграться.

Hу, я думал, что как раз, так можно делать при пайке инфракрасной печкой.

Я вот не врубаюсь толком - паяться-то во всяких мудреных печках, паяется. Hо ведь, и микрушки же греются? Или они просто не успевают нагреваться? Или на них, попросту, на каждую кладут какую-нибудь медную пластинку aka маленький "термоаккумулятор-поглотитель"? Или наоборот, какой-нибудь теплоизолятор? Hо ведь, на SMD-электролиты ничего такого не положишь? А они перегреваясь, выходят из строя/меняют параметры...

В технологии SMD-пайки есть вообще такой прием, когда для оплавления припоя/пасты греют плату(снизу)?

До свидания.

Reply to
Alex Volkov