Пpошy помощи клyба.

Салют, Roman! You wrote to All on Mon, 18 Jun 2007 22:12:34 +0400:

RG> Сделал товаpищy pевеpсивный pегyлятоp для коллектоpного мотоpа для RG> pадиоyпpавляемой модели. Attiny15 измеpяет длительность импyльса от RG> pадиоyпpавления и ШИМит в нyжном напpавлении. Выходной каскад - четыpе RG> n-канальных 80-ампеpных полевика, дpайвеpы - IR2110 (pаздельное RG> yпpавление веpхним и нижним ключами и шотдаyн). Hа веpхние ключи RG> загоняю аппаpатный ШИМ (25кГЦ) с пpоца, нижними yпpавляю напpавлением + RG> они пеpекpестно соеденены с шотдаyнами (то есть сквозных токов не может RG> быть в пpинципе). Hагpyжено все это на паpy паpаллельно включенных RG> коллектоpных мотоpов (8,4в, ток ХХ 5А, ток затоpможенного pотоpа 70А, RG> тpи полюса). Пpоблема: гpеется "нижний" полевик отключенного в данный RG> момент плеча (то есть закpытый в данный момент). Гpеется достаточно RG> сильно и достаточно быстpо (полевики под повеpхностный монтаж, RG> pадиатоpов нет), пpичем наиболее интенсивный pазогpев в pайоне RG> "сpеднего положения" ШИМа. Чего пpовеpено: на затвоpе этого полевика в RG> этот момент иголки поpядка 5-10 мкВ (IMHO некpитично, но на всякий RG> слyчай вешал 100 ом на G-S), емкости паpаллельно щеткам и с щеток на RG> коpпyс мотоpов стоят. Гpешy на pазогpев обpатного диода в полевике RG> самоиндyкцией мотоpа - диод хоть и быстpый и мощный (80А, 34nS на RG> пеpеключение), но падение на нем большое относительно. RG> Интеpесyет веpность моего пpедположения и ваpианты pешения пpоблемы RG> (повесить pадиатоp не пpедлагать - до этого я и сам догадался и сделано RG> это бyдет в любом слyчае).

Все правильно предполагаешь. У тебя получается BUCK, и ток мотора при закрытом верхнем ключе замыкается через диод нижнего. А он, по идее, не должен открываться вообще. Навесить два диода Шоттки параллельно сток-истоку нижних транзисторов. И/или (лучше "и") принудительно их открывать, когда закрывается верхний (получается полумост).

С приветом из Новосибирска Самойленко Михаил aka Билли Бонс

Reply to
Mikhail Samoilenko

> [...]

С приветом из Новосибирска Самойленко Михаил aka Билли Бонс

Hello, Roman Gubaev! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to All on Mon, 18 Jun 2007 22:12:34

+0400:

RG> Сделал товаpищy pевеpсивный pегyлятоp для коллектоpного мотоpа для RG> pадиоyпpавляемой модели. Attiny15 измеpяет длительность импyльса от RG> pадиоyпpавления и ШИМит в нyжном напpавлении. Выходной каскад - RG> четыpе n-канальных 80-ампеpных полевика, дpайвеpы - IR2110

А сколько там питание моста, что ты 500вольтовый драйвер туда ставишь?

RG> Пpоблема: гpеется "нижний" полевик отключенного в данный момент RG> плеча (то есть закpытый в данный момент). Гpеется достаточно сильно RG> и достаточно быстpо (полевики под повеpхностный монтаж, pадиатоpов RG> нет), пpичем наиболее интенсивный pазогpев в pайоне "сpеднего RG> положения" ШИМа.

Зашунтируй транзисторы диодами Шоттки.

Hello, Mikhail! You wrote to Roman Gubaev on Tue, 19 Jun 2007 02:39:24 +0000 (UTC):

> [...]

При закрытом верхнем ключе двигатель замкнут через диод и открытый ключ. Навесив Шоттки, мы только перенесем источник тепла из ключа в двигатель. Радиоуправляемая модель питается от аккумулятора, тратить энергию на нагрев жалко. Правильней было бы все четыре ключа зашунтировать диодами Шоттки и управлять парами ключей - верхним и нижним.

Так открывай его, делов-то! То есть замени 2110 на какой-нибудь 2183 с соединёнными вместе 2 и 3 ножками, заодно и место сэкономишь.

Нет. Ток через двигатель течёт в любом случае, просто исходно он кроме двигателя греет ещё и диод.

Разве 2110 при 20 вольтах не работает?

IMHO, лучше всё-таки их открывать. На Шоттки милливольт 300-400 упадёт, как ни крути, а на транзисторе и меньше 100 бывает.

Hello, Valentin! You wrote to Alexander Hohryakov on Tue, 19 Jun 2007 07:38:30 +0000 (UTC):

??>> При закрытом верхнем ключе двигатель замкнут через диод и открытый ??>> ключ. Навесив Шоттки, мы только перенесем источник тепла из ключа в ??>> двигатель. VD> Нет. Ток через двигатель течёт в любом случае, просто исходно он кроме VD> двигателя греет ещё и диод.

Проблема не в самоиндукции двигателя, она невелика, а в том, что вращающийся коллекторный мотор работает генератором. Открыв оба нижних ключа, мы получим к.з. с торможением. Не открывать их надо, а закрывать оба. Тогда и диоды Шоттки, скорее всего, не понадобятся.

А это зависит от соотношения между частотой ШИМ и постоянной времени якорной обмотки. Естественно использовать режим непрерывного тока (то есть достаточно высокую частоту), хотя бы с целью снижения переменной составляющей тока в моторе/батарее.

Так никто и не предлагает открывать их на сотни миллисекунд.

Hello, Valentin! You wrote to Alexander Hohryakov on Tue, 19 Jun 2007 13:13:44 +0000 (UTC):

??>> Проблема не в самоиндукции двигателя, она невелика, а в том, что ??>> вращающийся коллекторный мотор работает генератором. VD> А это зависит от соотношения между частотой ШИМ и постоянной времени VD> якорной обмотки.

...Я просто не заметил "25кГц" в исходном письме...

Hello, Valentin Davydov! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Tue, 19 Jun 2007 07:38:31 +0000 (UTC):

VD> Разве 2110 при 20 вольтах не работает?

Работает, только зачем это делать? Для низковольного привода есть масса более подходящих решений.

VD> IMHO, лучше всё-таки их открывать. На Шоттки милливольт 300-400 VD> упадёт, как ни крути, а на транзисторе и меньше 100 бывает.

Одно другому не мешает.

Hello Alexander!

19 Jun 07 08:52, Alexander Hohryakov wrote to Mikhail Samoilenko:

AH> При закрытом верхнем ключе двигатель замкнут через диод и открытый AH> ключ. Hавесив Шоттки, мы только перенесем источник тепла из ключа в AH> двигатель. Радиоуправляемая модель питается от аккумулятора, тратить AH> энергию на нагрев жалко. Правильней было бы все четыре ключа AH> зашунтировать диодами Шоттки и управлять парами ключей - верхним и AH> нижним.

Вообще-то тот ток, который течет через нижний ключ, не просто греет движок. Он его вращает. Сначала мы вливаем порцайку энергии через верхний ключ, часть ее расходуется на вращение движка, часть накапливается в индуктивности обмотки. Теперь выключаем ключ, но ток в индуктивности обмотки мгновенно не прекращается, соответственно, он идет через диод нижнего ключа, магнитное поле этого тока продолжает вращать движок. А диод ни разу не Шоттки, поэтому на нем при том токе падает 1В или даже чуть больше, он, естественно, и греется. Лечение - действительно поставить Шоттки; Греться он тоже будет, но тут уже никуда не деться - отрывать второй нижний ключ нельзя.

А еще можно подумать на тему потерь на ВЧ в индуктивности движка и, если эти потери велики, то, может быть, добавить отдельную индуктивность...

Hello Alexander!

19 Jun 07 15:16, Alexander Hohryakov wrote to Valentin Davydov:

AH> Проблема не в самоиндукции двигателя, она невелика, а в том, что AH> вращающийся коллекторный мотор работает генератором. Открыв оба нижних AH> ключа, мы получим к.з. с торможением. Hе открывать их надо, а AH> закрывать оба. Тогда и диоды Шоттки, скорее всего, не понадобятся.

Тем не менее, греет диоды именно самоиндукция. И Шоттки таки поможет. А закрыв второй нижний ключ, ты получишь еще и нагрев верхнего ключа, опять же за счет падения на диоде.

Hello Alexander!

19 Jun 07 20:59, Alexander Hohryakov wrote to Alexander Zabairatsky:

AH> Я умудрился по невнимательности не заметить, что в исходном письме AH> указана частота, и почему-то считал, что она гораздо ниже, как в AH> симисторном регуляторе электродрели, например, или еще меньше.

AH> Отрывать или открывать? Если отрывать - понятно, если открывать - то AH> почему?

Открывать. Я тоже не обратил особого внимания на частоту, мне показалось, что время разряда индуктивности может оказаться меньше времени выключенного состояния, а ловить переполюсовку на хорошем низковольтном ключе, чтобы вовремя его разомкнуть - это еще то занятие... Hо при 25 кГц, конечно, нижний ключ можно держать замкнутым все время, пока верхний выключен. Впрочем, при тех же

25 кГц добротность индуктивности обмоток движка начинает вызывать сомнения.

А в чём проблема? При штатной работе от батарей каждые пару сотен микросекунд ток в очередной секции обмотки аж на противоположный меняется - и потери при этом существенно меньше омических потерь в обмотке. Можешь сам взять низковольтный коллекторный мотор и померять характеристики индуктивности его обмотки на высокой частоте.

Hello, Nick! You wrote to Alexander Hohryakov on Tue, 19 Jun 2007 23:45:00 +0400:

> [...]

Не получим: эдс двигателя никак не может быть больше эдс батареи, которая его и раскручивает. Разве что в режиме торможения двигателем при движении с горы, если это авто.