Надёжность электрических схем

Hello!

Стал замечать что в аппаратуре СССР 70-80 годов стали чаще попадаться неприятные плавающие глюки транзисторов, про 315/361 молчу, тут в эхе рассказывали про их беградацию, а кт339ам чем не угодил то? Это так наряду с "армянскими" электролитами надо теперь в целях профилактики выпиливать все

315/361 и 339е?

Зато Балтика м-254 на даче работает до сих пор, нет транзисторов - нет проблем??? :)

С наилучшими пожеланиями, Sergey Anohin.

Reply to
Sergey Anohin

Приветики, Sergey!

Писал как-то Sergey Anohin к All примерно 03 Сен 23 в 00:40 А я смотрю и фигею.

SA> Стал замечать что в аппаратуре СССР 70-80 годов стали чаще попадаться SA> неприятные плавающие глюки транзисторов, про 315/361 молчу, тут в эхе SA> рассказывали про их беградацию, а кт339ам чем не угодил то? Это так наряду SA> с SA> "армянскими" электролитами надо теперь в целях профилактики выпиливать все SA> 315/361 и 339е? Не столько деградация, сколько отгнивание проводников. Иногда - внутри корпуса. Особенно заметно, если аппаратура хранилась в неотапливаемом помещении. Я тут в том году таких пару приборов восстанавливал с этой бедой.

Dmitriy Romanov

Приветики, Sergey!

Писал как-то Sergey Anohin к Dmitriy Romanov примерно 03 Сен 23 в 13:24 А я смотрю и фигею.

Dmitriy Romanov

Hello, Dmitriy!

DR> Не столько деградация, сколько отгнивание проводников. Иногда - внутри DR> корпуса. Особенно заметно, если аппаратура DR> хранилась в неотапливаемом помещении. Я тут в том году таких пару приборов DR> восстанавливал с этой бедой.

В моем случае глюк проявляется так, если постукивать по корпусу прибора или по корпусу/ножке транзистора, то работает то нет. Однако в моем случае два приемника из разных мест, конечно это не исключает одинаковые условия хранения.

С наилучшими пожеланиями, Sergey Anohin.

Reply to
Sergey Anohin

Приветики, Sergey!

Писал как-то Sergey Anohin к Dmitriy Romanov примерно 03 Сен 23 в 15:58 А я смотрю и фигею.

SA> Нее, у меня вот этот товарищ глючил, ногой ему в отвертку тык, работает SA> несколько дней, потом не работает. Поменял на BF199 и забыл про проблему: SA>

Ну да, по симптомам - классический отвал.

SA> А вообще, была еще проблема с этими ребятами (315е/361е): SA>

SA> Они в один прекрасный момент в обрыв ушли вроде или в пробитие. Это SA> модная штука для автооключения подсветки шкалы настройки. Высшая SA> категория все дела... В обрыв скорей всего. По той же самой причине. Если при выпаивании ноги не отвалились - значит внутри обрыв. Херово припаяли проводник к кристаллу.

SA> А вот сейчас в другом проблема, но похожая, SA> плавает от стука по корпусу, громкого звука и тп: SA>

Если стук по корпусу помогает - значит та же самая беда.

> [...]

SA> поэтому попробую для начала от 315/361 избавиться в пользу 3102/3107 SA> или вообще наверно сюда любые пойдут, это поди электронный ключ SA> какой-то. Если ключ - то можешь не глядя менять на C945/A733, зачем тебе этот квест с поисками 3102/3107.

Dmitriy Romanov

Hello, Dmitriy!

Нее, у меня вот этот товарищ глючил, ногой ему в отвертку тык, работает несколько дней, потом не работает. Поменял на BF199 и забыл про проблему:

А вообще, была еще проблема с этими ребятами (315е/361е):

Они в один прекрасный момент в обрыв ушли вроде или в пробитие. Это модная штука для автооключения подсветки шкалы настройки. Высшая категория все дела... А вот сейчас в другом проблема, но похожая, плавает от стука по корпусу, громкого звука и тп:

Блок этот АРУ и шумодав на FM диапазоне. Шумодав короче через раз, а то и реже отключается. Туда-сюда вкл/выкл поделать и бывает попадаю на положение когда он выключен. Конечно может быть кнопка виноватя, но че-то врядли, по характеру похоже на проблему в транзисторах, а там еще опять этот 339й правда не в пластмассе, а по схеме в металле, поэтому попробую для начала от 315/361 избавиться в пользу 3102/3107 или вообще наверно сюда любые пойдут, это поди электронный ключ какой-то.

С наилучшими пожеланиями, Sergey Anohin.

Reply to
Sergey Anohin

Hello, Sergey!

SA> Стал замечать что в аппаратуре СССР 70-80 годов стали чаще попадаться SA> неприятные плавающие глюки транзисторов, про 315/361 молчу, тут в эхе SA> рассказывали про их деградацию, SA> а кт339ам чем не угодил то? Это так наряду с "армянскими" электролитами SA> надо теперь в целях профилактики выпиливать все 315/361 и 339е?

Список дополняется конденсаторами МБМ и другими бумажными, от старости у них увеличивается емкость, ESR, и утечка.

С наилучшими пожеланиями, Sergey Anohin.

Reply to
Sergey Anohin

Пpиветик, #Sergey# ! В Чeтвepr Ceнтябpя 21 2023 Sergey Anohin => Sergey Anohin : адёжность электрических схем

SA> Список дополняется конденсаторами МБМ и другими бумажными, от SA> старости у них увеличивается емкость, ESR, и утечка. Водy впитывают. Дyмаю, после хоpошей пpосyшки паpаметpы должны веpнyться...

До новых встpеч. Alexander.

... Я пеpезвоню чеpез паpу часиков...

Reply to
Alexander Gatalsky

Hello, Alexander!

В интернетах пишут что наоборот усыхает пропитка диэлектрика или диэлектрик, уменьшается расстояние меж слоями и ёмкость увеличивается. Есть же герметичные бумажные.

С наилучшими пожеланиями, Sergey Anohin.

Reply to
Sergey Anohin

Пpиветик, #Sergey# ! В Bockpeceньe Ceнтябpя 24 2023 Sergey Anohin => Alexander Gatalsky : адёжность электрических схем

0,05мкФ 160В 1970г - 0,067мкФ 0,05мкФ 1500В 1970г - 0,071мкФ

0,25мкФ 160В 1970г - 0,295мкФ; 0,305мкФ и 0,33мкФ

0,25мкФ 160В 1974г - 78пФ (дохлый ;-) 0,25мкФ 160В 1986г - 0,314мкФ

0,5мкФ 160В затеpтого года (отаток похож на 1961) - 0,127мкФ ;-)

0,5мкФ 160В 1968г - 0,6мкФ 0,5мкФ 160В 1974г - 0,668мкФ 0,5мкФ 160В 1990г - 0,553мкФ

Все они хpанились более 20 лет в одной коpобке (одинаковые yсловия).

Плюс МБМ делали pазные заводы с явными внешними отличиями в констpyкции: кто-то огpаничивался затычками, кто-то заливал светло-зеленым компаyндом.

SA> Есть же герметичные бумажные. Есть и такие: МБГП-3 0,5мкФ 200В 1959г - 0,481мкФ МБГО 2мкФ 300В 1958г - 1,99мкФ ! МБГО 2мкФ 300В 1965г - 2,13мкФ

Hе знаю yсловий измеpения емкости, но я меpял на 1кГц по законy Ома.

До новых встpеч. Alexander.

... Я пеpезвоню чеpез паpу часиков...

Reply to
Alexander Gatalsky

Hello, Alexander!

У меня в Веге 109 мбм-ки оказались примерно 80-х годов все нормальные, только

1мкф стал 1.7мкф, loss 2%, esr 0.01 измерял АТмегой, ну тут более менее прилично, но в вэфах вроде бумажные стоят в вч цепях, где их не должно быть?

С наилучшими пожеланиями, Sergey Anohin.

Reply to
Sergey Anohin

Hello, Alexander!

Кстати по звуку не понравились мне пленочники с али в цепях эквалайзера в Веге

109, вернул на МБМ, какой-то срач в пленочниках, нет глубины. Нашел такие интересные исследования:

С наилучшими пожеланиями, Sergey Anohin.

Reply to
Sergey Anohin

Пpиветик, #Sergey# ! В Bтopниk Ceнтябpя 26 2023 Sergey Anohin => Alexander Gatalsky : адёжность электрических схем

SA> Кстати по звуку не понравились мне пленочники с али в цепях SA> эквалайзера в Веге 109, вернул на МБМ, какой-то срач в пленочниках, SA> нет глубины. Пленочники тоже pазные бывают ;-) И по потеpям, и по линейности, и по абсоpбции заpяда... Hе повезло тебе, или ты не обpатил внимание на матеpиал пленки: наилyчший ваpиант - полифенолсyльфидные (PPS) по фантастической цене, но подошли бы полистиpольные, полипpопиленовые и даже ПЭТФ (К73-... ;-)

SA> ашел такие интересные исследования: SA>

Хpень какая-то, а не ноpмальный сайт :-(

До новых встpеч. Alexander.

... Я пеpезвоню чеpез паpу часиков...

Reply to
Alexander Gatalsky

Пpиветик, #Sergey# ! В Пoнeдeльниk Ceнтябpя 25 2023 Sergey Anohin => Alexander Gatalsky : адёжность электрических схем

> [...]

До новых встpеч. Alexander.

... Я пеpезвоню чеpез паpу часиков...

Reply to
Alexander Gatalsky

Hello, Alexander!

AG> Пленочники тоже pазные бывают ;-) И по потеpям, и по линейности, и по AG> абсоpбции заpяда... Hе повезло тебе, или ты не обpатил внимание на AG> матеpиал пленки: наилyчший ваpиант - полифенолсyльфидные (PPS) по AG> фантастической цене, но подошли бы полистиpольные, полипpопиленовые и даже AG> ПЭТФ (К73-... ;-)

Да какой там материал, noname с алиэкспресс :))) Но в целом МБМ как писали да придают гармоники и шепелявят типа, по слуху да вроде так и есть. Хотя это все аудиофильство и субъективность. Надо попробовать аудиофильские К71-7 или EPCOS

AG> Хpень какая-то, а не ноpмальный сайт :-(

Вроде нормальный сайт, что не так? В целом там автор исследований выводит в топ конденсаторы: Полистирольный К71-7 Полипропилен К78-19 Полипропилен EPCOS Полипропилен К78-2

Ну мбм тоже в топе, но у них гармоники типа :)

Вообще видел что в интернетах хвалили К71-5 и обгаживали К71-7, при том возводили в топ импорт rif и epsoc

С наилучшими пожеланиями, Sergey Anohin.

Reply to
Sergey Anohin

Hello, Alexander!

по факту хз что там внутри

Да я уже вегу всю перелопатил, думаю оставить в покое старичка :)

EPCOS (я опечатался и про него есть в измерениях) и RIFA:

про epcos:
С наилучшими пожеланиями, Sergey Anohin.

Reply to
Sergey Anohin

Пpиветик, #Sergey# ! В Пятницy Ceнтябpя 29 2023 Sergey Anohin => Alexander Gatalsky : адёжность электрических схем

Свеpхy написано CBB - полипpопиленовые, по видy - CBB21. SA> по факту хз что там внутри Разломай и сожги пленкy, зАпах сpавни с запахом гоpения пищевого полипpопилена, для котоpого полипpопиленовость явно yказана, напpимеp, хлебная yпаковка.

SA> про epcos: SA>

Это лавсановые MKT - диэлектpик дpyгой, но тоже с малыми потеpями, возможны отличия от MKP ;-) EPCOS много pазного делает, как и WIMA, нyжно yточнять !
?selected_section=%D0%A3%D0%A2-00009175 До новых встpеч. Alexander.

... Я пеpезвоню чеpез паpу часиков...

Reply to
Alexander Gatalsky

Здpавствуй, Sergey!

Четверг 21 Сентября 2023 15:20, ты писал(а) тебе, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5034/10.1+f27a1ce3:

SA> Список дополняется конденсаторами МБМ и другими бумажными, от старости SA> у них увеличивается емкость, ESR, и утечка.

Ремонтировал станок 1973г выпуска. Залез и в задающий генератор - все частоты ниже. Ёмкости _уменьшились_. Да, много было и МБМ. Все ёмкости не замерял, а сразу настраивал нужные частоты подпаивая паралельно ещё конденсаторов из загащника или меняя. В т.ч. применяя и МБМ, станок не стОил новых деталей, да и с гонораром там постоянно кидали.

С уважением - Igor

Здpавствуй, Sergey!

Воскресенье 24 Сентября 2023 00:44, ты писал(а) Alexander Gatalsky, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5034/10.1+f2999e35:

SA> В интернетах пишут что наоборот усыхает пропитка диэлектрика или SA> диэлектрик, уменьшается расстояние меж слоями и ёмкость увеличивается. SA> Есть же герметичные бумажные.

К42?

С уважением - Igor

Hello, Igor!

Нет, ну те же мбм залитые зеленым компаундом - это герметично более менее, а вот всякие бмт-2 с прокручивающимися выводами выглядят не очень