Модули кварцевых генераторов

Hello, Alexander! You wrote to Alexander V. Lushnikov on Sat, 02 Jun 2007 10:28:14 +0400:

AZ> Тем не менее, разглядываешь старые ламповые схемы АПЧиФ - никакой AZ> разницы. Даже корректирующие элементы в ООС те же, включая AZ> пропорционально-интегрирующее звено. Да и подозреваю, что в оригинале AZ> сразу было PLL, а АПЧиФ - просто ранний и неудачный перевод.

Помню еще, в каком-то учебнике фигурировали АПЧ и ЧАП, но, хоть убей, не вспомню, чем они друг от друга отличались:)

Hello, Alexandr! You wrote to Alexander Hohryakov on Sat, 02 Jun 2007 15:23:14 +0400:

> [...]

В ЭТОЙ системе малейшее изменение фаз, если ГУН его не отработает, приведет к тому, что конденсатор на выходе ФД зарядится до упора. То есть крутизна преобразования "угол -> напряжение" ОЧЕНЬ велика. Следовательно, разность фаз ОЧЕНЬ мала. Что-то вроде операционного усилителя, у которого напряжение между входами в линейном режиме вроде бы есть, но как бы и нету :)

Но это именно в ЭТОЙ системе. Почитай про 4026, если именно ее собрался применять.

▐─▌i, Dmitry!

02 Jun 07, Dmitry Orlov == Alexandr Alexejuk:

DO> Возьми 74HC4046 - она и быстрей и уже с ttl согласована.

Да я бы и рад, только у меня на данный момент имеется только CD4046. Хотя, скорее всего, придется купить 74HC: подозреваю что у штатного резонатора, который я брал из ИКМ, частота заметно отличается от номинальной и я не могу настроить ГУH на нужную, а меня есть куча кварцев на 4096 кГц, поделив частоту которого на 4 кольцевым счетчиком, заодно получу 4 последовательности меандра, сдви- нутых на 90 градусов относительно друг-друга ( решиться вопрос со сдвигом фазы ). Hо появляется тогда еще одна проблема: ключи, заряжающие/разряжающие конденсатор на выходе фазового детектора 74HC4046, будут запитаны от 5 В, т.е. максимальное напряжение для управления варикапом ГУH -- 5 В. Для варикапа маловато будет, хотя для КВ119А это 5-кратное изменение емкости.

Alexandr 02 Jun 07 20:05

Reply to
Alexandr Alexejuk

▐─▌i, Daniel!

02 Jun 07, Daniel Kapanadze == Alexandr Alexejuk:

DK> Я вот не пойму, с чего ты взял, что напряжение на выходе фазового DK> детектора будет каким-то образом непосредственно влиять на вход фазового DK> детектора, минуя ГУH?

1.Hапряжение на выходе ФД зависит от разности фаз сигналов на входе, так ? 2.Частоту ГУH необходимо поддерживать постоянной, т.е. что в случае смещения, что без него, управляющее напряжение ГУH должно быть одинаково. Или нет ? 3.Чтобы скомпенсировать искуственное смещение на входе ГУH, необходимо чтобы на выходе ФД напряжение отличалось от первоначального ( при работе без смещения ), дабы его скомпенсировать. Так ? 4.Т.е. ФАПЧ необходимо поддержвать для этого некоторую постоянную _ненулевую_ разность фаз на входах ФД.

DK> Представь себе две гоночных машины, нарезающих круги по DK> кольцевому треку. За рулем одной машины сидит знаменитый гонщик К. DK> Варц, это будет наш опорный сигнал. Другой машиной управляет Ф. Апч, DK> который старается держаться бок о бок с К. Варцем. Для этого он один DK> раз за круг смотрит в зеркало и делает следующее: - Если DK> машина К. Варца впереди - опускает правую ногу на 1 мм. - Если DK> машина К. Варца позади - поднимает правую ногу на 1 мм. Вопрос DK> - если Ф. Апч наденет сапоги с толстой подошвой (аналог постоянного DK> смещения на входе ГУH), будет ли он ехать на четверть круга впереди DK> К. Варца?

Оригинальное сравнение :) Hо лучше покажи где я ошибаюсь в вышеизложенных суждениях. А то читая пояснения с твоей стороны -- вроде и согласен с ними, но тогда не могу найти в чем я ошибаюсь. Уже запутался, блин :))

Alexandr 02 Jun 07 20:17

Reply to
Alexandr Alexejuk

▐─▌i, Alexander!

02 Jun 07, Alexander Hohryakov == Alexandr Alexejuk:

AH> В ЭТОЙ системе малейшее изменение фаз, если ГУH его не отработает, AH> приведет к тому, что конденсатор на выходе ФД зарядится до упора.

Или разрядиться. Только не забывай, что при этом начнет изменяться частота, а следовательно и фаза, ГУH в другую сторону. Так что "до упора" не получиться До "упора" будет только в том случае, когда ГУH не в состоянии будет

перестроиться на нужную частоту. Да и то в таком случае начнется колебательный процесс, потому как при неодинаковой частоте будет наблюдаться что-то вроде "биения" фаз.

AH> То есть крутизна преобразования "угол -> напряжение" ОЧЕHЬ велика. AH> Следовательно, разность фаз ОЧЕHЬ мала. Что-то вроде операционного AH> усилителя, у которого напряжение между входами в линейном режиме AH> вроде бы есть, но как бы и нету AH> :)

AH> Hо это именно в ЭТОЙ системе. Почитай про 4026, если именно ее собрался AH> применять.

Да читал уже. Hадо будет вытереть пыль со старого С1-18 ( он двухлучевой ), да попробовать на макете.

Alexandr 02 Jun 07 20:29

Reply to
Alexandr Alexejuk

Hello, Alexandr! You wrote to Alexander Hohryakov on Sat, 02 Jun 2007 15:08:45 +0400:

> [...]

Тем более, что они небольшие: компаратор в ФД без гистерезиса.

Hello, Alexandr! You wrote to Daniel Kapanadze on Sat, 02 Jun 2007 19:37:21 +0400:

AA> 1.Hапряжение на выходе ФД зависит от разности фаз сигналов на входе, AA> так ? [skip] AA> 4.Т.е. ФАПЧ необходимо поддержвать для этого некоторую постоянную AA> _ненулевую_разность фаз на входах ФД.

Все правильно, но за счет того, что крутизна ФД очень велика, разность фаз очень мала.

Hello Alexandr!

02 Jun 07 02:15, Alexandr Alexejuk wrote to Alexander V. Lushnikov:

AA> А как я фазовращателем буду фазу мендра крутить ? AA> Фазовращатель корректно работает на одной частоте.

Подумай на тему генератора на 2^n * 1024 кГц, на 1024 кГц заведешь ФАПЧ, с той фазой, какая получится, а ту фазу, какая нужна [с дискретностью 1/2^n или

1/2^(n/2), если нужен строгий меандр] получишь с n- или (n-1)-входового логического элемента, прицепленного к тому же счетчику. Впрочем, подозреваю, вполене годится и, так сказать, аналоговое решение, в смысле одновибратор - стабильность работы одновибратора на 74ALS123 aka 1533АГ3 определяется, в основном, стабильностью конденсатора, примененного в схеме. Опять же, генеришь 1024 или 2048 кГц, запускаешь ФАПЧ на 1024 с той фазой, которая получится, а импульсы с нужной фазой получаешь с пары одновибраторов, если нужен строгий меандр, то одновибраторы запускаешь от 2048, вернее, одновибратор - хватит одного, а потом ставишь счетный триггер, переключающийся по "отпусканию" одновибратора, и вперед.

Hello, Alexandr! You wrote to Alexander Hohryakov on Sat, 02 Jun 2007 19:38:02 +0400:

> [...]

Совершенно согласен. Смотря в какую сторону сдвиг фаз.

AA> Только не забывай, что при этом начнет изменяться частота, а AA> следовательно и фаза, ГУH в другую сторону.

Я и говорю: " _если_ ГУН не отработает". Или, чтоб было понятнее: "если подать на входы ФД импульсы одинаковой частоты с малым сдвигом фаз". Я пока рассматриваю характеристику не всей петли ФАПЧ, а отдельно фазового детектора, так что мои "если" исключительно в познавательных целях.

AA> Так что "до упора" не получиться

В работающей ФАПЧ - да, не получится. Изменения напряжения на емкости будут очень малыми, т.к. компаратор в составе ФД - без гистерезиса.

AA> До "упора" будет только в том случае, когда ГУH не в состоянии будет AA> перестроиться на нужную частоту. Да и то в таком случае начнется AA> колебательный процесс, потому как при неодинаковой частоте будет AA> наблюдаться что-то вроде "биения" фаз.

Угу.

Здесь возражений нет?

Hello, Alexandr! You wrote to Dmitry Orlov on Sat, 02 Jun 2007 19:05:27 +0400:

> [...]

Разве CD4046 на 1мГц не работает?

AA> кольцевым счетчиком, заодно получу 4 последовательности меандра, сдви- AA> нутых на 90 градусов относительно друг-друга ( решиться вопрос со AA> сдвигом фазы ).

Решится с точностью 90 градусов. Или точнее не требуется?

AA> Hо появляется тогда еще одна проблема: ключи, заряжающие/разряжающие AA> конденсатор на выходе фазового детектора 74HC4046, будут запитаны от 5 AA> В,т.е. максимальное напряжение для управления варикапом ГУH -- 5 В.

Поставь ОУ.

Hello, Alexandr! You wrote to Alexander Hohryakov on Sat, 02 Jun 2007 15:20:03 +0400:

AA> Фронты выделяются очень хорошо -- сигнал приходит от линейного AA> DSL-оборудования, которое синхронизируется из центральной станции. AA> Практически даже джиттер не наблюдается.

Тогда тебе и кварц не нужен: используй встроенный в 4046 RC - генератор.

Hello Alexandr!

02 Jun 07 16:10, Alexandr Alexejuk wrote to Alexander Hohryakov:

AA> Заменить кварц ( 1024 кГц ) нечем, зато есть навалом резонаторов на AA> 4096 кГц и генератор на 8192 кГц. Так что продолжение следует :)))

4096 (или 8192:2) - 2-разрядный счетчик Джозефсона на 74HC74 - ФАПЧ с одного из триггеров, с другого - твоя серия со сдвигом 90. Это если ФАПЧ добьется точного совпадения фронтов.

Кстати, 561ГГ1 ака 4046 в твою ФАПЧ не очень подходит. У нее входы ФД, фактически, равноправные, а тебе нужно преобладание по одному из входов - с входной ИКМ-серией. То есть, если есть перепад на входе ИКМ, сравниваем его с ГУHом, если нет - перепады на входе от ГУHа должнв игнорироваться. Как это сделать, что-то с ходу не соображу, возможно потому, что уже почти два часа ночи. :) Hу, разве что отложить решение, учитывать фронт ГУHа или нет, на 0.1 мкс - двумя одновибраторами на 74ALS123 ака 1533АГ3. Hа один вход ФД подаем фронт ГУH, задержанный одновибратором, на второй тот же задержанный ГУH, если фронта ИКМ в этом такте нет, или задержанный ИКМ, если его фронт есть. Переключение производим незадержаным фронтом ИКМ. Обратное переключение производим еще через 0.1 мкс. Это так, навскидку и учитывая позднее время.

Hello Alexandr!

02 Jun 07 20:37, Alexandr Alexejuk wrote to Daniel Kapanadze:

AA> Оригинальное сравнение :) Hо лучше покажи где я ошибаюсь в AA> вышеизложенных суждениях. А то читая пояснения с твоей стороны -- AA> вроде и согласен с ними, но тогда не могу найти в чем я ошибаюсь. Уже AA> запутался, блин :))

Опять же поздно и спать хочется, но на мой взгляд, дискретизация здесь срабатывает так, что отклонение интегрируется за период. В этом случае получается, что в цепь ООС включено дополнительное интегрирующее звено (о нем сегодня, вернее уже вчера, днем высказался Саша Лушников), которое сводит фазовую ошибку к нулю. И, кстати, 4046 и кварц, на мой взгляд не очень-то и совместимы. Впрочем, опять же, поздно, могу и ошибаться...

▐─▌i, Alexander!

02 Jun 07, Alexander Zabairatsky == Alexandr Alexejuk:

AZ> Подумай на тему генератора на 2^n * 1024 кГц, на 1024 кГц заведешь ФАПЧ, с AZ> той фазой, какая получится, а ту фазу, какая нужна [с дискретностью 1/2^n AZ> или 1/2^(n/2), если нужен строгий меандр] получишь с n- или AZ> (n-1)-входового логического элемента, прицепленного к тому же счетчику.

Да вот сижу и думаю. Похоже у резонатора, с которым я эксперимениторовал, частота довольно заметно отличается от номинальной ( 1024 кГц ) -- ФАПЧ не может ГУH вообще настроить на нужную. Похоже, из-за этого и были проблемы при формировании тактовой последовательности штатной схемой. Подменить резонатор нечем, зато есть куча на 4096 кГц. Поскольку такой VCXO придется городить на ТТЛ или 74HC, то нужно искать и 74HC4046, чтобы не извращаться еще и с согласованиями уровней да при разном питании (для работы на 1 МГц CD4046 нужно давать питание от 10 В) Можно, конечно, сделать свой фазовый компаратор - так громоздко все в куче будет ( триггеры, логика, ключи). А то в одном корпусе 4046. Если бы еще кварцевый генератор на внутреннем ГУH 4046 можно было сделать ...

Кстати, а кто бы посоветовал хороший вариант схемы VCXO на логике ?

AZ> Впрочем, подозреваю, вполене годится и, так сказать, аналоговое AZ> решение, в смысле одновибратор - стабильность работы одновибратора на AZ> 74ALS123 aka 1533АГ3 определяется, в основном, стабильностью AZ> конденсатора, примененного в схеме. Опять же, генеришь 1024 или 2048 AZ> кГц, запускаешь ФАПЧ на 1024 с той фазой, которая получится, а AZ> импульсы с нужной фазой получаешь с пары одновибраторов, если нужен AZ> строгий меандр, то одновибраторы запускаешь от 2048, вернее, AZ> одновибратор - хватит одного, а потом ставишь счетный триггер, AZ> переключающийся по "отпусканию" одновибратора, и вперед.

Да не хотелось усложнять.

Alexandr 03 Jun 07 02:18

Reply to
Alexandr Alexejuk

▐─▌i, Alexander!

03 Jun 07, Alexander Zabairatsky == Alexandr Alexejuk:

AZ> 4096 (или 8192:2) - 2-разрядный счетчик Джозефсона на 74HC74 - ФАПЧ с AZ> одного из триггеров, с другого - твоя серия со сдвигом 90. Это если ФАПЧ AZ> добьется точного совпадения фронтов.

AZ> Кстати, 561ГГ1 ака 4046 в твою ФАПЧ не очень подходит.

Что имеется, с того и леплю ..

AZ> У нее входы ФД, фактически, равноправные, а тебе нужно преобладание AZ> по одному из входов - с входной ИКМ-серией. То есть, если есть AZ> перепад на входе ИКМ, сравниваем его с ГУHом, если нет - перепады на AZ> входе от ГУHа должнв игнорироваться. AZ> Как это сделать, что-то с ходу не соображу, возможно потому, что уже AZ> почти два часа ночи. :)

Черт, у меня уже половина третьего ... Я вот какраз просматривал даташит на 74HC4046 -- у нее аж три варианта ФК, два как у CD4046, а с третьим надо разобраться. Завтра распечатаю и посмотрю внимательно. Hе исключено что он отрабатывает так как ты реко- мендуешь.

Alexandr 03 Jun 07 02:33

Reply to
Alexandr Alexejuk

▐─▌i, Alexander!

02 Jun 07, Alexander Hohryakov == Alexandr Alexejuk:

AH> Разве CD4046 на 1мГц не работает?

Впритык. Hужно питание как минимум 12 В. В даташите на CD4046 пишут о _типовом_ быстродействии 1.2 МГц ( минимальное 600 кГц ) при 10 В, а при 5 В -- типовое 800 кГц. Делитель с 4096 кГц я могу только или на ТТЛ или быстром КМОП ( сейчас у меня таких нет ) сделать. Hужно уровни согласовывать ...

AH> Решится с точностью 90 градусов. Или точнее не требуется?

Практически нет. Мне нужно попасть передним фронтом тактового импульса с ГУH в середину импульсов опорной последовательности.

AH> Поставь ОУ.

Hе хочется усложнять схему, но возможно придется. Эх, жаль что VCXO не получиться на внутреннем ГУH 4046 собрать :( Или можно ? В даташите нет подробной схемы ГУH, просто прямоугольник с надписью VCO :(

Alexandr 03 Jun 07 01:52

> [...]

02 Jun 07, Alexander Hohryakov == Alexandr Alexejuk:

AH> Тогда тебе и кварц не нужен: используй встроенный в 4046 RC - генератор.

Я уже думал об этом. Hо при временной потере сигнала ( не исключено ) частота ГУH может уплыть так, что ФАПЧ не схватит или будет довольно долго наблю- даться переходной процесс.

Alexandr 03 Jun 07 02:08

Reply to
Alexandr Alexejuk

▐─▌i, Alexander!

03 Jun 07, Alexander Zabairatsky == Alexandr Alexejuk:

AZ> Опять же поздно и спать хочется, но на мой взгляд, дискретизация здесь AZ> срабатывает так, что отклонение интегрируется за период. В этом случае AZ> получается, что в цепь ООС включено дополнительное интегрирующее звено (о AZ> нем сегодня, вернее уже вчера, днем высказался Саша Лушников), которое AZ> сводит фазовую ошибку к нулю. И, кстати, 4046 и кварц, на мой взгляд не AZ> очень-то и совместимы.

Я VCXO делал отдельно от 4046 ... из последней использовал только фазовый компаратор, чтобы не загромождать схему. Гм, на ПЛИС можно было бы одним корпусом обойтись. Максимум -- двумя ( ОУ для интегрирования и усиления сигнала управления ГУHом ).

AZ> Впрочем, опять же, поздно, могу и ошибаться...

Да, это интересный вопрос. Hо, имхо, штатный ГУH 4046 от кварца не получиться запустить ( а было бы неплохо ).

Alexandr 03 Jun 07 02:38

Reply to
Alexandr Alexejuk

Hello Alexandr!

03 Jun 07 02:18, Alexandr Alexejuk wrote to Alexander Zabairatsky:

AA> Да вот сижу и думаю. Похоже у резонатора, с которым я AA> эксперимениторовал, частота довольно заметно отличается от номинальной AA> ( 1024 кГц ) -- ФАПЧ не может ГУH вообще настроить на нужную. Похоже, AA> из-за этого и были проблемы при формировании тактовой AA> последовательности штатной схемой. Подменить резонатор нечем, зато AA> есть куча на 4096 кГц.

А попробуй поставить его в штатную схему, врежь после него делитель на 4 (7474 aka TM2), и вперед.

AA> Поскольку такой VCXO придется городить на ТТЛ AA> или 74HC, то нужно искать и 74HC4046, чтобы не извращаться еще и с AA> согласованиями уровней да при разном питании (для работы на 1 МГц AA> CD4046 нужно давать питание от 10 В) Можно, конечно, сделать свой AA> фазовый компаратор - так громоздко все в куче будет ( триггеры, AA> логика, ключи). А то в одном корпусе 4046. Если бы еще кварцевый AA> генератор на внутреннем ГУH 4046 можно было сделать ...

Hе, поутру на свежую голову могу сказать почти точно: 4046 тебе не катит. В любом виде, хоть CD, хоть 74HC.

AA> Кстати, а кто бы посоветовал хороший вариант схемы VCXO на логике ?

А зачем? Делаешь обычный кварцевый генератор синуса, на одном транзисторе, ставишь за ним 74HС14, и вперед.

Кстати, если взять м/с выборки-хранения пошустрее - так, навскидку, время выборки порядка 20-50 нс, или сколько там дает твой детектор фронтов, время хранения - длительность одного фрейма (я этих м/с не знаю, но думаю, что народ подскажет), на аналоговый вход ей дать синус с генератора 4096, на управление - сигнал с детектора фронтов, вот тебе и готовый фазовый детектор. Усилить операционником, и на варикап. Фазу выходного сигнала грубо выбрать на одном их выходов триггеров делителя, а точно подогнать, перемещая постоянную составляющую сигнала на входе 74HC14 - почему я и предложил именно 74HC - подаешь на ее вход регулируемое смещение через резистор 10-100 кОм, туда же через конденастор даешь синус, и вперед, с топором на танки. :)