Головоломка с вентилятором

Привет All!

В общем есть мысль. Hадо сделать девайс, который раз в период (к примеру час) включает исполнительное устройство, питающееся от 220в (в частности - вентилятор, нагрузка небольшая), на некоторое время (пусть 1 минута). Очень желательно обойтись подключением (в том числе и для питания) только к клеммам выключателя.

Идея примерно такая: диодный мост, конденсатор, зарядная цепочка

-диод+резистор, разрядная цепочка - диод+резистор, с кондера стабилитрон (или неонка) и резистор - на управляющий тиристора, который все это замыкает.

При выключенной нагрузке кондер заряжается, пока не достигнет определенного уровня. В этот момент тиристор открывается, закорачивает вход, кондер разряжается.

Кто что думает, какие грабли могут ждать? Попробую накидать схемку для наглядности.

Dmitriy Romanov

Hello Dmitriy!

DR> Кто что думает, какие грабли могут ждать? DR> Попробую накидать схемку для наглядности.

в ж радио старых (60х гг) поищи, такого много было, под общим кодом - реле времени для фотолампы или типа того

с неонками, или вообще чисто релейное

в 70х уже что то с ку201 было

Sasha http://91.201.116.112

[Team OS/2][Team EDSMO]

Hello, Dmitriy! You wrote to All on Wed, 26 Jan 2011 11:04:21 +0300:

DR> В общем есть мысль. Hадо сделать девайс, который раз в период (к ............... DR> Кто что думает, какие грабли могут ждать? DR> Попробую накидать схемку для наглядности.

Граблей есть. Hакидаешь схему - их будет лучше видно. :-)

В вентилируемый канал поместить массивный радиатор с густыми параллельными рёбрами, на котором с хорошим тепловым контактом укрепить параллельно соединённые резистор и нормально разомкнутый биметаллический термостат градусов на 50-70. Получившуюся схему включить в разрыв цепи питания вентилятора.

Тяги нет - радиатор медленно нагревается выделяющейся на резисторе мощностью, в конце концов термостат срабатвает, вентилятор включается, поток воздуха быстро остужает радиатор, термостат отпускает, цикл повторяется. Теплоёмкость радиатора (и, возможно, гистерезис термостата) подобрать по желаемому времени включённого состояния, а мощность резистора - выключенного.

Вал. Дав.

P.S. Схему навеяло изучение принципов работы холодильников и кондиционеров, спроектированных в т.ч. и в XXI веке.

Привет, Valentin.

Вот что Valentin Davydov wrote to Dmitriy Romanov:

> [...]

VD> Тяги нет - радиатор медленно нагревается выделяющейся на резисторе VD> мощностью, в конце концов термостат срабатвает, вентилятор включается, VD> поток воздуха быстро остужает радиатор, термостат отпускает, цикл VD> повторяется. Теплоёмкость радиатора (и, возможно, гистерезис VD> термостата) подобрать по желаемому времени включённого состояния, а VD> мощность резистора - выключенного.

Период будет сильно зависеть от температуры. Полезная эта фича или вредная - надо спрашивать у аффтара вопроса. Кстати, оно ещё и недолговечное - пылью забьётся.

Привет, Dmitriy.

Вот что Dmitriy Romanov wrote to Alexander Hohryakov:

DR> Схему накидал. Кондер C1, заряжается через резистор R1, разряжается DR> через резистор R2. VD3 еще думается заменить неонкой. Возможно с DR> резистором. Возможно еще его заменить на динистор - надо подумать.

DR> filetime 1044016811 DR> size 2847 DR> begin 644 sw.GIF

Минуту не отработает. Конденсатор быстро разрядится в управляющий электрод тиристора, будет импульс меньше секунды - и всё.

Здpавствуй, Alexander!

Среда 26 Января 2011 13:46, ты писал(а) Dmitriy Romanov:

> [...]

Год работы с оксидными конденсаторами и чуть более с К52-* и К53-*. Рассуждаю из опыта эксплуатации самодельных и одной покупной сигнализаций где выдержка времени формировалась на электролитах. Учитывая это в приблуде плавного включения ЛH я применял К53-4. Отработала около 10 лет пока в патроне не коротнуло и не выжгло всю схему, плавкий предохранитель защитил только от пожара.

Hадо, а я разве против? Только если уж спрашивать у автора - так всю задачу целиком. Возможно, её удастся решить вообще без схемы, да и без вентилятора, на естественной тяге.

Компьютер забивается пылью через многие месяцы непрерывной работы. А тут скважность десятки.

SS> в ж радио старых (60х гг) поищи, такого много было, под общим кодом - SS> реле времени для фотолампы или типа того SS> в 70х уже что то с ку201 было

А в 2011-м можно просто пойти в магазин и купить программирумуемое реле за

400руб. Выглядит как вилко-розетка, между ними ЖКИ-экран и четыре-пять кнопок настройки. Делать то же самое самому можно только из экономии этих 400р или любознательности. Думаю, есть и дешевле, я привел пример купленных мной, на 3кВт.

Dima

Reply to
Dima Badisov

Hello, Dima! You wrote to Dmitriy Romanov on Wed, 26 Jan 2011 23:58:40 +0300:

DB> А в 2011-м можно просто пойти в магазин и купить программирумуемое реле DB> за 400руб. Выглядит как вилко-розетка, между ними ЖКИ-экран и DB> четыре-пять кнопок настройки. Делать то же самое самому можно только из DB> экономии этих 400р или любознательности. Думаю, есть и дешевле, я DB> привел пример купленных мной, на 3кВт.

Hе пойдет, девайс должен подключаться параллельно выключателю, вилко-розетка же втыкается в розетку.

Привет Michael!

Писал как-то Michael Belousoff к Dmitriy Romanov 26.01.2011 в 19:49:52, а я смотрю и фигею

MB> Минуту не отработает. Конденсатор быстро разрядится в управляющий MB> электрод тиристора, будет импульс меньше секунды - и всё. А если резистор туда добавить? Я вот думаю еще немного в сторону неонки, чтобы гистерезис обеспечить.

Dmitriy Romanov

Привет Alexander!

Писал как-то Alexander Hohryakov к Dmitriy Romanov 26.01.2011 в 22:52:58, а я смотрю и фигею

AH> Чтобы тиристор минуту держать в открытом состоянии - ток управляющего AH> электрода Ig найдем в даташите или справочнике, время 60 секунд, изменение AH> напряжения на конденсаторе - разница между напряжениями зажигания и AH> погасания неонки, это из другого справочника. Теперь считаем емкость и AH> получаем - семь на ум пошло - бешеные фарады. :-) А если ток управляющего электрода транзистором обработать? А транзистор к аноду его?

Dmitriy Romanov

Привет Sasha!

Писал как-то Sasha Shost к Alexander Hohryakov 27.01.2011 в 1:37:40, а я смотрю и фигею

Dmitriy Romanov

Привет Igor!

Писал как-то Igor Suslyakov к Alexander Hohryakov 26.01.2011 в 20:36:26, а я смотрю и фигею

> [...]

IS> Год работы с оксидными конденсаторами и чуть более с К52-* и К53-*. IS> Рассуждаю из опыта эксплуатации самодельных и одной покупной сигнализаций IS> где выдержка времени формировалась на электролитах. Учитывая это в IS> приблуде плавного включения ЛH я применял К53-4. Отработала около 10 лет IS> пока в патроне не коротнуло и не выжгло всю схему, плавкий предохранитель IS> защитил только от пожара. Если грабли в том, что через год час превратится в полчаса, то это не страшно. А кондер поставим от блока питания - их там есть подходящих.

Dmitriy Romanov

Оно отдельного источника питания требует. А хочется, чтобы в выключенном состоянии устройство питалось паразитным током (недостаточным для вращения вентилятора), а во включённом - за счёт внутреннего запаса энергии.

Hello, Valentin! You wrote to Dima Badisov on Thu, 27 Jan 2011 08:32:23 +0000 (UTC):

??>> А в 2011-м можно просто пойти в магазин и купить программирумуемое ??>> реле за 400руб.

VD> Оно отдельного источника питания требует. А хочется, чтобы в VD> выключенном состоянии устройство питалось паразитным током VD> (недостаточным для вращения вентилятора), а во включённом - за счёт VD> внутреннего запаса энергии.

или за счет тока нагрузки.

Hello, Dmitriy! You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 27 Jan 2011 08:45:29 +0300:

DR> Писал как-то Alexander Hohryakov к Dmitriy Romanov 26.01.2011 в DR> 22:52:58, а я смотрю и фигею

Попробуй. В самом худшем случае, если даже схема выйдет из строя, пожара не будет. А что это за устройство, я присоединяюсь к вопросу Вал.Дав.?

Трансформатор тока? А это мысль. В выключенном состоянии трансформатор

220/5, во включённом 0.5/5, итого имеем непрерывное питание 5 вольт на сколько нужно миллиампер без сколь-нибудь заметного нагружения линии. То есть два трансформатора, два выпрямительных мостика, конденсатор, стабилитрон, 7555 таймер, реле, ещё один конденсатор, два резистора и диод. Всё равно сложновато получается.

Привет, Dmitriy.

Вот что Dmitriy Romanov wrote to Michael Belousoff:

DR> А если резистор туда добавить? Я вот думаю еще немного в сторону DR> неонки, чтобы гистерезис обеспечить.

Поставишь слишком большое сопротивление - тиристор не откроется. Ему туда надо выдать не напряжение и не ток, а и то и другое - то есть определённую мощность. В течение определённого времени. То есть где-то надо накопить определённое количество энергии. Hу или отжирать её понемногу в начале каждого полупериода от нагрузки - тогда нагрузка будет кушать слегка покоцанную синусоиду, и мощность упадёт. Устроит такое? (Я пока просто качественно рассуждаю, но ИМХО искажение синуса будет заметное.)

Hello, Michael! You wrote to Dmitriy Romanov on Thu, 27 Jan 2011 21:00:26 +0300:

MB> Поставишь слишком большое сопротивление - тиристор не откроется. Ему MB> туда надо выдать не напряжение и не ток, а и то и другое - то есть MB> определённую мощность. В течение определённого времени. То есть где-то MB> надо накопить определённое количество энергии. Hу или отжирать её MB> понемногу в начале каждого полупериода от нагрузки - тогда нагрузка MB> будет кушать слегка покоцанную синусоиду, и мощность упадёт. Устроит MB> такое? (Я пока просто качественно рассуждаю, но ИМХО искажение синуса MB> будет заметное.)

Бытовые диммеры так и работают. Если, скажем, отрывать симистор, когда напряжение достигнет 10 В, это будет - семь на ум пошло - около 0.1% мощности.